Цели управленческой деятельности классного руководителя

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1 Воспитательная работа классного руководителя

2 Типы классного руководства

3 Цель и задачи деятельности  классного руководителя

4 Функции воспитательной работы классного руководителя

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

3 Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя – создание  условий  для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

– формирование и развитие коллектива класса;

– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

– формирование здорового образа жизни;

– организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

– защита прав и интересов обучающихся;

– организация системной работы с обучающимися в классе;

– гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

– формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

– организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

• формирование здорового образа жизни;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся;

• организация системной работы с обучающимися в классе;

• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

• взаимодействие с педагогическими работниками, э. также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Функции классного часа

Как подготовить и провести дискуссию

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

В помощь классному руководителю

Функции классного руководителя в современной школе

Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя —- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Мудрые мысли великих людей для школьников

Мудрые мысли для подготовки классных часов для старшеклассников

— Никогда не спорьте с дураком — люди могут не заметить между вами разницы.

Первый закон спора

— Берись за все, что ты знаешь и умеешь или мечтаешь знать и уметь. В смелости заключается гениальность, власть и волшебная сила.

— Великие дела нужно совершать, а не обдумывать бесконечно.

Молодежное движение Хиппи

Материал для классного руководителя «молодёжное движение 60-х «HIPPIES»

В 60-х десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом свете одновременно порвали с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из клетки повседневного бытия.

Была предпринята попытка опрокинуть сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эры — Эры Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми, отношений, где не было расчёта; она жаждала мира, где человека принимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы за то, что он есть.

Диагностика ранней стадии наркозависимости. Выявление и профилактика

Материал для классного руководителя «Проблема диагностики ранней стадии наркозависимости. Выявление и профилактика»

Необходимо проявить высокую бдительность, если у подростка обнаружены какие-либо таблетки, ампулы (другие лечебные препараты); любые приспособления для инъекции — шприцы, иглы, жгуты; какие-либо химические вещества, реактивы, препараты, жидкости, особенно из класса органических растворителей, различные средства бытовой и технической химии, а также «приспособления» для их вдыхания (трубки, «маски» и т. д.); целые растения или их части (стебли, «соломка», листья, головки цветов),

Толерантные и интолерантные люди

Материал для классного руководителя «Отличия толерантной личности от интолерантной» (подготовлено на основе работ Г. Оллпорта)

Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

Про ГИС СОЛО:  ВЫСТАВЛЕНЫ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ УЧЕБНОГО ГОДА ИЗ КЛАССА ИЗ 25 ЧЕЛОВЕК

Роль праздников в воспитании детей

Значение праздника в воспитательном процессе

Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.

Информационные классные часы в школе

XXI в. — век информации, стремительным потоком обрушивающейся на каждого из нас, хотим мы этого или нет. В XXI в. поток этот движется с еще большей скоростью и отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям. Еще сложнее детям.

Как подготовить и провести классный час

Советы для классного руководителя по подготовке и проведению классного часа

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.

Особенности работы с подростками

Особенности работы с подростковым коллективом

Работая с классом, педагог сталкивается с необходимостью решать так называемые организационные вопросы. Часто на это приходится отводить время на своем уроке. И чем меньше класс организован, тем труднее классному руководителю: приходится на себе тащить воз «дежурных» вопросов, распределения обязанностей, выяснения конфликтных ситуаций. А легче? Легче и классному руководителю, и школьникам, если класс растет как коллектив, если развивается система взаимодействий и создана благоприятная атмосфера. И классный час может этому помочь.

Подготовка и проведение классного часа

Остановимся подробнее на личностно ориентированных классных часах. Подготовку и проведение классного часа личностно ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.

1. Составление педагогом совместно сучащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год.

В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить участие школьников и их родителей в составлении тематики классных часов:

Положение о классном часе

1. Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.

2. Классный час основывается на принципах, изложенных в концепции воспитательной системы школы.

Структура и компоненты классного часа

Классный час как форма воспитательной работы с учащимися

Что такое классный час?

Что в педагогике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?

Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич)

