Построение работы классного руководителя

Успех
в работе классного руководителя во
многом зависит от ее плановости и
систематичности. Деятельность классного
руководителя представляет собой часть
общего процесса воспитания. Поэтому
важно согласовывать ее со всеми другими
звеньями школьной работы, ориентируясь
на общешкольный годовой план.

Организационно-педагогическая
работа классного руководителя включает
в себя постоянное изучение учащихся,
мероприятия по организации и форматированию
коллектива учащихся, а также совместную
работу с пионерским отрядом или
комсомольской группой и родителями
учащихся.

Эта
работа в соответствии с рекомендациями
«Примерного содержания воспитания
школьников» предусматривает формирование
коммунистического мировоззрения и
нравственности, трудовой воспитание и
профориентацию, воспитание ответственного
отношения к учению и учебных умений,
правовое, эстетическое и физическое
воспитание.

Система
в работе классного руководителя
предполагает целесообразное сочетание
форм и методов просвещения с организацией
практической деятельности школьников.
Классный руководитель, как правило,
работает с одним и тем же составом
учащихся несколько лет. Поэтому логика
в воспитательных мероприятиях должна
прослеживаться не только по месяцам,
но и по учебным годам.

Основные
направления классного руководителя
это:

1.
Изучение учащихся и коллектива класса:
получение демографических, медицинских,
психологических и педагогических данных
(семья, социальное и материальное
положение, состояние здоровья, уровень
развития, воспитанности и обученности,
индивидуальные особенности и т.д.)

2.
Постановка воспитательных задач
(«перспектив») общих для класса или
отдельных групп, учеников класса.

3.
Планирование воспитательной работы —
составление плана для работы с учениками,
учителями, родителями, содержащего
перечень задач и дел по их решению.

4.
Организация, проведение и корректировка
различных видов деятельности в
соответствии  с поставленными задачами
и намеченным планом: проведение классных
часов, коллективных творческих дел,
экскурсий, походов, вечеров, родительских
собраний и т.д.

5.
Организация работы с родителями учащихся:
систематическое информирование об
успеваемости, поведении учащихся,
посещение учащихся на дому, осуществление
педагогического просвещения родителей,
привлечение родителей к воспитательной
работе с учащимися.

6.
Анализ и оценка результатов воспитания:
наблюдение опросники и другие методы,
позволяющие судить о результатах и
ставить новые задачи.

Планирование
работы классного руководителя.

Подготовка
к разработке плана. План работы классного
руководителя — конкретное отображение
предстоящего хода воспитательной работы
в ее общих стратегических направлениях
и мельчайших деталях. Отсюда —
целесообразность органичного сочетания
перспективного плана воспитательной
работы и планов конкретных воспитательных
мероприятий.

Опыт
показывает, что лучше, когда классный
руководитель имеет перспективный план
работы на весь учебный год, а затем
последовательно разрабатывает детальные
планы на учебные четверти. Однако это
определяется опытностью педагога, а
также сложившимися традициями школы и
возможными указаниями со стороны органов
управления образованием.

Классный
руководитель должен начинать работу
над планом в конце предшествующего
учебного года, когда становится известным
распределение учебной нагрузки и
классного руководства на новый учебный
год. Если классный руководитель принимает
новый класс, ему необходимо познакомиться
с личными делами воспитанников, их
семьями, изучить сложившуюся систему
воспитательной работы в классе, традиции,
официальную и неофициальную структуру
коллектива. Все это поможет осуществлению
преемственности в воспитательной
работе.

В
конце учебного года целесообразно
провести с помощью школьного психолога
диагностические «срезы» в классе
с целью выявления психологической
атмосферы, сплоченности,
ценност-но-ориентационного единства и
других существенных параметров
коллективной жизнедеятельности. Полезно
выявить преобладающие отношения
воспитанников между собой, а также к
учебе, труду, природе, искусству и другим
явлениям и процессам окружающей
действительности.

Таким
образом, подготовительный
этап
к составлению плана воспитательной
работы классного руководителя сводится
к сбору информации о классном коллективе
и отдельных воспитанниках, которая
определит характер доминирующих
воспитательных задач.

Технология
составления плана. Подготовка к
составлению плана работы классного
руководителя завершается составлением
характеристики классного коллектива
и отдельных учащихся. Это начальный
этап развертывания технологической
цепочки разработки программы
жизнедеятельности класса и учащихся
на предстоящий период.

Следующий
этап
предполагает знакомство классного
руководителя с общешкольным планом
воспитательной работы, который, как
правило, готов к началу нового учебного
года. Из него необходимо отобрать все
те общешкольные мероприятия, а также
общественно полезные дела по параллелям
и группам классов, в которых класс должен
принять участие. Будучи соотнесенными
с конкретными датами, эти мероприятия
заложат основной каркас плана
жизнедеятельности коллектива. Здесь
необходимо подчеркнуть недопустимость
отождествления планов работы классного
руководителя и жизнедеятельности
коллектива класса.

