Лето-2023 — горячая пора для российских школ, ведь к 1 сентября все они должны внедрить ФООП. Это большая работа, которая включает и проектирование рабочей программы воспитания. Разбираем, что изменилось и как составить программу, которая будет соответствовать и ФГОС, и ФООП
С 1 сентября 2022 года начнется прием учащихся в первый и пятый классы по Стандарту третьего поколения. Школам предстоит серьезная работа по разработке новых образовательных программ для начального и основного общего образования. Существенные изменения коснулись и программы воспитания.
В соответствии с государственным заданием Минпросвета Российской Федерации на 2021-2022 гг. в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования проведено обновление примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной в 2020 г.
Значительные изменения внесены в части формулировок ценностно-целевых ориентиров воспитания детей в ОО с учётом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное, а также в связи с существенным обновлением нормативно-правовой базы воспитания в Российской Федерации:
В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Разработка и совершенствование ФГОС третьего поколения продолжается, результатом и главным отличием от ФГОС второго поколения станет конкретизация и четкость требований.
Как изменилась структура программы
ФГОС третьего поколения содержит новые требования как к структуре программы воспитания, так и к ее содержанию. Изменения коснулись непосредственно самой структуры программы, поэтому просто поправить названия разделов не получится.
Сравнениеразделов рабочей программы воспитания по старому и новому ФГОС
Как изменилось содержание программы
Согласно изменениям программа воспитания должна создать целостную образовательную среду, которая будет включать урочную и внеурочную деятельность. Таким образом, в программе остается актуальным реализация личностно развивающего потенциала школьных уроков.
1. « Личностные результаты».
По ФГОС третьего поколения личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. При этом они разделены по основным направлениям:
Все воспитательные мероприятия программы должны соответствовать данным направлениям и должны быть нацелены на достижение личностных результатов.
2. Учет специфики региона и единство воспитательной деятельности.
По новым требованиям программа воспитания должна обеспечивать целостность и единство воспитательных воздействий на учащихся, реализацию возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию учащихся, практическую подготовку.
Помимо этого, при разработке программы обязательно учитываются социальные потребности семей, а также историко-культурная и этническая специфика региона.
3. Нормативные документы для разработки программы воспитания
Основой для разработки новой рабочей программы воспитания должен быть ФГОС для НОО и ООО (от 31.05.2021 № 286 и 287).
В соответствии с новым ФГОС наличие модульной структуры программы теперь является необязательным. Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для начального образования может, но не обязана включать модули, и описали (п. 31.3 ФГОС НОО).
Для общего образования модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания: она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)
4. Содержание календарного плана воспитательной работы
В соответствии со Стандартом нового поколения в план воспитательной работы школы необходимо включать не только мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых школа просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п.33 ФГОС ООО).
5. Нестыковки новых ФГОС НОО и ООО
Законодательные нестыковки в ФГОС третьего поколения касаются программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Но это не означает, что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Также в Стандартах не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает: план — это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.
5. Что поправить в разделах программы
Изменения касаются четырех разделов программы воспитания. Правки затрагивают личностные результаты учащихся, цели и задачи воспитания, формы и содержание воспитательной деятельности и систему поощрений.
Раздел 1. « Анализ воспитательного процесса в организации».
В этот раздел включаются результаты ежегодного анализа воспитательной работы школы. Направления анализа определяются в соответствии с календарным планом школы . В конце раздела делаются выводы, а также описываются проблемы, над решением которых школе предстоит работать.
Раздел 2. « Цель и задачи воспитания обучающихся».
Формулируются цели и задачи воспитания в соответствии с новыми личностными результатами, которые прописаны в ФГОС третьего поколения.
Раздел 3. « Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей».
В данном разделе можно оставить модули или вернуться к традиционному описанию содержания по направлениям воспитания, утвержденным в ФГОС нового поколения.
Однако если выбирается модульная структура, то содержание предыдущей версии программы воспитания оставить не получится, поскольку в Стандарте нового поколения заложены качественно новые результаты воспитания. Кроме того, предыдущий ФГОС не предусматривал обязательный учет специфики школы, а также интересов субъектов воспитания и тематики учебных модулей.
Работа по описанию раздела может начинаться с анкетирования, чтобы выявить интересы учащихся и родителей, а также социальные потребности семей. При определении видов, форм и содержания воспитания необходимо учитывать результаты анкетирования, а также специфику школы, историко-культурную и этническую специфику региона. При описании формы и содержания воспитания в урочной деятельности нужно ориентироваться на тематику учебного предмета.
Раздел 4. « Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учащихся».
При разработке и описании системы поощрения учащихся должны учитываться различные особенности, а порядок поощрения должен быть объективным, понятным.
