Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Программа дополнительного образования — это путь к достижению определенного уровня образованности обучающихся и одновременно показатель готовности педагога к совершенствованию своей профессиональной культуры.
Как правило, совершенствуют программу в несколько приемов, возвращаясь, осмысливая и корректируя ее. Это непрерывный процесс.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы — обязательный структурный элемент, совокупность систематизированных материалов: текстовых и нетекстовых, в котором содержатся именно рекомендации к реализации данной программы, даже в том случае, если педагог использует государственные программы или программы другого автора.
Выступление по теме:
«Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы»
«Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы ПДО»
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы — обязательный структурный элемент, совокупность систематизированных материалов: текстовых и нетекстовых, в котором содержатся именно рекомендации к реализации данной программы, даже в том случае, если педагог использует государственные программы или программы другого автора. В любом случае всегда есть отличительные особенности, свойственные работе только этого педагога.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы должно быть представлено как:
Раздел программы, описывающий специфические подходы, формы, методы и рекомендации для её реализации. То есть то, без чего программа становится обезличенной.
Приложение из средств программно-методического обеспечения, объединенного в учебно-методический комплекс (УМК). Здесь материал излагается в полном объеме и должен быть глубоким по содержанию. Такие рекомендации нужны педагогу для обобщения своего педагогического опыта и аттестации.
Методическое обеспечение образовательной программы как первый раздел включает в себя краткое и лаконичное:
описание педагогических методик и технологий обучения и воспитания, используемых педагогом;
описание основных методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса;
описание индивидуальных, групповых, практических и теоретических форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий, раскрыть методику работы над содержанием учебного материала;
описание основных подходов и технологий решения творческих задач, способов и приемов развития творческого потенциала ребенка;
описание технологии контроля (если имеется, указать название, автора методики) и контрольные материалы по годам обучения: виды, методы, периодичность, предполагаемые результаты педагогической деятельности, система оценок и фиксации результатов;
материально-технические условия оснащения занятий: помещение, перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на группу обучающихся), финансирование.
В разделе «Приложение» средства программно-методического обеспечения, объединяются в учебно-методический комплекс (УМК), который включает в себя:
прикладные методические материалы;
Программа – нормативный документ, отражающий цели, объем, содержание, логику его построения, а также порядок изучения и преподавания курса или какой-либо учебной дисциплины.
Учебно-тематический план – документ, конкретизирующий учебный план и определяющий содержание и структуру учебных материалов, объем и последовательность их изучения, виды занятий, формы контроля.
2.1. Методическая разработка-издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого – либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации (сценарии, занятия, разработки походов, экскурсий, конкурсов, конференций, подборки игр, собственные разработки занятий, открытые занятия с анализом, обобщающие занятия, схемы проведения занятий и т.д.).
Сценарий — подробная запись праздника, массового мероприятия со словами ведущего, чтецов, актеров, текстами стихов, поэтических произведений, песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая и музыкальная партитура, движение участников на сцене, в зале и т.д.
Занятие, план, план-конспект – документ, регламентирующий ход деятельности образовательного процесса в дополнительном образовании.
Методическая разработка оформляется на формате А-4, шрифт «Times NewRoman», размер шрифта 12-14, все поля 20 мм, междустрочный интервал-одинарный.
Примерная схема методической разработки
1-я страница — Титульный лист.
2-я страница — Название темы; План изложения материала.
3-я страница — 1.Введение. Актуальность работы с позиции требований современного общества. Необходимость изучения вопроса психологами, педагогами, практиками. Методологические подходы. История вопроса. Ученые, работавшие над вопросом, их позиции, сущность проблемы, пути решения.
2.Основная часть. Цели и задачи образовательной деятельности. Система деятельности. Конкретный практический материал: рекомендации, сценарии, конспекты занятий, памятки, таблицы, планы, дидактический материал, творческие работы обучающихся.
3.Список использованной литературы.
Название и форма проведения мероприятия.
Пояснительная записка. Цели, задачи. Метод проведения. Направление (дидактическое = обучающее, развивающее, воспитывающее), возраст детей, условия проведения, осуществления.
Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, лозунгов, плакатов, название и авторы музыкальных произведений и т.д.).
Методические советы на подготовительный период: правильное распределение поручений.
Сценарный план, ход проведения мероприятия.
Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части, ссылки на авторов и название источников с указанием страниц.
Методические советы организаторам и постановщикам (где проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
Методические советы на период ближайшего последствия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т.п.)
Приложение практического материала: рекомендации, сценарии, памятки, таблицы, дидактический материал.