Опытные
педагоги после этих двух этапов приступают
к формулированию конкретных задач
воспитательной работы с классом на
учебный год, продумыванию системы
мероприятий и отбору реально выполнимых
общественно полезных дел. А начинающим
классным руководителям целесообразно
предварительно соотнести информацию,
полученную на предыдущих этапах, с
общими данными об особенностях возраста
учащихся класса и имеющимися рекомендациями
в помощь классным руководителям.

При
определении доминирующих воспитательных
задач надо исходить из принятого нами
целостного подхода к организации
педагогического процесса. Не разрозненные
мероприятия по направлениям воспитательной
работы, а реальные дела и разнообразные
виды деятельности должны составлять
основу планов. Задачи воспитания, а
следовательно и конкретное содержание
на строго очерченный период времени
должны определять социальная, возрастная
и индивидуальная ситуации развития.
Социальная ситуация как бы диктует идеи
коллективных дел (что делать коллективу),
возрастная — обусловливает выбор форм
деятельности, а ситуация индивидуального
развития придает содержательной стороне
работы с детьми неповторимость.
Соответственно выделяются и три основных
объекта внимания классного руководителя:
коллектив, деятельность и индивидуальность.

В
целях обеспечения гармоничного развития
личности каждого школьника, отбирая
содержание, классный руководитель
должен включить в план, а затем и в
реальный педагогический процесс
познавательную, трудовую,
художественно-эстетическую,
физкультурно-оздоровительную,
ценностно-ориентационную и другие виды
деятельности. При этом важно, чтобы и
внутри названных видов деятельности
достигалось достаточное разнообразие
их конкретных видов.

Когда
план в целом сформирован, наступает
период его «доводки». Классный
руководитель обсуждает его отдельные
разделы с коллегами, учителями, работающими
с классом, родителями и учащимися, а
также осуществляет корректировку с
планами работ класса, детских общественных
организаций. План классного руководителя
богаче плана жизнедеятельности
коллектива, поскольку содержит
воспитательные мероприятия, касающиеся
как коллектива в целом, так и отдельных
воспитанников, их изучения, направления
работы с родителями. Он, образно выражаясь,
составляет своеобразный фон, на который
налагается план работы класса, его
актива, органов ученического самоуправления
и отдельных учащихся. В своей совокупности,
дополняя друг друга, эти планы
предусматривают необходимое содержание
тех учебных и общественно полезных дел,
организация и выполнение которых
направлены на формирование ценных
деловых и нравственных качеств у
школьников.

Заключительный
этап
в технологической цепочке создания
плана воспитательной работы — это его
обсуждение на классном собрании,
закрепление ответственных за организацию
тех или иных мероприятий, распределение
поручений активу и отдельным воспитанникам.

Структура
плана.
В реальной школьной практике планы
работы классных руководителей имеют
различную структуру. Это связано с
различными условиями функционирования
школ и отдельных классных коллективов
как педагогических систем. Структура,
а, следовательно, и сами формы планов
работы зависят и от уровня педагогической
квалификации классного руководителя.
Если опытный педагог может ограничиться
кратким планом работы, то начинающим
учителям целесообразно рекомендовать
составление подробных, развернутых
планов.

Традиционная
структура плана работы классного
руководителя имеет следующий вид.

1.
Краткая характеристика и анализ состояния
воспитательной работы.

3.
Основные направления и формы деятельности
классного руководителя.

4.
Координация воспитательной деятельности
учителей, работающих в классе.

5.
Работа с родителями и общественностью.

Все
планы классного руководителя должны
открываться кратким анализом состояния
воспитательной работы за предыдущий
год и характеристикой класса. Характеристика
отражает уровень общей воспитанности
коллектива, его успеваемость и дисциплину,
а также сформированность таких качеств,
как трудолюбие, ответственность,
организованность, общественная активность
и др. Анализируется структура межличностных
взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры,
микрогруппы), преобладающее настроение
в классе, содержание ценностных
ориентаций, определяющих общественное
мнение. Дается характеристика отдельных
воспитанников, в частности допускающих
отклонение от принятых норм поведения,
отстающих в учебе и др.

Во
втором разделе формулируются основные,
доминирующие воспитательные задачи,
которые будут решаться в новом учебном
году. Их должно быть немного, чтобы
гарантировалось их действенное, а не
формальное, выполнение. Важно, чтобы
задачи учитывали состояние классного
коллектива, уровень его развития, а
также общие задачи, стоящие перед школой.
Поскольку нет одинаковых коллективов,
то и задачи не могут быть одинаковыми
даже в параллельных классах. Во многом
они зависят и от опытности, и квалификации
классного руководителя.

Третий
раздел несет основную содержательную
нагрузку, определяя как главные
направления деятельности, так и способы
решения воспитательных задач. Именно
этот раздел определяет структурное
своеобразие плана, поскольку в нем
отражаются те или иные подходы к развитию
и формированию личности.

Если
исходить из того, что личность школьника
как целостная психическая система
формируется не «по частям», что
любой вид деятельности так или иначе
отражается на ее формировании, то этот
раздел плана принимает следующий вид.

Про ГИС СОЛО:  Аналитическая справка методической работы школы

В
четвертом разделе традиционного плана
намечаются конкретные мероприятия по
координации воспитательных воздействий
всех учителей, работающих в классе. Это
могут быть педагогические совещания,
специальные консилиумы, индивидуальные
беседы с отдельными учителями и другие
формы работы.

