В статье рассказывается:
Дополнительное профессиональное образование является необходимым для некоторых специальностей (например, врачей), а представителям других профессий оно позволяет улучшить свои навыки и получить возможность для карьерного роста.
При этом не следует путать ДПО с просто дополнительным образованием, которое менее регламентировано и более доступно. В нашей статье мы расскажем, каковы отличия дополнительного профессионального образования, кто предоставляет данные услуги и какие проблемы в этой сфере наиболее актуальны.
- Отличия ДПО от дополнительного образования
- Документация, подтверждающая прохождение ДПО
- Понятие дополнительного профессионального образования
- Документы для получения дополнительного профессионального образования
- Виды дополнительного профессионального образования
- Повышение квалификации
- Профессиональная переподготовка
- Нормативная база дополнительного профессионального образования
- Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
- Задачи пишутся на каждый модуль дополнительной общеразвивающей программы.
- Проблемы ДПО в России
- Отсутствие системного подхода к ДПО на федеральном и региональном уровнях
- Отсутствие материальной базы для развития ДПО
- Серьезные корпорации нередко создают внутренние учебные центры для подготовки персонала в соответствии с собственными потребностями
- Недобросовестная конкуренция
- Формы дополнительного профессионального образования
Отличия ДПО от дополнительного образования
Важно понимать, что дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование – это разные вещи. К ДПО предъявляются более жесткие требования: чтобы пройти курс, человек должен предъявить диплом о высшем или средне-специальном образовании. А вот дополнительное образование имеет возможность получить любой желающий.
Отличия ДПО от дополнительного образования
Важно отметить некоторые особенности ДПО.
Ранее ДПО можно было получить только по очной форме обучения. Сегодня существует широкий спектр дистанционных программ, которые позволяют учиться без отрыва от работы.
Документация, подтверждающая прохождение ДПО
По итогам обучения слушателю, успешно освоившему материал и сдавшему квалификационный экзамен, выдается диплом. Существует два типа дипломов о прохождении ДПО.
Понятие дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) является частью непрерывного образования взрослых, его получение занимает больше времени по сравнению с другими подсистемами.
Понятие дополнительного профессионального образования
ДПО тесно связано с ситуацией на рынке труда, экономическим положением страны, производственным сектором, интересами и потребностями предприятий, населения и государства. Оно оказывает влияние на развитие общества, будучи включено в систему профессиональной переориентации граждан в период проведения реформ.
Дополнительное профессиональное образование позволяет людям чувствовать себя увереннее в новых жизненных обстоятельствах, дает возможность отстаивать свои права и защищать собственные интересы.
ДПО имеет ряд важных особенностей.
Система дополнительного профессионального образования является достаточно гибкой: она учитывает потребности государства и самих специалистов, подстраивается под текущие обстоятельства, ориентируется на конечный результат. Особенностью сферы ДПО является тот факт, что в ней задействованы взрослые люди, которые уже получили базовое профессиональное образование и имеют опыт работы по специальности.
Документы для получения дополнительного профессионального образования
Для осуществления обучения по программам ДПО нужно иметь соответствующие аккредитацию и лицензию. Организация, уполномоченная обучать студентов, обязана соблюдать действующие требования к учебному процессу в рамках дополнительного образования для взрослых слушателей. Этим объясняются и требования к желающим пройти курс. Они должны предоставить следующий пакет документов:
В ряде случаев нужно предоставить дополнительные документы. Например, от иностранных граждан также требуют заверенную копию диплома, полученного в родной стране.
, участвующих в реализации данной образовательной программы.
В этом подразделе необходимо поместить следующую информацию:
Пример № 7
Программа адресована детям 12-15 лет. (Дать небольшую психофизиологическую характеристику данной возрастной категории). Категория детей, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам дети первого года обучения могут быть зачислены в группу базового, стартового или продвинутого уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
В данном подразделе следует поместить следующую информацию
Пример № 8
Сроки реализации программы
1. Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения — 144 часа; 2 год обучения — 144 часа.
2. Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 288 часов, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.
3. Программа рассчитана на 1 и 2 года обучения — 2 модуля с сентября по декабрь, с января по май.
: (основные, характерные для данной программы).
О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности», но там речь идет именно формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством обучающихся, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Пример № 9
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Пример № 10
Возможные формы проведения занятий:
Акция, круглый стол, сбор, аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль. встреча с интересными людьми, наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея , открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, игра деловая, фестиваль, игра-путешествие, презентация, игра сюжетно-ролевая, шоу, игровая программа, профильный лагерь, экзамен, класс-концерт, поход, экскурсия, КВН, размышление, экспедиция, конкурс, рейд, эксперимент, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг, ярмарка, концерт, салон и другие.
–очная (сочетание аудиторных и выездных занятий) или очно-дистанционная (сочетание очных занятий и электронного обучения) или дистанционная (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий).
–групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы – (количество человек) или индивидуальная.
При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа 25 (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
Пример № 11
Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.
При этом необходимо учитывать, что содержание дополнительной общеобразовательной программы должно соответствовать:
Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
Так описываются характерные для реализации дополнительной общеобразовательной программы методы и методические приемы.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать».
Педагогический работник должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются обучающиеся на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в дополнительной общеобразовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки обучающихся по итогам каждого модуля или года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка. Кроме того, педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты прописываем по каждому модулю обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
Варианты формулировок ожидаемых результатов:
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы (указываются на каждый модуль обучения)
1 Модуль обучения
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
– Личностные результаты
Программные требования к уровню воспитанности:
Программные требования к уровню развития:
2 Модуль обучения
Пример № 12
Предметные требования к уровню развития:
результатов освоения программы:
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержания программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
Пример № 13
Пример № 14
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.
Пример № 15
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов — беседа, опрос, наблюдение, прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, концерты, экзамены, зачеты, конкурсы, соревнования, грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, журнал, оценки, дневники, анкеты, тестирование, протоколы диагностики, выставки, конкурсы, фестивали, праздники, контрольные работы, зачеты, концерты, экзамены, открытые и итоговые занятия, диагностика, анализ мероприятий, диагностические игры, анализ выполнения программ, анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения, самооценка обучающихся, протоколы соревнований, аудиозапись, видеозапись, фото, отзывы (детей и родителей), маршрутные листы, статьи в прессе, аналитические справки, методические разработки, портфолио, отчеты, переводные, итоговые занятия, открытые занятия, поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю, диагностические карты, тесты, аналитические справки, защита творческих работ.
Пример № 16
Учебный план оформляется в виде таблицы (см. 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года), который включает:
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.
В учебном плане прописываются темы в соответствии с модульной системой, а именно темы программы делятся на количество модулей (например: с сентября по декабрь, с января по май).
Учебный план должен составляться на каждый год обучения (если программа реализуется более одного года) и отражать его особенности. Педагогический работник имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %). Также в учебном плане необходимо закладывать часы:
В учебном плане обозначаются основные разделы и темы. Расчёт количества часов в учебном плане ведется на одну учебную группу (или на одного учащегося, если это группа индивидуального обучения). Кроме того, необходимо планировать занятия таким образом, чтобы по окончанию каждого модуля было итоговое занятие. В столбцах «формы контроля, аттестации» и «практика» необходимо разнообразить их формы.
Пример № 17 Оформление учебного плана
Кроме того, в дополнительной общеобразовательной программе необходимо предоставить в приложении текстовое содержание методов оценки уровня освоения программного материала по каждому модулю либо предоставить по форме в виде таблицы:
Содержание дополнительной общеобразовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.
В содержании программы необходимо указать:
Пример № 18
Тема 5.1. Холодный батик
Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.
Задания. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
Календарный учебный график
Пример № 19
Оформление календарного учебного графика
Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы.
