Работы на конкурс Педагогика, психология, управление образованием Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка»
Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка»
Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ «Старо-Уруссинская СОШ», Республика Татарстан, учитель русского языка и литературы
Мастер-класс нацелен на обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках русского языка.
Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы
«Путеводитель для туристов»
Главное предназначение тетради – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
Конкурс, в котором работа участвует
Трансформация в современном мире находит свое отражение в обучении и воспитании. Требуется пересмотр целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Современному человеку необходимы навыки, которые помогут ему организовывать собственную жизнь, сделать ее эффективной, интересной, комфортной. Иными словами, необходимо обладать навыками XXI века, среди которых можно выделить функциональную грамотность.
Функциональная грамотность – способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке должно носить деятельностный характер.
1. Прием «Лови ошибку»
Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо. Распределяем на группы по типу орфограммы. В каких же случаях пишутся удвоенные согласные?
2. Прием «Удивляй»
— А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к склонению? Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.
3. Прием «Проблемная ситуация»
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?
При изучении проверки парных согласных в середине слова дети получают задание: Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный.
5. Прием Мне это пригодится»
На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом.
6. «Откуда слово к нам пришло?»
Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии. Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на определённую букву, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков.
7. «В две колонны становись!»
На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ.
8. Назови, одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж-., птицы;
9. Раздели слова на группы:
Заяц, помидор, ежик, лиса, капуста, волк, (животные и овощи)
Корова, шкаф, стул, лошадь, диван, баран, диван, (домашние животные и мебель)ти
10. К выделенному слову выбери нужные по смыслу слова.Травы: пырей, тополь, подорожник, сосна, полынь.Насекомые: воробей, муха, сова, жук. комар, ворона.
Формирование функциональной грамотностиDOCX / 23.89 Кб
Учитель начальных классов. Руководитель ШМО МБОУ СОШ167
Мастер – класс Руководителя ШМО Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №167
Сценарный план мастер – класса.
Подготовила: Третьякова И.Г.
Мастер – класс разработан с целью повышения знаний педагогов в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка, используя практические умения для решения важных жизненных проблем у детей.
Материалы и оборудование: учебный класс, интерактивная доска, презентация по теме. Раздаточный материал для игр.
Ход мастер – класса
– Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашего мастер – класса является очень актуальной для наших дней.
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка». Оной из важных задач современной школы – это формирование функционально грамотных людей.
– Посетив единый городской методическое день учителей начальных классов, познакомившись с методами, формами и подачей данного материала, мне захотелось напомнить и показать вам доступность и оригинальность предлагаемой темы.
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность –способность человека использовать то знание, которое мы получаем в течении всей жизни для решения важных жизненных проблем.
Наталья Федоровна Виноградова охарактеризовала явление «функциональная грамотность» так: «Функциональная грамотность сегодня -это базовое образование личности».
– Вашему вниманию представлена книга для учителяФункциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение». Авторы Виноградова Н.Ф, Хомякова И.С, Рыдзе О.А.
В книге рассматривается проблема формирования у младших школьников функциональной грамотности. Раскрывается методика развития предметных компонентов функциональной грамотности (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная), вклад каждого предмета учебного плана начальной школы в становление интегративных компонентов функциональной грамотности (читательской, коммуникативной, информационной, социальной). Приводятся конкретные методы и формы организации обучения, способствующие успешному развитию функциональной грамотности.
-Какими же навыками владеют дети, изучая функциональную грамотность на уроках русского языка?
Навыком организации своего рабочего места,
Навыком работы с учебником, со словарем;
Навыком распределения времени;
Навыком проверки работы одноклассника,
Навыком нахождения ошибки;
Навыком словесной оценки качества работы.
– Формирование функциональной грамотности школьников через организацию интеллектуальных игр соответствует следующим принципам:
-управленческие (способность к разрешению проблем, т.к. любой вопрос требует поиска нестандартного решения в экстремальной ситуации ограниченного времени).
– информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности, которая требует поиска правильного ответа с опорой на имеющиеся знания из разных областей)
– коммуникативные (способность к устной или письменной продуктивной коммуникации, что реализуется как в процессе обсуждения, так и во время формулирования и озвучивания ответа)
– социальные (способность к социальному взаимодействию в команде).
– личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению).
– Сегодня я вас познакомлю с играми, соответствующими всем данным принципам.
1 игра: Игра «Битва грамотеев».
Участники игры одевают шапочки с частями речи.
Для детей меньше возрастом.
На шапочках написаны слова. Нужно составить предложение.
– Давайте побудем в роли детей и проиграем ситуации для всех возрастов.
– Перед вами на столе лежат шапочки с частями речи. Выйдите пожалуйста те, у кого такие части речи как существительное, прилагательное и глагол.
-Задача зрителей придумать предложение с этими частями речи. А героем выстроиться в правильной последовательности.
-Выйдите пожалуйста такие части речи как предмет, признак предмета и действие предмета.
2 игра: «Составь словарные слова».
Цель: Составить из слогов словарные слова.
Участники разбиваются на группы. Ведущий раздаёт разрезные слова. Нужно составить правильно и быстро предложенные словарные слова.
Итак, составим 4 команды.
– Перед вами на столе лежат разрезные словарные слова. Нужно собрать правильно эти слова правильно и быстро. Давайте озвучим, что у нас получилось?
3 игра: «Креатив – бой». Учим мыслить смело!!
Это столкновение мнений. Выдвигаются разные мнения от команды. Анализируем и голосуем за понравившийся ответ.
– Перед вами на доске картинка и вопрос.
«Зачем ёжику яблоки?».
Думаем и выдвигаем гипотезу.
– Озвучиваются все гипотезы команд. Методом голосования выбирается лучшая гипотеза.
– После на доске появляется правильная гипотеза.
Яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок, из проколотого яблока облегчает эту ситуацию, дезинфицирует.
– Вашему вниманию представлена книга, в помощь учителю автор Анатолий Гин; Александр Кавтрёв; «Креатив – бой: Как его организовать и провести».
В пособии подробно рассказано, что такое “Креатив-бой” и как проводить его в рамках общеобразовательного учреждения. Приведены задачи, предлагаемые участникам этих соревнований, и критерии оценивания их решений.
4 игра: «Кто быстрее вставит пропущенную букву».
На листочках написаны слова. Команды вставляют пропущенные буквы.
– Каждой команде раздаём листочки с написанными словами. Какая команда быстрее и правильнее справится с заданием поднимает руку.
– Существует пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.
– Посмотрите на слайд и давайте отметим это для себя.
Развивать коммуникативные навыки
Организовать процесс познания.
– На этом наш мастер- класс заканчивает свою работу. Надеюсь, что Вы приобрели новые знания, которые будете применять в практической деятельности с детьми.
Педагог – мастер предлагает участникам высказаться на вопросы:
ТЕХНОЛОГИЯ “ЗАВЕРШИ ФРАЗУ”
Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить какую-либо фразу, подходящую к нашему
«Тема, которую мы изучали..”;
Список используемой литературы:
1.Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. -М.: Российский учебник, 2018.
МОБУ « Екатериновская ООШ»
Оренбургская область Саракташский район с. Екатериновка
Учитель: Михайлова Марина Александровна
Мастер-класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроке русского языка»
— Здравствуйте, уважаемые коллеги . Сегодня мы с вами проведем мастер- класс. Перед вами лежат карточки с цитатой . Давайте обратимся к цитатам. Прочитайте их и подумайте, какова будет тема нашего мастер-класса?
Приложение №1 Цитаты для карточек:
«Не мыслям надо учить, а мыслить» И.Кант
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д.Ушинский
«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Сенека Луций Анней (Младший)
«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека Луций Анней (Младший)
«В учении нельзя останавливаться» Сюнь-цзы
«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сюнь-цзы
«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Каменский
-Действительно, все цитаты говорят о том, что учиться нужно на протяжении всей жизни, а для этого необходимо развивать на уроках ФГ.(слайд 1)
-Сегодня Вы подробнее познакомитесь с различными приемами развития функциональной грамотности на уроке русского языка. Надеемся, этот опыт будет полезен вам в работе.
