- Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом
- Как проверить уровень функциональной грамотности
- Правомерно ли требовать от учителя владеть функциональной грамотностью?
- Как развить навыки функциональной грамотности
- Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна
- Как функциональная грамотность отражена в школьной программе
- Результаты обучения функциональной грамотности в школе
Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом
Разбираемся, какие умения включает в себя этот показатель и как его измеряют.
Иллюстрация: freepik / reline / DCstudio / Freepik / Creative Christians / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Из этой статьи вы узнаете:
В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании . Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ранее планировалось, что к 2030 году Россия войдёт в десятку лучших по качеству школьного образования стран — причём качество предлагалось оценивать именно по результатам PISA и других международных измерений. Правда, в 2022 году Россия не участвует в PISA, но проводит собственное исследование по его модели.
Но на самом деле понятие «функциональная грамотность» гораздо старше, чем исследование PISA. В документах ЮНЕСКО его использовали уже в 1950-е годы. Разберёмся, что же это такое.
Сейчас функциональная грамотность упоминается во ФГОС основного общего образования. Там она понимается как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Одной из важнейших задач ЮНЕСКО с первых лет работы этой международной организации было распространение грамотности. Но сразу же встали вопросы: кого считать грамотным? Какой минимальный уровень грамотности необходим современным людям? Так появились разные определения элементарной и функциональной грамотности:
В чём разница? Человеку с навыками лишь элементарной грамотности будет сложно разобраться в инструкции к лекарству или технике, маршрутах общественного транспорта, условиях договора. Функциональная же грамотность означает, что навыки чтения и письма развиты достаточно для бытового и профессионального взаимодействия.
В 1965 году Всемирный конгресс министров просвещения постановил, что в программах по устранению неграмотности стремиться надо именно ко второму уровню. То есть грамотность — это не просто умение читать и писать, а основа для овладения социальной, гражданской, экономической ролью человека.
В 1978 году Генеральная ассамблея ЮНЕСКО дала определение функциональной грамотности, действующее до сих пор:
«Функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общества и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общества».
От определения из российского ФГОС эта формулировка заметно отличается. Объяснить это можно тем, что изначально функциональную грамотность понимали как очень относительное качество. Ведь в разных группах и обществах список занятий, в которых требуются навыки чтения, письма и счёта, разный. И человеку, вполне грамотному для жизни в одной стране, где-то в другом обществе будет не хватать тех же базовых навыков.
К тому же с годами набор ключевых для жизни умений меняется. Руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, спецсоветник генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования Андреас Шляйхер объясняет перемены так. Когда-то грамотность означала умение извлечь из текста знание. Сегодня источников информации — и недостоверных тоже — стало так много, что речь идёт уже о конструировании знания из нескольких источников и валидации (проверки) этих источников и распространяемого ими знания.
Поэтому логично, что определение функциональной грамотности меняется. Впрочем, классическое всё ещё в ходу. Распространённое в России понимание основано на работах психолога и лингвиста Алексея Леонтьева. В 2003 году под его редакцией вышел об образовательной системе «Школа 2100», где содержалось такое широкое определение:
«Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная неграмотность может проявляться в неумении следовать простым инструкциям — например, к бытовой технике или лекарствам. Неумение находить, понимать и использовать информацию в разных форматах ограничивает также возможности карьерного роста, мешает участвовать в выборах и взаимодействовать с госучреждениями.
Поскольку с самого начала концепция функциональной грамотности была довольно размытой, способов её оценки долго не существовало. В 1960–1970-е годы ЮНЕСКО подсчитывала функционально грамотных по доле людей, получивших минимальное образование — от четырёх до девяти лет в зависимости от страны.
