кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Базарнова Надежда Дмитриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Королева Ольга Петровна
«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОДХОДЫ К
Аннотация. В данной статье дается анализ понятия качества образования в общеобразовательной организации, раскрывается сущность данного понятия. Определены составляющие качества образования, выявлены источники достоверной информации о качестве образования в РФ на основе международных исследований по оценке качества образования. Выделены особенности, а также достоинства и недостатки системы ЕГЭ как основной базы для оценки учебных достижений выпускников. Выявлена роль оценки качества образования в развитии общеобразовательной организации.
Ключевые слова: качество образования, школа, общеобразовательная организация.
Annotation. This article analyzes the concept of the quality of education in a general educational organization, reveals the essence of this concept. The components of the quality of education have been determined, sources of reliable information about the quality of education in the Russian Federation have been identified on the basis of international studies to assess the quality of education. The features, as well as the advantages and disadvantages of the USE system, are highlighted as the main basis for assessing the educational achievements of graduates. The role of assessing the quality of education in the development of a general educational organization is revealed.
Keywords: quality of education, school, general educational organization.
Комплексная характеристика означает, что нет какого-то одного показателя качества (например, количество учащихся, имеющих «4» и «5», или результаты ЕГЭ), она охватывает целую группу признаков или параметров, то есть у качества образования должны быть разные, но не разрозненные, а объединенные в единый комплекс показатели.
Характеристика образовательной деятельности отслеживает качество процесса, а не только результата; анализ и оценка образовательной деятельности прежде всего должны ответить на вопрос, каким образом организована эта деятельность, в частности, какие образовательные технологии применяются, насколько они эффективны. Процесс непосредственно связан с условиями организации образовательной деятельности. Таким образом, когда анализируется качество образования, мы должны рассматривать процесс, условия и результат образовательной деятельности совместно (в этом также проявляется комплексность характеристики качества).
Потребности физического лица — это образовательные потребности учащихся, согласованные с их родителями (законными представителями). Для удовлетворения образовательных потребностей очень важно постоянно их изучать, иначе образование будет качественным только в нашем педагогическом и административном понимании, что противоречит закону об образовании.
Потребности юридического лица применительно к рассматриваемой теме внутренней системы оценки качества — это прежде всего учет потребностей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, которые принимают выпускников, то есть их заинтересованность в абитуриентах, обладающих определенным набором компетенций. Чем более тесные связи есть у школы с вузом или другой организацией (например, в сфере сельского хозяйства), тем более весомым и определенным становится этот показатель качества. Например, известный вуз НИУ «Высшая школа экономики» испытывает большую потребность не в количестве абитуриентов, а в их качестве, что побуждает университет выходить на партнерские отношения со школами с целью совместной подготовки компетентного абитуриента, имеющего навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности. А для сельскохозяйственного
колледжа, являющегося основной «кузницей кадров» для данного сельского поселения, очень важны навыки работы с техникой, умение трудиться в поле, на ферме и т.п. Соответствие тем или иным потребностям социума — важный показатель качества образования.
PIRLS — международное исследование качества чтения и понимания текста. В цикле данных исследований в 2016 году в 4 классах учащиеся Российской Федерации заняли 1 место из 50 участников.
TIMMS — международное исследование по оценке качества естественно-научного образования, по данным которого в 2019 году российские школьники 4 классов заняли 3 место из 58 участников по математике и 6 место из 58 участников по естествознанию. Учащиеся 8 классов расположились на 5 месте по математике и на 6 месте по естествознанию из 39 участников.