Заключительный
раздел «Работа с родителями»
содержит круг вопросов, предполагаемых
для обсуждения на родительских собраниях,
хотя темы лекций и бесед могут
корректироваться в зависимости от
складывающихся обстоятельств; намечаются
сроки посещения семей с целью изучения
условий жизни и воспитания детей;
планируются формы индивидуальной работы
с родителями, связь с родительским
комитетом и возможности привлечения
родителей к участию в жизни класса и
школы.

Два
вспомогательных раздела, которые
располагаются на оборотной стороне
листа, должны содержать характеристику
классного коллектива и характеристику
индивидуальных особенностей учащихся,
в которых отражаются и условия жизни
воспитанников в семье (особенно если
имеются сложности); их интересы и
склонности, и в связи с этим — какие
кружки, секции, учреждения дополнительного
образования они посещают, а если не
посещают, то почему; состояние здоровья
и наиболее ярко выраженные личностные
особенности.

1
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.
— М., 1986.

Для большинства классных руководителей
планирование – это не очень приятная, простая и
понятная процедура. Они считают, что план нужен
администрации школы, и потому составляют его
формально и не находят в этом своего интереса и
смысла.

Конечно, план классного руководителя – это
только часть его работы, и отношение к
планированию зависит от отношения учителя к
воспитанию учеников вне урока. Большинство
педагогов понимают значение такой работы и
относятся к ней, по крайней мере, добросовестно, а
многие находят в ней и большой личностный смысл и
удовлетворение.

Планирование – это творческий процесс, не
прекращающийся на протяжении всей работы с
детьми.

Начиная работу по планированию воспитательной
работы в классе, прежде всего, важно осознать
место и суть этого плана в системе деятельности
самого классного руководителя, иначе говоря,
ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.

Цель моей работы: поделиться опытом
планирования наших классных руководителей,
которые имеют рабочий план воспитательной
деятельности, помогающий составить
воспитательную систему класса, написать
развёрнутую характеристику воспитанникам, иметь
полную картину развития личности учеников.

Планирование, необходимое в первую очередь
классному руководителю, а не администрации
школы, является насущной частью его
профессиональной деятельности в работе с детьми.

Мы считаем, что первое с чего необходимо начать
планирование – это изучение основных законов
государства в области образования и локальных
актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”,
“Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”,
“Устав ОУ”, положение о классном руководителе.

Планирование воспитательной работы
основывается на сотрудничестве педагога,
детского коллектива, родителей учащихся и
общественности, осмыслении ими целей и задач
своей совместной деятельности и на желании
сделать школьную жизнь интересной, полезной,
творческой. Поэтому мы разработали структуру
плана воспитательной работы для классного
руководителя. Ею пользуются, как опытные
педагоги, так и начинающие классные
руководители.

Структура плана воспитательной работы
классного руководителя:

Анализируя воспитательную деятельность за
прошедший период, педагог выясняет, что сделано с
классом:

А) количество проведённых мероприятий, формы и
методы проводимых мероприятий, их
результативность, влияние на классный коллектив,
в общем, и в частности на отдельных
воспитанников, которые находятся у педагога на
контроле;

Б) работа с органами самоуправления –
активность общая и отмечаются отдельные
активисты по классу и школе;

В) работа с родителями – формы работы, их
эффективность, результаты совместных КТД,
активные родители, на которых опирается в работе
педагог;

Г) работа с общественностью – какие структуры
были задействованы, насколько эффективно
сработано это взаимодействие, формы работы;

Д) итоговые выводы по анализу воспитательной
деятельности с классом – какие задачи в процессе
работы решены и что не удалось выполнить
полностью и почему.

Сделав вывод, классный руководитель видит: над,
чем необходимо ему работать в этом году, какие
цели и задачи поставить на будущее.

Целеполагание – важнейший компонент любой
осознанной педагогической деятельности. Цели
определяют принципы, содержание, формы и методы
деятельности педагога. В работе классного
руководителя целеполагание имеет исключительно
большое значение. Классный руководитель может
поставить перед собой, детьми, родителями и
учителями разнообразные цели: глобальные и
частные, ближайшие, средние и далёкие,
стратегические и тактические.

Необходимо при целеполагании опираться на
пожелания учащихся (Приложение
1) и учитывать следующие требования:

Итак, мы подошли к следующему этапу работы над
планированием воспитательной деятельности –
это диагностика и мониторинг развития классного
коллектива. Мы применяем в этом случае несколько
видов анкетирования всех участников
воспитательного процесса:

Цели и задачи сформулированы и теперь
необходимо ещё раз (а начинающий педагог впервые)
составить характеристику своего классного
коллектива. (Приложение 4)

Жизнедеятельность классного коллектива
строится по типу линейно-хронологического
плана, где содержится перечень мероприятий,
расположенных понедельно. Также определяются
приоритетные направления воспитательной
деятельности, исходя из цели работы школы.