Сегодня ЮНЕСКО рекомендует оценивать долю функционально грамотного населения в возрасте от 16 до 65 лет по методике из ещё одного исследования ОЭСР — . Оно базируется на нескольких проверенных инструментах. Первым из них было YALS (Young Adult Literacy Survey — Обследование грамотности молодёжи) в США в 1980-е, в 1990–2000-е годы развивались измерения IALS (International Adult Literacy Survey — Международное исследование грамотности взрослых) и ALL (Adult Literacy and Lifeskills Survey — Международное исследование грамотности и базовых навыков взрослых). Россия участвовала в первом раунде исследования, который состоялся в 2008–2013 годах, а второй раунд проходит в 2018–2024 годах — вероятно, по геополитическим причинам в России он проводиться не будет.
PIAAC (как и PISA) не использует понятие «функциональная грамотность» само по себе. С помощью тестов оценивают навыки в нескольких областях: грамотность чтения, математическая грамотность и решение так называемых адаптивных задач, или задач в технологически насыщенной среде (то есть с помощью цифровых технологий, электронных устройств, интернета). Это и есть компоненты функциональной грамотности. Например, требуется найти ответ на вопрос в тексте или в статистических данных, заполнить пропуски подходящими словами, определить условия регистрации на сайте, подсчитать, исходя из заданных условий, какую пиццу выгоднее купить.
PISA оценивает развитие навыков 15-летних подростков в нескольких предметных областях. Но в отличие от привычных школьных тестов, концентрируется не на том, как они освоили конкретные темы школьной программы, а насколько умеют применять эти знания в повседневных задачах. Так, для читательской грамотности важно уметь выделить в тексте главную мысль, отделить факты от мнений, интерпретировать данные в графиках и таблицах, найти объяснение предложенной проблемы.
Основные направления оценки в PISA — читательская, математическая, естественно-научная грамотность. В разных волнах PISA к ним добавлялись также финансовая грамотность, критическое и креативное мышление, глобальные компетенции (это набор знаний и умений для взаимодействия с представителями других культур). Всё это тоже компоненты функциональной грамотности.
В России разработкой национального инструментария для формирования и оценки функциональной грамотности учеников основной школы занимается Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Как и в исследовании PISA, при разработке учитывается шесть составляющих функциональной грамотности: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление.
Кадр: фильм «Чёрное зеркало» / Netflix
Исследование PISA оценивает различные компоненты, входящие в функциональную грамотность (в частности, читательскую, математическую и естественно-научную), по шести уровням, а точнее — по семи, учитывая, что определяется также уровень «ниже первого» (то есть фактически нулевой, он означает, что навыки не дотягивают даже до минимума).
15-летние подростки, чьи навыки соответствуют самому высокому — шестому — уровню, во всех странах составляют меньшинство. Находящихся на пятом уровне тоже мало — как правило, приблизительно столько же, сколько тех, кто «застрял» на первом уровне. Большинство же распределяется между вторым, третьим и четвёртым уровнями примерно поровну. Но чем хуже в стране обстоят дела с образованием, тем больше в ней доли находящихся на первом-втором уровнях и тем меньше тех, кто достиг третьего-четвёртого уровней, не говоря уже о более высоких.
Например, по читательской грамотности в среднем по странам ОЭСР уровни 5–6 продемонстрировали в сумме всего 8,7% подростков (по данным PISA 2018 года), а 23% подростков не достигли второго уровня (то есть находятся на первом или вообще нулевом уровнях).
По математике шестого уровня в среднем по странам ОЭСР в 2018 году достигли лишь 2,4%, но при этом в Китае и Сингапуре таких математически суперграмотных ребят оказалось по 16,5 и 13,8% — это самые высокие результаты в мире. И 24% в среднем по странам ОЭСР не достигли второго уровня (но в 24 странах этого уровня не достигла вообще половина учащихся).
По естественно-научной грамотности до второго уровня не дотянули в среднем по странам ОЭСР 22% учащихся.
В России в 2018 году школьники показали такие результаты по PISA:
В 2022 году Россия не участвовала в очередном исследовании PISA, однако не так давно стали известны результаты национального исследования по модели PISA, проведённого в 2021 году. В публичном отчёте, к сожалению, не показали полную статистику по каждому уровню. Известно лишь, что второго уровня не достигли:
Самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме) достигли:
- по читательской грамотности — 6,8%;
- по математической — 11%;
- по естественно-научной — 1,4%.
В исследовании взрослых от 16 до 65 лет PIAAC уровней не шесть, а пять. По данным первого раунда PIAAC (2013 год), хуже всего у взрослых россиян обстоят дела с навыками решения задач в технологически насыщенной (цифровой) среде. По этому виду функциональной грамотности более 20% участников исследования не достигли даже первого уровня.
Кстати, результаты PIAAC 2013 года показали очень интересную тенденцию. Как и в большинстве стран ОЭСР, в России наиболее высокие результаты продемонстрировали самые образованные россияне. Однако россияне со средним и средним профессиональным образованием демонстрируют более высокие показатели грамотности, чем граждане ОЭСР с таким же уровнем образования, и наоборот, россияне с высшим образованием демонстрируют более низкие баллы PIAAC, чем граждане стран ОЭСР с высшим образованием. На этом основании исследователи предполагали, что в России высшее образование не всегда даёт прирост владения ключевыми компетенциями, составляющими функциональную грамотность. Однако они отметили, что этот результат нуждается в дальнейших исследованиях.
Исследование в рамках проекта РАО «Формирование и оценка функциональной грамотности», проводившегося по заданию Министерства просвещения России, показало, что измеримая функциональная грамотность очень похожа по своим проявлениям на так называемый фактор общего интеллекта (g‑фактор). Под термином понимают общий уровень умственных способностей, который проявляется при решении разных задач — вербальных, математических, пространственных. Это не означает, что человек с высоким g-фактором выполнит все задачи одинаково хорошо. Всё же в каждой сфере требуются и специфические знания и навыки. Но в среднем результаты при высоком g-факторе будут лучше, чем при низком.
Ковалёва и Колачёв заметили, что определения функциональной грамотности и фактора общего интеллекта у разных авторов очень похожи. И в том и в другом случае речь идёт о переносимых на разные задачи и контексты компетенциях.
Кроме того, результаты измерений функциональной грамотности и интеллекта описываются похожими статистическими моделями. Их называют бифакторными: в основном разница в результатах разных участников определяется некоторым общим фактором, и лишь небольшую долю различий определяет специфика задания — требует оно математических, естественно-научных или читательских компетенций. Так выглядели и результаты собственного исследования авторов, проведённого по модели PISA в российских школах.
Исследователи сделали вывод, что функциональная грамотность «структурно и содержательно» похожа на фактор общего интеллекта. Возможно, это значит, что не нужно разделять эти два понятия. Правда, с этим выводом согласились не все участники конференции. Так, научный руководитель магистерской программы по психометрике в ВШЭ Елена Карданова отметила, что использованную статистическую модель нужно перепроверить.
Но в любом случае, даже если функциональная грамотность и фактор общего интеллекта — одно и то же, это не значит, что функциональная грамотность не нужна. Как ни назови это явление, но от способности использовать свои знания и навыки в разных контекстах зависит многое в обучении и развитии. Галина Ковалёва считает, что учителям в школах важно больше работать совместно над формированием общей когнитивной способности (будь то фактор общего интеллекта или функциональная грамотность) подростков. Например, через формирование у них универсальных стратегий решения задач.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.
Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.
Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Задания для оценки функциональной грамотности отличаются от традиционных, позволяющих оценить знание предмета тем, что школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося.
Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения — «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами — предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).
входят 6 направлений:
это базовый навык ФГ – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.
– способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
– способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
– знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
– это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно. Но что такое функциональная грамотность педагога? И как проверить ее наличие?
Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
Важно, чтобы функциональная грамотность была не обособленным набором задачек для решения, а процессом, гармонично вшитым в общую учебную программу (это если речь идет о школьниках).
Решение проблемных заданий на уроках развивает целеустремленность, скорость и гибкость мышления, нестандартное мышление, мобильность, информационную и коммуникативную культуру.
Но очевидно: для того чтобы развить эти навыки у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. То есть получается, что к роли учителя как информатора, дающего теорию, сегодня добавляется роль человека, ежедневно бросающего вызов, который не боится неопределенности, неоднозначности, противоречивости, недостаточной надежности информации, наличия альтернативных точек зрения.