PISA — международная программа по оценке образовательных достижений, призванная оценить способность учащихся 15-летнего возраста применять полученные знания в практической деятельности. В цикле исследований в 2018 году российские школьники заняли 33 место по естественнонаучной, 30 место по математической и 31 место по читательской грамотности из 79 участников. Данное исследование, оценивающие такие качества как мышление, аргументацию, постановку и решение проблемы, моделирование, использование различных методов представления результатов, коммуникативные умения, умение воспроизведения, установления связей и рассуждение, призвано оценить готовность обучающегося к жизни и уровень его социализации. Именно по исследованиям PISA учащиеся России не входят в десятку стран-лидеров. В группе стран, чьи учащиеся стабильно показывают высокие результаты в международных исследованиях (Сингапур, Гонконг, Канада, Финляндия) ситуация в оценке качества образования меняется достаточно стремительно, обновляются и активно апробируются новые формы внешней аттестации, корректируются формулировки стандартов, обновляются системы оценивания по итогам ступеней образования. Проведенные исследования сыграли немаловажную роль при проведении реформ образования в перечисленных странах и позволили выделить следующие направления реформирования:
— создание стандартов нового поколения (конкретизация образовательных результатов, их качественные и количественные уровни, предметные умения и параметры их оценки);
— разработка технологий оценивания и инструментов оценки;
— наличие системы обратной связи, позволяющая получать аналитическую информацию о результатах оценки качества и в случае необходимости принимать управленческие решения.
Поскольку одним из приоритетов национальной образовательной политики Российской Федерации является повышение качества образования и, как следствие, конкурентоспособности выпускников школ и ВУЗов в мировом образовательном пространстве, регулярное обновление содержания образования призвано обеспечить его доступность, вывести его на новый уровень, дающий возможность учащимся развивать таланты и индивидуальные способности. Достижение высокого уровня качества образования, соответствующего современным требованиям и запросам, с сохранением его фундаментальных основ является одной из основных задач государственной политики Российской Федерации.
Выводы. В последние несколько лет в Российской Федерации внедрены:
— национальное исследование качества образования (НИКО);
— всероссийские проверочные работы (ВПР);
— основной государственный экзамен (ОГЭ) и единый государственный экзамен (ЕГЭ).
В рамках НИКО проводятся исследования качества начального, филологического, математического и естественнонаучного образования, также образования в области информационных технологий. В данных исследованиях выборочно участвуют около 15 образовательных организаций всех регионов субъектов Российской Федерации ежегодно. В рамках программы проводятся диагностические процедуры и анкетирование.
По результатам анкетирования устанавливается связь полученных результатов выполненных тестов с очень широким перечнем интересов и увлечений учащихся, расположением образовательных организаций и уровнем классификации педагогов, преподающих проверяемые предметы, выбором профессии, годовыми отметками и т.д. Однако выборочное участие в данном исследовании образовательных организаций не дает полной картины качества образования в регионах, а также не предусматривает использование результатов исследований для оценки деятельности образовательных организаций.
планируемого результата образования. Однако следует отметить, что ВПР имеют весьма спорный характер, так как не регламентируются никаким федеральным законом, то есть участие в них обучающихся не носит обязательного характера. Заметим также, что отметка, полученная за ВПР, не учитывается при выставлении годовой оценки по предмету, а также не может заменять процедуру промежуточной аттестации. В результате, данные контрольные работы являются дополнительной нагрузкой для учеников и педагогических коллективов школ, что не имеет явного положительного эффекта и решающего значения как для учащегося, так и для школы.
Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного и основного государственного экзаменов (ЕГЭ и ОГЭ) стала признанным на национальном и международном уровнях инструментом объективной оценки качества подготовки выпускников образовательных организаций. В данном случае основным оценщиком качества является государство и речь идет о внешней, формализованной экспертизе. По результатам ЕГЭ и ОГЭ, помимо отбора в вузы, проводится оценка работы учителей и эффективности работы школ и их управленческих команд. Нужно подчеркнуть, что результаты государственной итоговой аттестации могут быть использованы только для подтверждения освоения образовательных программ и в качестве инструмента отбора учащихся для продолжения обучения на следующих ступенях образования. Оценка качества образования, деятельности учителя и школы по результатам ЕГЭ и ОГЭ может (по ряду причин) использоваться только частично. Это обусловлено прежде всего тем, что обязательными для сдачи являются только русский и математика, и выпускники, не планирующие связывать свою жизнь с техническими специальностями, не участвуют в экзамене по математике профильного уровня. Можно утверждать, что результаты ЕГЭ — это безусловно ценный материал для анализа качества. Его можно использовать в качестве одного из элементов СОКО, но он должен дополняться другими показателями результатов деятельности как отдельно взятого педагога, так и образовательной организации в целом.
