- Отчет по МКДО
- Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе
- Виды мониторинга
- РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МКДО 2021) ЗА 2021 ГОД
- ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Результаты МКДО 2021 по областям качества
- РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ МКДО
Отчет по МКДО
Независимая оценка качества
Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе
В
основание классификации видов мониторинга
могут быть положены его цели, область
применения, иерархия систем управления
и т.д. (Таб. 5)
Основные понятия:
качество,
качество образования, мониторинг,
педагогический мониторинг.
Внимание! Республиканские контрольные работы по учебным предметам
В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 02.09.2021 № 623 «О проведении мониторинга (изучении) качества общего среднего образования в 2021/2022 учебном году» научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь будет проводиться республиканские контрольные работы среди учащихся по следующим учебным предметам: «История Беларуси» 6 класс – 1 февраля 2022 года, «Биология» 7 класс – 8 февраля 2022 года, изучение математикой грамотности 9 класс – 15 февраля 2022 года, а также изучение чтения и понимания текста 4 класс – 22 февраля 2022 года.
На сайте управления мониторинга качества образования размещены материалы, касающиеся алгоритма проведения республиканских контрольных работ, а самое главное – будут размещены демоверсии контрольных работ по перечисленным выше предметам, поработав с которыми учащиеся будут более успешны при выполнении республиканских контрольных работ.
Краткая информация о республиканском мониторинге качества общего среднего образования
Рекомендации по результатам мониторинга
Новые
приоритеты в сфере образования, растущая
вариативность форм получения образования,
диверсификация учебных заведений,
программ, методик непосредственно
влияют на качество подготовки учащихся.
Охране качества подготовки учащихся
служит мониторинг.
Мониторинг
является важнейшим инструментом проверки
и оценки эффективности внедряемого
содержания образования, используемых
методик, служит основой для обоснованных
путей устранения недостатков учебного
процесса в школе, является основой для
принятия эффективных управленческих
решений.
Термин
«мониторинг» пришел в педагогику из
экологии и социологии.
Экология
– мониторинг непрерывное наблюдение
за состоянием окружающей среды с целью
предупреждения нежелательных отклонений
по важным параметрам.
Социология
– отслеживание небольшие числа
показателей, отражающих состояние.
Мониторинг
–
наблюдение, оценка и прогноз состояния
окружающей среды в связи с деятельностью
человека, деятельность по наблюдению
за отдельными объектами и явлениями.
В
педагогике это новое перспективное
направление, разрабатываемое в
исследованиях А.А.
Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова,
А.В. Баранникова, А.Н. Майорова
и др., посредством которого возможно
способствовать повышению качества
образования во всех его основных
составляющих.
Виды
мониторинга:
дидактический – слежение за рзл сторонами
учебно-воспитат. Процесса; воспитательный
– слежение за рзл сторонами воспитат.
Процесса; управленческий – слежение
за характером взаимодействия на разных
управленческих уровнях; социально-психол.
Монит-г – слежение за системой
коллективно-групповых, личностных
отношений, за характером психологической
атмосферы коллектива. (А. С. Белкин)
Мониторинг
в образовании
– система сбора, обработки, хранения и
распределения информации об образовании
или отдельных нё элементах, которые
ориентированы на инфо обеспечение
управлением образования , позволяет
судить о её состоянии в любой момент
времени и дает возможность прогнозирования
рзв образования.
Свойства
мониторинга в образовании:
регулярность, системность, информационность,
аналитичность, диагностичность,
результативность.
Функции
мониторинга:
интегративная (обеспечивает комплексную
характеристику процессов, происходящих
в системе); диагностическая (сканирует
состояние системы); кампаравистическая
(создает условия для сканирования
системы образования в целом или рзл её
элементов, как во времени, так ив
пространстве); экспертная (экспертиза
концепции, форм, методов развития системы
образования); информационная (позволяет
получить сопоставимую инфо о состоянии
и развитии системы образования, которые
необходимы для анализа состояния и
развития системы образования);
прагматическая (дает возможность
использовать мониторинговую инфо для
принятия управленческих решений и
построения рекомендаций)
Объект
мониторинга образования
– система образования, на кот. Направлены
процедуры монит-га.
Предмет
МО
– состояние данной системы образования
в определенные периоды времени и
конкретного изменения данной системы.
Субъект
МО
– носители мониторинговых функций: те
кто предоставляет инфо, те, кто собирает
инфо (завуч, директор).
Цель
мониторинга качества образования:
обнаружить связь между деят-ю педагога
и результатами его труда, выраженными
в рзв обучающихся, в культуре обучающихся,
в эрудиции обучающихся, в умении
обучающихся применить теорию на практике.
Этапы
мониторинга в образовании:
1. Подготовительный (постановка цели,
определение объекта, установка сроков
проведения, изучение соответствующей
лит-ры, разработка инструментария для
проведения мониторинга); 2. Практический
– сбор инфо (наблюдение, собеседование,
тестирование, анкетирование, выход на
уроки, контрольные работы); 3. Аналитический
(систематизация полученных знаний,
анализ данных, разработка рекомендаций
и предложений на последующий период,
выводы).
