Библиографическое описание
Современный мир полон опасностей — стихийные бедствия, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность. Для детей очень важно осознать, что главной целью человека — ценить то, что тебя окружает, а также себя и своё собственное здоровье, которое нужно беречь и оберегать.
Двадцать первое столетие получило название «век научно-технического прогресса», это обусловлено быстрым развитием прикладной науки, которое привело к множествам достижений и внедрению новых технологий не только в процессе производства, но и в повседневной жизни. Современный ребёнок слишком «продвинутый»: уже с полутора лет может самостоятельно включить напольный вентилятор, переключить режим увлажнителя воздуха, «включить» стиральную машинку.
Такие авторы как Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, изучали научные труды А. Маслоу, который пришел к выводу о том, что потребность в безопасности является основной и доминирующей потребностью ребенка, ее депривация может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. Потребность в безопасности и стабильности существования, уверенности в завтрашнем дне занимает вторую ступень в пятиступенчатой классификации потребностей личности А. Маслоу и является потенциально значимой для среднестатистического индивида.
Наибольшее число травм происходит с детьми в возрасте от 4 до 7 лет — в этот период они становятся более самостоятельными. При этом мальчики получают травмы чаще девочек, что объясняется их большей подвижностью и некоторой бравадой, желанием казаться сверстникам более сильными и бесстрашными.
Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает реализацию следующего механизма, включающего рациональный, эмоциональный и поведенческо-деятельностный компонент.
Говоря о компонентах названного механизма, необходимо отметить то, что первый рациональный компонент предполагает сферу сознания личности, так как отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях.
Второй эмоциональный компонент предполагает восприятие любого знания, действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира
.
Третий поведенческо-деятельностный компонент предполагает то, что знания о мире, их эмоциональная оценка неизменно приводят к определённому типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий)
.
Тем не менее психологи утверждают, что шалости такого рода — это не порок, а неотъемлемая часть детского периода жизни. Даже если соблюдать все установленные правила родителей и педагогов, избежать травм в дошкольном возрасте практически невозможно
Основные методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников:
Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших дошкольников, но на материале, отражающем специфику возрастных возможностей детей.
Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать.
Так, рассказывая о явлении природного электричества — грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства- громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые в домах надежно защищены от неё.
Следует поддерживать заинтересованность детей совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников — это пример окружающих ребёнка взрослых.
Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий — метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме.
Просмотр обучающих мультфильмов — это метод наиболее привлекателен для детей. Педагогам можно использовать мультфильмы, направленные специально на формирование воспитания основ безопасного поведения детей в быту: «Аркадий Паровозов», «Уроки тётушки совы», «Фиксики и безопасность», «Лёлек и Болек», «Азбука безопасности», данные мультфильмы обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью.
Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий — современные разновидности наглядного метода. Для этого можно подготовить в непосредственной образовательной деятельности, занятие с использованием мультимедийной презентации на разные темы в области формирования безопасного поведения на разные темы «Азбука безопасности», «Опасные ситуации дома», «Огонь наш друг? Или враг», «Осторожно электроприборы!», «Почему на кухни игры плохи?», «Какие есть службы спасения», «Почему открытое окно может стать опасностью?». Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям — очень популярная у дошкольников форма наглядного метода.
Все перечисленные формы работы являются необходимыми педагогическими условиями формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Таким образом
, для того чтобы дети в детском саду были здоровы, необходимо научить их основам безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем обстоятельствам, которые их ожидают.
Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома; опасности на дороге и улице; опасности на природе; опасности в общении с незнакомыми людьми. Именно от информированности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Главной целью дошкольного образовательного учреждения обучить подрастающее поколение правилам безопасного поведения, предотвратить возможные экстремальные ситуации и научить их осторожности.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, ребенок, безопасное поведение детей, дошкольный возраст, наглядный метод, окружающий мир, опасность.
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
Позвольте, представится: Я, Лобова Анна Николаевна, педагогический стаж по специальности 10 лет, работаю на группах дошкольного возраста, представляю МБДОУ № 63.
Выбранную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время значительно изменились условия жизни человека, соответственно изменились и правила формирования основ безопасного поведения. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо прививать ему культуру безопасного поведения в полном неожиданностей мире.