1. Волков, В.Н. Совершенствован практик управления современной школой / Волков В.Н. // Человек и образование. -2014. — №4. — С. 91-96.
2. Галушко, М.А. Развитие независимой оценочной системы качества образования в России / М.А. Галушко, Д.С. Закарлюка // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 1. — Электронный ресурс. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18020 (дата обращения 18.09.2021).
3. Замятин, А.М. Портрет современного управленца в образовании / А.М. Замятин // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. научн. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 38-29.
4. Кривдина И.Ю., Беляева Т.К., Ладилова Н.Н. Мой образовательный маршрут на педагогической практике по географии. Учебно-методическое пособие для студентов-географов. — Н.Новгород: НГПУ, 2012.
5. Концептуальные подходы к образованию в современной эпохе: отечественный и зарубежный опыт. / Материалы XXV Всероссийской научно-практической конференции / 2020. — URL: http://nauka-prioritet.ru/wp-content/uploads/2020/12/27-ноября-2020.pdf (дата обращения 26.09.2021)
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012. — URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 26.06.2020).
7. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 590/219 (Документ с изменениями, внесенными совместным приказом Рособрнадзора и Минпросвещения России от 24 декабря 2019 года №№ 1718; 716). — URL: http://docs.cntd.ru/document/554691568 (дата обращения 26.09.2021).
8. Перевощикова, Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / Е. Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. — 2021. — Т. 9. — № 3(36). — DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-6.
воспитатель Бесленеева Маргарита Хаджимуратовна
МКДОУ Детский сад № 8 «Гнездышко» (г. Черкесск); ведущий специалист по работе с иностранными гражданами, аспирант Бостанова Мадина Асхатовна
Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)
МЕТОДИЧEСКИE РEКОМЕНДAЦИИ ОРГAНИЗAЦИИ РАБОТЫ ПО ВОСП^^НИЮ ДEТEЙ ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРAСТA
Аннотация. В данной статье освещены методические рекомендации организации работы по воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Актуальность статьи обусловливается тем, что дошкольный и младший школьный возраст, окружающая действительность — значительный этап в жизни ребенка, когда определяются чувства собственных потенциалов, надобность в независимой деятельности, главные суждения об окружающей действительности, благе и зле в нем, мнения о семейной жизни и родной среде. Индивидуальные ценности, несомненно, в основном создаются в семье. Но наиболее планомерное, последовательное и глубоко духовно-нравственное воспитание и формирование индивидуума совершается в области образования.
Ключевые слова: социум, методические рекомендации, духовно-нравственное воспитание, дошкольники, семейная жизнь.
Annotation. This article highlights the methodological recommendations for organizing work on the education of children of preschool and primary school age. The relevance of the article is due to the fact that preschool and primary school age, the surrounding reality is a significant stage in a child’s life, when the feelings of their own potentials, the need for independent activity, the main judgments about the surrounding reality, good and evil in it, opinions about family life and native environment. Individual values are undoubtedly primarily created in the family. But the most planned, consistent and deeply spiritual and moral upbringing and formation of the individual is carried out in the field of education.
Keywords: society, guidelines, spiritual and moral education, preschoolers, family life.
УДК 371.3.014.6 ББК Ч421.28
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Челябинский государственный педагогический университет
QUALITY ASSESSMENT OF TRAINING PROCESS IN A COMPREHENSIVE SCHOOL
E. Usacheva Chelyabinsk State Pedagogical University
Рассматривается вопрос оценивания качества образования, описываются методы оценки и критерии качества процесса обучения, обосновывается необходимость создания системы менеджмента качества в общеобразовательном учреждении, рассматриваются возможности использования психологического и педагогического мониторинга (с применением дифференцированного подхода к обучающимся) для объективной оценки достижений учащихся.