Качество
образования
– уровень достижения поставленных
целей, соответствие определенным
стандартам, степень удовлетворения
ожиданий потребителя.
Мониторинг
качества образования предусматривает
рзл источники и способы получения инфо:
промежуточный контроль, итоговый
контроль, итоговая аттестация обучающихся,
анкетные опросы участников образовательного
процесса, экспертное оценивание,
внутришкольная отчетность.
Объект
мониторинга качества образования:
качество, обеспечиваемое школой, как
совокупность его свойств, требования
общества, запросы и ожидания потребителей
образовательных услуг.
Педагогический
монит-г в течении учебного года
осуществляется по разным направлениям:
качество работы пед. и ученич. Коллективов;
результативность работы в школе в
течение учебного года; уровень обучаемости
и качество знаний детей по предметам,
четвертям, по годам; успешность работы
учителя в конкретном классе;
Данные
анализа отражаются в текстовых
аналитических справках, схемах, графиках,
таблицах, диаграммах.
В
понятие «качество образования» включены
два понятия:
обученность – уровень предметных ЗУНов,
приобретенных учеником для самостоятельной
деятельности (для ученика – оценка
результата его собственной учебной
деятельности, для учителя – оценка
эффективности его работы); обучаемость
– уровень учебных возможностей ученика
в данное время для конкретного учебного
предмета.
1.Общекультурный
– демонстрирует ученик, который понимает
основные положения курса, может применить
правило по образцу, отвечает на вопросы
репродуктив.уровня
2.Прикладной
– выполнение заданий в измененной
ситуации, умения демонстрировать
понимание взаимосвязанности понятийного
аппарата темы курса, не выходят за его
рамки.
3.Творческий
– демонстрируют дети, способные решать
проблемы, выходящие за пределы изучаемой
темы, применяет знания на практике,
самостоятельно выбирает цели и программу
действий.
Виды мониторинга
Качество
образования – синтетическая категория,
отражающая все компоненты и аспекты
развития образования как системы.
Современный этап развития качества
образования отражается в становлении
новых социальных функций образования,
где качество
человека в
центре понимания качества
образования.
Главной
идеей современного развития теории
и практики управления качеством
образования является
отказ от традиционного подхода, при
котором управление образовательным
процессом осуществлялось по оценкам
конечного результата.
Современный
подход ориентирован
на создание всеобщей системы управления
качеством образования, предусматривающей
регулирование процесса на основании
оценивания его состояния по специально
выделенным критериям качества для всех
компонентов самого процесса, а также
факторов, оказывающих влияние на конечный
результат.
Термин «мониторинг»
происходит от латинского слова monitor
(напоминающий, предостерегающий,
надзирающий).
Включает в себя:
Под педагогическим
мониторингом
понимается систематическое отслеживание,
наблюдение состояния объекта
образовательной деятельности, анализ
его состояния посредством измерения
реальных результатов учебной и
воспитательной деятельности
образовательного учреждения с заданными
целями, прогнозирование изменения
состояния объекта с целью принятия
управленческих решений.
Педагогическая
диагностика рассматривается как часть
педагогического мониторинга.
Проведя сравнительный
анализ сущностных характеристик двух
понятий «мониторинг» и «диагностика»,
мы можем утверждать, что мониторинг не
является аналогией диагностики, но
включает в себя диагностический этап.
Мониторинг отличается от диагностики
большей системностью, технологичностью,
систематичностью, создает условия для
оптимизации действий педагога и
руководителя в применении определенной
совокупности способов, средств и
психолого-педагогических воздействий.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МКДО 2021) ЗА 2021 ГОД
В 2021 году мониторинг качества дошкольного образования (МКДО 2021) проведен в 84 субъектах Российской Федерации.
МКДО 2021 охватывал дошкольное образование детей от 0 до 7 лет (т.е. от 2-х месяцев до 7 лет)
Сбор и анализ количественных и качественных результатов в ходе МКДО 2021 осуществлялся в разрезе 9 областей качества:
• образовательные ориентиры;
• образовательная программа;
• содержание образовательной деятельности;
• образовательный процесс;
• образовательные условия;
• условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
• взаимодействие с родителями;
• здоровье, безопасность и повседневный уход;
• управление и развитие.
По состоянию на 1 декабря 2021 года были обобщены результаты МКДО 0-7, проведенного в 56 субъектах Российской Федерации с участием 3077 организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования
По состоянию на 1 марта 2022 года обобщены результаты МКДО 0-7, проведенного в 84 субъектах Российской Федерации с участием более 5000 организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования
В качестве инструментария традиционно применялись Шкалы МКДО (0-3 и 3-7), которые предусматривает базовую 5-уровневую систему оценивания:
1. Требуется серьезная работа по повышению качества
2. Качество стремится к базовому
3. Базовый уровень
4. Хорошее качество
5. Превосходное качество
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Оценка качества дошкольного образования в рамках МКДО 2021 традиционно осуществлялась как участниками образовательных отношений (родителями, педагогами), так и экспертами.
