«Организация
свободного времени учащихся в группе продленного дня»
1 Выбор организованной системы младших школьников в группе
продленного дня
2 Организация досуга детей
1) О необходимости организованной прогулки
2) Воспитательное мероприятие
3) Коллективное творческое дело (КТД)
б) «Аукцион знаний»
в) Творческий конкурс
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это
воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого
ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в
свободное от учебной работы время.
От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в
группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов
деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного
воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать
естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих
потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой
для их всестороннего развития.
Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами)
сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с
готовностью выполняют многие поручения.
Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в
познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное
напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда
познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам
и возможностям ребенка.
Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от
уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним
интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление
детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности
настолько, насколько это целесообразно.
Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на
воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение
двигательной потребности воспитанников.
1. Выбор организованной системы младших школьников в группе
продленного дня
Основой воспитательного процесса является совместная
деятельность воспитателя с учениками классов, которая:
— решает воспитательные и образовательные задачи в их
единстве;
— создает естественную, непринужденную обстановку для
развития свободной творческой личности;
— основывается на потребностях и интересах каждого
конкретного ребенка и каждого класса;
— содействует саморазвитию личности, реализации ее
творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для
активизации личности по решению собственных проблем;
— носит стимулирующий характер;
— направлена на формирование положительного отношения
учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.)
и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).
Самое главное в работе воспитателя — это использование
принципа «Не навреди». Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлять
сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и
использовать новые, нестандартные идеи.
Цели и задачи:
— формировать самостоятельную познавательную деятельность
учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;
— обучать учащихся рациональным приемам восприятия и
переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего
задания;
— развивать ученическое самоуправление, способствующее
приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности;
— способствовать развитию самостоятельности, инициативы,
творчества в коллективе.
Режим продленного дня должен благоприятствовать успешному
протеканию воспитательной работы в группе продленного дня, которая имеет целью
передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и
эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного
развития.
Содержание, формы, методы и средства направлены на решение
задачи: развивать и формировать познавательные навыки детей в группе
продленного дня во время активного отдыха.
Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся.
Основное назначение – заполнить свободное время после уроков. Она выступает в
индивидуальной и коллективной формах.
Коллективная досуговая деятельность в разные дни недели
занимает до 30% времени пребывания учащихся режима продленного дня.
Необходимость введения последней в режим диктуется соображениями
удовлетворения воспитанника в двигательной активности, а также потребности в
общении и эмоциональной разрядке.
Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста
играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием
личности, самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на
улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.
Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в
свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников во внеурочное
время.
Досуговую деятельность используется в различных сочетаниях.
Так, я считаю целесообразным один раз в неделю накануне
выходного дня из режима группы продленного дня убрать самоподготовку. Этот
прием можно использовать каждую пятницу. В этот день можно совершать большие
прогулки и экскурсии, в это время происходит посещении музеев и выставок.
Целенаправленно проходит изучение цикла «Город, в котором я
живу». Постепенно достигают цели, поставленные в начале учебного года. В этот
день можно организовывать праздники, происходит подведение итогов коллективного
творческого дела.
В группе продленного дня ребята увлеченно играют и довольно
быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается
почти каждым ребенком.
Игры рекомендуется разучивать спокойные и подвижные.
Так, например, к спокойным играм относятся «Объяснялки»,
«Доскажи словечко», «Кошки-мышки», «Угадай, кто это?» «Звериные детеныши»,
«Поле чудес», «Составь новое слово» и другие.
К подвижным играм можно отнести: «Третий лишний», «Горячая
картошка», «Вышибалы», «Классики», «Резиночки», «День и ночь», «Красные
чернила», «Салки», «Футбол» и другие.
Необходимо вести систематическую работу по воспитанию
самостоятельности и культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от
внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя
сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть
выдержанным, собранным, уметь владеть собой.
Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего –
усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании
культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности,
вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя.
Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот
приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок
часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать.
В группе продленного дня как нигде отражается воспитанность
учеников. Каждый месяц рекомендую проводить такие мероприятия, как «Азбука
поведения», игра – путешествие «По морю вежливости», этические беседы, инсценировки:
«В театре», «Вежливые слова», «Помни о других».
Основные направления работы по культуре поведения это:
1. Поведение в школе: а) на перемене, б) на школьных
праздниках, в) на уроке.
2. Поведение дома: а) аккуратность и скромность в одежде, б)
умение помочь взрослым, в) порядок в детском уголке, г) поведение за столом, д)
вежливые слова.
