Вернуться в раздел Советы классным руководителям
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
Положение о классном руководителе
1. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса.
2. Классный руководитель 5-11 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.
3. Координацию деятельности классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.
5. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Положением о классном руководителе класса учреждения образования и другими нормативными правовыми актами, которые устанавливают и защищают права, интересы детей, молодежи и семьи, а также Уставом общеобразовательного учреждения.
6. Классный руководитель в своей работе взаимодействует с руководителем учреждения образования, заместителями директора, педагогическими работниками, медицинскими работниками, а также с законными представителями обучающихся, с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса.
7. Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
8. Основными принципами работы классного руководителя являются личностно-ориентированный подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формирование их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями.
9. Работа классного руководителя подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся и коллектива класса.
10. Организационно-воспитательная работа в школе осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы класса, школы и включает следующие виды работы: классное руководство, индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями.
Обязанности классного руководителя:
Классный руководитель обязан организовать жизнедеятельность классного коллектива в соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни, а именно:
— осуществляет контроль за дисциплиной, поведением учащихся, посещаемостью, реагирует на чрезвычайные происшествия в классе и т.д.
— координирует педагогическую деятельность учителей, работающих в классе;
— организует работу педагогических консилиумов по классу, участвует в работе малых педагогических советов, заседании рабочих педагогических групп;
— участвует в работе педагогических советов по итогам каждой четверти;
— проводит мониторинг успеваемости учащихся класса;
— ведет индивидуальные карты учащихся класса;
— создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика;
— осуществляет индивидуальную работу с учащимися класса, имеет индивидуальные сведения об ученике, изучает психологические особенности учащихся, направляет самовоспитание и саморазвитие личности;
— отслеживает эмоциональное состояние класса, проводит социометрическое обследование, отслеживает валеологическую динамику в классе; внеурочную деятельность учащихся:
— готовит перспективное (на год), календарное (на четверть) планирование идеологической и воспитательной работы в классе с учетом различных направлений: познавательного, экскурсионного, эстетического, спортивно-туристического, трудового, нравственного и т.д.
— организует внеурочную образовательную деятельность в классе и параллели через различные формы работы с классом;
— готовит анализ образовательной (воспитательной) ситуации в классе и отчитывается по итогам четверти и года;
— участвует в организации внеурочных мероприятий в рамках методической и общешкольной работы;
— организует каникулярную деятельность в классе;
— способствует социализации, формированию общей культуры личности детей класса;
— содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, секций, клубов и т.д.
— организует проведение родительских собраний, участвует в работе родительских суббот;
— информирует родителей о состоянии образовательной деятельности их детей, консультирует родителей по вопросам индивидуального подхода к развитию детей;
— организует совместные внеурочные мероприятия с родителями;
— организует награждения родителей учащихся;
— — организует работу в классе по подготовке и сдаче школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти;
— организует работу класса на закрепленном за ним пришкольном участке;
— организует работу класса во время трудовой практики;
— организует ежедневную уборку классных помещений, дежурство класса по школе;
— соблюдает нормы этики в общении с коллегами и учащимися;
— реализует в педагогической практике государственные нормативные правовые акты: Устав и положение о школе, приказы, инструкции, распоряжения;
— отвечает за сохранность имущества и санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, которые закреплены за его классом;
— своевременно заполняет и аккуратно ведет журнал класса, личные дела учащихся;
— выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты в соответствии с должностными обязанностями по охране труда;
— обеспечивает и отвечает за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, включающего урочное, междуурочное (перемены) и послеурочное время;
— своевременно сдает отчет по бюджетным средствам, выделенным на организацию образовательного процесса (экскурсии, поездки, походы, лагеря и т.д.)