Решению каких задач способствует данная методика;
На основании каких документов и фактов составлена;
Какова система изложения материала.
Методические рекомендации по объему могут быть от нескольких строчек до 1-2 страниц.
Этапы написания методических рекомендаций
Выбор актуальной темы.
Изучение литературы по избранной теме.
Накопление фактического материала.
Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.
Распределение содержания работы по разделам.
Структура методических рекомендаций
Вступительная часть. Пояснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа.
Основная часть. Содержание состоит из анализа и показа передовых технологий, которыми пользуются руководители, педагоги дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.
Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
Приложение: памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т.д.)
Описание педагогических методик и технологий, методов и приемов.
Рецензия – критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.
Инструкция – 1)нормативный акт, издаваемый руководителями вышестоящих органов в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства; 2)собрание правил, регламентирующих деятельность.
Методическое пособие — помощь в чем-либо. Пояснения по наиболее сложным темам; схемы и таблицы; разъяснения по поставленным задачам и достигнутым результатам. Методическое пособие включает в себя краткие методические советы и рекомендации; отдельные моменты методических разработок разных занятий; методическое пособие включает в себя теоретический, практический и наглядный материал.
Прикладные методические материалы — вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции:
Картотека — совокупность организованных определенным образом карточек с зафиксированным на них данными. Картотеки газетных и журнальных статей, методических разработок и рекомендаций, описаний передового педагогического опыта, диапозитивов, фонозаписей и т.д.
Каталог — нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов (каталоги иллюстративного материала по тематике занятий и т.п.).
Контрольные материалы — тестовые и нетестовые задания, проверяющие знание конкретного материала: содержание входных, промежуточных и итоговых форм контроля по программе и их описание: выставки, конкурсы, соревнования, творческие отчеты, задания (тестовые и нетестовые), вопросы, контрольные работы по вариантам (зачетные, экзаменационные вопросы, задания), вопросы к экскурсиям и беседам; проблемные вопросы теоретического характера, и т.д.;
Диагностические методики — систематизация и описание аналитических и диагностических методик, используемых педагогом по каждой теме или разделу; описание основных критериев оценки работ обучающихся, которые бы соответствовали бы поставленным целям; для выяснения меры удовлетворенности обучающихся учебным процессом и его результатами и выявления влияния всего процесса на развитие обучающихся могут применяться социологические и психологические методики (приложить их описание);
Тематическая подборка материалов необходима в целях накопления материалов для написания методических рекомендаций, разработки массовых материалов: подборка стихов, песен, игр, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. Помещаются в папку для бумаг, скоросшиватели, альбомы, общую тетрадь, конверты.
Тематическая папка содержит нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждения в определенном направлении, методические рекомендации, разработки и сценарии массовых мероприятий, материалы из опыта работы, библиографию, дидактический материал.
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;
Курс лекций – изложение материала, раскрывающее и расширяющее систему представлений о том или ином предмете, явлении в области какой-либо науки, литературы, искусства.
Сборник — практикум (задач, упражнений, ситуаций, контрольных, лабораторных работ) –
Самоучитель – учебное пособие для самостоятельного изучения чего – либо без помощи руководителя;
Учебно-наглядные материалы — издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию:
Плакат — листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанного с одной стороны и предназначенного для экспонирования;
Коллекции (какие и их количество);
Дидактические карточки и т.д.
Терминологический словарь – упорядоченная в алфавитном порядке совокупность терминов – слов или словосочетаний, являющихся названиями определенных понятий, который характеризует содержание курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное представление о курсе в целом;
Справка — дополнительная информация по теме. Оформляется в виде текстовой брошюры или карточек — отдельных листов
Литература — библиографический список (указатель, библиография), используемой и рекомендуемой литературы для педагогов и детей; помощь читателю в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области.
Приложения нумеруются и должны иметь название. Нумерация страниц — сквозная, включая все приложения.
Учебно-методическое обеспечение программы на занятиях по вокалу.
Материально-техническая база организации занятий должна соответствовать современным требованиям:
помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией;
инструмент (синтезатор) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;
в студии должна быть доска с нотными линейками, компьютер, проектор, шкафы для учебных пособий, пюпитры для вокальных партий;
звукоусилительная аппаратура с широкополосными микрофонами на стойке и радиомикрофонами.
Наличие видео- и аудио-курсов по вокальным методикам различных авторов (эстрадно-джазовый курс Хачатурова В.Х.; пение в речевой позиции С. Риггса; фонопедический метод В.В.Емельянова; эстрадный курс «Вокальный успех» В.Воршип; курс лекций «Эстрадный певец: специфика профессии» Л.Р. Сёминой; видеоуроки педагогов других студий).
Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.
Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями. Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.
Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.
Буйлова Л.Н, Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.
Буйлова Л.Н, Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие.- М.:ВЛАДОС, 2001. – 160с.
Дополнительное образование в образовательном учреждении/Сост.Н.И. Ерёменко. — Волгоград: Корифей,2007. — 96 с.
Дополнительное образование детей. Словарь-справочник/ Д.Е.Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002 г. -112 с.
Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и педагогов/ Под ред Н.К Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 96 с.
Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации/ Сост. Н.К. Беспятова. — М.: Айрис-пресс, 2003.-176 с. — (Методика).
Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 128 с. — (Методика).
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/369946-programmno-metodicheskoe-obespechenie-dopolni
Также вас может заинтересовать
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Методическое обеспечение образовательной программы
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
Содержание дополнительных образовательных программ
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ:
—достижениям мировой культуры, культурно-национальным особенностям регионов;
—соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
—направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);
—современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
должно быть направлено:
— на создание условий для развития личности ребенка;
—развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
—обеспечение эмоционального благополучие ребенка;
—приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
—профилактику асоциального поведения;
—создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
—целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
— укрепление психического и физического здоровья детей;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
1. На титульном листе рекомендуется указывать
—наименование образовательного учреждения;
—где, когда и кем утверждена и согласована дополнительная образовательная программа (утверждается программа управлением (отделом) образования городов и районов ДНР; согласовывается городским (районным) методическим кабинетом (центром) отдела (управления) образования);
—название дополнительной образовательной программы;
—возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
—срок реализации дополнительной образовательной программы;
—ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
—название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
—год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрывать:
—направленность дополнительной образовательной программы;
—новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
—цель и задачи дополнительной образовательной программы;
—отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
—возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
—сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
—формы и режим занятий;
—ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
—формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
—перечень разделов, тем;
—количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.
6. Список использованной литературы/.
Классификация образовательных программ
Классификация программ по степени авторства
Типовая (примерная) — программа, утверждённая Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики и рекомендованная для реализации по профилю той или иной образовательной области.
Модифицированная — программа, при разработке которой за основу берётся другая, сходная по содержанию, направлению деятельности образовательная программа (программы). Затем программа, взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации, в неё могут вноситься следующие изменения:
—в объеме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов и др.;
—с учётом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей;
— в режим и временные параметры осуществления деятельности;
—с учётом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и развития детей;
—в соответствии с жизненным и практическим опытом педагога, его позицией и собственным видением предмета, не затрагивая основ и принципиальных аспектов образовательного процесса.
Экспериментальная — программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Экспериментальная программа, план её реализации, ход апробации, методы и инструментарий диагностики должны пройти процедуру обсуждения и принятия методическим (экспертным) советом.
Авторская — программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская программа, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть актуальной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть присвоен образовательной программе, прошедшей через процедуру конкурса авторских программ.
Классификация программ по уровню освоения
Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированный уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.
Классификация программ по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности
Интегрированная программа. Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо. Главное — это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов. Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться.
— интеграция — восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс взаимосвязи и сближения;
— интеграция — это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся.
Интегрированные программы можно классифицировать:
Пакет документов интегрированной образовательной программы должен содержать:
—общую пояснительную записку для всех направлений, входящих, в интегрированный курс;
—план совместной деятельности в рамках заявленной интеграции (или учебный план);
—комплект дополнительных образовательных программ, входящих в интегрированную программу и написанных в соответствии с действующими Требованиями к программам дополнительного образования детей.
Комплексная программа — это совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач через 2-х и многопрофильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.). В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В комплексных программах, как правило, ставятся цели и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения.
В пакете документов комплексной образовательной программы должны быть представлены:
• пояснительная записка комплексной программы, описывающая концептуальную модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс, над-предметную цель и задачи, выделяющая элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывающая специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами и комментариями. Также в пояснительной записке комплексной программы могут прописываться:
— функциональная основа, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам;
— летние формы работы с обучающимися, характеристика и компоненты образовательной среды, необходимой для реализации программы;
—социальные связи, как составляющие среды;
—требуемое материально-техническое и кадровое обеспечение;
—учебный план (планы) комплексной образовательной программы;
—комплект дополнительных образовательных программ, входящих в комплексную программу и написанных в соответствии с Требованиями к дополнительным образовательным программам. Цели и задачи комплексной программы должны быть согласованы с целями и задачами образовательных программ по каждому предмету, повторять или дополнять друг друга, выстраивая стратегические шаги, направленные на достижение общих целей.
