Мне, по некоторым причинам, в 8 класс в 1965 году пришлось пойти в Беркетключевскую школу. Ходить в другое село было тяжело. В шесть часов выходила на дорогу, проходила 5 километров и успевала на урок. В то время не было одежды, чтобы одеваться по погоде. Дождь, метель, сильный ветер пробирали до костей.
1 сентября, сев на свой велосипед, я отправилась в Беркетключевскую школу. Моя бабушка была из этого села, поэтому и родственников здесь было много. Оставила «железного коня» у Ибрагима бабая, направилась в школу. Директор школы Гаяз абый Фархутдинов (ныне покойный) определил меня в 8 «А» класс. В 8 «Б» классе учились знакомые девочки и я хотела туда. Несколько дней вынашивала идею перехода из «А» в «Б» и вот выдался случай – Назия Сулейманова сказала: «Расима, переходи в «Б», а я – в «А», так как мы живем в нижнем конце села». Вот так я оказалась в 8 «Б» классе.
Классная руководительница Фарида апа преподавала татарский язык. Сейчас ее уже нет в живых, она была очень отзывчива ко мне. По математике нас учила Миннур апа из Лашманки. Какая она была красивая! Я на каждом уроке восхищалась ею, да и уроки она вела хорошо. Однажды я сказала девочкам: «Эх, девчонки, если бы была парнем, то никому не отдала бы Миннур апа, она такая красивая, чего стоят ее черные, длинные волосы!». Эти слова услышала и сама Миннур апа и каждый раз, увидев меня, улыбалась. Химию преподавала Сажида апа Садыкова. Отличные давала нам знания, но почему-то мы не слушали ее. И все же она смогла пробудить заинтересованность к своему предмету, а самым запомнившимся было родительское собрание.
Через год и одноклассники из моего села пришли сюда в 9 класс. В сентябре мы ходили домой, а потом стали жить в интернате возле клуба. Мы и дети из Чумачки и Черного Ключа разделились по четырем комнатам. В то время завучем работала Рахима апа, она была очень добродушной, преподавала географию. Помню, как она как-то спросила: «Ну что, Расима, ты привезла из своего села сметану или обрат?». Это она имела ввиду – хороших или плохих учеников.
Физкультуру преподавал Рауф Гатин. Хочу написать об одном интересном случае, произошедшем на его занятии. Это был конец мая. Мы вышли играть в футбол на площадку за мостом. Вдруг Рауф абый вызвали в школу. А нам только это и было нужно: он удалился, а мы дружной толпой прыгнули в Шешму и накупались от души. Не помню, рассердились на нас тогда или нет. Однако больше физкультурника не отрывали от нашего урока.
В тот год зима была очень холодной. Гаяз абый вошел в кабинет истории в шапке-ушанке и опустив голову сказал: «Дети, вам делаю предупреждение за то, что вы входите в класс в шапке, а сам вот зашел в ней – заболел».
Молодая учительница по имени Бриллиант начала преподавать английский язык. То ли из-за того, что она была молодой, мы не слушались ее, даже на урок не хотели заходить. Сговорились с классом и решили сбежать с ее урока. Вдобавок и причина нашлась: не видно учительницы, видимо, опаздывает. Мы ушли домой. Только пришли в интернат, как нам сообщили, что умер Гаяз абый. Где уж там думать о еде! Быстро собравшись, помчались к дому Гаяза абый. Нашего любимого директора уложили в передней части комнаты, рядом сидела его жена Рашида апа. От слез покраснели глаза. Но не желая показывать нам и ранить детскую душу старалась утешить нас: «Ну вот, дети, ваш директор спит».
На три дня учебу в школе отменили. Поэтому мы отправились в Черный Ключ. В день похорон Гаяза абый его тело положили на площадке возле клуба и организовали прощание. Без нашего любимого директора школа казалась нам неуютной, пустой. Словно, Гаяз абый забрал с собой свет школы.
После Гаяза абый директором стал учитель истории Рашит абый Музаффаров. И историю мы изучали на родном языке.