Ключевые слова: менеджмент качества образования, процесс обучения, оценивание, методы оценки качества, мониторинг.
The issue of estimating the quality of education is reviewed. Methods of assessment and criteria of the training process quality are described. The necessity of creating the system of quality management in a comprehensive institution is substantiated. Resources of using psychological and pedagogical monitoring (with differentiation approach applied to pupils) for objective assessment of pupils’ achievements are reviewed.
Keywords: system of quality management, training process, assessment, methods of quality assessment, monitoring.
В начале ХХ1 века мир вступил в период глобальных изменений. Образовательная политика России не может не учитывать общие тенденции мирового развития. Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений, в том числе и в общем образовании, которое должно работать на опережение, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В 2008 году в ежегодном Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации выделил школьное образование в качестве приоритетной сферы государственного развития. Обозначенная Дмитрием Медведевым национальная образовательная стратегия — президентская инициатива «Наша новая школа» — в числе основных направлений модернизации школьного образования определяет внедрение новых образовательных стандартов, включающих требования не только о том, какими должны быть
Школа как основная и самая продолжи-
Вопросы общего образования
Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т. д. Например: мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки учащихся; мониторинг процесса обучения; мониторинг качества образования. Мониторинг учебного процесса проводится в три этапа: подготовительный, практический, аналитический, что позволяет осуществлять регулярное отслеживание уровней усвоения теоретического и практического материала с целью прогнозирования успешности деятельности каждого учащегося и всего обучения в целом.
Первый этап мониторинга: подготовительный. Одним из важнейших элементов структуры модели мониторинга учебного процесса является конкретизация целей курса
через уровни усвоения. В исследовании цели обучения формулируются как результаты обучения, выраженные в деятельности учащихся, таких, которые преподаватель или какой-нибудь другой эксперт могут надежно опознать. Для реализации этой идеи в теории образовательного мониторинга рекомендуется построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни. Учебный процесс считается оптимальным, если позволяет достичь максимально возможной успешности обучения с учетом условий его протекания. Структура образовательного мониторинга определяется в первую очередь функциями его элементов. Она отражает связь между элементами мониторинга на каждом уровне его формирования. Структура данных об ученике состоит из двух частей: психическое развитие и усвоение содержания образования, поэтому для полного описания учащегося необходимы два взаимосвязанных мониторинга: психологический и педагогический.
Психологический мониторинг в школе мы рассматриваем как систему информационного сопровождения учебного процесса. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы. Эта информация лежит в области внутреннего, скрытого и относится к тем особенностям психической организации ученика, которые влияют на успешность освоения учеником содержания образования. Эти особенности можно разделить:
а) на особенности когнитивной сферы (особенности интеллекта учащихся — как ученики получают, хранят, используют информацию);
б) факторы личностного характера, которые могут помогать или мешать процессу обучения (особенности мотивации, межличностных отношений, самооценки и т. д.).
Таким образом, первая группа параметров, которая включается в мониторинг процесса обучения — это группа параметров интеллекта. Вторая группа параметров — параметры личности. По обеим группам параметров четко просматривается динамика за все время обучения в школе. После проведения первичного психологического мониторинга компьютер на основании используемых методик тестирования интеллекта, исследования личности в соотношении с параметрами педагогического консилиума способен сформировать прогноз успешности обучения, что позволяет выстроить образовательную стратегию
для конкретного учащегося, группы учащихся или класса в целом. В зависимости от степени отклонения того или иного параметра интеллекта, преподавателю необходимо разбить всех учащихся класса на группы и сформулировать для каждой из них различные задания, способствующие развитию необходимого интеллектуального показателя.