От преподавания — к изучению, от монолога — к интерактивному взаимодействию, от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».
Как проверить уровень функциональной грамотности
PISA (Programme for International Student Assessment) — это международная программа по оценке качества обучения, которая появилась в 2000 году и сейчас проводится каждые три года.
Главная цель этой программы — на основе результатов тестирования оценить грамотность 15-летних школьников в разных сферах учебной деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской.
Так как PISA — международная программа, она определяет перемены, происходящие в системах образования в разных странах. Так оценивается эффективность нововведений в сфере образования. Многие страны с нетерпением ждут результатов этих исследований — примерно так же, как ждут выступления национальных сборных на Олимпиаде.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она определяет не просто уровень предметных знаний учеников, но и их гибкие навыки — например, умение руководствоваться логикой, применять критическое мышление, креативность при решении нестандартных задач.
Да, тестирует эта программа школьников, но, глядя на их результаты, можно судить и о том, как работают преподаватели — и насколько хорошо они сами владеют новыми компетенциями.
Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году. Среди 77 участников мы заняли 31-е место. Это значит, что в 2018 году больше 78% российских обучающихся достигли и превысили пороговый уровень функциональной грамотности. При этом число детей, достигших наивысших уровней функциональной грамотности, составило 6% по всем видам проверяемых умений, что на 1% меньше по сравнению с предыдущим циклом исследования.
Правомерно ли требовать от учителя владеть функциональной грамотностью?
Конкретно эти требования нигде не прописаны, но если руководствоваться рядом нормативных документов, то все-таки можно сделать вывод: функциональная грамотность — необходимая компетенция для всех российских педагогов.
Есть Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». И в нем прописано следующее:
«При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
То есть владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели сейчас так или иначе выстроены с учетом этой компетенции.
Как развить навыки функциональной грамотности
Есть пять способов становления функциональной грамотности — они подходят не только школьникам, но и педагогам.
1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.
2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.
5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.
На онлайн-конференции «Вызовы образования 2020: новые компетенции педагога» педагоги смогут узнать еще больше о функциональной грамотности и о том, как ее развить и наработать. А еще там можно будет вместе с единомышленниками проанализировать 2020 год в образовании, обсудить профессиональный опыт, который получили учителя, подумать, как использовать его дальше и какие компетенции следует развивать.
Иллюстрации: GoodStudio / Shutterstock
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек,который способен использовать все постоянноприобретаемые в течение жизни знания, умения и навыкидля решения максимально широкого диапазона жизненныхзадач в различных сферах человеческой деятельности,общения и социальных отношений.
– это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Что такое функциональная грамотность простыми словами?
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
В качестве основных составляющих выделены 6 направлений:
Что такое функциональная грамотность для учителей?
— это то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
Когда нужно начинать формирование функциональной грамотности обучающихся?
Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе.
Что такое функциональная грамотность с точки зрения фгос третьего поколения?
ФГОС третьего поколения определяет как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе
Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.
Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Функциональная грамотность — это понятие, которое подразумевает наличие у ребенка способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста , в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений, а так же для дальнейшего обучения и получения новой информации при изучении естественных наук и др.
И именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.
Идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – говорению и слушанию, письму и чтению; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.
Базовым навыком функциональной грамотности является . В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника — — это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся. И основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
функциональной грамотности: это способность учащихся:- распознавать проблемы, возникающие в окружающейдействительности и которые можно решить средствами математики;- формулировать эти проблемы на языке математики;- решать эти проблемы, используя математическиефакты и методы;- анализировать использованные методы решения;-интерпретировать полученные результаты с учетомпоставленной проблемы;- формулировать и записывать результаты решения.
-это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
В исследовании PISA названы тематические области, которые относятся к
· природные ресурсы;
· окружающая среда
· опасности и риски;
· связь науки и технологий.
— совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик знал что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи. Актуальность данной тематики обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по данным вопросам.