Комплексная оценка качества дошкольного образования включала в себя 5 ракурсов:
• оценка по ООП ДО
• самооценка педагогов
• внутренняя оценка ДОО по Шкалам МКДО
• внешняя оценка ДОО по Шкалам МКДО
• оценка по степени удовлетворенности родителей
ВСЕГО по итогам МКДО 2021
оценки выше базового уровня (т. 3 балла и выше) получили дошкольные образовательные организации
(ДОО) в следующем количестве
• 97% ДОО в разрезе оценки «степень удовлетворенности родителей»
• 53% ДОО в разрезе оценки ООП ДО
• 46% ДОО в разрезе внутренней оценки
• 46% ДОО в разрезе внешней оценки
• 26% ДОО в разрезе самооценки педагогов
Весь спектр баллов, полученных ДОО в каждом из 5 ракурсов оценки можно проследить по диаграмме. Оттенками красного цвета обозначены отрицательные оценки (то есть ниже базового уровня – 2, 1 и 0 баллов). Оттенками зеленого цвета обозначены положительные оценки (то есть выше базового уровня – 3, 4 и 5 баллов). В процентах указано количество ДОО, получивших те или иные баллы в каждом из 5 ракурсов оценки
Источник материалов: «АНО ДПО НИКО»
Сопоставление средних комплексных оценок ДОО в указанных 5 ракурсах показало, что наибольшее количество положительных оценок и баллов выше базового уровня ДОО получили от родителей:
Средняя оценка ДОО по итогам МКДО 2021 от родителей составила 4,27 балла (в ракурсе «степень удовлетворенности родителей ДОО). Эта оценка совпадает с другим показателем – средней оценкой степени вовлеченности родителей в образовательную деятельность ДОО (4,13)
В сравнении с другими ракурсами оценки (по ООП ДО, самооценке педагогов, внутренней и внешней оценке ДОО) баллы, выставленные родителями, выглядят в целом примерно на 1 балл выше:
Наибольшее количество положительных оценок и баллов выше базового уровня, которые ДОО получили от родителей, являются важным оптимистичным сигналом о позитивной динамике в развитии дошкольного образования.
Надо отметить, что выставленные родителями оценки ДОО почти в 2 раза превосходят оценки, которые ДОО получили в разрезе самооценки педагогов. Снижения всех показателей в разрезе самооценки педагогов отмечается по всем областям качества. Важно понимать, что такое соотношение не следует рассматривать как завышение оценок родителями, так как именно потребности родителей и детей должны иметь решающее значение в определении направлений развития дошкольного образования, повышения качества образовательных программ и деятельности по присмотру и уходу за детьми.
Развитие дошкольного образования должно осуществляться в направлении формирования единых подходов, требований к образовательному процессу и педагогов, и родителей, чтобы различие в оценках не вызывало противоречий в организации повседневной жизнедеятельности ДОО, воспитанников. При этом, все позитивные составляющие, которые в рамках МКДО 0-7 были отмечены родителями, должны быть бережно сохранены и получить такое дальнейшее развитие, чтобы потребности родителей по-прежнему удовлетворялись и сохранялось их положительное отношение к ДОО.
Различие в оценках может быть связано не только с более компетентным и критичным взглядом педагогов на ситуацию по каждому показателю, но, возможно и с несколько разным ракурсом. Родители оценивают ДОО, безусловно, на основании удовлетворения собственных потребностей в части присмотра и ухода за детьми, создания условий для безопасности детей, их психического и физического развития. На оценку родителей влияет ракурс «повседневной жизни» — отсутствие конфликтов с педагогами и руководством ДОО, эмоциональное благополучие детей и т.п. «Педагогический ракурс» оценки ДОО (самооценки педагогов) больше связан с профессиональной оценкой результатов реализации образовательного процесса, методической грамотностью в его организации, соответствия программ требованиям ФГОС дошкольного образования и т.д.
Полученные данные актуализируют вопрос включения в «профессиональный анализ» ситуации в ДОО потребностей родителей, степени их удовлетворенности, факторов, обеспечивающих эту удовлетворенность, чтобы выполнение методических требований, регламентов, стандартов не разрушило в дальнейшем позитивного отношения родителей к ДОО, а продолжало удовлетворять потребности родителей и детей, сохранять эмоциональное благополучие детей и других участников образовательных отношений.