В нашей школе планирование затрагивает 5
разделов: Искусство. Родословный корень;
Окружающая среда. Здоровье; Интеллект; Жизнь в
человеческом обществе (детская республика
“Подросток”); Хозяин земли, т.е. согласно
основных методических рекомендаций мы стараемся
охватить основные виды внеурочной деятельности:
познавательную, общественную, эстетическую,
ценностно-ориетационную, досуговую.

Мероприятия планируются исходя из социального
заказа родителей, пожеланий учащихся и
потребностей современного времени. Поэтому,
чтобы в будущем легче было отслеживать
эффективность проводимых воспитательных дел,
педагог ведёт страницу “Педагогические
наблюдения”, где фиксирует результативность
проводимых мероприятий, эффективность выбранных
форм и методов, участие детей, родителей и
общественности в реализации запланированных
дел.

Но при этом важно не перегружать план. В месяц
разумно проводить два классных часа (время
классного руководителя для работы с классом в
любой форме – организационный и тематический) и
одно коллективное дело. Остальное время
отводится на индивидуальную работу, встречи с
родителями, учителями и текущие дела по
заполнению документации классного руководителя.

Проводимые воспитательные мероприятия,
классный руководитель накапливает в своей
методической копилке – это конспекты бесед по
различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..

Работа с семьей предполагает наличие “Карты
семьи” (Приложение 5),
тематику родительских собраний, работу с
классным родительским комитетом. Отдельно
фиксируются протоколы родительских собраний и
заседаний родительского комитета. Как и при
планировании воспитательной работы с классным
коллективом, так и в работе с родителями, педагог
записывает основную использованную
методическую литературу для тематических
мероприятий. Кроме классного руководителя,
родительские собрания и классные мероприятия с
воспитанниками планируются в работе социального
педагога школы, валеолога и медицинского
работника, заместителей директора по
учебно-воспитательной и воспитательной работе.

Связь с общественностью является необходимым
звеном плана воспитательной работы, т.к. учащиеся
не живут изолированно, общаясь только со своими
одноклассниками в школе и семьей. В этом разделе
вносятся планы работы сельской библиотеки –
музей, музыкальной школы, сельского Дома
Культуры, реабилитационного центра города и
других общественных организаций, которые могут
внести существенный вклад в дело воспитания
подрастающего поколения.

Индивидуальная работа с учащимися необходима
для отслеживания развития личности каждого
воспитанника. Для этого разработана
“Индивидуальная карта ученика”, где
фиксируются его психо-физиологическое,
интеллектуальное и нравственное развитие (Приложение 6). “Портфолио
ученика” — это, как правило, отдельная папка, в
которую ученик вносит свои достижения по
разделам:

Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают
родители, педагог контролирует наполняемость
данной папки.

Раздел, необходимый в работе педагога, — работа
с учащимися из “группы риска”. Современная
жизнь поставила многих подростков в условия
необходимого выживания, поэтому некоторые из них
попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя
неадекватно. В результате – учёт классного
руководителя, социального педагога и даже
комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог
внимательно следит за развитием такого ребёнка,
намечая индивидуальный план работы с ним,
записывая встречи и беседы с таким учеником,
давая необходимые советы воспитаннику и его
родителям, подводя итоги такой индивидуальной
работы.

Работа с учителями – предметниками строится не
только на консультации о слабо и хорошо
успевающих учениках, но и отслеживании учащихся
“зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к
которым необходим индивидуальный подход в связи
с их психо-физиологическими особенностями,
ребят, которым необходима индивидуальная
консультация по тому или иному предмету.

По существу, создание плана воспитательной
работы классного руководителя означает
разработку проекта воспитательного процесса, в
котором есть задачи воспитания и средства их
достижения.

Хотелось бы отметить, что не так важна форма
плана и количество дел в нём, важно другое: знать
детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы
должны все время узнавать их, наблюдать, изучать
специально и в ежедневном непосредственном
общении. Любить – значит заниматься ими,
проводить с ними время, организовывать их
содержательные занятия. А терпеть – означает не
спешить видеть их сразу такими замечательными,
какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать.
Всходы будут.

Про ГИС СОЛО:  Электронный журнал моу мантуровская сош

Общие вопросы
подготовки к составлению плана

План работы
классного руководителя — конкретное
отображе­ние предстоящего хода
воспитательной работы в ее общих
стра­тегических направлениях и
мельчайших деталях.Отсюда
целесооб­разность органичного
сочетания перспективного плана
воспитатель­ной работы и планов
конкретных воспитательных мероприятий.

Опыт показывает,
что лучше, когда классный руководитель
имеет перспективный план работы на весь
учебный год, а затем последовательно
разрабатывает детальные планы на учебную
чет­верть. Однако это определяется
опытностью педагога, а также сложившимися
традициями школы и возможными указаниями
со стороны органов управления образованием.

В старших классах,
если классный руководитель уже не первый
год знает ребят, имеет представление
об уровне их воспитанности, возможностях
и интересах, можно составлять план на
более дли­тельный срок, т.е. на весь
учебный год. В младших классах или в том
случае, если учитель плохо знает класс,
целесообразнее пла­нировать
воспитательную работу на четверть или
полугодие.*

* См.: Гордин Л.Ю.Организация классного
коллектива. — М., 1984. — С. 77.

