Система оценки качества образования общеобразовательного учреждения.
Должность: заместитель директора по УВР
МОУ СОШ №9 с. Веселое
Лапистова Оксана Валентиновна
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2. Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренной пунктом 1 части 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).
(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети «Интернет» информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.
5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 641-ФЗ)
7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.
Большакова Любовь Сергеевна,
к.ф.н., учитель английского языка ГБОУ гимназии №498
Невского района Санкт-Петербурга
Внутренняя система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования на сегодняшний день. Измерение учебных достижений обучающихся необходимо не только в целях мониторинга, но и для повышения качества образования. Необходимо создать такую систему управления и оценки качества образования школы в условиях реализации ФГОС, которая позволит получать объективную информацию о состоянии качества образования школы, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, принимать обоснованные управленческие решения по достижению качественного образования.
В этой связи возникает потребность в определении комплекса критериев, показателей, процедур и технологий оценки, организации педагогического мониторинга и его использования как неотъемлемого инструмента управления качеством образования на уровне образовательного учреждения.
Управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые соответствует этапам цикла Деминга (рис.1). Внутренняя система оценки качества образования является одним из элементов, в основе которого лежит процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления.
Внутренняя система оценки качества образования функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью, направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования, учитывает федеральные требования к порядку проведения образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.
Основными оценочными процедурами, используемыми в рамках внутренней системы оценки качества образования являются:
— текущее оценивание обучающихся;
— итоговое оценивание обучающихся;
— независимые оценочные процедуры;
— портфолио обучающихся и педагогов;
— внутренняя оценка условий образовательной деятельности;
— внутришкольные мониторинги;
Оценить качество – это значит установить соответствие деятельности образовательной организации:
— качеству образовательных результатов;
— качеству реализации образовательной деятельности;
— качеству условий обеспечения образовательной деятельности;
— качеству управления образовательной деятельностью.
Исходя из этого, оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество . Остановимся подробнее на рассмотрении обозначенных позиций.
включает предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения; личностные результаты; достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
В чем особенности новых подходов к оцениванию достижений обучающихся? Например, Всероссийские проверочные работы используются для диагностики не только предметных, но и метапредметных результатов, позволяют выявить уровень сформированности универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных и межпредметных понятий.
В качестве критериев оценивания образовательных результатов и их показателей мы предлагаем выделить следующие (таблица 1)
Качество реализации образовательного включает соответствие ООП, учебных планов и рабочих программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; качество уроков и индивидуальной работы с учащимися; качество внеурочной деятельности (включая классное руководство), качество мотивации педагогов.
Критерии оценивания реализации образовательного процесса и их показатели представлены в таблице 2.
, обеспечивающих образовательный процесс: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда; санитарно-гигиенические и эстетические условия; психологический климат в школе; кадровое обеспечение. Критерии и показатели представлены в таблице 3.
Качество управления образовательной деятельностью характеризуется удовлетворенностью участников образовательного процесса, распространением опыта работы ОУ, наличием отзывов об учреждении (таблица 4).
Результаты внутренней системы оценки качества образования используются для:
— информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации;
— разработки программ и планов адресной помощи обучающимся в группах риска;- поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации;- разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся;- анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников образовательных организаций;- планирования работы методических объединений;- проведения самообследования и подготовки публичных отчетов;- оптимизации инфраструктуры и системы управления;- планирования внутреннего контроля.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что для определения качества образования в ОУ необходимы:
— во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
— во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
— в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
— в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от учебно-методического обеспечения образовательного процесса до создания благоприятного психологического климата. Важно также оценивать степень доступности образовательных возможностей с учетом реальных потребностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; использовать ресурсы, направленные на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 11461432035/2019-27922 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72131012/
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.02.03.2016) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru/70291362/
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ — ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Институт развития образования Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450005 г. Уфа, ул. Мингажева, 120.
Тел.: +7 (347) 228 22 01.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации является обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. В статье указывается, что объективная оценка результатов образовательных процессов — непременное условие эффективности функционирования и развития системы управления на всех уровнях.