Результаты МКДО 2021 по областям качества
Результаты МКДО позволили вывести средние значения по областям качества и получить следующий рейтинг областей качества:
1. Образовательные ориентиры (280,6)
2. Взаимодействие с родителями (278,8)
3. Управление и развитие (278,4)
4. Здоровье, безопасность и повседневный уход (264,8)
5. Образовательный процесс (241,6)
6. Образовательные условия (240,6)
7. Содержание образовательной деятельности (232,6)
8. Образовательная программа (145,5)
9. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами (122,2)
МКДО 2021 показал наличие проблем в области качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами». В данной области качества ДОО оценивались по показателям «Организация образования детей с ОВЗ в ГРУППЕ»; «Инклюзия в группе»; «Специальная работа с детьми с ОВЗ»; «Работа с детьми-инвалидами». Это единственная область качества, в которой имеется доминирование отрицательных значений.
Специального внимания требует область качества «Образовательная программа», в которой соотношение положительных и отрицательных оценок 50х50 (а по самооценке педагогов только 15% положительных значений). Рассматривались показатели: «Основная образовательная программа ДОО», «Адаптированная основная образовательная программа ДОО для детей с ОВЗ», «Образовательные программы ДОО» и «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования ДОО».
Область качества «Содержание образовательной деятельности» характеризуется средними показателями (по внутренней и внешней оценке 55-58%), что вряд ли можно рассматривать как удовлетворительный результат. При этом, данная область качества охватывает широкий спектр показателей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие), каждый из которых раскрывается через систему составляющих его показателей и индикаторов.
Области качества «Образовательный процесс» и «Образовательные условия» также имеют средние значения, что открывает перспективы для работы над повышением качества дошкольного образования в данных ракурсах.
Область качества «Образовательный процесс»:
Область качества «Образовательные условия»:
Высокие оценки по областям качества «Здоровье, безопасность и повседневный уход», «Управление и развитие», «Взаимодействие с родителями» выглядят оптимистично, что не является препятствием для совершенствования работы и по рассматриваемым в них показателям.
Область качества «Здоровье, безопасность и повседневный уход»:
Область качества «Управление и развитие»:
Область качества «Взаимодействие с родителями»:
Самые высокие результаты по области качества «Образовательные ориентиры» также вносят существенный вклад в общую позитивную картину результатов МКДО 2021, при этом показатели данной области всегда важно соотносить с данными по тем областям качества, в которых акцент сделан уже не на целиориентиры, а именно на результаты реализации образовательных программ, образовательного процесса.
Таким образом, доминирование положительных оценок характерно для большинства областей качества (7 из 9). В целом по результатам МКДО 2021 доминируют положительные оценки качества дошкольного образования.
Представляют интерес данные, характеризующие содержание образовательной деятельности в связи с их максимальной приближенностью к целевым ориентирам развития детей.
Результаты МКДО в области качества «Содержание образовательной деятельности» формировались на основе следующих показателей МКДО:
• «социально-коммуникативное развитие» (включая эмоциональное и социальное развитие, коммуникативные способности и активности, безопасное поведение);
• «познавательное развитие» (включая познавательные интересы, любознательность и мотивацию; познавательные способности и познавательную активность; воображение и творческую активность; математические представления; представления об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии; представления об окружающем мире: общество и государство, культура и история; социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства. представления об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира);
• «речевое развитие» (включая развитие речевого слуха, обогащение словарного запаса, развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности, культуру устной речи и речевую активность, Освоение письменной речи, литературу и фольклор, речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде);
• «художественно-эстетическое развитие» (включая эстетичекое отношение к окружающему миру; знакомство с миром искусства; изобразительное творчество; музыку и музыкальное творчество; художественное конструирование и моделирование; театрально-словесное творчество);
• «физическое развитие» (включая здоровый образ жизни; представления о своем теле и физических возможностях, произвольность и координация движений; движение и двигательную активность; подвижные игры, физкультуру и спорт).
В результате МКДО 2021 установлено, что по шкалам МКДО в рамках как внутренней, так и внешней оценки, а также в рамках оценки ООП ДО более 60% ДОО имеют позитивные показатели, включая ок. 45% базовый уровень.
Практически отсутствует «превосходное качество» (2-4%).
Достаточно низкий процент ДОО, набравших баллы на уровень «хорошее качество» (от 10 до 16%).
Вместе с тем, в соответствии с уже обозначившейся тенденцией, снижение показателей идет в разрезе самооценки педагогов: только 36% вместо ранее указанных 60% ДОО набирают позитивные результаты (при этом 32% базовый уровень и только 4% — «хорошее качество», оценки «отлично» нет). Повышение показателей также в соответствии с обозначившейся тенденцией идет в разрезе оценок родителей (98%), при этом 76% дали оценку «хорошее качество».
Учитывая масштабность шкал МКДО по данной области (показателей и индикаторов), самостоятельное значение показателей «социально- коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие», рассмотрим ниже результаты в разрезе этих показателей отдельно (ракурс ООП ДО).
В рамках области качества «Содержание образовательной деятельности» в разрезе оценки основной образовательной программы рассмотрим показатели
• «социально-коммуникативное развитие»,
• «речевое развитие»,
• «познавательное развитие»,
• «художественно-эстетическое развитие»,
• «физическое развитие».