3. Поведение на улице: а) твой подъезд, б) двор, в) ты идешь
гулять, г) правила уличного поведения, д) отношения со взрослыми и
сверстниками.
4. Поведение в общественных местах: а) в транспорте. б) в
кино, в театре, в музее, на выставке, в) в гостях.
Огромное значение необходимо придать выработке навыков
самостоятельности, умению мыслить нестандартно, так как самостоятельность – это
особый вид деятельности.
Суть нравственной основы самостоятельности заключается в том,
чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения,
творить благо на пользу общества.
Общее развитие – опора самостоятельности. Уметь высказать
сомнение (с аргументами, рассуждениями), уметь поставить вопрос, уметь оценить
старания и результаты работы товарища, уметь планировать линию своей
учебно-познавательной деятельности – такова направленность в воспитании
самостоятельности.
В группе продленного дня должна организовываться самостоятельная
учебная деятельность (занятия, самоподготовка), где дети, овладевая основами
знаний, приобретая умения и навыки, проявляют себя как ученики.
На занятиях клубного часа при том же составе возникает иная
педагогическая ситуация – каждый сам себе выбирает занятие в соответствии с
интересами и развивающимися способностями, поэтому дети в такой деятельности
более активны, проявляют творчество.
Самостоятельность — это самооценка.
Здесь целесообразно проводить круговые беседы.
Воспитание самостоятельности требует такой организации
деятельности детей, которая позволит обеспечить успех и результативность.
Детям первоначально надо помогать при решении проблемы, при
разрешении конфликта.
В работе воспитателя ГПД рекомендую использовать игры —
коммуникации.
Значение этих игр особенно велико при знакомстве с детьми.
Эти игры уместно использовать при проведении праздников, КТД, как составную
часть воспитательного мероприятия. Эти игры любимы детьми, быстро усваиваются.
В приложении указываю любимые игры детей.
Хочу остановиться на самообразовании воспитателя группы
продленного дня. Считаю целесообразным постоянно следить за научными
достижениями в данной области.
2. Организация досуга детей
Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения
непреложных обязанностей.
Самая распространенная классификация форм воспитательной
работы, предложенная В.С. Безруковой и Е. В. Титовой – это мероприятие, дело,
игра.
Такие ученые как И.П. Иванов, И Подласов, Н.Е. Щуркова
выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое
дело, праздник, игра.
В работе воспитателя ГПД рекомендую опираться на следующую
классификацию:
— воспитательное мероприятие;
— коллективное творческое дело;
— клубный час.
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и
заключающийся в играх малой и средней подвижности.
Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние
центральной нервной системы учащихся.
Проведение прогулки требует такой же продуманности и
подготовки, как и все другие виды деятельности. Ёе нужно сделать содержательной
и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической
нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает
интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две
задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению
коллектива.
Все занятия на воздухе разделяются на группы:
— природоведческие экскурсии («Лесное царство», «В садах
опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир»,
«Зимняя сказка»);
— обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе»,
«Город, в котором я живу»);
— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила
поведения в природе»);
— творческие прогулки («Осенний сон», «Есть в осени
первоначальной», «Удивительное — рядом»;
— следопытские прогулки: («Найди клад» и др.)
К мероприятиям относятся события, занятия, встречи с
интересными людьми, экскурсии.
Каковы же цель и задачи каждого воспитательного мероприятия?
Цель – всегда отношение. Но с помощью одного мероприятия
отношение (потребности, мотивы, действия, поступки) не сформируешь.
Задачи воспитательного мероприятия — это то реальное, что
достижимо на нем (эмоции, реакции, поведенческие действия). Воспитательное
мероприятие – часть цели, в результате всей воспитательной работы.
Каждое мероприятие выстраивается по определенной структуре.
Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у
детей желание участвовать в мероприятии.
Задача второго этапа: создание психологического настроя,
формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать
вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором
проводится мероприятие.
Третий этап — содержательный. На нем осуществляется
достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают
воспитателя, взаимодействуют с миром и проявляет к нему свое отношение.
Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение
мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные
переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.
Особенно детям нравятся воспитательные мероприятия:
«Цветик-семицветик», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Мои права —
моя свобода», «Арифметическая мозаика», «Правила честного спора», «Три пятерки
по светофору».
КТД — дело, которое задумывается, планируется, проводится
самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.
Первый этап – предварительная работа воспитателя. На этом
этапе ставится цель, определяется место КТД в системе других форм
воспитательной работы.