Классный руководитель
должен начинать работу над планом в
конце предыдущего учебного года, когда
становится известным распределение
учебной нагрузки и классного руководства
на но­вый учебный год. Если классный
руководитель принимает новый класс,
ему необходимо познакомиться с личными
делами воспи­танников, их семьями,
изучить сложившуюся систему воспита­тельной
работы в классе, традиции, официальную
и неофициаль­ную структуру коллектива.
Все это поможет осуществлению
пре­емственности в воспитательной
работе.

В конце учебного
года рекомендуется провести с помощью
школьного психолога диагностические
«срезы» в классе с целью выявления
психологической атмосферы, сплоченности
и других параметров коллективной
жизнедеятельности. Полезно выявить
преобладающие отношения воспитанников
между собой, а так­же к учебе, труду,
природе, искусству и другим явлениям и
про­цессам окружающей действительности.

Таким образом,
подготовка к составлению плана
воспитатель­ной работы классного
руководителя сводится к сбору информа­ции
о классном коллективе и отдельных
воспитанниках. В ходе ее определяются
доминирующие воспитательные задачи.

Подготовка к
составлению плана работы классного
руководи­теля завершается составлением
характеристикиклассного кол­лектива
и отдельных учащихся. Это начальный
этап развертыва­ния технологической
цепочки разработки программы
жизнедея­тельности класса и учащихся
на предстоящий период.

Следующий этап
предполагает знакомство классного
руково­дителя с общешкольным планом
воспитательной работы, кото­рый, как
правило, готов к началу нового учебного
года. Из него необходимо отобрать все
те общешкольные мероприятия, а так­же
общественно полезные дела по параллелям
и группам клас­сов, в которых класс
должен принять участие. Будучи
соотнесен­ными с конкретными датами,
эти мероприятия заложат основной каркас
плана жизнедеятельности коллектива.
Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость
отождествления планов работы классного
руководителя и жизнедеятельности
коллектива класса.

Опытные педагоги
после этих двух этапов приступают к
фор­мулированию конкретных задач
воспитательной работы с клас­сом на
учебный год, продумыванию системы
мероприятий и отбору реально выполнимых
общественно полезных дел. Начинаю­щим
классным руководителям рекомендуется
предварительно со­отнести информацию,
полученную на предыдущих этапах, с
об­щими данными об особенностях
возраста учащихся класса и имею­щимися
рекомендациями в помощь классным
руководителям.

При определении
доминирующих воспитательных задач надо
исходить из принятого нами целостного
подхода к организации педагогического
процесса. Не разрозненные мероприятия
по на­правлениям воспитательной
работы, а реальные дела и разнооб­разные
виды деятельности должны составлять
основу планов. Задачи воспитания, а
следовательно, и конкретное содержание
на строго очерченный период времени
должны определять социаль­ная,
возрастная и индивидуальная ситуации
развития. Социаль­ная ситуация как
бы диктует идеи коллективных дел (что
делать коллективу), возрастная
обусловливает выбор форм деятельности,
а ситуация индивидуального развития
придает содержательный стороне работы
с детьми неповторимость. Соответственно
выде­ляются и три основных объекта
внимания классного руководи­теля:
коллектив, деятельность и индивидуальность.*

* См.: Щуркова Н.Е.Вы стали классным
руководителем. — М., 1986. — С. 95 — 97.

В целях обеспечения
гармоничного развития личности каждого
школьника, отбирая содержание, классный
руководитель должен включить в план, а
затем и в реальный педагогический
процесс познавательную, трудовую,
художественно-эстетическую,
физкультурно-оздоровительную,
ценностно-ориентационную и дру­гие
виды деятельности. При этом важно, чтобы
и внутри назван­ных видов деятельности
достигалось достаточное разнообразие
их конкретных видов.

Когда план в целом
сформирован, наступает период его
«до­водки». Классный руководитель
обсуждает его отдельные разде­лы с
коллегами, учителями, работающими с
классом, родителя­ми и учащимися, а
также осуществляет корректировку с
плана­ми работ класса, детских
общественных организаций. План класс­ного
руководителя богаче плана жизнедеятельности
коллектива, поскольку содержит
воспитательные мероприятия, касающиеся
как коллектива в целом, так и отдельных
воспитанников, их изу­чения, направления
работы с родителями. Он, образно
выража­ясь, составляет своеобразный
фон, на который налагается план работы
класса, его актива, органов ученического
самоуправления и отдельных учащихся.
В своей совокупности, дополняя друг
дру­га, эти планы предусматривают
необходимое содержание тех учебных и
общественно полезных дел, организация
и выполне­ние которых направлены на
формирование ценных деловых и нравственных
качеств у школьников.

Заключительный
этап в технологической цепочке создания
плана воспитательной работы — это его
обсуждение на классном собрании,
закрепление ответственных за организацию
тех или иных мероприятий, распределение
поручений активу и отдель­ным
воспитанникам.