Биологию преподавала Рахиля апа Магсумова: она была очень требовательным, сильным, образованным наставником. Завуч и учитель татарского языка Василя апа хотя и была суровой, все же сумела подобрать ключи к душе учеников, привила любовь к своему предмету. Может быть поэтому мы любили ее.
Если в 9-ом в двух параллельных классах учились 42 человека, то в 10-ом осталось 28 детей. Мы, 17-летние ученики, для наших наставников все еще оставались детьми. Наша классная руководительница, учительница русского языка Ира апа Кадермиева была заботливой, как мама. Перед сдачей выпускных экзаменов Ира апа заболела и ее положили на лечение в районную больницу. Принимать экзамены из района направили Валентину Владимировну. Как мы боялись! Однако Иру апа не подвели, все успешно сдали экзамен. Она вернулась из больницы только в дни вручения аттестатов, чтобы проводить нас в большую жизнь. Расставаясь со школой, договорились встречаться каждые пять лет и разъехались по разным сторонам.
Мы остались верными своему обещанию – каждые пять лет устраивали встречу одноклассников. С радостью приезжали и на встречу с Ирой апа. не могли наговориться с классной руководительницей. Несмотря на то, что сами стали родителями, бабушками и дедушками, советовались с ней, делились радостями. Ира апа относилась к нам, как к своим детям, давала мудрые советы. Мы восхищались ее и в 2013 году, в дни празднования 45-летия окончания школы. К сожалению, никто не мог догадываться, что эта встреча с классной руководительницей была последней.
Сегодня из наших учителей жива одна Луиза апа. Она живет в Беркет Ключе. Миннур апа – в Старом Утямыше, она долгие годы работала директором школы.
Школа, находящаяся на берегу Шешмы, до сих пор в нашей памяти. Наши великодушные наставники, сердились ли вы на нас – этого не помним.
После окончания школы прошло уже 55 лет, но многие события сохранились в памяти. Несмотря на то, что фамилии некоторых учителей забылись, их имена и лица все еще перед глазами.
Расима Хайруллина (Сулейманова).
Фото из архива.
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза 🙁
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
МБОУ «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А.Е.Кошкина Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
Выступление на родительском собрании
Три болезни школьников
Учитель биологии и химии
Зиннатуллин Рашид Абдулхакович
Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема сегоднешней беседы «Три болезни школьников».
Сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! В среднем – один ученик на класс.
Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения. Три самые распространенные болезни школьников – близорукость, гастрит, искривление позвоночника. Что родители могут сделать, чтобы изменить положение?
Сколько можно учиться?
Сколько часов в день школьник может читать, писать, решать, запоминать без вреда для здоровья?
Норма на приготовление уроков дома для учеников 5–6 классов – 2,5–3 часа. Значит, задавать на дом больше, чем можно сделать за это время, – нельзя.
Пяти-шестиклассники не могут спать меньше 9,5–10 часов без вреда для здоровья. Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около 7 км. Причем 3 км за те часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать.
Гулять они каждый день должны 3 часа.
Справляется ли ваш школьник со всеми умственными нагрузками, можно определить по некоторым косвенным признакам.
Симптомы хронического переутомления такие:
1. Ребенок не может вечером долго заснуть, хотя зачастую ложится спать позже положенного времени. Младшеклассник хочет спать днем, хотя уже задолго до поступления в школу от дневного сна отказывался.
2. Аппетит стал плохим. Ребенок отказывается есть перед школой, в лучшем случае берет завтрак с собой. Последите за его весом!
Учителя жалуются, что на уроках он вертится, не слушает объяснений, на вопросы отвечает невпопад.
4. Младший школьник стал чересчур возбужденным, подвижным. А подросток – постоянно грубит.
Подвижность ребенка – защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте – признак эмоционального дискомфорта.
5. У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80–100 мм рт. ст. у младшеклассника от непосильной школьной нагрузки давление может подняться до 115–120.
Ребенок без конца простужается. Это тоже «звоночек» – не пора ли пересмотреть жизненные приоритеты – на первое место поставить не хорошие отметки, а крепкое здоровье.
Сосет под ложечкой
Что происходит с детьми, если в школьном возрасте у них поголовно начинает болеть живот?