Процедура награждения должна соответствовать школьному укладу и символике, само награждение должно быть открытым и публичным. Частота награждений и количество поощряемых должны быть оптимальны, необходимо соблюдение сочетания индивидуального и коллективного поощрения.
К системе поощрений, дифференцированных по уровню и типу наград, должны привлекаться учащиеся, представители ученического самоуправления, родители, статусные представители сторонних организаций.
Формы поощрения должны быть конкретизированы: это могут быть как традиционные (портфолио, рейтинги, награждение благодарственными письмами, подарки и ценные призы, благотворительная поддержка), так и нетрадиционные формы (мастер-классы активных учащихся, назначение учащихся на ведущие исполнительские роли, публикация в СМИ о достижениях учащихся и пр.)
Также при разработке рабочей программы воспитания не необходимо учесть, что в соответствии со Стандартом воспитательная деятельность реализуется совместно с семьей и иными институтами воспитания. Для этого в программе нужно указать механизмы взаимодействия с семьями учащихся и сторонними организациями.
6. Разработка календарного плана воспитательной работы
ФГОС нового поколения предъявляет требования и к календарному плану воспитательной работы:
Поэтому, прежде чем включить какое-либо мероприятие в план, следует тщательно оценить возможности школы по его реализации. Это связано с тем, что теперь все мероприятия плана становятся обязательными для исполнения, а любые изменения в плане нужно будет утверждать на педагогическом совете как изменения, вносимые в ООП.
7. Основные направления воспитательной работы.
Во избежание перегрузки календарно-тематического плана школы, в него нужно включать только обязательные мероприятия, которые школа проводит в соответствии со Стандартом нового поколения.
Для этого необходимо предусмотреть мероприятия на совместную деятельность учащихся и родителей, а также на развитие педагогической компетентности родителей в целях осуществления социализации учащихся в семье. Эти мероприятия являются обязательными, так как это требование ФГОС третьего поколения.
7. Обязательные образовательные события.
Министерство просвещения Российской Федерации рекомендует включать в программу воспитания образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздниками РФ, к памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям согласно примерному календарному плану воспитательной работы на учебный год.
8. Перечень олимпиад.
В календарный план воспитательной работы можно включить мероприятия из перечня олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие способностей в научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной сферах, а также муниципальные и региональные мероприятия, в которых учащиеся ежегодно принимают участие.
В заключение нужно отметить, что у программы воспитания в соответствии с требованиями Стандарта нового поколения есть важная цель:
Усиление воспитательной работы — одно из направлений государственной политики в сфере образования и требование Закона об образовании.
- Введение
- Пояснительная записка
- Принципы реализации программы
- Основные направления воспитательной деятельности
- Этапы реализации программы
- Литература
- Шпаргалка
- Особенности воспитательной работы по новым ФГОС и ФООП
- Зачем нужна программа воспитания
- Как составлять программу воспитания
- Планирование и организация обучения
- Проектирование урока
- Анализ личностных результатов
- Анализ и оценка воспитательного процесса в школе
Введение
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Перечень основных направлений:
Направленность:
Данная программа может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; центре образования; гимназии; лицее).
Пояснительная записка
От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа.
Дж. Локк
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.
«Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг» (Франк Е. « Человек в поисках смысла»). Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать выбор осмысленно, предвидя возможные последствия, в наших силах.
Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.
Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».
Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.
Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого наследия академика Д. С. Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти себя в этом мире и реализовать каждому.
Важным элементом реализации данной программы является также экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации. Это — классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.
Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой. Это осуществляется за счёт привлечения родителей к организации и активному участию в классных мероприятиях, организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.
Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам, станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача — помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.
Цель программы:
создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Задачи воспитательной деятельности:
Принципы реализации программы
Принцип общественной направленности: Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей – осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение — постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
Принцип субъектности — максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности — соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества — воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я — концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого наследия академика Д. С. Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти и реализовать себя каждому.
Основные направления воспитательной деятельности
Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.
В первом — любовь к своей стране,
во втором — ненависть ко всем другим.
Д. С. Лихачёв
Гражданско-патриотическое — «Я и моя Родина».
Духовно-нравственное — «Я и окружающие люди».
В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро — это прежде всего счастье всех людей.
Д. С. Лихачёв
Интеллектуально-познавательное — «Я и мир знаний»
Экологическое и трудовое — «Я и моя планета»
«Отношение природы и человека —
это отношение двух культур,
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,
внимательным и очень осторожным собственником»
Д. С. Лихачёв
Физическое воспитание и здоровый образ жизни — «Я и здоровье»
«Чтобы сохранить свое здоровье,
думай о здоровье других»
Д. С. Лихачёв
Эстетическое — «Я и красота вокруг»
Благодаря своей образной форме
искусство наилучшим способом
приобщает человека к человечеству:
заставляет с большим вниманием и пониманием
относиться к чужой боли, к чужой радости.