Второй этап — коллективное планирование. Воспитатель проводит
стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД.
Затем ведется работа в микрогруппах — обсуждение дела.
Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается
окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах. Поощряются
сюрпризы, интересные находки.
Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного.
Каждая микрогруппа демонстрирует то, что заготовила.
Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного
КТД с помощью вопросов типа:
«Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?».
Главное — организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.
Шестой этап – продолжение начатого в других формах
деятельности.
КТД можно использовать в разновозрастной группе или с
ребятами вторых и третьих классов. Ребята любят эту форму работы, поскольку
здесь они чувствуют себя взрослее.
Успешно проходят такие КТД, как «Путешествие по морю
вежливости», «Путешествие в страну сказок», «От зимы до осени», «Портрет
культурного человека», «Хорошие поступки в страну Доброты», «Аукцион знаний»,
творческий конкурс.
Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо
виде деятельности.
Например, конкурс поделок к празднику, конкурс «врунов» имени
Мюнхгаузена, конкурс пантомимы.
Турнир–викторина это КТД, предполагающее состязание в
эрудиции нескольких команд и сочетающее особенности турнира (команды по очереди
атакуют и обороняются) и викторины.
Воспитанники ищут и задают вопросы, предполагающие
занимательные задания, познавательные задачи.
При подготовке к турниру–викторине дети делятся на команды,
придумывают им названия, договариваются о количестве и теме вопросов.
По очереди задаются вопросы на одну и ту же тему.
Во время игры следует помнить, что главное в ней – не
соревнование «Кто больше», а умение дружно и слаженно работать.
При подведении итогов отмечаю самые интересные вопросы, благодарю
наиболее активных.
При составлении вопросов к познавательным викторинам следует
придерживаться следующих правил:
— нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее
полного ответа;
— нельзя, чтобы вопрос был глупым;
— нельзя, чтобы вопрос требовал перечисления;
— нельзя, чтобы вопрос состоял из нескольких вопросов.
В работе можно использовать следующие викторины: «Гонка за
лидером», «Бегущие минутки»; конкурсы: «Кросс-вопрос», «15 КВА», «Два
капитана», «Как стать суперменом», «Занимательные вопросы», «Люблю мой край».
Это КТД, сочетающее коллективную познавательную игру и
соревнование.
Дети придумывают и секретно для других изготавливают
несколько предметов-великанов.
Когда подготовка закончена, все предметы выставляют на аукцион.
Выбирается помощник, который будет подсчитывать баллы,
напоминает правила игры: предмет может быть приобретен любой командой в обмен
на знания.
Приобрести вещь может команда, выставившая ее на аукцион.
Следовательно, даже слабый, но дружный коллектив может победить.
В работе можно использовать следующие «Аукционы знаний»:
«Овощи и фрукты, «Игры и игрушки», «Сказочные герои», «Волшебные слова»,
«Аукцион имен».
Аукцион вполне логично использовать как составную часть в
праздниках и интеллектуальных играх.
Конкурс – это соревнование двух или более участников в
каком-либо виде деятельности. За победу в конкурсе полагается вознаграждение. Я
считаю целесообразным награждать ребят интересными карточками. Так, успехом
пользуются карточки удачи. Даже через несколько лет ребенок помнит какой-то
приз.
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС – значит оригинальный, нестандартный.
Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством.
Можно использовать в работе следующие конкурсы: «Если бы я был
волшебником», «Красноречие», «Паутинка», «Пятиминутка эрудитов», «Ярмарка
профессий», «Космическое меню», «Письмо о людях жителям других планет»,
«Путешествие в страну Пейзажа».
При организации творческого конкурса есть 10 главных
компонентов успеха, о которых следует помнить.
— интересные задания;
— красивое оформление;
— материальное обеспечение;
— музыкальное сопровождение;
— находчивый ведущий;
— компетентное жюри;
— эмоциональные зрители;
— исполнительные помощники;
— подготовленные команды;
— призы для зрителей.
Самое трудное в конкурсе – придумать задания, которые должны
будить воображение.
Начинается конкурс со вступительного слова ведущего. В
завершении – слова благодарности всем участникам.
Наиболее интересно проходят следующие конкурсы: «Паутинка»,
«Красный, желтый, зеленый», «Проще простого», «Разминка».
Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая
различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой
работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется КТД,
мероприятия, игры и т.п.
Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты,
способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою
значимость.
Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-то
новое, когда радуют родителей. Часто именно на празднике ребенок само
утверждается.