Ключевые слова: качество образования, оценка, управление, мониторинг, диагностика, результат.
Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта изменений в системе образования как на федеральном, так и на региональном уровне — нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствия требованиям современного общества.
Оценка качества образования — это не только констатация выполнения нормы, но и тонкий инструмент воздействия на развитие системы образования, основа для принятия осмысленных управленческих решений.
Сегодня необходимы новые критерии отбора показателей работы школы, учителя и учащихся.
Что представляет собой основная масса учащихся, каковы их реальные знания, и с чем они выходят из школы, готовы ли они к освоению многих социальных ролей в жизни и к реализации своего потенциала в современных условиях, к решению жизненных проблем средствами изученных в школе предметов? Этим задачам подготовки высокообразованных, инициативных и конкурентоспособных выпускников должны соответствовать не только содержание образования, методы работы, но и система оценки и управления качеством образования.
Под термином «качество образования» мы будем понимать состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. Следовательно, качество образования — многофакторное понятие, которое прежде всего включает в себя:
• качество образовательного процесса;
• качество достижений (результатов) обучающихся, педагогов;
• качество потенциала, а именно: качество це-
леполагания, качество условий: материальнотехнической базы, программ, учебно-
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы к их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) результатам освоения основных образовательных программ;
3) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Таким образом, элементы понятия «качество образования» соотносятся с требованиями ФГОС нового поколения.
• кадрового обеспечения (изменений, динамики);
• качества образовательного процесса;
• качества усвоения знаний, умений, навыков; уровня развития и воспитанности на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Диагностика (от греч. diagnosis — распознавание) -изучение и оценка результативности учебновоспитательного процесса на основе выявленных изменений в уровне:
• педагогического мастерства педагогов.
По мнению М. М. Поташника, оценка качества знаний только по проценту детей, успевающих на «4» и «5», что распространено сейчас, или по числу выпускников, поступивших в вузы, и по числу медалистов безнадежно устарела. Истинного, глубо-
ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
Таким образом, анализ подходов к оцениванию эффективности работы конкретной образовательной системы на Западе и в нашей стране привел к выводу о необходимости построения системы мониторинга качества образования, которая заключается в регулярных исследованиях определенных объектов по стабильным показателям в течение длительного периода времени и анализе результатов с учетом всех особенностей, условий деятельности образовательных учреждений, муниципальной и региональной системы образования с использованием телекоммуникационных технологий.
Оценка и управление качеством образования на основе специально разработанной модели осуществления мониторинга и диагностики с использованием телекоммуникационных технологий на уровне региональной образовательной системы особенно актуальна для регионов России с ее огромными территориями и наличием большого количества административно-территориальных единиц. Таким образом, существует необходимость оценки и управления качеством образования на основе специально разработанной модели осуществления мониторинга на уровне региональной образовательной системы, которая может быть эффективно реализована с использованием телекоммуникационных технологий.
Мониторинг качества обучения и оценка его результатов будут настолько эффективны, настолько корректно заданы стандарты и нормы, т.е. в какой мере они отвечают ряду принципиальных требований.
Одно из требований касается измеримости и применимости стандартов и норм. Они должны быть качественно и количественно определены и пригодны для практического использования. Примером могут служить ФГОС.
Другим требованием является их осуществимость, согласованность с возможностями образовательного учреждения и его составных частей (элементов).
Приходится признать, что концепция качества образования только складывается: уточняются подходы, формируются показатели качества, делаются попытки разработать критерии оценки.
Рассматриваются вопросы о национальной системе оценки качества образования. Но на практике сама концепция качества образования еще не стала личным смыслом коллективов, учителей, педагогов. В то же время очевидно, что сегодня реформирование системы образования должно основываться на прогнозировании и отслеживании его качества.
разовательных программ; структуре основных образовательных программ; условиям реализации основных образовательных программ.
• личностные результаты, а именно: сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся, в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
• предметные результаты — знания и умения, опыт творческой деятельности и др.