По результатам мониторинга показатель «социально-коммуникативное развитие» в целом имеет выраженные позитивные значения (более 90% ДОО набрали баллы на уровень базовый и выше).
Характерно примерное равновесие в оценках всех составляющих показателя «коммуникативное развитие»:
• эмоциональное развитие (57% — базовый уровень, 22% — хоро-шее качество и 11% — превосходное качество);
• социальное развитие (57% — базовый уровень, 24% — хорошее качество и 11% — превосходное качество);
• коммуникативные способности и активности (58% — базовый уровень, 22% — хорошее качество и 12% — превосходное качество);
• безопасное поведение (55% — базовый уровень, 25% — хорошее качество и 12% — превосходное качество).
Как это наглядно представлено на диаграмме, более 55% ДОО набрали баллы на базовый уровень, но и высокие баллы имеет существенный процент ДОО (от 22 до 25% — уровень «хорошее качество» и 11-12% ДОО – уровень «превосходное качество»).
Данные по социально-коммуникативному развитию интересно сопоставить с показателями «речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие».
Социально-коммуникативное развитиеДоли ДОО с разными баллами по оценке ООП ДО:
Речевое развитие в рамках области качества «Содержание образовательной деятельности» в разрезе оценки основной образовательной программы также в целом набирает существенные позитивные баллы (базовый уровень и выше) – прежде всего, по таким показателям как
• развитие речевого слуха (86%),
• обогащение словарного запаса (92%),
• развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности (87%),
• культура устной речи и речевая активность (90%),
• знакомство с литературой и фольклором (90%).
Результаты несколько ниже по показателям «освоение письменной речи» (66%) и «речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде» (45%). На диаграмме мы также видим, что по этим показателям появились ДОО, ООП ДО которых в этой части требуют серьезной работы по повышению качества. Количество их относительно небольшое – от 6 % по первому показателю до 27% по второму, но с учетом оценок ниже базового уровня (1-2 балла) в части речевого развития в билингвальной и полилингвальной среде красный – тревожный сигнал на диаграмме составляет 54% ДОО, что, несомненно, актуализирует проблему и требует ее специального рассмотрения в следующих исследованиях, выявления условий, путей ее решения, методического обеспечения.
Речевое развитиеДоли ДОО с разными баллами по оценке ООП ДО:
Познавательное развитие в рамках области качества «Содержание образовательной деятельности» в разрезе оценки основной образовательной программы характеризуется равновесием всех его составляющих, доминированием позитивных оценок, среди которых от 55 до 60% занимают полученные ДОО баллы «базового уровня», но и процент высоких оценок стабильно существенный: от 21 до 24 % ДОО получили баллы уровня «хорошее качество» и 10 – 12 % ДОО получили отличные баллы (уровень «превосходный»), что в целом составило от 31 до 36% высоких оценок.
Надо отметить, что наибольшее количество высоких оценок у ДОО по показателю «Развитие познавательных интересов, любознательности и активности» (36% высоких баллов – «4» и «5», всего 92% на «зеленой линии» на диаграмме, то есть базовый уровень и выше).
Показатель «формирование математических представлений» по оценке ООП ДО доминирует среди других на базовом уровне (60% ДОО).
По общему количеству позитивных баллов на последнем месте среди показателей познавательного развития в рамках области качества «Содержание образовательной деятельности» в разрезе оценки основной образовательной программы находится показатель «развитие воображения и творческой активности» (89% ДОО получили баллы на базовый уровень и выше), что, предположительно можно связать с особенностями познавательной деятельности и ее отграничения в представлениях педагогов от творческой – художественной деятельности. Вполне вероятно, в рамках познавательной деятельности педагоги видят несколько меньше возможностей для творческой активности детей нежели, например, в художественной деятельности. Снижение процента по данному компоненту не является существенным, а сопоставление этих данных с другими показателями позволит более полно оценить ООП ДО в части создания условий для творческой активности детей.
Познавательное развитиеДоли ДОО с разными баллами по оценке ООП ДО:
Художественно-эстетическое развитие в рамках области качества «Содержание образовательной деятельности» в разрезе оценки основной образовательной программы также имеет доминирующую долю позитивных оценок от базового уровня и выше. В ряду показателей художественно-эстетического развития по оценке ООП ДО наибольшее количество позитивных оценок ДОО набирают по показателям
• эстетическое воспитание (92%),
• изобразительное творчество (92%),
• музыка и музыкальное творчество (89%).
По данным показателям имеется хороший процент высоких оценок: от 21 до 23 % на уровне «хорошее качество» и 12-13% на уровне «превосходное качество».