В связи с этим была определена цель работы:
Разработать систему совместной деятельности воспитателя с детьми среднего возраста по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Перед собой поставила следующие задачи, которые представлены на экране:
Новизна опыта состоит включение в образовательную деятельность мультимедийный презентации, которые обеспечивают наглядность, способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Теоретическим фундаментом опыта работы являются:
С.Мартынов, Т. Г. Хромцова, делают акцент в предупреждении бытового детского травматизма и выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Исходя из выше сказанного, разработала перспективный план, в который включила:
Непрерывную образовательную деятельность,
игровые проблемные ситуации
Итоговое мероприятие в рамках комплексно – тематического планирования
Создание соответствующей предметно- пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников.
В группе создаются условия, макет «Улица города», развивающие плакаты –
«В гостях у Мойдодыра», «Опасные предметы», «Кому что нужно для работы», дидактические игры — «Часы безопасности», «Опасно-неопасно», «Лото безопасности», «Я знаю, что можно, что нельзя», «Помощники на дороге», «На чем люди ездят», «Найди и назови», полочка умных книг, иллюстрированные альбомы из серии «Безопасность», «Здоровье», атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игрушки.
Свою работу строю не только с детьми, но и с родителями.
Вовлекаю их в единое образовательное пространство, используя различные формы.
В этом году родителям было предложено анкетирование на тему:
«Формирование навыков безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»,
проведено родительское собрание «Безопасное поведение детей дома, в новогодние каникулы»,
были предложены различные консультации, по темам недели, например: «безопасного поведения на улице», «безопасные предметы дома», к их вниманию был предложен видео ролик на тему «Правила поведения зимой».
Совместно с родителями был составлен и реализован краткосрочный, исследовательский проект «Безопасность на дорогах», с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Таким образом, в результате проведенной работы: Считаю цель работы достигнутой и задачи решенными. Благодаря созданию таких условий дети постепенно осваивают формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дети намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Перспективы дальнейшей работы связываю с продолжением работы над данной темой.
- Мошкин, В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания / под. ред. З. Н. Лукьяновой, В. Н. Мошкина. — Барнаул: АГИИК 1999. 4.
- Федорец, Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). — Л., 1990.
Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, опыт безопасного поведения, этапы формирования навыков безопасного поведения.
The article is devoted to the role of organizational-pedagogical conditions of formation of skills of safe behaviour in everyday life in children of preschool age.
Key words: safety, safe behavior, experience of safe behavior, stages of formation of skills of safe behavior.
Подчеркнем при этом, что представление о безопасном поведении в быту усваивается ребенком в процессе разных видов деятельности и становится регулятором его поведения, которое определяется представлением ребенка о том, как следует вести себя в той или иной опасной ситуации.
Проблема безопасной жизнедеятельности рассматривалась в работах ученых, среди которых можно назвать В. А. Ананьева,A. С. Вернадского, М. И. Ломоносова, и др. Многообразие идей и подходов к проблемам безопасности и жизнедеятельности личности освещено в трудах отечественных психологов -В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьевой, Д. В. Эльконина и др. Среди современных исследований можно выделить ученых Н. Ю. Белую, Л.И Лукину,B. Н. Мошкина и др.
Вопросами формирования навыков основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста занимались в своих научных работах — Н. Н. Авдеева, Г. К. Зайцев, В. Н. Зимонина, О. Л. Князева, Л. А. Кондрыкинская, И. Ю. Матасова, Р. Б. Стеркина, Л. Г. Татарникова, Т. Г. Хромцова и др.
Формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста, возможно эффективно осуществить при создании определенных организационно-педагогических условий. Правильное определение условий, которые будут не только отвечать программным требованиям, но и будут направлять работу педагога в данном русле, зависит полностью от педагога.
Анализ литературных источников позволил выделить организационно-педагогические условия, способствующие формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста:
– хронологию освоения доступного детям содержания знаний, умений и навыков безопасного поведения в быту;
– использование поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы навыков безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;
– признание педагогами и родителями потребности целенаправленной деятельности в тесном сотрудничестве.