Классное руководствоОсуществление классного руководства
педагогическими работниками государственных
образовательных учрежденийОбщие положенияВоспитательная работа среди
обучающихся является одним из приоритетных
направлений деятельности образовательных
учреждений.Основными целями образовательного
учреждения являются формирование общей культуры
личности обучающихся, их успешная социализация в
обществе и адаптация на рынке труда, воспитание
гражданственности, духовности, инициативности и
самостоятельности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, формирование здорового образа жизни.Задачей образования является создание
условий для воспитания, становления и
формирования личности обучающегося, для
развития его склонностей, интересов и
способности к социальному самоопределению.Воспитательные функции в
общеобразовательном учреждении выполняют все
педагогические работники. Однако основная роль в
решении задач воспитания принадлежит классному
руководителю.В соответствии с п. 66 Типового
положения об общеобразовательном учреждении,
утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196
«на педагогического работника с его согласия
могут возлагаться функции классного
руководителя по организации и координации
воспитательной работы с обучающимися в классе».Классный руководитель назначается с
согласия педагогического работника приказом
руководителя общеобразовательного учреждения
на основании решения педагогического совета.Контроль за деятельностью классного
руководителя осуществляет заместитель
руководителя общеобразовательного учреждения
по воспитательной работе.Класс – это группа обучающихся, как
правило, одного возраста, осваивающих одну
образовательную программу в соответствии с
учебным планом общеобразовательного учреждения. 
Наполняемость классовВ соответствии с Типовыми положениями
о типах образовательных учреждений
наполняемость класса должна составлять:25 и более обучающихся:в общеобразовательных и вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждениях;в образовательных учреждениях для
детей дошкольного и младшего школьного возраста;в группах учреждений начального,
среднего и высшего профессионального
образования.20 и более человек:в общеобразовательных
школах-интернатах;в образовательных учреждениях для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;в оздоровительных образовательных
учреждениях санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении;до 12 человек:в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии;для слабовидящих и поздноослепших
детей;для детей, имеющих тяжелые нарушения
речи;для детей, имеющих задержку
психического развития;для умственно отсталых детей;до 10 человек:в специальных учебно-воспитательных
учреждениях для детей и подростков с девиантным
поведением;в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии;для слабослышащих и позднооглохших
детей с легким недоразвитием речи, обусловленным
нарушением слуха;для имеющих нарушения
опорно-двигательного аппарата;для глубоко умственно отсталых;до 8 человек:для слепых детей;до 6 человек:для глухих детей;для слабослышащих и позднооглохших
детей с глубоким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха;до 5 человек:для умственно отсталых детей, имеющих
сложные дефекты.
Цели и задачи деятельности классного
руководителяЦель деятельности классного
руководителя – создание условий для
саморазвития и самореализации личности
обучающегося. Задачи классного руководителя:1) формирование и развитие
коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися
в классе;
3) создание благоприятных
психолого-педагогических условий для развития и
нравственного формирования личности каждого
ребенка, его самоутверждения, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
4) организация системы отношений детей через
разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися,
обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8) формирование нравственных смыслов и
духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой
деятельности обучающихся.Функции классного руководителяДеятельность классного руководителя
– целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе устава
образовательного учреждения, иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной
жизни, на основе личностно ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом
общеобразовательного учреждения, и ситуации в
коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.Для педагогически грамотного,
успешного и эффективного выполнения своих
функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с
детьми конкретного возраста, быть
информированным о новейших тенденциях, способах
и формах воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.В своей деятельности классному
руководителю необходимо учитывать уровень
воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни.1. Организационно-координирующиеРазработка плана деятельности
классного руководителя исходя из анализа,
состояния и перспектив развития классного
коллектива. Прогнозирование результата
воспитывающей деятельности.Установление контактов с родителями
(законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога,
педагога дополнительного образования).Взаимодействие с педагогическими
работниками и иными работниками
общеобразовательного учреждения.Организация в классе
образовательного процесса, оптимального для
развития положительного потенциала личности
обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива.Организация воспитательной работы с
обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий.Стимулирование и учет разнообразной
деятельности обучающихся, в том числе через
систему дополнительного образования детей
(вовлечение в кружки, конкурсы, викторины,
олимпиады, смотры, организацию экскурсий,
посещение театров, выставок).Взаимодействие с общественными
организациями, советом ветеранов, заслуженными
работниками образования.Защита, сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей:– сотрудничество с медицинским
персоналом школы;
– организация просветительской работы
с обучающимися, учителями и родителями;
– воспитание позитивного отношения к урокам
физкультуры и занятиям спортом.Организация изучения обучающимися
правил по охране труда, правил дорожного
движения, безопасного поведения в городе, в быту,
на воде.Обеспечение охраны и защиты прав
обучающихся, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей). Сотрудничество с
социальным педагогом.Выявление, учет и работа с детьми
социально незащищенных категорий.Работа с детьми, подростками и
семьями, находящимися в социально опасном
положении.Содействие профессиональному
самоопределению выпускников, осознанному выбору
ими профессии.Ведение документации: классного
журнала, личных дел обучающихся, осуществление
проверок дневников, разработок методических
материалов мероприятий.Еженедельное проведение классных
часов и родительских собраний раз в четверть.Организация дежурства по классу,
образовательному учреждению, столовой,
коллективная уборка школы, помощь детей в
ремонте образовательного учреждения.Соблюдение санитарного состояния
прикрепленного кабинета.Забота о внешнем виде воспитанников.Оперативное извещение администрации
школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по
оказанию первой доврачебной помощи.Взаимодействие с каждым обучающимся
и коллективом класса в целом.2. КоммуникативныеРегулирование межличностных
отношений между обучающимися.Установление взаимодействия между
педагогическими работниками и обучающимися.Содействие общему благоприятному
психологическому климату в классе.Оказание помощи обучающимся в
формировании коммуникативных качеств. Помощь в
решении проблем, возникающих в общении с
товарищами, учителями, родителями.3. Аналитико-прогностическиеИзучение индивидуальных
особенностей обучающихся и динамики их развития.Направление самовоспитания и
саморазвития личностей обучающихся.Определение состояния и перспектив
развития классного коллектива.4. КонтрольныеКонтроль за успеваемостью каждого
обучающегося.Контроль за посещаемостью учебных
занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителяВ соответствии со своими функциями
классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:индивидуальные (беседы, консультации,
совместный поиск решения проблемы и др.);групповые (творческие группы, органы
самоуправления и др.);коллективные (конкурсы, спектакли,
концерты, походы, слеты, соревнования и др.).При выборе форм работы с обучающимися
целесообразно руководствоваться следующим:определять содержание и основные
виды деятельности в соответствии с задачами,
стоящими перед общеобразовательным учреждением;учитывать принципы организации
образовательного процесса, возможности,
интересы и потребности обучающихся, внешние
условия;обеспечивать целостность содержания,
форм и методов социально значимой, творческой
деятельности обучающихся класса.Критерии оценки деятельности
классного руководителя
1. Критерий результативностиОтражает уровень социального развития
обучающихся:уровень общей культуры и дисциплины,
гражданской зрелости, нравственности,
воспитанности учащихся;успеваемость учеников класса
(высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и
повышения (с учетом реальных возможностей
класса);комфортный психологический климат
обучающихся.2. Критерии деятельностиПозволяют оценить реализацию
управленческих решений классного руководителя:наличие установленной для классного
руководителя документации;ведение документации в соответствии
с требованиями:– план воспитательной работы,
постановка конкретных задач воспитания и их
реализация, анализ и оценка результатов работы;
– классный журнал с регистрацией поручений и
занятости учащихся в кружках и секциях;
– регулярный учет в журнале посещаемости
уроков в классе, контроль за пропусками уроков;
– психолого-педагогические карты изучения
личностей учащихся.Организация воспитательной работы с
обучающимися:– массовые воспитательные дела
класса;
– участие классного коллектива в общих делах
школы;
– организация участия классного коллектива
во внешкольных мероприятиях (районные, городские
конкурсы, экскурсии);
– развитие ученического самоуправления;
– социальная защищенность учащихся;
– умение разрешать конфликты (ученик-ученик,
ученик-учитель);
– вовлечение каждого ученика в значимую для
него и окружающих деятельность.Активная деятельность классного
руководителя:– участие в мероприятиях по
воспитательной работе и обмену опытом в рамках
образовательного учреждения, района, округа и
города;
– профессиональное общение с педагогическими
работниками, взаимодействующими
с обучающимися в данном классе, другими
участниками образовательного процесса и
общественностью.Работа с родителями:– организация совместных с
родителями мероприятий;
– изучение семей учащихся и организация
индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в
педагогической поддержке.