Структура плана
работы классного руководителя

В реальной школьной
практике планы работ классных
руко­водителей имеют различную
структуру. Это обусловлено различ­ными
условиями функционирования школ и
отдельных классных коллективов как
педагогических систем. Структура, а
следова­тельно, и сами формы планов
работ зависят от уровня педаго­гической
квалификации классного руководителя.
Если опытный педагог может ограничиться
кратким планом работ, то начинаю­щим
учителям рекомендуется составление
подробных, разверну­тых планов.

Традиционная
структура плана работ классного
руководителя имеет следующий вид:

1. Краткая
характеристика и анализ состояния
воспитательной работы.

3. Основные
направления и формы деятельности
классного руководителя.

4. Координация
воспитательной деятельности учителей,
рабо­тающих в классе.

5. Работа с родителями
и общественностью.

Все планы классного
руководителя должны открываться крат­ким
анализом состояния воспитательной
работы за предыдущий год и характеристикой
класса. Характеристика отражает уровень
общей воспитанности коллектива, его
успеваемость и дисципли­ну, а также
сформированность таких качеств, как
трудолюбие, ответственность,
организованность, общественная активность
и др. Анализируется структура межличностных
взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры,
микрогруппы), преобладающее настроение
в классе, содержание ценностных
ориентации, определяющих общественное
мнение. Дается характеристика отдельных
воспи­танников, в частности допускающих
отклонение от принятых норм поведения,
отстающих в учебе и др.

Во втором разделе
формулируются основные, доминирующие
воспитательные задачи, которые будут
решаться в новом учебном году. Их должно
быть немного, чтобы исключить их
формальное выполнение. Важно, чтобы
задачи учитывали состояние классно­го
коллектива, уровень его развития, а
также общие задачи, стоя­щие перед
школой. Поскольку нет одинаковых
коллективов, то и задачи не могут быть
одинаковыми даже в параллельных классах.

Третий раздел
несет на себе основную содержательную
нагруз­ку, определяя как главные
направления деятельности, так и спо­собы
решения воспитательных задач. Именно
этот раздел опреде­ляет структурное
своеобразие плана, поскольку в нем
отражаются те или иные подходы к развитию
и формированию личности.

Так, в соответствии
с функциональным подходом в его крайних
формах этот раздел включает содержание,
формы и методы, не­зависимо друг от
друга ориентированные на формирование
основ мировоззрения; воспитание
политической сознательности и
об­щественной активности; нравственное
воспитание и воспитание сознательной
дисциплины и культуры поведения;
воспитание сознательного отношения к
учению и развитие познавательной
активности; формирование положительного
отношения к труду и расширение
политехнического кругозора; эстетическое
и физичес­кое воспитание.* Если к этим
многоплановым направлениям до­бавить
не менее значимые с позиции функционального
подхода экологическое, экономическое,
гигиеническое, правовое воспита­ние,
работу по профориентации и мероприятия
по подготовке к семейной жизни, то
становится очевидной нереальность
такого плана работы для его воплощения
в жизнь. Примерная форма такого плана
имеет следующий вид:

Основные
направления и задачиСодержание
работы (по разделам)
Формы иметодыСроки
проведенияИспол­нителиОтметка
о выполнении123456

* См.: Болдырев Н.И.Методика работы
классного руководителя: Учебное пособие.
— М., 1984. — С. 29.

Если исходить из
того, что личность школьника как целостная
психическая система формируется не «по
частям», что любой вид деятельности
так или иначе отражается на ее формировании,
то этот раздел плана принимает совершенно
другой вид:

Виды деятельности/ Недели
Общест­веннаяПознаватель­наяТрудо­ваяХудо­жествен­наяСпор­тивнаяЦен
ностно-ориентационнаяКоммуникативная1234567812и
т.д.

В четвертом разделе
традиционного плана намечаются
конкрет­ные мероприятия по координации
воспитательных воздействий всех
учителей, работающих в классе. Это могут
быть педагогиче­ские совещания,
специальные консилиумы, индивидуальные
бе­седы с отдельными учителями и
другие формы работы.

Заключительный
раздел «Работа с родителями»
содержит круг вопросов, предлагаемых
для обсуждения на родительских собра­ниях,
хотя темы лекций и бесед могут
корректироваться в зави­симости от
складывающихся обстоятельств; намечаются
сроки посещения семей с целью изучения
условий жизни и воспитания детей;
планируются формы индивидуальной работы
с родителя­ми, связь с родительским
комитетом и возможности привлечения
родителей к участию в жизни класса и
школы.