Эффективность организационно-педагогический условий формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста возможно при поэтапной методической работе с детьми старшего дошкольного возраста, а именно:
1-ый этап: Уточнение и систематизация знаний о правилах безопасного поведения преимущественно через дидактические игры.
2-й этап: Использование ситуативно — имитационного моделирования для формирования умений безопасного поведения в быту.
На основании теоретического исследования был разработан педагогический эксперимент на базе МБДОУ № 1 пгт. Ленино. Констатирующий этап исследования показал, что большинство детей, участвующих в эксперименте, старшего дошкольного возраста входит в число положительного уровня (высокий и достаточный уровень) сформированности навыков безопасного поведения в быту. Недостаточный уровень составил — 30 % детей. Дети лишь с помощью педагога могли назвать отдельные источники опасности в быту, не знали меры предосторожности и действия в случае опасности. Были безразличны к необходимости соблюдения мер предосторожности.
На основании этого этапа исследования были разработаны направления формирующей работы:
– это работа с педагогическим коллективом: деловая игра «один дома», круглый стол «Создание в дошкольном образовательном учреждении безопасной среды для детей», создание каталогов дидактического и художественного материала;
– и работа с детьми, которая предполагала 3 этапа: обогащающий, имитационный, практический.
Целью первого (обогащающего) этапа являлось накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту. Это: представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода и доступных приемах оказания первой помощи.
На этом этапе исследования главное место занимало обучение, в основном представленное системой бесед, дидактических игр, чтением и обсуждением художественной литературы.
В ходе формирующей работы для реализации второго имитационного этапа на макетах комнаты и кухни, разыгрывались игровые проблемные ситуации опасного и неопасного поведения ребенком дома. В одной ситуации ребенок должен помочь маме достать из духовки испеченное печенье. Воспитатель отмечает и озвучивает правильность и последовательность действий: взяты ли прихватки, готово ли место, куда будет поставлен противень. В следующей ситуации воспитатель предлагает рассмотреть случай неосторожного обращения с ножом, в результате которого был порезан палец, ребенок должен рассказать свои дальнейшие действия. По каждой ситуации рассматривается и оговаривается последовательность действий ребенка. Особенно детям понравилась игра, когда один участник отворачивался, а воспитатель за это время менял местами на кухне предметы. Затем ребенок должен был определить предмет, который стоит неправильно или опасно и объяснить почему.
Третий этап (практический) для формирования умений безопасного обращения с вероятными опасными предметами доступными детям дома, проводился вместе с родителями.
– работа с семьей: через информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное и досуговое взаимодействие.
Это выставки семейных творческих работ: «Безопасность». Участие в конкурсах творческих работ между ДОУ пгт.Ленино: «Островок безопасности». Разработаны и розданы информационные проспекты для родителей: «Осторожно! Опасные предметы в быту». Разработаны памятки по организации безопасного поведения детей в быту, о предупреждении пожара от баловства и неосторожного поведения с огнем, обеспечения личной безопасности детей дошкольного возраста, предупреждение травматизма и др. Папки-передвижки: «Электробезопасность дома»; «Осторожно с огнем»; «Ребенок один дома».
Контрольный этап эксперимента позволил сделать сравнительный анализ данных активного уровня навыков безопасного поведения в быту дошкольников.
Таким образом, в результате проведенной работы в экспериментальной группе к высокому уровню навыков безопасного поведения в быту отнесено на 12 % больше дошкольников, чем на констатирующем этапе эксперимента. В контрольной группе всего отнесено на 4 % больше. К достаточному уровню отнесено на 13 % больше детей в экспериментальной группе и на 8 % в контрольной.
На 17 % уменьшилось количество детей экспериментальной группы из числа дошкольников, отнесенных к низкому уровню, тогда как в контрольной группе таких детей 4 %.
Произошли и существенные изменения качества навыков безопасного поведения в быту у детей старшего возраста. Дошкольники выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода (доступный детям дошкольного возраста); имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации (оказать помощь, обратиться за помощью).