Лет двадцать назад ученые открыли, что в большинстве случаев воспаление слизистой оболочки желудка – гастрит – провоцирует бактерия хеликобактер пилори. Эта древняя бактерия с незапамятных времен преследует человека, правда, у медиков есть предположение, что раньше она была для нас не столь опасной. Но сейчас, когда сопротивляемость наших организмов ослабла под влиянием плохой экологии и насыщенной синтетическими добавками пищи, бактерия может принести вред большему числу людей.
Недавно ученые установили еще одну причину именно «школьного» гастрита. Она не связана с хеликобактериозом, а вызвана поражением поджелудочной железы.
Статистика показывает: чем позже возникает близорукость, тем медленнее она будет развиваться, тем меньших достигнет величин, тем реже дает осложнения.
Хотите, чтобы ваш ребенок видел всю жизнь хорошо или, если уж ему суждено надеть очки, чтоб надел их как можно позже, соблюдайте 5 золотых правил профилактики.
1. Почаще давайте глазам отдых. Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже слабая близорукость – через каждые 30. 10–15 минут отдыха – это когда он бегает, прыгает, смотрит в окно, делает гимнастику для глаз.
Как это ни печально для школьника, но смотреть телевизор он может только в выходные дни, когда у него нет уроков. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем), да два-три часа дома – это нагрузка, которую не может выдержать растущий глаз.
За компьютером школьник может проводить не больше 15–20 минут в день. Если работу за это время не выполнить, ее надо разбить на части и через каждые 15 минут делать перерыв для глаз.
2. Книжку или тетрадку держите на расстоянии 40 см от глаз. При нем меньше всего деформируется глазное яблоко.
5. Не сберегли глаза старшего – подстелите соломку младшим детям: не учите их читать раньше 5 лет, не отдавайте в 6 лет в школу.
Главный бич современного школьного образования в том, что дети мало двигаются. Именно потому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка.
Ода ровной спине
Правильная осанка не только красива, она еще и функциональна, при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.
Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает как во время физической, так и во время умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза.
Сутулый, с понурой головой ребенок смотрится неудачником и мямлей. К нему так и начинают относиться окружающие, и этим своим отношением вполне могут ребенку внушить, что он и на самом деле не сможет достичь успеха в жизни.
Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Никакой. Так что же делать?
Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.
Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2–3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 40 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!
Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.
Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким (волосяным или травяным), подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. А детям, уже имеющим искривление позвоночника, придется приобрести ортопедический матрас. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно.
Работать над осанкой никогда не поздно. Даже в 15–16 лет еще можно исправить спину так, что в одежде искривленного позвоночника видно не будет. Правда, это потребует значительных усилий и занятий под руководством врача. Но зачем ждать, когда спина станет кривой, не лучше ли начать заботиться о ней прямо сейчас?
Что, на ваш взгляд, надо делать школе для сохранения здоровья своих учеников? (Возможно несколько вариантов ответов.)
Организовать здоровое питание – 20,2%.
Открыть спортивные кружки и секции – 19,3%.
Сократить количество учеников в классах – 13,2%.
Уменьшить объем домашних заданий – 12%.
Почаще проветривать кабинеты – 10,7%.
Добавить в расписание уроков физкультуры – 9,4%.
Проводить на уроках физкультурные паузы – 7,5%.
Отправлять гулять на большой перемене – 5%.
Другое – 2,7%.
В опросе приняли участие 12 165 человек.