Основное назначение системы оценки выполнения обязательных требований образовательного стандарта — выявить, овладел или не овладел каждый конкретный учащийся знаниями, умениями, видами деятельности, зафиксированными в стандарте. Поэтому содержание требований к обязательному уровню подготовки должно стать основой для определения содержания и важнейшим критерием оценки достижения ее результатов.
• содержание учебного предмета — ведущий компонент требований — осваиваемая учащимися система знаний и умений. Элементы этой системы неоднородны. Это понятия, законы, теории, т.е. так называемые обобщенные знания; термины, даты, количественные данные и другие фактологические знания; знания о способах деятельности; специфические для каждого курса и общие для всех учебных предметов умения;
• характеристика учебной деятельности как компонент требований к результатам обучения — описание видов деятельности и особенностей личности школьников по различным признакам — направленности на материал обучения, продуктивности, уровню самостоятельности школьников в учении;
Каждому учителю, методисту, специалисту органов управления образованием необходимо осознать не только сущность требований как критерия достижения уровня обученности, заданного стандартом, но и содержание входящих в них компонентов. Только при этом условии возможно рассмотреть взаимосвязи этих компонентов, осмыслить требования как целостную систему.
• морфологическую, когда объекты изучения выстраиваются в иерархическую последовательность объектов различной степени сложности (обобщенности) в порядке предъявления их учащимся;
• функциональную, когда содержание обучения подвергается дидактическому анализу с точки зрения функций отдельных элементов учебного материала в реализации учебных задач курса. Центральный момент определения требований
— выделение элементов содержания обучения. При морфологическом анализе ими служат объекты изучения, обозначенные в терминах учебного предмета, при функциональном — выделяются структурные элементы, каждый из которых определяет множество соответствующих объектов изучения.
Таким образом, качества результатов усвоения могут выступать в качестве критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся. При этом под оценкой уровня усвоения следует понимать указание на качество усвоения знаний, которое выносится на основании сопоставления предполагаемых и достигнутых результатов обучения.
Следует отметить, что под оценкой качества образования мы понимаем меру качества, выражающую собой соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества.
Оценка качества образования направлена на решение следующих задач:
• формирование эталона качества образования на основе нормативной базы Российской Федерации, государственных образовательных стандартов, образовательной политики и международной практики оценки качества образования, т.е. критериев и показателей качества образования;
• создание инструментария оценки качества образования с использованием телекомуника-ционных технологий;
• сравнение достигнутого уровня с эталоном и организацию широкого обсуждения полученных в республике результатов;
• выработку управленческих мер с целью повышению качества образования;
• создание базы для общественной экспертизы качества образования.
Сегодня важно определить, в какой мере образование, предоставляемое школой, соответствует изменившимся потребностям и интересам как общества, так и каждого субъекта образовательного процесса. Организация любого учебного процесса связана с контролем за результатами. Если рассматривать образование как образовательную услугу, то одним из способов определения качества предоставляемых услуг становится оценка.
1. Поташник М. М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его: беседа с действительным членом Российской академии образования, доктором педагогических наук, профессором Марком Поташником / Марк Максимович Поташник // Народное образование. 2006. №4. С. 163-172.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 39 с.
3. Ковалева Г. С. Оценка качества образования // Школьные технологии. 2006. №5. С. 150-154.
4. Мурзакаева Л. С. Уровень и качество подготовленности выпускников ОУ Республики Башкортостан в предметных областях (2008/2009 учебный год) // Диагностика как основа управления качеством образования: Итоги IV республиканской диагностики образовательных достижений учащихся. Выпуск 4. Уфа: Башкирский институт развития образования. 118 с.
5. Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Мило-хина Л. В. Непрерывный курс информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 143 с.
6. Кузнецов А. А., Дяшкина О. А. Требования к результатам обучения как важнейший компонент образовательных стандартов // Стандарты и Мониторинг. 1999. №1. С. 39-42.
7. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактикометодический анализ. М.: Педагогика, 1987. 176 с.