Проведенное исследование показало, что внедренные нами организационно-педагогические условия играют существенную роль и являются эффективным средством формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, ребенок, старший дошкольный возраст, быт, мера предосторожности, экспериментальная группа, домашний обиход, достаточный уровень, дошкольный возраст, контрольная группа.
Лбова, О. В. К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр / О. В. Лбова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 912-914. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36747/ (дата обращения: 16.06.2023).
Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту
Проблема формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как уделяется большое внимание со стороны общества и государства в формировании активного и защищенного человека, способного оценивать окружающую среду для полноценного и безопасного существования в ней. Так же уделяется большое внимание и со стороны системы образования. Задачи сохранения здоровья детей и формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы образования.
Формирование культуры безопасного образа жизни и основ безопасного поведения находит отражение в законодательных и нормативных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие», одним из направлений которого является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; законе «Об образовании в РФ», где в ст. 84 указывается необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Анализ специфики возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста показывает, что данный возрастной период является благоприятным для формирования опыта безопасного поведения, так как ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, способен осваивать элементарные правила поведения в быту, следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности и во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Исследователи по данному направлению считают, что сформировать опыт безопасного поведения в быту у дошкольников возможно через различные методы, приемы и средства: целевые прогулки, беседы, театрализованные представления, игры (В. Зимонина); драматизации сказок, игровые тренинги (Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова); викторины, выставки детского творчества, уголки безопасности для детей и родителей (Л. Артемова), чтение художественной литературы (Л. Князева, А. Виноградова).
Современными исследователями для детей дошкольного возраста разработаны ряд программ по формированию опыта безопасного поведения в быту.
Авдеевой Н. Н., Князевой О. А., Стеркиной Р. Б. разработана программа для детей дошкольного возраста «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Основное содержание работы по программе строится по шести направлениям, одним из которых является «Ребенок дома». В данном разделе раскрывается содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими опасность для детей. Средствами и методами, которые предлагают авторы, являются: словесные игры, составление рассказа, поставка кукольного театра, подвижные игры, беседы, чтение художественной литературы.
Тимофеевой Л. Л. разработана парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей 3–8 лет». Данная программа предлагает пути решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и выбора оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. Программа разработана на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план — программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6–7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам, взрослым.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Разрабатывая вопросы теории и практики дидактической игры, исследователи значительную роль ее видели в умственном воспитании дошкольника, рассматривали как источник познания социального опыта взрослых и накопления ребенком собственного (В. Н. Аванесова, Ф. Н. Блехер, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Е. И. Радина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Б. И. Хачапуридзе и др.).
Своеобразие дидактической игры состоит в том, что она выступает одновременно как вид игровой деятельности дошкольника и форма организации взаимодействия со взрослым, особая форма обучения.
В структуру дидактической игры входят следующие составляющие:
Дидактические игры по формированию опыта безопасного поведения в быту дают возможность:
‒ познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
‒ научить различать потенциально опасные предметы быта;
‒ сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
‒ познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Л. В.Артемова, Т. В.Ким, И. И. Кобитина, Т. Г. Гусарова предлагают дидактических игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасности в быту, которые отличаются реалистичностью (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам); занимательностью (содержат игровые элементы, задания), красочностью, динамичностью; отвечают конкретным образовательным задачам; соответствуют возрастным возможностям детей; предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования.
Подобранные дидактические игры дают возможность: знакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно — образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена:
‒ закрепление знаний об источниках опасности («Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что может быть опасно — найди», «Подбери игрушку Танюшке»);
‒ — углубление знаний об окружающих ситуациях и правилах безопасности («Так и не так», «Сто бед», «Высоко — низко», «Убери на место»);
‒ закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях («Мы спасатели», «Сто бед»).
Таким образом, проблема формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр является актуальной, так роль дидактической игры огромна в воспитании и развитии ребенка, но на сегодняшний день дидактические игры по формированию опыта безопасного поведения в быту у дошкольников.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дидактическая игра, быт, ребенок, формирование опыта, игра, старший дошкольный возраст, дидактическая задача, игровая задача, безопасный образ жизни.
Ключевые слова
дидактическая игра,
безопасное поведение,
дети старшего дошкольного возраста,
опыт безопасного поведения в быту,
дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту