Должностные обязанности классного руководителя беларусь

Вернуться в раздел Советы классным руководителям

Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.

Положение о классном руководителе

1. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса.

2. Классный руководитель 5-11 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.

3. Координацию деятельности классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.

5. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Положением о классном руководителе класса учреждения образования и другими нормативными правовыми актами, которые устанавливают и защищают права, интересы детей, молодежи и семьи, а также Уставом общеобразовательного учреждения.

6. Классный руководитель в своей работе взаимодействует с руководителем учреждения образования, заместителями директора, педагогическими работниками, медицинскими работниками, а также с законными представителями обучающихся, с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса.

7. Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

8. Основными принципами работы классного руководителя являются личностно-ориентированный подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формирование их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями.

9. Работа классного руководителя подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся и коллектива класса.

10. Организационно-воспитательная работа в школе осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы класса, школы и включает следующие виды работы: классное руководство, индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями.

Обязанности классного руководителя:

Классный руководитель обязан организовать жизнедеятельность классного коллектива в соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни, а именно:

— осуществляет контроль за дисциплиной, поведением учащихся, посещаемостью, реагирует на чрезвычайные происшествия в классе и т.д.

— координирует педагогическую деятельность учителей, работающих в классе;

— организует работу педагогических консилиумов по классу, участвует в работе малых педагогических советов, заседании рабочих педагогических групп;

— участвует в работе педагогических советов по итогам каждой четверти;

— проводит мониторинг успеваемости учащихся класса;

— ведет индивидуальные карты учащихся класса;

— создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика;

— осуществляет индивидуальную работу с учащимися класса, имеет индивидуальные сведения об ученике, изучает психологические особенности учащихся, направляет самовоспитание и саморазвитие личности;

— отслеживает эмоциональное состояние класса, проводит социометрическое обследование, отслеживает валеологическую динамику в классе; внеурочную деятельность учащихся:

— готовит перспективное (на год), календарное (на четверть) планирование идеологической и воспитательной работы в классе с учетом различных направлений: познавательного, экскурсионного, эстетического, спортивно-туристического, трудового, нравственного и т.д.

— организует внеурочную образовательную деятельность в классе и параллели через различные формы работы с классом;

—  готовит анализ образовательной (воспитательной) ситуации в классе и отчитывается по итогам четверти и года;

— участвует в организации внеурочных мероприятий в рамках методической и общешкольной работы;

— организует каникулярную деятельность в классе;

— способствует социализации, формированию общей культуры личности детей класса;

— содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, секций, клубов и т.д.

—  организует проведение родительских собраний, участвует в работе родительских суббот;

— информирует родителей о состоянии образовательной деятельности их детей, консультирует родителей по вопросам индивидуального подхода к развитию детей;

—  организует совместные внеурочные мероприятия с родителями;

—  организует награждения родителей учащихся;

—     — организует работу в классе по подготовке и сдаче школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти;

— организует работу класса на закрепленном за ним пришкольном участке;

— организует работу класса во время трудовой практики;

— организует ежедневную уборку классных помещений, дежурство класса по школе;

—  соблюдает нормы этики в общении с коллегами и учащимися;

— реализует в педагогической практике государственные нормативные правовые акты: Устав и положение о школе, приказы, инструкции, распоряжения;

—  отвечает за сохранность имущества и санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, которые закреплены за его классом;

—  своевременно заполняет и аккуратно ведет журнал класса, личные дела учащихся;

— выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты в соответствии с должностными обязанностями по охране труда;

— обеспечивает и отвечает за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, включающего урочное, междуурочное (перемены) и послеурочное время;

— своевременно сдает отчет по бюджетным средствам, выделенным на организацию образовательного процесса (экскурсии, поездки, походы, лагеря и т.д.)

— регулярно (каждые 5 лет) повышает свою квалификацию через систему повышения кадров Минской области и Республики Беларусь;

— по желанию учителя проходит внеплановое повышение квалификации через проблемные курсы;

—     —  участвует в работе общешкольной системы повышения квалификации через внутришкольные семинары, методическое объединение классных руководителей и т.д.;

—     — проходит обязательную аттестацию педагогических кадров в соответствии с уровнем образования и педагогическим стажем;

Про ГИС СОЛО:  СТАТЬЯ 43 ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

—    — по желанию проходит внеплановую аттестацию педагогических кадров на вторую, первую и высшую категорию в соответствии с уровнем педагогического мастерства и квалификации;

—     — совершенствует методику и технологию воспитательной работы в соответствии с выбранной методической темой;

—     — участвует в методической и исследовательской работе методического объединения классных руководителей и школы.

Классный руководитель имеет право:

—     — контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.

—     — получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.

—  — координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, малых педсоветов и других форм коррекции.

—   — определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся.

—     — участвовать в работе школьных структур: педсовета, методического совета и других общественных органов школы.

—    —     выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной практикой, выносить на рассмотрение педсовета, методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения.

—  — создавать свою педагогически обоснованную систему воспитания, выбирать формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе с учетом возрастных особенностей, интересов и склонностей, возможностей учреждения образования.

— добиваться условий для реализации своих функций.

— присутствовать на учебных занятиях, экзаменах и внешкольных мероприятиях, которые проводятся в классе.

— приглашать родителей (лиц их замещающих) в учебное заведение.

— отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений.

— вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности.

— вносить по согласованию с классом предложения директору школы об оказании необходимой материальной помощи, награждении учащихся и их родителей, о вынесении учащимся дисциплинарных мер воздействия за нарушение установленных правил внутришкольного распорядка и норм поведения.

— приобщать представителей общественных организаций, органов государственного руководства, правопорядка, творческих союзов, культурно-просветительских учреждений к воспитанию, организации свободного времени учащихся и профилактики правонарушений.

— выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы через систему образования и выездную стажировку.

— защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суда.

— иметь материальное поощрение за проведение воспитательных мероприятий, продолжительность которых выходит за рамки нормируемой части рабочей недели.

Режим работы классного руководителя:

—        Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Трудового кодекса Республики Беларусь, излагаются в ст.110-116.

—         Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, определяется тарификационными часами организационно-воспитательной работы и составляет 3 часа (5% надбавки).

—         Классный час проводится раз в неделю по расписанию (или по графику), о чем делается запись в классном журнале.

—         Информационные часы проводить еженедельно в соответствии с расписанием (или графиком):

—         Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.

—         Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.

—         Дневники учащихся проверяет 1 раз в неделю с выставлением всех оценок.

—         Личные дела учащихся оформляются 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.

—         Ответы о проделанной работе предоставляются администрации по окончании четверти по утвержденному порядку.

—         В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану: в соответствии с графиком работы, определенным на этот период в учреждении образования, либо в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка, в коллективном договоре или уставе учреждения. Рабочее время педагогических работников определяется в пределах времени, не превышающего общего объема установленной учебной нагрузки и часов организационно-воспитательной работы.

—         В случае если классный руководитель ведет в классе постоянно действующий кружок, психолого-педагогический семинар, данная работа оплачивается дополнительно.

—      С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.

Должностные обязанности классного руководителя

Институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов.

Сегодня, в период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает особое, решающее для развития общества значение. При этом школа остается важнейшим звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует совершенствования педагогических и методических основ организационной работы школы. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, также требует своего переосмысления и совершенствования.

Одним из путей переосмысления и совершенствования классного руководства является разработка должностных обязанностей классного руководителя на новом этапе развития школы.

Должностные обязанности — это концептуальный документ, в котором зафиксированы цели, задачи, приоритеты и ценности, позиции в отношении педагогов и учащихся, критерии оценки результатов труда, стимулы и мотивы. Это зафиксированный уровень школьной педагогической культуры.

Должностные обязанности, детально продуманные и принятые педколлективом с ясным представлением об уровне требований к результатам труда, — это руководство к деятельности, имеющее педагогическую и методическую ценность. В то же время это условие равенства, справедливости, а значит, нормального психологического климата в коллективе. Это условие доверия между педагогами, а также между педколлективом и руководством школы.

Про ГИС СОЛО:  КАК ОФОРМИТЬ ХОДАТАЙСТВО НА ВРУЧЕНИЕ БЛАГОДАРСТВЕННОГО ЛИСТА

Должностные обязанности — это реальная перспектива саморазвития педагога, восхождения к профессионализму, в то же время это инструмент самозащиты учителя и критерий оценки работы учителя в момент аттестации.