Поступила в редакцию 05.04.20J2 г.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном раз витии профессионального потенциала работников образования. При этом все более очевидными и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования в современной России:
— расширяющаяся быстрыми темпами гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы, что требует развития у личности уже на ранних стадиях получения образования способности к постоянному овладению новыми компетенциями;
— переход управления экономическими и социальными процессами на электронные информационно-коммуникационные технологии, нарастающий «информационный бум» в области экономики и промышленного производства. Это ориентирует общее образование на формирование содержания, которое было бы направлено не только на получение фундаментальных или специализированных знаний, но и на освоение креативных и социальных компетентностей, формирование готовности и мотивации к переобучению
— переориентация социальной политики российского государства на воспроизводство и развитие человеческого капитала. Это требует введения новых активных форм организации образовательного процесса при регулярном участии обучающихся в олимпиадах, исследованиях, проектах разного уровня, а школ и педагогов в национальных конкурсах в области образования;
— вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс) требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;
— сохраняющееся неравенство стартовых возможностей для обучения детей у семей, имеющих разный социальный статус и проживающих в различных по уровню социально-экономического развития территориях. Это определяет необходимость выравнивания стартовых возможностей за счет предъявления единых требований к качеству образования и эффективного управления процессами, обеспечивающими исполнение в полном объеме предъявленных требований. Современное содержание требований к качеству общего образования в соответствии с федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг являются сами воспитанники и обучающиеся, их родители и законные представители, а также государство, учреждения профессионального образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес-сообщество.
Согласно части 29 статьи 2 Закона №273-ФЗ , – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам и (или) потребностям физического лица или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность , в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Качество образования это совокупная характеристика, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса и образовательных результатов нормативным требованиям, социальным запросам и личностным ожиданиям.
— это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой.
1.Основные принципы управления качеством можно обобщить следующими положениями.
1. Работа, направленная на повышение качества, должна выступать обязательной составной частью стратегии образовательного учреждения. Процесс повышения качества осуществляется на основе конкретных программ. В частности, каждым учреждением могут быть разработаны свои критерии оценки эффективности работы в области качества.
2. Все участники образовательного процесса должны быть партнерами.
3. Необходимо создание системы информации о качестве образования.
5. Необходимо создание системы управления по качеству.
В современных разработках по реализации систем как основа используются 1. Сделать процессы улучшения образования постоянной целью. При этом необходимо обеспечить: рациональное размещение ресурсов, удовлетворение долгосрочных потребностей, конкурентоспособность, развитие, обеспечение занятости. 2. Принять новую философию. Необходимо изменить стиль ни в какой ситуации не «почивать на лаврах» и не «опускать руки», постоянно улучшать всех систем, процессов деятельности внутри образовательного учреждения.2. Прекратить зависимость работы от инспекции. Для этого необходимо устранить массовые инспекции как способ достижения Достижение этой цели возможно только при условии, если вопросы стоят для ОУ на первом месте. 3. Постоянно улучшать систему деятельности ОУ. Постоянное и непрерывное улучшение качества образования, совершенствование системы образования, планирования, оперативное решение возникающих проблем. Результатом улучшения системы являются: постоянное снижение затрат на переподготовку и обучение педагогического коллектива, контроль 4. Обучать на рабочем месте. Для проведения обучения всего учреждения на рабочем месте необходимо вводить современные методы обучения.5. Учредить институт помощи со стороны руководства (администрации) с целью оказания помощи в решении поставленных задач. 6. Искоренить страх. Работник образовательного учреждения не должен бояться перемен, он должен стремиться к ним.7. Устранить барьеры. Профессиональные барьеры не должны служить основанием для разделения коллектива на отдельные группы. Кадры организации должны действовать как единая команда. Только в этом случае требование непрерывного обеспечения 8. Избегать пустых лозунгов. Пустые лозунги эффективны только на коротком промежутке времени. В то же время низкое имеет место не потому, что работающие там люди не в состоянии хорошо работать, а потому, что существующая в учреждении система давно не обеспечивает его условиями профессиональной деятельности. 9. Дать возможность гордиться принадлежностью к конкретному учреждению. Трудно иметь чувство гордости за свою работу, если учреждение не имеет хорошую репутацию.10. Поощрять образование и самосовершенствование. Самостоятельное восхождение к вершине профессионального мастерства, продвижение по служебной лестнице должны определяться компетентностью специалистов, уровнем знаний.11. Вовлекать каждого члена коллектива в работу по преобразованию ОУ. Убежденность руководства в процессе достижения является одним из основных условий успеха. Руководство должно действовать, а не ограничиваться декларацией процессов повышения впервые предложенные Э.Демингом, реализуются при условии: развитием человеческих ресурсов организации; взаимодействием руководителя с подчиненными; взаимоотношениями между различными подразделениями; мотивационной сферой интересов сотрудников.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
Управление качеством образования входит в общую структуру управле ния образованием. При этом важным является то, что управление качеством никак не нарушает устоявшуюся и показывающую свою эффективность линейную структуру управления, в которой единоначалие руководителя играет определяющую роль. В свою очередь, введение управления качеством серьезно повышает функциональность общего управления – регламентацию коммуникаций между руководителем, работниками общеобразовательного учреждения, представителями заинтересованной общественности. Регламенты, подробно прописывающие последовательность выполнения операций, сами операции, способы, отдельные приемы и действия, являются основой для обеспечения качества образования, так как в значительной степени гарантируют эффективное исполнение принятых управленческих решений. Практический опыт внедрения систем управления качеством образования в развитых странах Европы (в том числе России и стран СНГ) позволяет выделить основные стадии управления качеством.
Схема 1. Цикл Деминга
1. Проектирование школьных систем управления качеством образования (ШС УКО) и планирование управления качеством образования (План) – формирование нормативных, организационных, методических и инструментальных основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества).
2. Управление качеством образования – процесс формирования качества, представляющий совокупность систематических действий по изучению потребностей заказчиков образовательных услуг, разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ, обеспечения ресурсами.
3. Мониторинг процессов и коррекция (Контроль и Воздействие) – процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления. На практике выполнение главной задачи управления качеством образования во многом зависит от мониторинга качества и его основы – оценки качества. Таким образом, управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Схема 2. Треугольник управления качеством (модель управления качеством)
Целью создания в общеобразовательном учреждении системы управления качеством образования является обеспечение необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, отвечающей запросам и ожиданиям потребителей. Кроме того, система управления качеством необходима современному общеобразовательному учреждению для:
— повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами;
— развития творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизации профессиональной деятельности работников;
— улучшения в целом системы управления в общеобразовательном учреждении;
-оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса;
— повышения конкурентоспособности общеобразовательного учреждения;
— создания современных безопасных условий образовательной деятельности;
— обеспечения широкого участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением.
Объекты и способы оценки образовательных результатов учащихся
Виды образовательных результатов учащихся не являются специальным объектом рассмотрения настоящей работы, она обращена к видовому разнообразию экспертиз данных результатов, которые рассматриваются на примере региональной образовательной системы. Данные виды внешних экспертиз чрезвычайно важны в виду их непосредственного или опосредованного влияния на измерение качества образования и в связи с возможностью использования этих материалов при оценке общих результатов работы школы. К числу подобных экспертных инструментов могут быть отнесены:
— процедуры государственной аттестации школы (тестирование учащихся),
— диагностические контрольные работы,
— сведения о поступлении выпускников школы в ВУЗы,
— федеральный широкомасштабный эксперимент (мониторинг достижений),
— международные сравнительные исследования,
— централизованное тестирование,
— анализ отсроченных образовательных результатов,
— исследование «Социальный портрет выпускника».
Оценка качества образования выделяется посредством:
— внешнего контроля и стимулирования деятельности школы через процедуры лицензирования и государственной аккредитации, установления рейтинга школы;
— механизма согласования, основанного на совместной деятельности внешних экспертов администрации и педагогического коллектива
6. Функциями ШС УКО являются:
— обеспечение школьного стандарта качества образования как общественного договора между субъектами образовательного процесса;
— определение критериальной основы качества образования в общеобразовательном учреждении;
— подготовка аналитических отчетов и публичных докладов о качестве образования в ОУ;
— стимулирование инновационных процессов в образовательном учреждении для поддержания и постоянного улучшения качества образования;
— определение направлений развития образовательного учреждения, повышения квалификации педагогических работников.