грамотности включает в себя четыре ключевые области:
— деньги и сделки,
-планирование и управление финансами,
— риск и вознаграждения,
компетенции — это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении проблем. Формирование данной компетенции относится, скорее, к воспитательным процессам школы и непосредственно воспитательной работе педагога.
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление это также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе идей, направленных на получение: (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.)
Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы, разрабатывают программы дополнительного образования.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность — это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности заключается в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.
Развитие функциональной грамотности в начальной школе является актуальной задачей педагога.
О том, что у школьников надо развивать функциональную грамотность, говорят на всех профильных конференциях. Что же такое функциональная грамотность? Не все могут сразу дать ответ на этот вопрос. Вместе с Марией Шабановой, экспертом предметной комиссии ЕГЭ по математике города Москвы, заместителем начальника отдела МЦКО, коротко объясняем ключевое для исследования PISA понятие — ведь в этом году наши школьники будут участвовать в очередном его этапе.
Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна
Впервые этот термин был введен 8 сентября 1965 года в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения, проходившем под эгидой ЮНЕСКО. Повышение функциональной грамотности населения первоначально рассматривалось как задача увеличения количества людей, охваченных общим образованием. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач.
Все люди, получившее общее образование, умеют читать. Но сколько из них читают инструкцию перед выполнением работ, использованием нового устройства или договор перед его подписанием? Каждый человек, получивший общее образование, умеет считать, но почему же мы предпочитаем рисковать, предоставляя право принимать финансовые решения за себя сторонним людям (торговым и кредитным консультантам, специалистам по инвестициям), и даже не даем себе труда понять суть проведенных ими расчётов? А потом вдруг оказывается, что овердрафт по карте надо возвращать с огромными процентами!
Функциональная безграмотность (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, цифровая) даже при наличии достаточного уровня образования значительно снижает качество жизни. Она делает человека беспомощным, уязвимым, зависимым от мнения и решений других людей, неспособным к адаптации в быстро меняющемся мире.
Специалисты утверждают, что функциональная безграмотность населения является значимым фактором дестабилизации национальной и мировой экономики в целом. И задача формирования функциональной грамотности населения во многих странах мира была возведена в ранг государственной в связи с разразившимся в 2008 году мировым финансово-экономическим кризисом.
Как функциональная грамотность отражена в школьной программе
С 2010 года российские школы работают по федеральным образовательным стандартам, предъявляющим требования к метапредметным результатам обучения, являющимся составными элементами функциональной грамотности. Есть много разных методических приемов достижения функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Например, это не только уделение внимания прикладным вопросам в содержании школьных учебников, но и развитие таких образовательных практик, как «День конвергентного образования», «Урок в музее, парке, усадьбе», «Профессиональные пробы» и т. п.
В апреле 2021 года был введен в действие ФГОС ООО третьего поколения, который уточнил вклад каждого предмета в достижение этих результатов, поставил задачу перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы. Для перехода на новые стандартны уже подготовлены примерные учебные программы по всем предметам. Эти программы показывают, что при сохранении баланса между предметной подготовкой и функциональной грамотностью эти образовательные задачи можно решать комплексно.
Приведем пример задачи, решение которой будет полезно не только школьникам, но и многим взрослым, делающим поспешные выводы исходя из количественных данных.
В статье журналиста Верхоглядова, опубликованной 23.08.2021, утверждалось, что, несмотря на быстрые темпы вакцинации, заболеваемость COVID-19 в Москве и Московской области остается заметно выше, чем в регионах. В качестве примера приводится статистика заболеваемости за 22.08.2021 в сравнении с заболеваемостью по Архангельской области.
Согласны ли вы с мнением журналиста? Выберите один из вариантов ответа («да» или «нет») и обоснуйте свой выбор.
В задаче недостаточно данных для выбора ответа. Для сравнения нужно знать, сколько заболевших приходится на одно и то же количество жителей. Мы легко можем восстановить этот недостаток информации, поискав ее в интернете, и, проведя расчёты, сделать обоснованный выбор. Кстати, заключение Верхоглядова ошибочно, т. к. в расчёте на сто тысяч жителей в Москве и Московской области на эту дату приходилось 6 заболевших, а в Архангельской области — 24.