Оно делает эту чужую боль и радость
в значительной степени своими.
Д. С. Лихачёв
Этапы реализации программы
Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, рекомендуется провести следующие мероприятия.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. « Личностно-гуманная основа педагогического процесса». — М., -1990г.
2. Дереклеева Н. И. « Азбука классного руководителя». — М.: 5 за знания, 2009. — 432 с.
3. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. « Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». — Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
4. Резапкина Г. В. « Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.
5. Селиванова Н. « Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое сообщество России, 1998г. — 640 с.
7. « Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. — Волгоград: Учитель, 2007. — 109 с.
8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. — П. С. Кудешов. Долгосрочная воспитательная программа класса.
Как внедрить ФАОП в школе
Федеральная программа воспитания содержит информацию о формах и содержании воспитательной деятельности, кадровом и нормативно-методическом обеспечении, прописывает требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями и др.
Проверьте, соответствует ли структура рабочей программы воспитания вашей школы федеральной рабочей программе, с помощью чек-листа от экспертов Контур. Школы.
В конце статьи есть шпаргалка
В рабочую программу воспитания школы должны быть заложены ценности, принципы и традиции воспитания, которые отражают самобытный облик конкретной образовательной организации. Для этого необходимо отдельно описать и раскрыть особенности уклада вашей школы, которые определяют отличительные черты воспитательного процесса.
Чтобы облегчить вам эту задачу, наши эксперты подготовили чек-лист «Как описать уклад школы».
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Особенности воспитательной работы по новым ФГОС и ФООП
Все нюансы работы по ФГОС и ФООП
Повышение квалификации для педагогов
Обновление ФГОС всех уровней образования определило изменения в области воспитательной работы в школе. Помимо создания условий для развития личности, самоопределения и социализации ребенка, воспитательная работа по ФГОС нацелена на то, чтобы школьники:
Кроме того, федеральная рабочая программа воспитания конкретизирует направления воспитания, соответствующие ФГОС.
По каждому направлению в документе прописаны и целевые ориентиры результатов воспитания.
Что касается трудового воспитания, 27.06.2023 Госдума в первом чтении приняла законопроект об обязательном участии школьников в общественно-полезном труде. Документ обязывает детей участвовать в оформлении класса или площадки к мероприятию, высаживать цветы и деревья на пришкольной территории, помогать в библиотеке или музее и т.д.
Зачем нужна программа воспитания
ФГОС третьего поколения делают особый акцент на единстве обучения и воспитания. Дополняя друг друга, эти компоненты способствуют комплексному развитию личности ребенка. Рабочая программа воспитания призвана обеспечить системный подход в организации и планировании воспитательной деятельности школы.
До недавнего времени школы пользовались примерными рабочими программами воспитания. С введением в 2023 году федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) для каждого уровня образования появилась и федеральная рабочая программа воспитания.
Как составить рабочую программу по предмету на основе ФООП, читайте в статье.
Как составлять программу воспитания
До появления федеральной рабочей программы воспитания школы ориентировались на примерную рабочую программу воспитания для общеобразовательных организаций. Содержание этих документов практически аналогично, что позволяет с минимальными правками актуализировать собственные рабочие программы воспитания.
Собрали перечень изменений в федеральной основной программе воспитания в одной таблице.
Планирование и организация обучения
Согласно ФГОС воспитательная работа в школе должна быть реализована в единстве урочной и внеурочной деятельности. То есть учитель при планировании и организации обучения должен учитывать не только предметные и метапредметные результаты, но и личностные, распределенные по направлениям воспитания: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического и т.д.
Проектирование урока
При проектировании урока следует учитывать воспитательный компонент (инвариантный модуль программы воспитания «Школьный урок») и обратить внимание на следующие моменты:
Анализ личностных результатов
Также необходимо подвести и проанализировать итоги работы по достижению личностных результатов в рамках реализации рабочей программы воспитания.
Для этого вы можете воспользоваться чек-листом «Показатели оценки личностных результатов обучающихся».
Анализ и оценка воспитательного процесса в школе
Результаты воспитательной работы (ВР) анализируют и оценивают по внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) школы. Собрали ответы на основные вопросы по этой теме в таблице.
Проанализировать и оценить программу воспитания поможет чек-лист от экспертов Контур. Школы. В нем мы учли все направления анализа и критерии оценки, способы сбора информации, а также указали ответственных. Скачивайте и пользуйтесь 👍