Про ГИС СОЛО:  ДОПЛАТА ЗА РАБОТУ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

В настоящее время
считается общепризнанным, что планиро­вание
по разделам в соответствии с основными
направлениями воспитания (трудовое,
нравственное, эстетическое и др.)
«разры­вает» целостный педагогический
процесс на части. Не охватыва­ет всего
многообразия педагогических задач и
деятельностный подход, хотя во многом
он и снимает издержки гипертрофиро­ванного
функционализма. Признание педагогической
обществен­ности в последние годы
получил вариант плана, предложенный
Н.Е.Щурковой, в котором в органическом
единстве нашли свое отражение комплексный,
деятельностный и личностный в их
индивидуально-творческой интерпретации
подходы.* Выделяя в качестве основных
объектов воспитания коллектив,
деятельность

воспитанников и
развитие индивидуальности, Н.Е.Щуркова
пред­лагает на большом листе (в целях
оперативности и возможности работы с
планом в течение года) после обозначения
доминирую­щих задач выделить три
соответствующих раздела: организация
коллектива, организация воспитывающей
деятельности и органи­зация работы
по развитию индивидуальности. Форма
такого пла­на работы классного
руководителя имеет следующий вид:

Организация
воспитывающей деятельностиОрганизация
коллективаОрганизация
работы по развитию индивидуальностиВиды
деятель­ностиСодержание
работыСредстваСодержание
работыСредстваСодержание
работыОбществен­но
полезнаяКоллектив­ная
твор­ческая дея­тельностьИзучение
учащихсяПознава­тельнаяСамоуправ­лениеСвязьс
семьейЦенност-но-ориен-тацион-наяПроектиро­вание
целейРабота
с малым пед. кол­лективомХудоже­ственно-творческаяВлияние
на межлич­ностные отношенияИндивиду­альные
воздей­ствияСвободное
общение

Два вспомогательных
раздела, которые располагаются на
об­ратной стороне листа, должны
содержать характеристику класс­ного
коллектива и характеристику индивидуальных
особенностей учащихся, в которых
отражаются условия жизни воспитанников
в семье (особенно если имеются сложности);
их интересы и склонности (и в связи с
этим какие кружки, секции, учреждения
дополнительного образования они
посещают, а если не посеща­ет, то
почему); состояние здоровья и наиболее
ярко выраженные личностные особенности.

В практике воспитания
сложились многообразные формы
пла­нирования работы классных
руководителей, и, учитывая специ­фические
условия различных районов страны, города
и села, школ-новостроек и школ, имеющих
давние традиции, нет нуж­ды в жесткой
унификации формы этого плана. Классный
руко­водитель сам выбирает форму
плана, ориентируясь на требова­ния,
которые к нему предъявляются, и на свою
педагогическую «Я-концепцию».

Планирование и
подготовка воспитательного мероприятия

На основе
перспективного плана воспитательной
работы классный руководитель составляет
план работы на неделю, ко­торый
конкретизирует воспитательные
мероприятия. Этот план целесообразно
совмещать с дневником классного
руководителя. Приведем различные
варианты недельных планов классного
ру­ководителя.

1-я
неделяДень
неделиСодержание
работыИсполнители,
ответственныеОценка
деятельностиПонедельник
Вторник и т.д.

Понедельник
ВторникСредаКлассный
час Работа с активомИзучение
учащихсяЧетверг
ПятницаСубботаИндивидуальная
работа Работа
с учителями. Кружки Работа
с родителями

Объект особого
внимания — это подготовка воспитательного
мероприятия. Во многих случаях процесс
подготовки намного значимее по силе
воспитательного воздействия, нежели
само ме­роприятие. Воспитательный
эффект остается даже в том случае, если
мероприятие по каким-либо причинам не
состоялось (на­пример, не смог прийти
приглашенный гость и т.п.). Общим правилом
планирования воспитательной работы с
классом явля­ется план лишь тех дел
и мероприятий, которые могут быть
тща­тельно, без спешки и штурмовщины
подготовлены и качествен­но проведены,
которые будут, безусловно, выполнены и
прине­сут коллективу класса моральное
удовлетворение, переживание радости
успеха. При этом устойчивый воспитательный
эффект может быть получен только тогда,
когда организаторами и испол­нителями
дела являются сами учащиеся.

Целесообразно
использовать опыт организации коллективных
творческих дел по методике И.П.Иванова.

Предварительная
работа воспитателей.Определяется
роль дан­ного коллективного творческого
дела (КТД) в жизни коллекти­ва,
выдвигаются конкретные воспитательные
задачи; намечают­ся варианты дела,
которые будут предложены как возможные
воспитанникам; строится перспектива
возможного дела. На этой стадии идет
поиск, разведка дел. Если коллектив на
первом эта­пе развития, то педагоги
сами выводят детей на общественно
зна­чимую работу; если на втором — то
в поиске участвует актив; если на третьем
— все члены коллектива проводят поиск
по на­меченным маршрутам (например,
«класс», «микрорайон», «при­рода»,
«пресса», «малыши» и др.).

Коллективное
планирование КТД.Оно происходит на
общем собрании коллектива. Составляется
общий план жизни коллек­тива на
очередной период. Сначала работа идет
в микрогруппах, а затем сообща решаются
вопросы-задачи, например: для кого
организуется КТД? Кому на радость и
пользу? Кто будет участ­вовать? С кем
вместе? Каким должен быть совет дела,
кто в него войдет? Где лучше провести
КТД? Как лучше его провести?

В конце сбора
сводятся воедино наиболее интересные,
полез­ные предложения из микрогрупп,
происходят выборы совета дела.

Коллективная
подготовка дела.Совет дела уточняет
план под­готовки и проведения КТД,
организует микрогруппы для подго­товки
добрых дел «по секрету». На этой
стадии могут быть встре­чи с людьми,
способными помочь в проведении дела,
готовятся материалы, изучается литература,
периодическая печать, органи­зуется
пресс-центр и т.д.