— регулярно (каждые 5 лет) повышает свою квалификацию через систему повышения кадров Минской области и Республики Беларусь;
— по желанию учителя проходит внеплановое повышение квалификации через проблемные курсы;
— — участвует в работе общешкольной системы повышения квалификации через внутришкольные семинары, методическое объединение классных руководителей и т.д.;
— — проходит обязательную аттестацию педагогических кадров в соответствии с уровнем образования и педагогическим стажем;
— — по желанию проходит внеплановую аттестацию педагогических кадров на вторую, первую и высшую категорию в соответствии с уровнем педагогического мастерства и квалификации;
— — совершенствует методику и технологию воспитательной работы в соответствии с выбранной методической темой;
— — участвует в методической и исследовательской работе методического объединения классных руководителей и школы.
Классный руководитель имеет право:
— — контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.
— — получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
— — координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, малых педсоветов и других форм коррекции.
— — определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся.
— — участвовать в работе школьных структур: педсовета, методического совета и других общественных органов школы.
— — выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной практикой, выносить на рассмотрение педсовета, методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения.
— — создавать свою педагогически обоснованную систему воспитания, выбирать формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе с учетом возрастных особенностей, интересов и склонностей, возможностей учреждения образования.
— добиваться условий для реализации своих функций.
— присутствовать на учебных занятиях, экзаменах и внешкольных мероприятиях, которые проводятся в классе.
— приглашать родителей (лиц их замещающих) в учебное заведение.
— отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений.
— вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности.
— вносить по согласованию с классом предложения директору школы об оказании необходимой материальной помощи, награждении учащихся и их родителей, о вынесении учащимся дисциплинарных мер воздействия за нарушение установленных правил внутришкольного распорядка и норм поведения.
— приобщать представителей общественных организаций, органов государственного руководства, правопорядка, творческих союзов, культурно-просветительских учреждений к воспитанию, организации свободного времени учащихся и профилактики правонарушений.
— выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы через систему образования и выездную стажировку.
— защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суда.
— иметь материальное поощрение за проведение воспитательных мероприятий, продолжительность которых выходит за рамки нормируемой части рабочей недели.
Режим работы классного руководителя:
— Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Трудового кодекса Республики Беларусь, излагаются в ст.110-116.
— Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, определяется тарификационными часами организационно-воспитательной работы и составляет 3 часа (5% надбавки).
— Классный час проводится раз в неделю по расписанию (или по графику), о чем делается запись в классном журнале.
— Информационные часы проводить еженедельно в соответствии с расписанием (или графиком):
— Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
— Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
— Дневники учащихся проверяет 1 раз в неделю с выставлением всех оценок.
— Личные дела учащихся оформляются 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
— Ответы о проделанной работе предоставляются администрации по окончании четверти по утвержденному порядку.
— В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану: в соответствии с графиком работы, определенным на этот период в учреждении образования, либо в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка, в коллективном договоре или уставе учреждения. Рабочее время педагогических работников определяется в пределах времени, не превышающего общего объема установленной учебной нагрузки и часов организационно-воспитательной работы.
— В случае если классный руководитель ведет в классе постоянно действующий кружок, психолого-педагогический семинар, данная работа оплачивается дополнительно.
— С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.
Должностные обязанности классного руководителя
Институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов.
Сегодня, в период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает особое, решающее для развития общества значение. При этом школа остается важнейшим звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует совершенствования педагогических и методических основ организационной работы школы. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, также требует своего переосмысления и совершенствования.
Одним из путей переосмысления и совершенствования классного руководства является разработка должностных обязанностей классного руководителя на новом этапе развития школы.
Должностные обязанности — это концептуальный документ, в котором зафиксированы цели, задачи, приоритеты и ценности, позиции в отношении педагогов и учащихся, критерии оценки результатов труда, стимулы и мотивы. Это зафиксированный уровень школьной педагогической культуры.
Должностные обязанности, детально продуманные и принятые педколлективом с ясным представлением об уровне требований к результатам труда, — это руководство к деятельности, имеющее педагогическую и методическую ценность. В то же время это условие равенства, справедливости, а значит, нормального психологического климата в коллективе. Это условие доверия между педагогами, а также между педколлективом и руководством школы.
Должностные обязанности — это реальная перспектива саморазвития педагога, восхождения к профессионализму, в то же время это инструмент самозащиты учителя и критерий оценки работы учителя в момент аттестации.