Удовлетворить эти пожелания детей возможно, если:
1. Содержание и форма проведения праздника соответствует
возрасту детей;
2. Праздник является итогом определенной практической
деятельности детей и взрослых;
3. Праздник выступает в единстве с другими формами
воспитательной работы (беседа, экскурсия, КТД и другие) и является стержневым
делом, вокруг которого разворачивается групповая и индивидуальная деятельность
детей и взрослых.
Что касается содержания праздника, то оно предполагает
разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы и т.д.)
Считаю целесообразным делать праздник ярким и запоминающимся.
Необходимо каждому предоставить свободу выбора роли, занятия,
способа действия.
При проведении праздника необходимо учитывать важные моменты
подготовки и проведения праздника.
Часто для ребенка является значимым подготовка к празднику, а
не сам праздник. Важно для ребят младшего школьного возраста быть значимым и
оцененным старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также
администрацией школы.
Считаю необходимым каждого ребенка оценить, поощрить — ведь
похвала важна для ребят этого возраста.
Приглашение для гостей
Дети очень серьезно подходят к изготовлению приглашений. Чаще
всего они делают открытки. Иногда им помогают родители.
Содержание и организация праздника
Содержанию праздника соответствует и его организация: всем
участникам праздника должно быть весело, радостно, комфортно, поэтому важен
экспромт. Это не означает, что не должно быть «заготовок». Они нужны, но в
меру.
Для успешного проведения и завершение праздника должно быть
не менее ярким и привлекательным, чем начало. Ребята очень любят
сфотографироваться на память.
Не даром в толковом словаре вместе с другими определениями
праздника значится и такое: день радости и торжества по поводу чего-либо.
Праздник всегда ассоциируется с радостью.
Особо интересны и любимы детьми такие праздники, как «День
игрушки», «Золотая осень», «Сказочный денёк», «Рождественские посиделки»,
«Масленица».
Изучению детской игры посвятили свои исследования многие
ученые. Авторы единодушны в том, что игра — это внутренняя потребность детей в
активной деятельности, средство познания мира.
«В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это
норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот
почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников.
Каждая игра выполняет определенные функции. Игра содержит
большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна.
Игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на
развитие ребенка: мотивационно-потребительскую сферу, преодоление
«Познавательного эгоцентризма».
Игры создают большие возможности для развития организаторских
умений и навыков ребят.
Игры делятся на:
— Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле
чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить
приз» и др.
— Интеллектуальные: Небольшие логические задания для детей. К
ним относятся ребусы, кроссворды.
На первый взгляд кажется, что их выполнение не составляет
трудностей для ребенка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу чтобы
решить задачу, причем справляются далеко не все. Поэтому особенно важно
подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребенка;
следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник
чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект.
Необходимо давать значительно времени для размышления, не
спешить с ответом.
Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои
особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует
небольшое количество человек.
Подвижные игры — не только форма активного отдыха детей, но и
средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.
Любимыми подвижными играми ребят группы продленного дня на
продолжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой.
Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные,
эмоциональные игры и игры-соревнования, эстафеты, которые развивают у них
смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и
эмоциональную заторможенность.
В работе воспитателя ГПД я рекомендую использовать такие
игры, как «Ловишки», «Рыболовы», «Перемена», «Краски», «Аисты», «Черепахи»,
«Светофор», «Космонавты», «Черного и белого не брать, «Да и нет не говорить»,
«Стой спокойно», «Белки, орехи, шишки».
На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор
действий в определенных жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный
опыт.
Воспитателю группы продленного дня необходимо умело
направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».
Считаю, что создать и закрепить позитивные образцы поведения
сумеют те, кто придерживается следующих принципов в работе:
1. Диагностики и регулирования поведения младших
школьников.
2. Нравственно- гуманистической направленности в работе.
3. Понимание и сочувствие. Это особенно важно в работе с
детьми из неполных семей.
4. Своевременность психолого-педагогической помощи и
поддержки.
5. Вовлечение в коллективные виды деятельности.
6. Создание ситуаций, в которых ребенок может достичь
успеха, использование всех мер поощрения.
Кто смотрит на себя —
свой видит лик,
Кто лик свой видит —
цену себе знает,
Кто цену себе знает —
тот строг к себе,
Кто строг к себе —
тот истинно Велик.
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники:
Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М. ТЦ Сфера, 2004
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в
начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного
дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983
4. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с
родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных
учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2003
5. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М.
Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004
6. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация
и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.:
Айрис-пресс, 2004.
Коллективные и групповые формы работы
классных руководителей с учащимися.
Основным структурным элементом воспитательной системы школы
является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность,
формируются социальные отношения между учащимися.
Задачи и функции классного руководителя определяют основные
направления, содержание, методы и формы его работы Практика работы средней
общеобразовательной школы показывает, что важнейшими направлениями работы
классного руководителя является:
1. Изучение личности учащегося.
2. Создание и воспитание ученического коллектива.
3. Развитие талантов, умственных и физических способностей
учащихся, формирование у них высокой познавательной культуры, организация
содержательного досуга школьников.
4. Создание необходимых условий для физического развития
воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья.
5. Подготовка школьников к хозяйственно-трудовой
деятельности.
6. Работа с учителями.
7. Взаимосвязь с семьей, работа с родителями учащихся.
8. Сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными
учреждениями, общественностью, различными общественными организациями
9. Планировка классным руководителем воспитательной работы с
детьми, ведения необходимой документации.
Изучение личности ученика осуществляется классным
руководителем с использованием всей палитры «школьных методик», достаточно
хорошо описанных в современной психолого-педагогической литературе и на этой
основе организации в процессе воспитания индивидуального пути развития каждого
ребенка. Сущность этого, как отмечал еще А.С. Макаренко, заключается не в том,
чтобы «возиться с капризным ребенком», а в заботе педагога о том, чтобы на
основе индивидуальных особенностей ребенка привлечь его к активной
жизнедеятельности классного коллектива. При этом необходим как
дифференцированный подход к ребенку, так и к разнообразным группам детей:
«новеньких», мальчиков — девочек, актива — пассива, талантливых и отстающих в
развитии.
Важнейшими методами изучения воспитанников являются:
систематическое ежедневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в
процессе обучения и внеурочное время, индивидуальные и групповые
диагностические беседы; выявления результатов деятельности учащихся, посещения
их дома; естественный эксперимент; рейтинг и метод компетентных оценок.
Создание и воспитание ученического коллектива как основной
среды жизнедеятельности школьников предусматривает определение цели и задач
воспитания как коллектива в целом, так и каждой личности ученика в частности,
привлечение каждого ученика к различным видам общественно полезной
деятельности, создание и развитие системы воспитательных межличностных
отношений (распределение поручений и обязанностей, развитие актива: выборы,
обучение его, создания отношений «взаимной ответственности»), развитие
традиций, налаживание связей с другими коллективами в школе и за ее пределами,
создание в классе атмосферы оптимизма, благоприятного психологического
микроклимата.
Начиная работу с классом, классному руководителю следует
ознакомиться с личными делами учащихся, поговорить с их родителями,
учителями-предметниками, проанализировать классный журнал за прошлый учебный
год и составить себе некоторое представление об успеваемости, поведении,
положительные аспекты и недостатки, имеющие место в классе, с тем, чтобы
определить оптимальный подход к организации воспитательной работы.
Важное значение в создании коллектива имеет умелое
предъявление с первых же дней обучения педагогических требований к учащимся. С
этой целью классный руководитель, как правило, в начале учебного года проводит
специальное собрание, на котором основательно знакомит учащихся с важнейшими
школьными правилами и объясняет им, как они должны вести себя на уроках, переменах,
во внеурочное время, выполнять домашние задания и участвовать в общественной
жизни класса Предъявление требований в начале учебного года побуждает учащихся
к анализу своего поведения и переживанию внутренних противоречий между
имеющимся и необходимым уровнем поведения, наконец, стимулирует их
самовоспитание.
Умение классного руководителя организовать содержательный
внеклассную работу с учащимися является важнейшим в воспитании ученического
коллектива. Классному руководителю следует позаботиться о том, чтобы уже с
первых дней работы с детьми привлечь их к активной практической внеклассной
деятельности, пробудить и развить интерес к ней. Тем более, что дети с
интересом участвуют в коллективных прогулках, походах по родному краю, в
различных экскурсиях, общественно полезной работе и т.п. Интересные
практические дела с основой для накопления положительных традиций в классе,
что, в свою очередь, способствует обогащению жизни коллектива и его развитию.
Такими традициями могут быть праздники труда, спортивные соревнования, походы и
экскурсии, встречи с выдающимися людьми.