Должностные обязанности — это некий эталон-стандарт, с которым можно и нужно сравнивать результаты труда педагога, именно такое сравнение будет конкретным, справедливым, стимулирующим, так как переносит центр тяжести на оценку конечного труда педагога.

В целом продуманные, подробные, технологичные, принятые педколлективом должностные обязанности — это фундамент культуры управления школой и конкретное руководство к действию тем, кому они предназначены.

В основу данных должностных обязанностей положены следующие идеи:

— Ребенок есть субъект своего развития. Он воспитывает, стоит себя САМ.

— Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих.

— Воспитывают не классные часы, морализирование, указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств.

— «Педагог есть организатор детской жизни» (Л.С.Выготский). Это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.

— Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.

Назначение и задачи классного руководителя

Классный руководитель сегодня — это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

— духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

— заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

— неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления (совместно с психологом) коррекции процесса его социализации;

— помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

— создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;

— координатором усилий педагогов, семьи, социума — словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе гимназии, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса.

Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Исходя из этой цели основными задачами классного руководителя необходимо принять следующие:

1. Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей;

2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;

3. Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни;

4. Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащегося;

5. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

6. Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.

Функции и содержание работы классного руководителя

1. Аналитическая функция:

— изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;

— изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;

— анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;

— изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;

— изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;

— изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела.

2. Прогностическая функция:

— предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;

— прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;

— прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;

— построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы), соответствующей воспитательной системе школы;

— определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;

— предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).

3. Организационно-координирующая функция:

— изучение особенностей развития каждого ребенка, его особенности, эмоционального самочувствия, отражение всех данных в психолого-педагогической карте;

— помощь воспитанникам в учебной деятельности;

— помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни;

— помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения;

— индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности;

клубов, секций, объединений, организуемых как в гимназии, так и вне ее;

— создание условий для самовоспитания и саморазвития личности воспитанников, организация совместно с школьным психологом психологического просвещения учащихся;

— защита прав и свобод воспитанника;

— организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, консультаций для родителей, привлечение родителей к помощи школе, осуществление немедленного контакта с родителями в случае чрезвычайных происшествий, угрожающих здоровью и жизни детей;

— организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников;

— участие в работе педсоветов, административных и методических совещаний;

— помощь и сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;

— содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение его к осознанному выбору профессии; » стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, других социальных работников;

Про ГИС СОЛО:  ФАЛЕНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

— ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий;

— организация питания, дежурства по классу, дежурства по школе, летней трудовой практики по подготовке школы к новому учебному году, организация трудовых дел;

— ведение документации (классный журнал, учет посещаемости, дневники учащихся, личные дела учащихся, план работы классного руководителя, психолого-педагогическая карта);

— участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.

4. Коммуникативная ФУНКЦИЯ:

— помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников;

— построение оптимальных взаимоотношений «учитель — ученик», «учитель — родители», «родители — ученик»;

— помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;

— содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе.

Формы работы классного руководителя с детьми

Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что:

— ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей взрослой жизни;

— в жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная обстановка в стране и республике, конкретные условия и события в городе, районе, школе;

— нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;

— каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;

— при отборе форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе.

Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:

— дискуссионных, игровых, состязательных;

— творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;

— психологических (позволяющих ребенку осознать самого себя).

Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.

Классному руководителю в процессе работы рекомендуется постоянно создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Ее наличие значительно облегчит работу классного руководителя.

Полномочия классного руководителя

— получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

— контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

— контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

— координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;

— определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;

— приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;

— участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;

— выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;

— отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его поручений;

— определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;

— вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

— создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;

— выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

— защищать собственную честь и достоинство в гимназических органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.

Классный руководитель не имеет права:

— унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

— использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;

— злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

— использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;

— обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.

Классный руководитель как административное лицо обязан:

— организовать учебно-воспитательный процесс в классе;

— вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

— изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;

— фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;

— оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

— содействовать социальной и правовой защите их прав;

— вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся);

— вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;

— постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Оцените статью
ГИС Соло