Про ГИС СОЛО:  Постановление Правительства Ленинградской области от 13.04.2022 N 228 "Об утверждении перечней населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства (огородничества) Ленинградской области, подверженных угрозе лесных пожаров в 2022 году"

2 Типы классного руководства

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

– учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

– классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель, лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);

– классный руководитель, выполняющий только  воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);

– в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютера (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютер может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя  при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим  главную роль в воспитании отводят классному руководителю

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.  Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы школы.

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Про ГИС СОЛО:  ДОСТОЙНЫЕ НАГРАДЫ НАГРАЖДЁННЫЕ ГРАМОТОЙ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

4 Функции воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель выполняет несколько функций:

включает в себя:

– изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

– изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов – с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);

– анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

– анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой четверти, в старшей – через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителей класса – надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.

– установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

– проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

– организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);

– работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов – с воспитателями группы продленного дня;

– организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

– организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

– стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

– индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;

– ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

– в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;

– в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной  степени  устраивающее обе стороны;

– в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;

– в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

– в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

– контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;

– контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога.

Основополагающее значение в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.

1 Воспитательная работа классного руководителя

Классный  руководитель –  учитель, организующий  учебно  –  воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги  назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения – основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги – наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

Должность классного руководителя  в школе была введена 16 мая 1934 года постановлением СНК СССР и ЦИК ВКПБ «О структуре начальной и средней  школы в СССР».

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим  коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически  грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

1 Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.

2 Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

3 Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.

4 Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000.

5 Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.

6 Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1979.

7 Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8 Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988.

9 Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.

10 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Оцените статью
ГИС Соло