Педагогический мониторинг показывает усвоение учеником соответствующего содержания образования. Педагогический мониторинг отслеживает достижения учащихся в процессе усвоения ими содержания образования. Источником информации о том, как усвоено содержание на различных уровнях его конструирования, является контроль знаний учащихся. Контроль знаний учащихся на каждом из уровней конструирования содержания образования может проводиться с помощью тестов.
дуализации обучения индивидуальный подход проявляется в выборе и применении методов обучения, дозировке домашних заданий, при определении вариантов самостоятельных и контрольных работ (по степени их трудности) и во многом другом.
После проведения урока и системы уроков по теме проводится сравнение достигнутых результатов с прогнозируемыми. На основе полученных результатов проводится коррекция прогноза результатов обучения учащихся и класса в целом. Качество процесса обучения может оцениваться с помощью мониторинговых исследований для оценки индивидуального прогресса обучающихся с использованием стартовой, текущей и итоговой диагностики. Педагогическая деятельность в режиме мониторинга не заканчивается проведением итогового контроля, она имеет дополнительный этап -прогнозирование успешности обучения в последующих циклах, обработка информации для моделирования оптимального учебного процесса в следующей учебной группе.
Второй этап мониторинга: практический. Осуществляется реализация смоделированного учебного процесса. Для успешности обучения важное значение имеет исходное состояние учебного процесса, т. е. насколько учащиеся готовы к изучению предмета, есть ли необходимость в актуализации знаний, необходимых для изучения предмета, насколько уровень обученности учащихся соответствует требованиям, предъявляемым в учебном процессе, и т. п. Для выявления исходного состояния используются данные проведенных мониторингов, позволяющие оптимизировать учебный процесс с учетом выявленного исходного состояния. Для отслеживания промежуточных состояний учебного процесса и своевременной ликвидации затруднений используется индивидуальный мониторинг учащегося. Одной из задач практического этапа мониторинга является выявление и устранение затруднений, возникновение которых на промежуточных состояниях учебного процесса закономерно. Конечное состояние учебного процесса определяет степень достижения планируемых результатов, степень успешности обучения по предмету, сопоставляет цели и конечный результат.
Третий этап мониторинга: аналитический. Для активации механизма реагирования на полученную информацию и её использования для прогноза возможного развития учебного процесса, его коррекции, реализации оп-
тимизированной модели обучения, повторения цикла движения информационного потока необходим анализ полученных результатов.
Применяя средства мониторинга каждый раз после изучения курса или отдельной темы (если предмет изучается длительный промежуток времени), можно говорить об успешности или неуспешности обучения. Прогнозирование осуществляется по двум направлениям: готовности учащихся к контролю и по совершенствованию учебного процесса. На основе анализа результатов мониторинга разрабатываются рекомендации для учащихся и для преподавателя, которые направлены на коррекцию конкретизации целей по предмету и исходной организации учебного процесса. Таким образом, переход к первому этапу мониторинга учебного процесса на уровне предмета означает начало нового цикла мониторинга, на котором идет дальнейшее уточнение норм, заданий, их сложности, времени и т. д. Многократное использование мониторинга учебного процесса на уровне предмета позволяет совершенствовать организацию учебного процесса, развивает педагогическую деятельность и способствует объективности оценки успешности обучения.
1. Болотов, В.А. Системы оценки качества образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, получающих образование по педагогическим направлениям и специальностям / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. — М.: Логос, 2007. — 190 с.
2. Выступление Президента РФ Дмитрия Медведева на церемонии открытия Года учителя 21 января 2010 г. — http://news. kremlin. ru/news/6683
3. Злобин, Э.В. Управление качеством в образовательной организации / Э.В. Злобин, С.В. Мищенко, Б.И. Герасимов. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. — 88 с.
4. Матрос, Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос. — М. : Центр пед. образования, 2008. — 288 с.
5. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М. Моисеев. — М. : Сентябрь, 2001. — 160 с.
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». — http://mon. gov.ru/dok/akt/6591
Поступила в редакцию 1 декабря 2011 г.