Должностные обязанности — это некий эталон-стандарт, с которым можно и нужно сравнивать результаты труда педагога, именно такое сравнение будет конкретным, справедливым, стимулирующим, так как переносит центр тяжести на оценку конечного труда педагога.
В целом продуманные, подробные, технологичные, принятые педколлективом должностные обязанности — это фундамент культуры управления школой и конкретное руководство к действию тем, кому они предназначены.
В основу данных должностных обязанностей положены следующие идеи:
— Ребенок есть субъект своего развития. Он воспитывает, стоит себя САМ.
— Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих.
— Воспитывают не классные часы, морализирование, указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств.
— «Педагог есть организатор детской жизни» (Л.С.Выготский). Это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
— Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.
Назначение и задачи классного руководителя
Классный руководитель сегодня — это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
— духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
— заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
— неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления (совместно с психологом) коррекции процесса его социализации;
— помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
— создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;
— координатором усилий педагогов, семьи, социума — словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе гимназии, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса.
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Исходя из этой цели основными задачами классного руководителя необходимо принять следующие:
1. Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей;
2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
3. Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни;
4. Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащегося;
5. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
6. Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.
Функции и содержание работы классного руководителя
1. Аналитическая функция:
— изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
— изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
— анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;
— изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;
— изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
— изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела.
2. Прогностическая функция:
— предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
— прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
— прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
— построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы), соответствующей воспитательной системе школы;
— определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;
— предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).
3. Организационно-координирующая функция:
— изучение особенностей развития каждого ребенка, его особенности, эмоционального самочувствия, отражение всех данных в психолого-педагогической карте;
— помощь воспитанникам в учебной деятельности;
— помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни;
— помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения;
— индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности;
клубов, секций, объединений, организуемых как в гимназии, так и вне ее;
— создание условий для самовоспитания и саморазвития личности воспитанников, организация совместно с школьным психологом психологического просвещения учащихся;
— защита прав и свобод воспитанника;
— организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, консультаций для родителей, привлечение родителей к помощи школе, осуществление немедленного контакта с родителями в случае чрезвычайных происшествий, угрожающих здоровью и жизни детей;
— организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников;
— участие в работе педсоветов, административных и методических совещаний;
— помощь и сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;
— содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение его к осознанному выбору профессии; » стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, других социальных работников;
— ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий;
— организация питания, дежурства по классу, дежурства по школе, летней трудовой практики по подготовке школы к новому учебному году, организация трудовых дел;
— ведение документации (классный журнал, учет посещаемости, дневники учащихся, личные дела учащихся, план работы классного руководителя, психолого-педагогическая карта);
— участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.
4. Коммуникативная ФУНКЦИЯ:
— помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников;
— построение оптимальных взаимоотношений «учитель — ученик», «учитель — родители», «родители — ученик»;
— помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;
— содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе.
Формы работы классного руководителя с детьми
Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что:
— ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей взрослой жизни;
— в жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная обстановка в стране и республике, конкретные условия и события в городе, районе, школе;
— нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;
— каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
— при отборе форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе.
Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:
— дискуссионных, игровых, состязательных;
— творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;
— психологических (позволяющих ребенку осознать самого себя).
Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.
Классному руководителю в процессе работы рекомендуется постоянно создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Ее наличие значительно облегчит работу классного руководителя.
Полномочия классного руководителя
— получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
— контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
— контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
— координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
— определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
— приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
— участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
— выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
— отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его поручений;
— определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;
— вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
— создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;
— выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
— защищать собственную честь и достоинство в гимназических органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.
Классный руководитель не имеет права:
— унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;
— использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
— злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;
— использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
— обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
Классный руководитель как административное лицо обязан:
— организовать учебно-воспитательный процесс в классе;
— вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
— изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;
— фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
— оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
— содействовать социальной и правовой защите их прав;
— вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся);
— вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
— постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.