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
— «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.
— «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –добавил второй.
— «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
-Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно ,мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
— самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
— «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
— умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» — о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Ни для кого не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если учитель на уроке применяет интерактивные методы и игровые технологии обучения. Вот, например, современные учёные-педагоги, проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был только звуковым, то ученик запоминал бы около 25% объема, если информация была представлена зрительно — около 33%. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 50%, а если вовлечь интерактивные методы обучения в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.
В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках русского языка , которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
-Для развития ФГ на уроке можно использовать различные приемы. Перед вами таблица. Поставьте знак «+» напротив тех приёмов, о которых вы знаете и используете на уроках, с которыми знакомы. (распечатка)
— Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?
— Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.
Презентация приемов (каждый прием на отдельном слайде)
1) один из способов «вхождения» в урок — прием «Отсроченная отгадка».
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
Например, приступая к изучению темы «Фонетика» в 5 классе, демонстрирую на слайде разные предметы. Вопрос: что объединяет эти предметы? И какая картинка лишняя?
При изучении темы «Текст. Признаки текста» в 5 классе урок начинаю с вопроса «Что общего между предметами, изображенными на слайде?» Мы видим разную ткань, оформленную в рулоны, и книгу с напечатанным текстом
Слово ТЕКСТ произошло от латинского слова, означает «ткань, единство» (т.е. словесное единство). — Что можно исследовать и анализировать в тексте? Законы построения текста, как связан текст, признаки текста
2) Прием «Проблемная ситуация»
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:
— Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
4) Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.
1)Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
— А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)
5) Прием «Лови ошибку»
Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.
Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Удвоенные согласные»: дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:
весна, коллективный, солнце, избушка, сказка, аккуратный, волнистый, осенний, лесной, местность, изгиб.
Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне. Возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные? (если это первый урок по
4.Приём «Цветные поля» Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это обращение к учителю.
Красные поля — «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»
синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
жёлтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе всё правильно».
Прием «Диаграмма Венна»
Цель: отработка умения сопоставлять и сравнивать; выделять главные признаки, находить различие и сходство; обобщать.
7) Эффективен так же прием «Своя опора», когда учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки.
Спасибо за ответы и за продуктивную работу на МК. Чтобы эффективно использовать эти приемы на своих уроках, мы подготовили для вас буклеты. До свидания, до новых встреч!
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») . Лепесток-вопрос.
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума».
Ромашка Блума» («Ромашка вопросов» ) на уроках русского языка.
«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков — шести типов вопросов:
1.Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие – это самостоятельная часть речи?»
2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей дляØ обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»
3.Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно — следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»
4.Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения,Ø прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»
5.Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»
— Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.
Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».
Закончить хочу притчей. Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел проверить это и . зажав в ладони бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или жива. А сам думает. Если он скажет живая- я ее умертвлю , если мертвая- выпущу. Все в твоих руках. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.
У вас на столах две бабочки: зеленая и желтая. Если вам понравился мой мастер- класс, это было актуально , полезно, интересно и вы будете использовать в своей работе-возьмите зеленую бабочку. Ну, а сели это вас совсем не тронуло- желтую бабочку.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Мастер-классPPTX / 62.37 Мб
Чигусова Марина Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №1
администрации города Докучаевска»
Добрый день, уважаемые коллеги! Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками!»
Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
во всем (мизинец),
Перед вами карточки. Какие 3 первых слова вы увидите в первую очередь, это и будет вашим настроем, эмоциональной установкой.
Желаю вам, безусловно, позитивного настроя и продуктивной работы, творческих успехов.
Упражнение «Составь слово»
— Составьте слово и данных букв. Что получилось?
Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним. Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума.
— Все вместе вы должны ответить на вопрос, который я вам задам.
Какого цвета снег?
Какого цвета бумага?
Какого цвета молоко?
Что пьет корова? (воду)
Не расстраивайтесь. Это одна из самых первых ассоциаций из детства, связанных с коровой и молоком.
По мнению учащихся урок не только должен вооружать знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание. А такой урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Вы можете сказать, какой метод был использован при выполнении задания? Почему так решили?