Опыт показывает,
что в целом оправдавшей себя методикой
организации коллективных творческих
дел нельзя злоупотреблять. Имеется в
виду то обстоятельство, что нельзя
отказываться и от традиционных бесед,
диспутов, конференций и других
положи­тельно зарекомендовавших себя
форм организации педагогиче­ского
процесса. В этом случае классный
руководитель готовит план или
план-конспект, в котором отмечает: тему
и форму ор­ганизации работы; цель и
задачи ее проведения, время проведе­ния
(дата, час); место проведения мероприятия;
кому поручает­ся его подготовка и
проведение (распределение поручений);
обо­рудование и оформление; форму
учета результатов проведенной работы.
Тщательно продуманный план конкретного
мероприятия — необходимое условие его
качественного проведения, условие
до­стижения предметного и воспитательного
результатов.

Педагогические задачи классного руководителя

Одной
из важнейших задач классного руководителя
является системная работа с коллективом
класса. Педагог гуманизирует отношения
между детьми в коллективе, способствует
формированию нравственных смыслов и
духовных ориентиров, организует социально
ценные отношения и переживания
воспитанников в классном сообществе,
творческую, личностно и общественно
значимую деятельность, систему
самоуправления; создает ситуацию
защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические
условия для развития личности ребенка,
способствует формированию навыков
самовоспитания обучающихся. Его работа
направлена на становление и проявление
неповторимой индивидуальности, «лица»
классного сообщества. В то же время
классный руководитель заботится о
позиции и месте класса в школьном
коллективе, способствуя межвозрастному
общению.

По
мнению В.А. Сластенина, учитель, вовлеченный
в воспитательную систему самой логикой
действительности, поставлен перед
необходимостью решения бинарных групп
педагогических задач. Это:

аналитическо-рефлексивные
задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии
целостного педагогического процесса,
его элементов, возникающих затруднений
и др.;

конструктивно-прогностические
задачи, т.е. задачи построения целостного
педагогического процесса в соответствии
с общей целью профессионально-педагогической
деятельности, выработкой и принятием
педагогического решения, прогнозированием
результатов и последствий принимаемых
решений;

*
организационно-деятельностные задачи
— задачи реализации различных вариантов
учебно-воспитательного процесса,
сочетания многообразных видов
педагогической деятельности;

*
оценочно-информационные задачи, т.е.
задачи сбора, обработки и хранения
информации о состоянии и перспективах
развития педагогической системы, ее
объективной оценки;

*
коррекционно-регулирующие задачи, т.е.
задачи коррекции протекания педагогического
процесса, установления необходимых
коммуникативных связей, их регуляция
и поддержка.

Полнота
присутствия этих задач в сознании и
деятельности педагога определяет
уровень его субъектности в воспитательной
системе.

Еще
одной важной задачей классного
руководителя по обеспечению целостности
учебно-воспитательного процесса является
координация деятельности и налаживания
взаимоотношений четырех ведущих
коллективов: детского воспитательного,
учителей, работающих с классом, родителей
и трудового (базового предприятия). В
детском коллективе классный руководитель
способствует организации ученического
самоуправления, установлению деловых
отношений ответственной зависимости,
развитию отношений по интересам. Он
взаимодействует с детьми на основе
уважения, взаимной требовательности,
внимательности, сочувствия, взаимопомощи
и справедливости. С коллективом учителей,
работающих в классе, классный руководитель
обменивается информацией, договаривается
о единых действиях, требованиях и
совместных форма работы. Взаимодействия
с родительским коллективом строятся
на обмене информацией, единстве
требований, осуществлении родительского
педагогического всеобуча, участии
родителей в отдельных формах педагогической
работы с детьми. Отношения с трудовым
коллективом организуются как шефские,
деловые и свободного общения.

Непосредственное
общение с детьми, идейное, духовно-ценностное
влияние на них требует от классного
руководителя повышенного внимания к
психическим переживаниям и состояниям
детей, формированию их идеалов, взглядов,
убеждений, личностных качеств и
индивидуальных способностей. Ребенок
формируется как личность и индивидуальность
тогда, когда педагоги стремятся перевести
внешние социально ценные стимулы во
внутренние мотивы его поведения, когда
он сам добивается общественно ценных
результатов, проявляя при этом
целеустремленность, волю и мужество.
Воспитательный эффект велик, когда
воспитание, на каждом этапе возрастного
развития, перерастает в самовоспитание,
а ребенок из объекта воспитания
превращается в его субъект. Механизмом
такого превращения является осмысление
детьми процесса собственной
жизнедеятельности: осознание ее целей,
требований, перспектив; познание в ее
процессе своих сил и возможностей;
преодоление (самоопределение) своих
слабостей и осуществление самовоспитания.
Классный руководитель, анализирующий
вместе с учащимися общественную жизнь,
процесс их становления как личностей,
формирования их мировоззрения, творческих
способностей, предстает перед ними в
качестве мыслителя, помогающего активно
участвовать в становлении собственной
личности, развитии и организации
поведения.

Оцените статью
ГИС Соло