Процесс воспитания предусматривает развитие таланта,
умственных и физических способностей учащихся, формирование у них высокой
познавательной культуры, организации содержательного досуга школьников. Поэтому
совместно с учителями-предметниками классный руководитель должен воспитывать
ответственное отношение к учебе, способствовать в выборе и привлечении учащихся
к работе в различных научно-технических обществах, малых академиях, кружках,
секциях, клубах, студиях, объединениях согласно их интересам, склонностей и
возможностей, поощрять изучение иностранных языков на курсах в клубах, кружках.
Важно также расширять познавательный и культурный кругозор школьников путем
проведения экскурсий, различных вечеров, конкурсов, встреч, посещение музеев,
кино, театров; помогать детям в трудоустройстве заработка денег на общие нужды,
организовать коллективную творческую деятельность, совместный отдых учащихся.
Классный руководитель использует классный коллектив для
повышения требований к учащимся в деле обучения и дисциплины. С этой целью он
проводит сборы, на которых осуществляется анализ учебной работы в классе,
заслушиваются отчеты отдельных учащихся об их успеваемости и поведении.
Заметное место в повышении успеваемости имеют разъяснительные беседы об
обязанности школьников хорошо учиться, о культуре умственного труда, а также
контроль за их домашние деятельности. Задача классного руководителя –
своевременно заметить отставание ученика в обучении, определить причины и
предоставить ему действенную эффективную помощь.
Важным участком работы классного руководителя является
духовно-нравственное воспитание, главной особенностью которого в условиях
национальной школы является ориентирование на общечеловеческие ценности. С
помощью разнообразных методов и средств он знакомит учащихся с прошлым и
современной жизнью страны и мира, организует диспуты на морально-этические и
эстетические темы, литературно-художественные вечера и др. Великое значение
имеет пример воспитателя, учителя, родителей, старших.
Организуя внеклассную воспитательную работу с учащимися,
важно всегда помнить о необходимости воспитания у каждого из них чувства любви
к Беларуси, преданности ей, национального самосознания, личной ответственности
за сохранение и приумножение природных богатств родного края, высокой
экологической культуры, нетерпимости к губителям природы. Обязательным условием
формирования личности в современных условиях является подготовка школьников к
хозяйственно-трудовой деятельности. Поэтому важным направлением работы
классного руководителя в условиях школы должны быть вопросы подготовки к
трудовой деятельности в новых условиях хозяйствования, экологического
воспитания природы, ее богатств, их экономного использования, экономическое
воспитание, развитие предпринимательства, участие в восстановлении исторических
памятников, развития народных промыслов и т.д. Организуя работу в этом
направлении, важно, чтобы деятельность школьников была социально ценная и
значимая, включала элементы игры и романтики, опиралась на их инициативу,
творчество и самодеятельность.
Перед классными руководителями стоит задача создания
необходимых условий для физического развития детей, сохранения и укрепления их
здоровья. Поэтому для классного руководителя очень важно значительное внимание
уделять изучению возрастных, психофизических особенностей детей, пропаганде
здорового образа жизни, забота об охране их здоровья, соблюдение
санитарно-гигиенических норм, режима дня и питания школьников, воспитывать
сознательное отношение к укреплению здоровья, предотвращать употребление
алкоголя, наркотиков, других вредных привычек.
Формы работы классного руководителя с учащимися. В
соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм
работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным
основаниям:
• по видам деятельности — учебные, трудовые,
спортивные, художественные и др.;
• по способу влияния педагога — непосредственные и
опосредованные;
• по времени проведения — кратковременные (от
нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до
нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
• по времени подготовки — формы работы, проводимые с
учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы,
предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
• по субъекту организации — организаторами детей
выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей
организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит
детям;
• по результату — формы, результатом которых могут
быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно
значимый продукт;
• по числу участников — индивидуальные
(учитель—учащийся), групповые (учитель — группа детей), массовые
(учитель—несколько групп, классов).
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной
деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в
групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех
других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен
мнениями, выполнение совместного поручения, оказании индивидуальной помощи в
конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение
классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его
таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все,
что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному,
для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений.
Важно расположить к себе ребёнка вызвать его на откровенность, завоевать
доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В
индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности.
Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных
дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел,
творческие группы, органы самоуправления, микро кружки. В этих формах классный
руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная
его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой —
создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата,
значимого для всех членов коллектива, других людей.
К коллективным формам работы классного руководителя со
школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли,
концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих
формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего
участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на
детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным
примером овладения опытом более знающих людей и т.д. Все классификации взаимосвязаны,
и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из
этих классификаций. Так, например, дежурство по классу на первом этапе является
формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей.
Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу.
Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и
обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью организуется и
регулируется самими детьми без явного участия педагога.
При выборе форм необходимо:
1. Учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной
период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна
способствовать их решению.
2. На основе задач определять содержание работы, основные
виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.
3. Составлять набор возможных способов реализации намеченных
задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса,
возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий
(культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей.
4. Организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск
форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы
обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например, через обращение к
опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных
вопросов и т.д.
5. Обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной
работы.
Описание форм воспитательной работы:
1. Классный час — форма организации процесса
непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься
и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может
включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы,
общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая
деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Темы тематических классных часов определяются потребностями
духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный
час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.
2. Информационный час – форма просветительской работы среди
учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой,
информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и
политической зрелости. (Темы информационных часов: «Люди особого риска»,
«Горжусь своими земляками», «Известные женщины Беларуси», «Мы – граждане
удивительной страны» и мн. др.)
3. Общественно полезный труд – один из основных компонентов
системы трудового воспитания школьников. Он организуется с целью формирования у
учащихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и
бережного отношения к общественному достоянию и природе. Участие обучающихся в
общественно полезном труде является одной из актуальных форм формирования у
учащихся интереса к профессиональному труду. Общественно полезный труд
воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и
другие нравственные качества. Например, акция «Забота» — подкормка зимующих
птиц; акция «Бумажный клад»; операция «Приведём в порядок учебники»; уборка
рабочего места, классной комнаты; практическое занятие «Уход за комнатными
растениями»; организация дежурства в классе.
4. Классное собрание — это форма организации коллективной
жизни.
Собрание группы (классное собрание).
Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся
способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с
другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.
На классном собрании нельзя:
— позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;
— привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению
правонарушителей;
— наказывать группу за поведение отдельных ребят.
Правила организации и проведения собрания:
— попытаться самим решить проблему;
— не оказывать друг на друга никакого давления — ни
юридического, ни словесного;
— слушать друг друга, не перебивая.
1. представление обсуждаемой проблемы;
2. изложение информации по проблеме;
3. начало дискуссии;
4. предложение решения проблемы;
5. выбор решения;
6. обсуждение предполагаемого результата решения;
7. закрытие собрания.
Продолжительность собрания 45 минут.
Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.
— выборы, перевыборы органов самоуправления;
— разрешение конфликтных ситуаций;
— создание правил группы для достижения желаемого этического
поведения;
— налаживание дружеских взаимоотношений между студентами;
— разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.
5. Конкурс — это личное или командное соревнование, имеющее
целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть
самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов
и др. форм.
6. Конференция — широко используется в учебно-воспитательной
работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных,
научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует
тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о
сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для
подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на
обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных
источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов,
написания тезисов, текста доклада. (Эта форма работы подходит для старших
классов).
7. Клубы по интересам — объединение учащихся постоянного
состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность
клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке,
театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное
участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их
присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою
индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи,
соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба
включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.
8. Отряд – это несколько человек, объединённых в группу с
какой-либо целью. Например, отряд «Здоровый образ жизни». Цель: при общение
учащихся к пропаганде здорового образа жизни. Занятия проводятся один раз в
неделю. Темы занятий: урок здоровья «Ослепительная улыбка», занятие на свежем
воздухе «Наше сердце с кулачок», «Кока-кола – вкусно! А полезно ли?», интервью
«Компьютеры. За и против!».
6. Вечера — вечернее собрание для дружеской встречи, для
развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные,
поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к
искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы,
подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера
желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный
номер, танец.
7. Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и
ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства.
Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.
8. Дискуссия — организация обмена мнениями между учащимися.
Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с
информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в
обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений;
предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение
или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего
мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы
эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.
9. Праздники — массовое мероприятие, посвященное датам и
событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с
традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным
датам, включает в себя две части: торжественную часть в виде поздравлений,
приветствий, подведения итогов; концерт, показ спектаклей, сольные выступления,
игры, пародии, аттракционы, танцы.
10. Экскурсии — выход, поездка, коллективное посещение
достопримечательных мест. Она может быть учебного или
культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка как
со стороны организаторов, так и участников.
11. Игра — соревнование, состязание между учащимися по
заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит
разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В
практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного
характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.