Обращаем внимание на картинки. О чем они заставляют вас задуматься?
Возможно, это какие-то воспоминания из прошлого. А теперь попробуем подобрать к каждой картинке слово-характеристику, т.е. как можно назвать одним словом то, что здесь представлено? Вот слова-подсказки: причина, гордость, мечта, опыт. Составьте предложение с этими словами.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не
следует им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Амос Кoменский
Тема моего мастер-класса
«Ассоциативные методы и приёмы словарно-орфографической работы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы на уроках русского языка»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Русский язык считается довольно трудным предметом в начальной школе, а программа этого предмета для каждого класса предполагает обязательное изучение словарных слов, именно использование деятельностных методов обучения позволит повысить уровень орфографических навыков обучающихся, стать разносторонней развитой языковой личностью, подготовит к умению грамотно общаться в социуме и к деловой жизни.
Учащиеся начальной школы хорошо усваивают теоретические сведения по грамматике, фонетике, лексике, но при этом орфографическая грамотность отстает от достигнутого уровня общей культуры школьников; любой алгоритм работы над словарным словом достаточно трудоемок, внимание и волевая сфера у младших школьников развита слабо; отсутствие целенаправленных методик и рекомендаций по обучению работе над словарными словами; слабая мотивация у учащихся при работе над этой темой, при знакомстве с этими словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль.
Практика показала, наиболее успешное изучение и усвоение словарных слов происходит при применении ассоциативной методики словарно-орфографической работы на уроке.
Одним из важных компонентов применения ассоциативной методики является эмоциональность учителя: жесты, мимика, выразительность речи.
Суть метода состоит в том, что орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом. Для достижения наилучшего результата необходимо задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную). У каждого человека свой тип памяти. Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся I–II и III–IV классов. Поэтому детям 7-8 лет необходимо как можно больше показывать ярких карточек и картинок. А к возрасту 9-10 лет необходимо подключать подбор речевых образов. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. И хоть оно и не является однокоренным родственником словарному слову, но выделить и запомнить в нём нужную орфограмму ребенку очень поможет.
Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциации (а фактически – свобода для творческого толкования мыслей и чувств, определенным образом «спрятанных» в тексте).
Успешному запоминанию написания словарных слов способствует соблюдение определённых условий. Хорошо запоминается то, что интересно, всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Всё это является основополагающим при запоминании слов предлагаемым способом. Суть же этого способа в том, что дети должны научиться ассоциировать каждое слово с конкретным образом или другими словами.
Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:
смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша, быстро — стремительно, лицо – рожица;
контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое; мокрый — сухой
причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель; лицо — нос, неделя – день
дополнение: зубная паста и зубная щетка; продвижение — назад, вперед; бежать-
по звучанию: тон — тон, глаз – таз:
Ассоциативная связь может быть по:
назначению и т.д.
Главная роль ассоциаций заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Ассоциации запоминаются хорошо, если они вызывают интерес, любопытство, а еще лучше — улыбку или смех. Но главное – это яркость образа. Банальные и скучные ассоциации быстро забываются или вспоминаются с трудом. Другое дело яркие, порой даже нелепые ассоциации! Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними и, соответственно, запомнить можно больше и лучше!
Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Практической разработке и применению ассоциативных связей на уроках русского языка посвящены работы Матюгина И.Ю., Рыбниковой И.К., Соболевой О.Л., Агафонова В.В. Эти авторы выделяют 3 основных приема: прием графических ассоциаций, прием звуковых (фонетических) ассоциаций и комбинированный прием.
К графическим относится и приём «Буквы-образы», основанный на схожести форм букв с различными предметами, животными, растениями, людьми. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. Не следует навязывать ассоциации. Необходимо чтобы каждый ребенок нашёл свой ассоциативный образ. Рисунок надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок – обязательно должен соответствовать смыслу слова. Процесс этот увлекательный и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение. А писать и одновременно рисовать — запоминать трудную букву будет интересно, весело и легко: ты становишься волшебником — ведь обычная буква «О» превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету. В слове погода один ребенок может изобразить образ буквы виде тучки, а другой – солнышка.