Модульная программа — по способу организации своего содержания составлена из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей
На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
—Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы.
Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят.
2.1. Направленность образовательной программы
1. Художественно-эстетическая — направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
2. Военно-патриотическая — направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях.
3. Научно-техническая — направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).
4. Физкультурно-спортивная — направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
5. Эколого-биологическая — направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).
6. Естественнонаучная — направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
7. Социально-педагогическая — направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.
8. Культурологическая — направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское.
9. Спортивно-техническая — направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.
10. Туристско-краеведческая — направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
Название образовательной программы, её цели, задачи и содержание должны соответствовать одной из вышеперечисленных направленностей.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
—новое решение проблем дополнительного образования;
—новые методики преподавания;
—новые педагогические технологии в проведении занятий;
—нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:
—на анализе социальных проблем;
—на материалах научных исследований;
—на анализе педагогического опыта;
—на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
—на современных требованиях модернизации системы образования;
—на потенциале образовательного учреждения;
—на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.
В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
2.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.)
Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.
Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.
Сформулировать цели нужно максимально полно, четко, конкретно и логически корректно, что поможет с определением стратегии и тактики образовательного процесса. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.
Цели могут быть направлены:
—на развитие ребенка в целом;
—на развитие определенных способностей ребенка;
—на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
—на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
—на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
—на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
—на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные:
— создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.
Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.
Желательно при написании образовательной программы особое внимание уделить воспитательным задачам.
Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В решении задач воспитания важно взаимодействие школы с уорганизациями дополнительного образования, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, молодежи».
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
—обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
—развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
—воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:
2.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ
В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления. Автору — составителю модифицированной образовательной программы следует указать предшествующие аналогичные программы, взятые за основу при разработке.
2.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:
—для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;
—какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
—наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);
— предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);
— условия приема детей (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определённой области и т.д.
2.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:
—временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность,
—этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
— количество часов на каждый год.
Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.
2.7. Формы и режим занятий
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Режим занятий. В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта.
При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.
Педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.
Способы определения результативности
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
— Педагогическое наблюдение.
—Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
—Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать:
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.
Объектами контроля могут являться:
—знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
—уровень и качество изготавливаемых изделий, мероприятий и т. д.;
— мастерство, культура и техника исполнения творческих работ;
— степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
2.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Некоторые формы подведения итогов
Документальные формы подведения итогов реализации образовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и органами управления образованием своевременного анализа результатов. Дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. — документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.
Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.
Иной расчет часов в учебно-тематическом плане необходимо обосновать.
Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %). Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:
—на комплектование группы первого года обучения;
—на вводное занятие (введение в программу);
— концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
—мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
—итоговое занятие, отчетное мероприятие.
В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование.
Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).
Родительские собрания, «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах) — в учебно-тематический план не включаются.
В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7—8 лет — на 72 часа, а для 10—11 лет — на 144 часа.
Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебно-тематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия образовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету. Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения отдельно.
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.
В содержании программы необходимо указать:
— название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);
—телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
—указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;
—при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.
В данном разделе указывается:
—обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
—рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
—дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Виды методической продукции:
• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Виды дидактических материалов
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
• обучающие прикладные программы в электронном виде (СЭ, дискеты);
• учебники, учебные пособия, журналы, книги;
• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:
• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);
• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, ЭТ)-проигрыватель и т.п.);
• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
• учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
• требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
1. Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.
2. Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.
3. Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
4. Список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной образовательной программы.
5. Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.
Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
—по общей педагогике;
—по методике данного вида деятельности;
—по методике воспитания;
—по общей и возрастной психологии;
—по теории и истории выбранного вида деятельности;
— опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета).
Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
— фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;
—сведения о месте издания, издательстве и годе издания;
— сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.
Фамилия И.О. Название издания. — Место издания: Издательство, год. — количество страниц.
Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:
. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;
: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;
/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);
// (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.
Приложения к образовательной программе
К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
• иллюстративный материал по тематике занятий;
• словарь специальных терминов с пояснениями;
• контрольные вопросы и задания;
• конспекты, описание занятий;
• технологические карты;
• готовые изделия, образцы;
• условия набора детей в коллектив;
• условия прослушивания;
• материалы тестирования;
• памятки для родителей;
• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;
• сценарии творческих мероприятий;
• диагностические материалы;
• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;
• электронные ресурсы и др.
Мы поможем в написании ваших работ!