Например, игра «Волшебный стул», которую проводят
во всех классах, но чаще всего в 2-4 классах. Цель: развитие интереса к
человеку, содействие формированию достоинства как черты личности.
Ход игры. Один из участников садится на «волшебный
стул», который «высвечивает» все его достоинства, перечисляемые
окружающими; предполагается что недостатки не «высвечиваются».
Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать
себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопереживание),
смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на
достоинства другого человека.
Игра «Презентация мира». Цель: содействие преобразованию
предметного восприятия мира, свойственного маленькому ребенку, в
социально-ценностное, когда за предметами осознаются ценностные связи и
отношения.
Ход занятия: группе учащихся предъявляются различные предметы
из окружающей повседневной среды, предлагается внимательно к ним присмотреться
и описать их роль в жизни людей, в реализации их стремления к счастью.
Значение: игра подводит детей к осознанию духовной ценности
материальных предметов, развивает способность к одухотворению.
А классные руководители начальных классов могут использовать
в работе коллективную форму игры, которая называется «Разброс
мнений».
«Разброс мнений» — организованное поочередное
высказывание участниками группы суждений по какой-то проблеме или теме.
— актуальные проблемы школьной жизни;
— философские вопросы о жизни, счастье, совести и т. п.
Ход занятия: подготавливается комплект карточек с
недописанными фразами, которые участники читают вслух с собственным
продолжением, отражающим их спонтанное суждение. Главное условие – восприятие
мнения каждого участника как ценности, не подлежащей оценке «правильно —
неправильно». Проводится эта игра перед началом большого коллективного
дела и после его окончания. («Мои жизненные планы», «Самая нужная профессия».
Таким образом, мы видим, что существует множество форм
внеклассной работы с учащимися, которые может выбрать в своей работе классный
руководитель. Они помогут раскрыть таланты детей, помочь учащимся решить
проблемы, которые возникают в процессе жизни в школе и дома.
Календарный план классного
руководителя.
Отметка о выполнении
Требования к планам воспитательной работы
В ходе анализа необходимо выяснить:
1. Отражает ли характеристика уровень воспитанности учащихся,
состояние здоровья, умений и навыков, наличие нравственных качеств, умственных
способностей детей.
2. Насколько соответствуют поставленные цели и задачи
характеристике коллектива и задачам образовательного учреждения.
3. Соответствует ли содержание плана
а) поставленным целям и задачам;
б) возрастным особенностям учащихся;
в) интересам детей;
г) уровню воспитанности.
4. Целесообразность и необходимость планируемых дел. Их
достаточность;
5. Соотношение общешкольных и классных мероприятий. Степень
участия в них органов ученического самоуправления.
6. Разнообразие применяемых форм и методов, различных видов
деятельности.
7. Системность и целенаправленность работы.
8. Соответствует ли план всестороннему развитию личности.
Документация классного руководителя по вопросам профилактики
правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Список органов самоуправления класса и поручений учащихся.
Список занятости учащихся класса в свободное время (посещение
кружков и секций).
Социальный паспорт класса.
План воспитательной работы на учебный год (утвержденный
заместителем директора школы по воспитательной работе).
Состав родительского комитета.
Тематика родительских собраний на учебный год.
Списки учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете
в ОППН по форме: Ф.И.О. ученика, число, месяц, год рождения, домашний адрес,
сведения о родителях, за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках и
секциях, шеф — наставник.
Тетрадь учета индивидуальной работы с подростками девиантного
поведения, состоящими на внутришкольном учете и неблагополучными семьями по
форме: дата, форма работы, результат.
Дела класса 16. 2020 –
27. 2020.
26.11.2020 – Создание видеоролика на тему «Светоотражающие
элементы».
27.11.2020 – сбор макулатуры, пластика и батареек, «День
экологии».
02.12.2020 – общешкольное родительское собрание (начальная
школа).
7.12.2020 – Всероссийский онлайн-опрос родителей (законных
представителей) обучающихся образовательных организаций по определению уровня
информированности в области профилактики употребления наркотических средств и
психотропных веществ, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни
обучающихся, организованного по адресу www.опрос-родителей-о-пав.рф
08.12.2020 – Фестиваль-конкурс «Творчество юных- за
безопасность дорожного движения 2020».
10.12.2020 – Родительское собрание «
17.12.2020 – общешкольная родительская конференция.
Задания для учащихся.
Педагог подбирает стихотворения про светоотражающие элементы
и проводит 2-3 репетиции по выразительному исполнению. Далее проходит запись и
монтирование видеоролика силами педагога.
Скачано с www.znanio.ru