Для каждой из букв, с правописанием которой в словах могут возникнуть сложности, нужно найти похожие на нее по форме предметы в окружающем мире, иными словами — придумать ассоциации. Например, работая со словом «огурец» ребята убедились, что буква «о» похожа на срез огурца. Так на рисунках в слове коромысло две безударные гласные О повисли на коромысле вместо вёдер. Безударную О в слове болото напомнит клюква, в слове конверт – печать на нём, а в слове охота — мишень. Постепенно можно добавить и короткий стихотворный образ. Можно придумать и рассказать по этой картинке маленькую историю про букву (как Дед Мороз превратил букву «о» в снежинку) или показать букву-орфограмму в действии с натуральными предметами. А одна девочка нарисовала на листе бумаги огромное облако и написала около него – ОБЛАКО. Потом нарисовала дождь и снег, которые идут из этого облака и написала: ОСАДКИ. И соединила эти два слова стрелкой: осадки, потому что из облака.
Для лучшего зрительного восприятия объединяю словарное слово и его ассоциативный образ путем пересечения этих слов через сомнительную гласную по типу кроссворда. Связь между такими словами может усилить ребус или рифма: веселый стишок, загадка. Рифмовки создадут ребёнку положительный настрой, процесс запоминания будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
Иногда для обоснования рисунка использовалось лексическое значение слова: «Аллея — дорожка, с двух сторон обсаженная деревьями».
На первом этапе предлагаю готовые карты для работы со словом, в дальнейшем дети работают самостоятельно.
Как это работает, мы убедимся на примере
Записать словарное слово и поставить ударение.
Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Разделить слово на слоги для переноса
Например: по-сý-да, посу-да, по-суда
Найти асcоциативный образ, связанный со словарным словом.
Например: ложка
Написать словарное слово, объединив его со словом-ассоциативным образом по принципу кроссворда, но через сомнительную орфограмму.
К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применяется прием «слово в слове» или метод звуковых (фонетических) ассоциаций. Он используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. Часто провожу прием «слова-помощники». Дети находят «слова-помощники» (неродственные), помогающие запомнить написание трудных слов. Для лучшего запоминания нужно придумать предложение с двумя словами: словарным и помощником. Таким образом создается ассоциация по смежности.
Пальто-папа – «папа купил пальто»;
Платок-плачу – «беру платок, когда плачу»;
Посуда-полка – «посуду ставим на полку»;
Смысл этой работы заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово. Это способствует формированию фонематического слуха, необходимого для развития орфографической зоркости.
Кроме того, через слово КОРОВА, можно ввести словарное слово – МОЛОКО и наоборот. А такое слово как РЯБИНА можно ввести через цветовые ощущения и принадлежность к определённому роду продуктов- ЯРКАЯ, ЯГОДА; слово РЕБЯТА – заменить словом ДЕТИ, т. к. это слово наиболее употребляемо.
Используя фонетические приёмы: составляем список слов с «карканьем вороны» — макароны, картон, карета, карусель, карман, карась, каракуль, карамель и др. Эти же слова отразили и графически в рисунках с вороной.
К звуковым приёмам относятся каламбуры:
Взгляни скорей на горизонт: там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит огнём, вот буквы «О» и «И» на нём.
Еще один фонетический прием — это использование ассонанса:
Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан.
Предлагалась группа слов, дети должны были мысленно представить предметы, явления или действия, обозначающие эти слова. Главное условие – объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Казалось бы, как оживить совершенно разные слова: трамвай, магазин, завтрак, малина. Вот что получилось: мы приехали на трамвае в магазин и купили на завтрак малину.
Применяю и приём, предложенный Агафоновым В. В., — сказки с ассоциациями. Сочинили нелепые истории, насыщенные словарными словами. Пример такой истории: Ворона сказала КАР и нарисовала КАРандашом КАРтину, на которой КАРась КАРаулил КАРусель, пеКАРь в КАРтузе ел маКАРоны с КАРамелью и КАРтошкой, а КАРакатица в КАРете ехала на масКАРад. Такую же работу провели со словами, в которых услышали «кваканье лягушки».