От 12 до 17% «красной линии» на диаграмме, которая означает нега-тивные оценки, т.е. ниже базового уровня, мы видим по показателям
• «знакомство с миром искусства»,
• «художественное конструирование и моделирование»,
• «театрально-словесное творчество»,
Что, в целом не следует рассматривать как отрицательный результат, т.к. значения ниже базового уровня небольшие, но вместе с тем, работа по данным направлениям может рассматриваться как «зона ближайшего развития» основной образовательной программы и содержания образовательной деятельности в ДОО.
Сопоставляя данные по показателям «художественно-эстетическое развитие» и «познавательное развитие» мы ожидаемо констатируем, что в первом случае баллы в части творческой активности, творческой деятельности детей несколько превосходят аналогичные во втором, что обусловлено сущностными характеристиками, особенностями самой деятельности, а объективная картина выявляется при сопоставлении показателей.
Художественно-эстетическое развитиеДоли ДОО с разными баллами по оценке ООП ДО:
Физическое развитие в рамках области качества «Содержание образовательной деятельности» в разрезе оценки основной образовательной программы по количеству позитивных оценок и соотношению базового уровня и высоких оценок опережает все названные выше показатели, достигая 95% ДОО по трем из 4-х компонентов и 90% по одному из 4-х. Высокие оценки достигают от 31 до 39%, что мы не наблюдали по другим показателям в рамках области качества «Содержание образовательной деятельности» в разрезе оценки основной образовательной программы.
Физическое развитиеДоли ДОО с разными баллами по оценке ООП ДО:
Показатель «представления о своем теле и физических возможностях, произвольность и координация движений», который по количеству баллов базового уровня и выше занял в результате мониторинга последнее место (90% и 10% ДОО, получивших в части оценки ООП по данному показателю положительные и отрицательные, т.е. ниже базового уровня, результаты), является объективно сложным для педагогического обеспечения и требует специального внимания при разработке ООП ДО и реализации образовательного процесса, что делают очевидным полученные результаты мониторинга.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ МКДО
По итогам проведения в 2021 году МКДО 0-7, на основании анализа полученных результатов, в целях совершенствования качества дошкольного образования в субъектах Российской Федерации необходимо определить следующие ориентиры, актуализировать следующие направления деятельности и провести следующие мероприятия.
Данные МКДО 0-7 обусловливают необходимость и возможность стабильного предоставления дошкольного образования высокого качества, которое удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и потребностям воспитанников, родителей (лиц, их заменяющих), других участников образовательных отношений. Доминирование позитивных оценок определяет приоритетность принципа стабильности в развитии дошкольного образования, совершенствовании его качества.
Эффективность МКДО 0-7, проведенного в 2021 году, обусловливает на дальнейшее использование мониторинга в целях повышения объективности оценивания качества дошкольного образования за счет использования модели разностороннего оценивания, предусматривающей сочетание внутренней и внешней модели оценивания, привлечения к оцениванию родителей, экспертов, учредителей, органов управления образованием и предоставления полноценной обратной связи оцениваемым.
Актуализируется необходимость оценивания сбалансированности и стабильности качества образовательной деятельности, качества работы по управлению рисками, эффективности использования возможностей для повышения качества; обеспечение понятности и доступности использования механизмов, процедур и методов развития качества дошкольного образования для каждого участника системы — от педагога до руководителей федеральных органов управления образованием; обеспечение регулярности мониторинга качества дошкольного образования, возможности проведения непрерывного внутреннего мониторинга в ДОО, а также регулярного внешнего мониторинга; обеспечение единства подходов мониторинга, лицензионного контроля и надзора за образовательной деятельностью в сфере дошкольного образования; обеспечение доступности данных о качестве доступного детям дошкольного образования,
Противоречивый характер ряда выявленных на основе анализа результатов МКДО 0-7 тенденций делает очевидной необходимость ориентации на единство педагогических требований, единство подходов педагогов и родителей к созданию условия для развития детей дошкольного возраста, ориентацию на консенсус, объединение усилий всех участников отношений в сфере образования. Необходима разработка концепции, которая заложила бы основу для создания различных форм профессионального обсуждения рисков и возможностей образовательной системы. Важно определить единые подходы к обеспечению доступности дошкольного образования в РФ на муниципальном, региональном и федеральном уровне. Вопросы качества дошкольного образования должны регулярно обсуждаться в педагогических коллективах, в педагогических объединениях и сообществах, в общественно-родительских сообществах, на уровне руководителей образовательных организаций, органов управления системой образования, органов государственной власти и местного самоуправления, в рамках муниципальных, региональных, межрегиональных и федеральных мероприятий.
Различия в оценках намерений и реального состояния дел, выявленные на основе анализа результатов МКДО 0-7 обусловливают необходимость усиления ориентации на анализ текущего состояния системы дошкольного образования, определение степени соответствия деятельности ДОО требованиям актуальной нормативно-правовой базы, а также предоставление для ДОО четких ориентиров дальнейшего развития.