7. Система оценки качества образования в образовательном учреждении представляет
совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих оценку образовательных ресурсов, образовательного процесса, образовательных результатов и выявление факторов, влияющих на их качество.
Все возможные объекты ШС УКО условно можно разделить на три группы.
Схема 1. Модель управления с включением системы управления качеством
К первой группе относятся те объекты, которые должны быть определены и установлены руководством ОУ:
— политика в области качества образования;
— организационная структура;
— поддержание контактов с внешними экспертными организациями, к числу которых относятся лицензирующий и аккредитующий орган, учреждения, осуществляющие внешний аудит качества образования, ассоциации экспертов и отдельные эксперты и т.д.
объекты, связанные с проектированием, планированием, содержанием и организацией образовательных и рабочих процессов:
— образовательные программы ОУ (основные и дополнительные);
— учебные планы и программы; формы, методы, технологии обучения;
— внеучебная деятельность.
К третьей группе относятся элементы, связанные с ресурсами и оценкой результата:
— ведение записей и контроль документации по качеству;
— обеспечение образовательной деятельности (правовое и организационно- распорядительное, финансовое, материально-техническое, кадровое и т.д.);
— система оценки качества образования.
Принципиальная модель управления в общеобразовательном учреждении с включением в нее системы управления качеством представлена на схеме 3.
Структурные элементы модели управления качеством образования в ОУ:
— обеспечивает информационно-методическое и технологическое сопровождение,
— проводит мониторинговые исследования.
— собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию,
— фиксирует положительные тенденции и риски,
— создает и обновляет базы данных ОО.
Проектирование ШС УКО и планирование управления качеством образования
В процессе проектирования ШС УКО происходит формирование нормативных, организационных, методических и критериальных основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества. Через проектирование система управления качеством получает свое институциональное оформление. Шагами проектирования являются:
1. Установление потребностей и ожиданий заказчиков (потребителей) и других заинтересованных сторон. Наряду с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), результаты первого шага являются основой для разработки основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. В рамках ФГОС гарантируется общедоступность образования, однако их исполнение не является предельной функцией общеобразовательного учреждения. Вариативная часть образовательной программы (учебного плана), которая, по сути, является «лицом школы», в полной мере должна ориентироваться на запросы непосредственных потребителей образовательных услуг. Для ее составления общеобразовательному учреждению крайне важно идентифицировать из всех потенциальных потребителей, тех, кто является потребителем полного па- кета образовательных услуг школы. Именно под них будет задаваться «планка» качества образования. При этом образовательная программа общеобразовательного учреждения является основным объектом управления качеством образования.
2. Определение принципов и механизмов, направленных на постоянное улучшение функционирования системы управления качеством. Общеобразовательному учреждению необходимо постоянно повышать результативность ШС УКО. Основным принципом улучшения является формулирование и постоянное следование политике и целям в области качества К главным механизмам можно отнести: мотивирующую роль результатов измерений и аудитов, объективный и результативный анализ, корректирующие и предупреждающие действия.
3. Разработка политики и целей общеобразовательного учреждения в области качества. Потребности образовательного учреждения выражаются в его политике, формулируемой как миссия, и в целях, закрепляемых в локальных актах учреждений, в том числе, и в Программах развития. На сегодняшний день в некоторых ОУ Новосибирской области такие документы существуют под разными названиями: Концепции и Стандарты качества, Декларация о качестве и т.д.
4. Установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества Это важный этап проектирования, так как при оценке эффективности системы управления качеством необходимо получить ответы на четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса:
— выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?
— распределена ли ответственность между работниками для реализации процесса?
— внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры в процессе?
— эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов? Если в ходе данного этапа все действия осуществлены правильно, то можно уверенно говорить о том, что общеобразовательное учреждение может функционировать в оптимальном режиме.