Комбинированный метод – это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв. Например, для слова майонез подобрано созвучие к первому слогу — МАЙка. А вторую непроверяемую букву «О» легче нарисовать в виде пятна на майке. Получилось: «МАЙка испачкана майонезом» + О.
Такие приемы запоминания слов имеет мною преимуществ по сравнению с другими, т.к. отчасти решается проблема отчуждения ребенка от учебного процесса учит детей
нестандартно мыслить, изобретать, высказывать свое мнение, видеть в каждом слове необычное, эмоционально воспринимать слово;
у обучающихся активизируется познавательная деятельность, что ведет к усилению положительной мотивации учения и развитию познавательных процессов;
исчезает авторитарность и императивность процесса обучения;
развивается детское воображение и снижается нагрузка на природную память.
В процессе работы были проведены проверочные работы. Их результаты показали, что 94 % учащихся совсем не допустили ошибок или допустили по одной ошибке. Технология работы способствует не только продуктивному усвоению слов с непроверяемым написанием, но и повлияла на обогащение словарного запаса учащихся.
Положительная динамика результатов словарных диктантов подтверждает эффективность использования данного метода. Анализ моей работы показывает, что планомерное применение ассоциативной методики при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания на 30-40%. При этом учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. Главное, чтобы такая работа проводилась систематически. Только такой подход повысит интерес к родному языку, обеспечит мотивацию учения и наилучший развивающий эффект.
Последователям данного опыта рекомендуется учесть следующее:
опыт может использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе;
предложенная система упражнений, способствует расширению лингвистического кругозора, развитию орфографической зоркости, творческих возможностей;
эффективность в работе с детьми любого уровня развития;
ассоциативная методика способствует развитию орфографической зоркости, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает самостоятельность и инициативность, формирует сознательный интерес к русскому языку;
ассоциативную методику дети успешно применяют и на уроках математики, окружающего мира, иностранного языка и в повседневной жизни.
Ассоциативный тренинг, развитие фантазии и образного мышления
Присмотритесь к буквам алфавита. Немного воображения — и они напомнят вам окружающие предметы. Например, у Иры большая печатная буква «А» похожа на ГАРАЖ, СУМКУ, а маленькая строчная «а» — на РЫБКУ, МУЖСКУЮ ГОЛОВУ, ОБРОСШУЮ ВОЛОСАМИ.
У Алеши большая печатная буква «Е» похожа на РАСЧЕСКУ, РУЛЬ ВЕЛОСИПЕДА. А маленькая строчная «е» похожа на ГОЛОВАСТИКА.
Придумать, на что похожи буквы, найти их в разных ситуациях, трансформировать предмет сразу в несколько букв — это упражнения, подводящие к тому, как лучше и необычнее запомнить словарное слово через рисунок.
— Перед вами буквы: «А», «Г, «Е», «И», «К». С ними придется сталкиваться при запоминании словарных слов. К этим буквам даны картинки с предметами, на которые похожи эти буквы.
— Уважаемые коллеги! Поработаем в группах. Выполните следующее задание.
— Посмотрите на эти картинки и постарайся придумать свои. Найдите Задание1 в своих кейсах.
К каждой букве придумайте по две картинки и нарисуй их в пустых клеточках. Если трудно нарисовать, опишите словами. Постарайтесь не повторять рисунки Иры и Алеши. Вы можете выбрать печатные или письменные буквы, как вам удобнее.
— Презентуйте свои работы, прикрепите на доске под заданием 1. Это задание вы выполнили на отлично.
— Интересно не только искать букву в картинке художника, но и самому придумывать сюжет картинки к словарному слову. Попробуй представить, как можно обыграть в рисунке запоминаемую букву. Здесь вам пригодится воображение и образное мышление.
ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО АЛЕША:
— В слове БОГАТЫРЬ надо запомнить букву «О». Я представляю богатыря и рассматриваю его доспехи. Нахожу, что на «О» более всего похож щит: он такой же круглый.