Мобильные телефоны крепко вошли в жизнь человека, сейчас мало кто представляет себе жизнь без мобильного телефона. Для многих это не только средство общения, но, и средство развлечения, и получения разнообразной информации. Сейчас уже трудно представить жизнь без мобильной связи. Каждый абонент прекрасно понимает, какие неблагоприятные последствия для здоровья может иметь использование сотовой связи в следствие электромагнитного излучения, но дороги назад уже нет. Прежде всего необходимо сказать о том, что огромное количество взрослых и детей при использовании мобильного телефона добровольно подвергают электромагнитному облучению свой головной мозг и находящиеся во внутреннем ухе сложные нервные образования, обеспечивающие нормальную деятельность слухового и вестибулярного анализаторов, а также сетчатку глаза. Электромагнитные поля (ЭМП) базовых станций (БС) принудительно, ежедневно и круглосуточно, уже в течение нескольких лет подвергают облучению все население (детей и взрослых, беременных и больных, гиперчувствительных лиц). Иными словами, электромагнитные поля базовых станций сотовой связи осуществляют тотальное облучение всего тела человека. Данная ситуация не входит ни в какое сравнение с воздействием компьютеров, СВЧ-печей или каких-либо других неблагоприятных факторов внешней среды, например ионизирующего излучения, инфразвука, химических веществ и прочее. Это круглосуточное тотальное облучение электромагнитными полями (ЭМП) базовых станций прогнозируется специалистами как пожизненное, в первую очередь для поколений, существующих в настоящее время. Научные коллективы, занимающиеся исследованием и оценкой биологического действия ЭМП, оказались не подготовленными к появлению этого своеобразного источника излучения ЭМП.
1.Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
Сидячее положение в течение длительного времени;
Воздействие электромагнитного излучения монитора;
Утомление глаз, нагрузка на зрение;
Перегрузка суставов кистей;
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей — сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие — простатит и геморрой, болезни, лечение которых — процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим — электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.
Одним словом, чтобы не запутывать вас в подробностях действия электромагнитных излучений, можно все резюмировать следующим образом: ионизирующие излучения, такие, как рентгеновское, при определенной дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму с ними встречу.
Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице — дозу вы получите примерно одну и ту же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая известную марку, у известного поставщика и в известном магазине. Хотя никто не будет против, если вы придете в магазин вместе со счетчиком и посчитаете микрорентгены в час.
Воздействие на зрение
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере — ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это — огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.
Перегрузка суставов кистей рук
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации
2.Признаки развития зависимости у ребенка
По результатам опроса подростки от 10 до 17 лет на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:
1. 12, 2 % — общаюсь в сети;
2. 18, 1 % — читаю книги;
3. 30,1 % — посещаю кружки, секции;
44, 9 % — играют в компьютерные игры;
5. 43, 7 % — общаюсь по телефону;
6. 71,1 % провожу время с друзьями;
7. 74, 2 % — смотрю телевизор.
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком К. з. является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников К. з. обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. К. з. часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), К. з. может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.
Мобильный телефон — это средство связи, которое в наше время есть практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей. Компании, создающие мобильные телефоны, осваивают новые функции, новые возможности сотового аппарата, представляя новые телефоны с уникальными возможностями. Но мало кто знает, что новые функции далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. Мобильный телефон — это средство связи с внешним миром. Но даже за несколько секунд можно получить болезни, от которых будешь лечиться всю жизнь. Поэтому каждому человеку необходимо знать положительное и отрицательное воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека, знать, как правильно пользоваться телефоном и в каких временных рамках.
Интересная информация, о заболеваниях связанных с использованием телефонов. Ученые рассмотрели распределение вероятности появления опухоли именно в тех областях мозга, которые обычно наиболее подвержены влиянию электромагнитного излучения от радиотелефона. Как показал статистический анализ, эта вероятность была заметно выше, чем в других областях, однако один лишь этот факт не может служить основанием для вынесения какого-либо заключения. 12 из 13 больных со злокачественной или доброкачественной опухолью мозга пользовались старыми аналоговыми телефонами с повышенным излучением. При том стремительном распространении сотовой телефонии и продолжающемся использовании старых аналоговых телефонов необходимы исследования, дающие возможность адекватно оценивать риск, которому потенциально могут подвергать себя пользователи радиотелефонов».
Ббританские исследователи доказали вредность миниатюрных наушников (hands free) для сотовых телефонов. Многие используют такие наушники, предполагая, что снижают вредное воздействие антенны сотового телефона, но все получается как раз наоборот. Как показали исследования британской ассоциации потребителей, эти устройства действуют как своеобразные антенны, и уровень электромагнитного излучения, поступающего в мозг абонента, в три раза превышает уровень обычного телефона в трубке. Хотя до сих пор точно не установлена взаимосвязь облучения и заболеваемости абонентов, ассоциация советует потребителям ограничивать использование подобных устройств.