Зачем нужны такие задачи? Чтобы научить школьников самостоятельно принимать решения и критически относиться к обилию информации вокруг.
Вот ещё один пример задачи, на оценку утверждений. Она поставлена в знакомом всем нам контексте принятия решений о покупке товара на основе отзывов и оценок покупателей интернет-магазина.
Иван хочет приобрести солнечные панели через интернет-магазин. Он выбрал нужную ему модель и оценивает риски покупки товара, ориентируясь на оценки и отзывы покупателей, поставивших оценку (проценты отображаются на диаграмме с точностью до целых).
Используйте эту таблицу и поставленные покупателями оценки, чтобы определить, какие из следующих ниже утверждений являются истинными всегда, иногда или никогда. Поставьте в каждой строке только одну метку.
Оценку первым двум утверждениям дать легко, достаточно лишь внимательно прочитать список претензий в таблице (первое истинно всегда, т. е. для всех оставленных покупателями отзывов, второе никогда не истинно, т. е. ложно для всех отзывов).
Знания математики нужны для оценки третьего утверждения, так как данные о количестве покупателей, давших ту или иную оценку товара, представлены в процентах, более того, показанных лишь с точностью до целых. Если округление проводилось по правилам математики, то в разряде десятых могли стоять цифры от 0 до 4. Расчеты показывают, что в любом из этих случаев по крайней мере пятеро человек поставили 1 или 2 звезды. Таким образом, утверждение 3 всегда верно.
Еще сложнее рассуждения относительно четвертого утверждения, ведь среди представленной информации нет сведений о том, как связаны оценки покупателей и их отзывы. Как и в предыдущем случае, рассчитаем количество покупателей, поставивших 5 звезд (это целое число, находящееся в пределах между 28×0,675 и 28×0,684). Их 19 человек. В условии сказано, что в каждом отзыве содержится не более одной претензии. Всего претензий 15. Их не могли оставить лишь покупатели, поставившие менее пяти звезд, так как таких покупателей 9.
Если допустить, что все претензии написаны покупателями, которые поставили 5 звезд, то среди них все равно окажутся те, которые не имеют претензий. Следовательно, утверждение верно иногда, т. е. для некоторых, но не всех покупателей, поставивших 5 звезд.
Данная задача показывает, что недостаток прямых сведений не всегда является препятствием для оценки утверждений. Достаточно умело обращаться с уже имеющимися, опираясь на научные знания.
Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. На этом этапе у учеников и учителей есть явное преимущество: основные предметы, как правило, ведёт один учитель, поэтому и межпредметные связи, которые лежат в основе функциональной грамотности, формировать проще, чем в старших классах. И если раньше основным показателем, например, читательской грамотности была скорость чтения, то теперь подходы в корме изменились и от учеников требуется осмыслить текст, суметь вычленить главное, найти нужную информацию.
Зачем учить школьников функциональной грамотности? Те, кто задается подобным вопросом, видимо, как Долорес Амбридж — героиня фильма про Гарри Поттера, — искренне считают, что в школу мы ходим ради получения аттестата, а потому тратить время на формирование умения применять знания совершенно не нужно.
Результаты обучения функциональной грамотности в школе
И логичный вопрос — а можно ли оценить функциональную грамотность учащихся и понять, как влияет это умение на общую образованность ребенка?
Москва уже много лет участвует в международных исследованиях качества образования. И одно из основных таких исследований — PISA (вот здесь мы подробно писали об этом исследовании). Оно оценивает, как школьники используют знания, полученные во время учебы, на практике.
Последний цикл исследования проводился в 2018 году и затронул более чем 80 стран и территорий.
По результатам этого исследования, московские школьники входят в тройку лучших в мире по уровню читательской грамотности, по математической — в пятерку, а по уровню естественно-научной грамотности — в шестерку. Весной 2022 года школьников ждет новый раунд PISA.
Изображение на обложке: Sasha Black / shutterstock