Сначала представьте, а потом нарисуйте придуманные вами картинки с выделенными в них запоминаемыми буквами. Буквы, которые надо запомнить, должны быть хорошо узнаваемы в рисунке, а то никто, кроме вас, не найдет их на картинке.
— Презентуйте свои работы, прикрепите на доске под заданием 2. Это задание вы выполнили также на отлично.
— Можно запоминать написание словарных слов не только через придумывание картинок (зрительные ассоциации), но и через звуковые ассоциации.
ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО ИРА:
— В слове БАЛКОН надо запомнить букву «А». Для этого я подбираю созвучные ему слова: БАнка, БАнт, БАЛ, которые содержат несколько букв запоминаемого слова («Б», «А», «Л»), и в которых запоминаемая гласная — ударная. Я выбираю из них слово БАЛ, так как оно более созвучно.
Дальше я представляю слова балкон и БАЛ вместе, в одном сюжете. Получается такая картинка: БАЛ на балконе. ‘
— Подберите к каждому словарному слову такое созвучное ему слово, чтобы запоминаемая гласная была в нем под ударением.
А потом представьте словарное и созвучное слова вместе, в одном сюжете. Если сможете, нарисуйте эту картинку.
— Презентуйте свои работы, прикрепите на доске под заданием 3. Это задание вы выполнили также на отлично.
Метод ярких ассоциаций позволяет осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Этот метод отвечает требованиям проблемного обучения, так как организуется активная мыслительная работа, требующая установления сходства и различия, выявления причинно-следственных связей. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе подбора ярких образов позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких и устойчивых результатов. Разнообразные игры, использующие образные — графические и звуковые — ассоциации, помогают детям без напряжения освоить многие премудрости русской орфографии.
Как вы видели сами, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям.
Напоследок, возможно, знакомые уже для вас слова, которые могут быть путеводителем для любого из нас)
Выбор за тобой
«Это невозможно!» — сказала Причина.
«Это безрассудство!» — заметил Опыт.
«Это бесполезно!» — отрезала Гордость.
«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом».
Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства – Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. Б.Л. Пастернак
Всякий вправе творить по-своему. (Флакк Квинт Гораций).
Творите, дорогие учителя. Создавайте свои уроки. Спасибо за поддержку и внимание.
Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка
«Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
« Эффективные приемы формирования функциональной грамотности
на уроках русского языка»
Автор работы: Агаева Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 3 с. Китаевского
Цель выступления:
познакомить слушателей с приёмами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка.
Задачи:
Показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
«Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка»
Внимателен к слову
Обладает активным воображением
Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык.
Умеет вступать в диалог с текстом
Идеальный читатель
Приём
«Верные /неверные суждения»
Учащиеся, выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил), тем самым систематизируя уже имеющуюся информацию.
Приём
«Реконструкция текста»
Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста».
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Приём «Кластер»
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
фигуры речи
фигуры речи
Эпифора
Бессоюзие
Параллелизм
Ритоpическое обращение
Многосою
зие
Риторический вопрос
Умолчание
Анафора
Градация
Приём «Денотантный граф»
Правила составления денотатного графа:
1 этап — выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.
2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:
глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.
3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.
«Тонкие» вопросы
Что обозначает причастие?
Что обозначает деепричастие?
Как отличить причастие от деепричастия?
«Толстые» вопросы
Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?
Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?
Почему, как вы думаете, обороты выделяются запятыми?
В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?
Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?
Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?
Тонкие вопросы
Что такое приставка?
Для чего нужна приставка?
Где пишется приставка в слове?
Как обозначается приставка?
Толстые вопросы
Почему приставка так называется?
Чем приставка отличается от суффикса?
В чём отличие приставки от предлога?
Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?
Приём «Лингвистическая сказка»
Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа.
Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.
Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:
«Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».
Приём «Лови ошибку»
Спишите, исправив ошибки.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!
Спишите, исправив ошибки.
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Приём «Опорный конспект»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема:
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Приём «БУКТРЕЙЛЕР»
Буктрейлер(англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-либо книге, теме урока и др. Это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, русский язык, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии.