Необходимо целенаправленно сокращать риски и использовать возможности, связанные с достижением целей организации в контексте внешних и внутренних условий ее образовательной деятельности; демонстрировать заинтересованным лицам соответствие установленным требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере дошкольного образования, а также превышение данных требований и достижение превосходного качества дошкольного образования.
В деятельности по совершенствованию качества дошкольного образования в субъектах Российской Федерации по итогам проведения в 2021 году МКДО 0-7 в ракурсе образовательных областей рекомендуется следующее.
В рамках области качества «Образовательные ориентиры» повышению качества дошкольного образования будет способствовать включение педагогов и родителей в обсуждение принципов образовательной деятельности, учет в их реализации как ценностей современного образования в целом, так и ценностных установок семей воспитанников, педагогического коллектива ДОО; стандартизация процессов сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка, использования данных в целях совершенствования образовательной деятельности; применение данных базы знаний о развитии воспитанников для прогнозирования эффективности образовательных усилий, принятия обоснованных педагогических решений с целью достижения лучших для каждого воспитанника образовательных результатов; обеспечение постепенного перехода в понимании качества образовательной деятельности от процессного к системному, далее – к средовому и глобальному.
В рамках области качества «Образовательная программа» повышению качества дошкольного образования будет способствовать трансформация целей ООП ДО в систему целей и показателей качества ОД, реализуемой в соответствии с ООП ДО; полноценное включение педагогов группы в создание и обсуждение проекта ООП ДО, в разработку системы целей и показателей качества ОД; включение родителей в общественное обсуждение всех реализуемых в ДОО ООП ДО; осуществление непрерывного совершенствования ООП ДО с опорой на достоверную информацию базы знаний ДОО, результаты внутренней оценки качества работы ДОО.
В рамках области качества «Содержание образовательной деятельности» повышению качества дошкольного образования будет способствовать амплификация и постоянное совершенствование образовательной среды в части эмоционального, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития с учетом потребностей, ожиданий, интересов и инициативы семей воспитанников и сотрудников ДОО; создание условий, при которых воспитанникам будет доступен широкий круг разнообразных материалов, которые используются для всех направлений их психофизического развития, подобранных с учетом текущей реализуемой деятельности, интересов и инициативы воспитанников и их семей. Важно, чтобы среда ДОО развивалась, адаптировалась с учетом потребностей, ожиданий, возможностей, интересов и инициативы заинтересованных сторон. Напр., созданы условия для работы локальных коммуникативных центров (видеостудия, детское радио, детский журнал и пр.). Повышению качества дошкольного образования в ракурсе содержания образовательной деятельности будет также способствовать привлечение партнеров / специалистов для участия в социальном развитии детей: приглашение представителей современного общества (например, представители различных профессий), которые рассказывают o своей работе, профессиональной деятельности.
В рамках области качества «Образовательный процесс» повышению качества дошкольного образования будет способствовать амплификация и постоянное совершенствование образовательной среды, обеспечивающей эмоционально благополучное взаимодействие взрослых с детьми, ориентированное на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающее социальную ситуацию его развития; формирование культуры позитивного развивающего взаимодействия (ценности, традиции, привычки) в группе и ДОО в целом, содействия и сотрудничества всех заинтересованных сторон с учетом контекста социокультурного окружения; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; построение прочных доверительных отношений с родителями, при которых родители знают детей группы, проявляют участие в ее деятельности и доброжелательно относятся к этому, готовы к корректному и конструктивному взаимодействию; обеспечение баланса между собственной (исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия; амплификация и постоянное совершенствование образовательной среды, способствующей проектно-тематической деятельности воспитанников с учетом их культурного и социального опыта, потребностей и возможностей, интересов и инициативы воспитанников, их семей, сотрудников ДОО; формирование культуры игры во всем ее многообразии, выстраиваемой с учетом особенностей социокультурного окружения (ценности, традиции, обычаи, правила и пр.).
В рамках области качества «Образовательные условия» повышению качества дошкольного образования будет способствовать привлечение педагогов, квалификация которых позволяет амплифицировать образовательную среду группы и удовлетворить разнообразные образовательные потребности и интересы воспитанников группы, их родителей и заинтересованных сторон, обладающих необходимой специализацией в требуемых направлениях образовательной деятельности (напр., в области художественного творчества, детского конструирования или в области познавательно-исследовательской деятельности и пр.); реализация комплексной программы профессионального развития педагогов группы с учетом программы развития ДОО, потребностей, возможностей, инициативы самих педагогов, воспитанников, их семей и других заинтересованных сторон; амплификация и непрерывное совершенствование развивающей предметно-пространственной среды для реализации разноуровневого и индивидуализированного освоения содержания образования с учетом потребностей как воспитанников, так и их семей, сотрудников и заинтересованных сторон; фокусирование принципов оснащения пространства на использовании необходимого и достаточного набора материалов для глубокого освоения содержания образовательных областей, адаптированного с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы заинтересованных сторон; оформление пространства ДОО с учетом актуальных интересов детей, социокультурного контекста их развития.