5. Установление и определение необходимых ресурсов и обеспечения ими для достижения целей в области качества. В системе управления качеством ресурсы, в первую очередь, необходимы для поддержания ее работоспособности, а также для постоянного повышения ее результативности. Предъявляются особые требования к кадровым ресурсам, ресурсам инфраструктуры и к ресурсам, обеспечивающим образовательный процесс. Данные требования являются основой структуры принимаемого в общеобразовательном учреждении стандарта качества.
6. Разработка нормативов качества, методов и инструментария для измерения результативности и эффективности каждого процесса. Нормативы качества представляют собой перечни критериев, ориентированных на удовлетворенность потребителей образовательных услуг. Соответственно, при выборе методов и инструментария измерения результативности необходимо, прежде всего, обращать внимание на те, которые связаны с активным вовлечением в процедуры членов Совета общеобразовательного учреждения, родителей (представителей) обучающихся, органов самоуправления, действующих в учреждении.
7. Разработка процедур мониторинга образовательного и рабочих процесса на основе установленных методов и инструментария. По существу необходимо разработать эффективную школьную систему оценки качества образования (ШCОКО). К процедурам мониторинга процессов относятся:
— измерение процессов, осуществляемое регулярно на основе контроля успеваемости и аттестаций обучающихся;
— внутренние и внешние аудиты, проводимые через запланированные интервалы времени. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита. В ходе внутренних аудитов аудиторы не должны проверять свою собственную работу;
— анализ полученных результатов для принятия решений о том, где необходимо провести улучшение процессов.
8. Определение средств, необходимых для предупреждения рисков, возникающих при реализации образовательной программы Основным продуктом, который реализует общеобразовательное учреждение, является его образовательная программа. Чтобы минимизировать возможные риски, способные ухудшить качество, образовательная программа должна сбалансировано учитывать требования ФГОС, запросы потребителей и потребности самих работников общеобразовательного учреждения. Эффективным средством предупреждения рисков является процедура коррекции, которая устраняет причины несоответствия в интересах всех заинтересованных сторон. Если же несоответствия вызваны объективными причинами и не могут быть устранены путем коррекции, то необходимо осуществить волевые руководящие действия, направленные на предупреждение или минимизацию возможных последствий.
Принципы управления качеством образования
Управление качеством строится на основе восьми принципов, которые определяют всю деятельность общеобразовательного учреждения, ориентированного на качество образования.
1. Ориентация на потребителя образовательных услуг Системы образования и отдельные общеобразовательные учреждения созданы и существуют исключительно в интересах заказчиков и потребителей образовательных услуг, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности и запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Поэтому важной стороной деятельности систем образования является институционализация консолидированного заказа (запроса) на образование, а общеобразовательные учреждения должны быть крайне заинтересованы в формировании и исполнении такого заказа (запроса).
2. Лидерство руководителя Руководители образовательных учреждений обеспечивают единство цели и направлений деятельности. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в процесс достижения целей и решение задач образовательного учреждения.
3. Вовлечение работников Работники всех уровней обеспечивают успех деятельности образовательного учреждения. Их полное вовлечение в различные процессы и процедуры, обеспечивающие качество образования, дает возможность образовательному учреждению эффективно использовать их профессиональные и личностные способности.
4. Процессный подход Достижение качества образования становится реальностью, когда деятельностью образовательного учреждения и ресурсами управляют как непрерывным и цикличным процессом.
5. Системный подход к управлению Выявление взаимосвязанных образовательных процессов, понимание и управление ими как системой обеспечивает эффективное достижение целей.
6. Постоянное улучшение процессов Постоянное улучшение образовательных процессов для удовлетворения ожиданий потребителей образовательных услуг является неизменной целью деятельности образовательного учреждения.
7. Принятие решений, основанное на фактах Эффективные решения основываются на анализе данных и информации о качестве образования.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками ресурсов и информации Системы образования, образовательные учреждения, и основные заказчики на оказание образовательных услуг, одновременно являющиеся и поставщиками ресурсов в образовании, взаимозависимы. Их отношения, направленные на достижение взаимной выгоды, выявляют ценности образования, которые закрепляются консолидированными заказами на образование.