Цель буктрейлера – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Приём «Ассоциации»
Берёза — лето
Мороз – холод
Ребята – дети
Петух – Петя
Ученик – учение
Рябина — ягода
Приём «Удивляй!» и «Яркое пятно»
Ребята, жили брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зелёные, а иногда и сине-зелёные вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
Одни в группу сестры, вторые — брата.
Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?
Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры,
а брата?
Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
Приём «Отсроченная отгадка»
Изучая тему «Словообразование», читаю стихотворение:
Чудак-математик в Германии жил.
Он булку и масло случайно сложил.
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрёл бутерброд.
Приём « Да — Нет»
На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это самостоятельная часть речи? — да;
Она обозначает признак предмета? – нет;
Эта часть речи склоняется? – да;
Это самая многочисленная часть речи? – да.
Ребята делают вывод, что это существительное.
Приём «Ложная альтернатива»
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Что растет не берёзе — яблоки или груши?
Слово «часы» — пишется как «чесы» или «чисы»?
Кто быстрее плавает — котёнок или цыплёнок?
Столица России — Париж или Минск?
Какие звери живут в Африке –
мамонты или динозавры?
Приём «Добавь следующее»
Дети придумывают слова на тему «Школа»:
1.Парта.
2.Парта, доска.
3. Парта, доска, мел и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.
Приём «Рюкзак»
Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу, скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило.
Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
«Опорный конспект / Кластер / Конкурс шпаргалок».
«Опорный конспект / Кластер / Конкурс шпаргалок».
«Реставрация текста».
Перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст.
Для восстановления текста можно предложить использовать схемы предложений.
«Приёмы графической переработки текстов»
Чья шпаргалка содержит полную
информацию о термине, тот является победителем.
Формируем умение читать несплошной текст. (Воспринимать его, извлекать
информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать еѐ)
Приём «Графической переработки текстов»
Сайт какой организации изображен на слайде?
Какую помощь вы как выпускник можете получить на данном сайте?
Составьте текст, содержащий ответ на данный вопрос.
Приём «Ролевая игра»
Приём «Ролевая игра»
«А что бы купили вы?»
Приступаем к внимательному чтению этикеток. Получается, наш разговорный вариант слова «сгущёнка» перекочевал на этикетки.
Как такое могло произойти?
Мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.
Правда или фейк?
В соцсетях появилось неизвестное стихотворение А. С. Пушкина «С великим праздником весны».
Позвольте, жители страны,
В часы душевного мученья
Поздравить вас из заточенья
С великим праздником весны!
А. С. Пушкин, 1827 год. Болдино.
Правда или фейк?
Почему фейки так распространены?
Приём «Правда или фейк?»
Приём «ТЕЛЕГРАММА или СМС»
Например, телеграмма Маргариты с бала Сатаны.
Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я — королева! Надеюсь.
СМС с урока.
Изучаю сложноподчиненные предложения. Есть главное и придаточное. Надо задать вопрос, иногда сложно. Изъяснительное похоже на дополнение.
Приём «Облако слов»
Приведу несколько конкретных примеров использования облака на уроках русского языка и литературы:
задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст (Слайд 12). ;
задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст. (Слайд 12);
задание «Найди лишнее слово»: на любом уроке и любом этапе урока — задание для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки. (Слайд 13);
«Восстанови определение» — На этапе закрепления или контроля знаний предлагаю облако слов, содержащие основные понятия по изученной теме. Учащимся предлагаю раскрыть суть этих понятий. (Слайд 14);
«Облако слов» позволяет организовать дидактические игры «Найди пару», «Исключи лишнее», Игра «Задай вопрос другу», «Установи соответствие». (Слайд 15);
на этапе рефлексии облако может представлять из себя ключевые слова — эмоциональное состояние класса после урока или то новое, что узнали и что особенно получилось. (Слайд 16);
Это — удивительное упражнение для развития творческой фантазию. «Составьте предложения или рассказ» — используется как можно больше слов из облака; «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака слов. (Слайд 17)
Приём «Кроссенс»
Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.
(Р.Шапиро)