В рамках области качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» повышению качества дошкольного образования будет способствовать системная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ / детьми-инвалидами в различных формах образовательной деятельности в рамках всех образовательных областей (напр., детям доступны игра, познавательно-исследовательская деятельность, творческие занятия и пр.); программные мероприятия по развитию толерантности детей группы к детям с ОВЗ / детям-инвалидам; привлечение специалистов соответствующего профиля для реализации образовательных задач с детьми с ОВЗ / детьми-инвалидами (напр., педагогов-дефектологов, сурдопедагогов и пр.); вариативные формы организации воспитания и обучения (от специального индивидуализированного до инклюзивного) с учетом особых образовательных потребностей детей группы: общеразвивающие, комбинированные, компенсирующие и т. д.; проектирование и реализация индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов на основе понимания особенностей развития ребенка с ОВЗ / ребенка-инвалида, его потенциальных возможностей и способностей; систематический контроль эффективности образовательной деятельности со стороны ПМПК ДОО; сотрудничество с семьей ребенка с ОВЗ с целью решения образовательных задач, налажен регулярный информационный обмен, обсуждение динамики развития ребенка. Необходимы амплификация и постоянное совершенствование образовательной среды группы для включения детей с ОВЗ во все аспекты разноуровневого образовательного процесса, дополнение программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненных компетенций ребенка и поддержку в освоении образовательной программы. Напр., предусмотрено включение в образовательную деятельность сопровождающих ребенка тьюторов, системное взаимодействие со специалистами ДОО и привлекаемыми извне для реализации образовательных задач, включение других заинтересованных сторон. Необходима также системная специальная работа с детьми с ОВЗ в различных формах образовательной деятельности, во всех образовательных областях.
В рамках области качества «Взаимодействие с родителями» повышению качества дошкольного образования будет способствовать формирование культуры взаимодействия с родителями с учетом социокультурного контекста (ценности, принципы традиции, обычаи, правила и пр.): обеспечение участия родителей в планировании образовательной деятельности, выборе образовательного содержания и методов с целью более полного удовлетворения потребностей ребенка; организация взаимодействие с родителями на удобной им информационной платформе (различные мессенджеры, сайт, открытые формы для голосования и пр.); изучение мнений родителей об организации образовательной деятельности с целью более полного удовлетворения образовательных потребностей ребенка и его семьи; измерение удовлетворенности родителей по всем основным направлениям деятельности ДОО (напр., качество управления, качество образования, безопасность, качество питания, сохранение и развитие здоровья детей и другие области качества); комплексное сопровождение развития ребенка в семье, регулярное планирование содержания индивидуальной поддержки, постоянное взаимодействие с семьей и постоянное совершенствование индивидуальной поддержки.
В рамках области качества «Здоровье, безопасность и повседневный уход» повышению качества дошкольного образования будет способствовать изучение состояния здоровья воспитанников, создание условий для управления рисками и возможностями в сфере здоровья воспитанников.
В рамках области качества «Управление и развитие» повышению качества дошкольного образования будет способствовать разработка и внедрение системы управления качеством образовательной деятельности с опорой на надежные данные — результаты мониторинга/измерений в группе и ДОО; обеспечение педагогом планирования образовательной деятельности с учетом своих педагогических целей и задач, а также с учетом интересов заинтересованных сторон, когда при планировании ориентируются на достижение лучших образовательных результатов каждым воспитанником группы; командное взаимодействие между сотрудниками ДОО с участием сотрудников группы для совместного поиска оптимальных решений по совершенствованию деятельности ДОО, по разработке стратегии и программ развития, критериев качества и в целом системы управления качеством; решение конфликтных ситуаций на стыке процессов, позволяющее оптимизировать совместную деятельность; активное сотрудничество участников образовательных отношений в различных видах деятельности.
В целом, применительно ко всем областям качества, также надо отметить, что совершенствованию качества дошкольного образования будет способствовать обобщение опыта деятельности тех ДОО, которые по результатам МКДО 0-7 набирали баллы на уровень «превосходное качество», то есть, превышая базовый уровень и уровень «хорошее качество», и демонстрируют лучший опыт образовательной деятельности. Необходимо создание базы данных о лучших практиках дошкольного образования, размещение их на специальном информационном ресурсе, создание навигатора по лучшим практикам, методического комментария о возможности адаптации каждой из них к условиям других ДОО, методических рекомендаций по тиражированию лучшего опыта и применению в массовой практике опыта каждого из представленных на ресурсе ДОО.
Анализ результатов МКДО 2021 актуализирует вопросы учета разнообразия форм и особенностей функционирования ДОО (общеразвивающей направленности — компенсирующей направленности, городских — сельских; крупных — малокомплектных; государственных — частных, с группами долговременного и кратковременного пребывания и т. д.); поддержки интересов и потребностей детей, детской инициативы, реализация принципов ФГОС ДО в образовательной деятельности ДОО.