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:
• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);
• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD- проигрыватель и т.п.);
• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
• учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
• требования к специальной одежде обучающихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы:
В данном разделе указывается:
Методическое сопровождение учебной работы педагогического работника
• методика контроля усвоения обучающимися учебного материала;
•методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;
• авторские методики проведения занятия по конкретной теме;
• методы обновления содержания образовательного процесса; воспитательной работы педагога;
• методика формирования детского коллектива;
• методика выявления неформального лидера в детском коллективе;
• методика организации воспитательной работы; работы педагога по организации учебного процесса:
• методика комплектования учебной группы;
• методика анализа результатов деятельности массовой работы;
• методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);
• сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.
Виды методической продукции:
• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
• обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);
• учебники, учебные пособия, журналы, книги;
• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр. Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Кадровое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы
Данный подраздел является обязательным и составляется для реализации дополнительной общеобразовательной программы с указанием всех задействованных специалистов: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п.
Необходимо прописать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и уровню квалификации
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы
При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗО персональных данных», Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме
Разработка и утверждение совместной образовательной программы требует выполнения ряда последовательных шагов:
1. Обоснованный выбор образовательных программ для совместной разработки, с учетом приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.
2. Формирование «команд программ»: временных трудовых коллективов, в состав которых входят педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность и представители предприятий и организаций — заказчиков программ, для разработки и последующей реализации планируемых совместных основных образовательных программ.
3. В случае необходимости разработка и совместное принятие образовательных стандартов (для образовательных организаций, имеющих на это право), в соответствии с которыми может быть выполнено проектирование новых совместных образовательных программ.
4. Разработка двумя или несколькими образовательными организациями модульной структуры образовательной программы для совместной реализации.
5. Формирование в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность — участнике проекта, современной образовательной среды для реализации совместных программ, включающей материально-техническое, учебно-методическое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения образовательной деятельности.
6. Разработка образовательного контента, в том числе для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
7. Повышение квалификации участников команд разработчиков программ для эффективного использования лучших мировых и отечественных практик проектирования образовательных программ, освоения общих методологических подходов к выполнению задач проекта.
8. Разработка и апробация механизма реализации сетевых форм обучения с включенной академической мобильностью и использованием дистанционных образовательных технологий.
Наиболее простым в реализации является модуль, в соответствии с которым две образовательных организаций выбирают имеющиеся в каждом из них подобные образовательные программы подобной направленности и на их основе проектируют новую образовательную программу для совместной реализации.
Список использованной литературы.
При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
1. Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.
2. Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
4. Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы.
5. Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.
Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к дополнительной общеобразовательной программе каждого курса (предмета).
Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:
. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;
: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;
/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании); // (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.
Приложения к образовательной программе
К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
• иллюстративный материал по тематике занятий;
• словарь специальных терминов с пояснениями;
• контрольные вопросы и задания;
• конспекты, описание занятий;
• технологические карты;
• готовые изделия, образцы;
• условия набора детей в коллектив;
• условия прослушивания;
• материалы тестирования;
• памятки для родителей;
• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;
• сценарии творческих мероприятий;
• диагностические материалы;
• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;
• электронные ресурсы и др.
Требования к оформлению образовательной программы
Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе MicrosoftWord, шрифтом TimesNewRoman, 12-14, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А 4 (210×297 мм). Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм.
Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся.
Требования к нумерации страниц: страницы нумеруются последовательно, начиная со 2-ой страницы, т. е. после титульного листа, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы располагается в нижнем правом углу.
Требования к заголовкам: заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста — одним интервалом, если есть подзаголовок — двумя.
Требования к приложениям
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, игры, сценарии, сборники песен и т.д. Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху с правой стороны страницы слова «Приложение». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделён на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.
Виды дополнительного профессионального образования
Существует два типа программ дополнительного профессионального образования.
Повышение квалификации
Эта программа предполагает приобретение новых и усовершенствование уже имеющихся знаний, умений и навыков в уже знакомой профессиональной области, получение дополнительных компетенций, которые требуются для осуществления трудовой деятельности в текущей ситуации.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Уже скачали 21275
Человек может работать в крупной компании, отвечая за определенный сектор, но при переводе в другой департамент ему скорее всего понадобится пройти обучение, чтобы повысить свою квалификацию в рамках имеющейся специальности и иметь возможность выполнять обязанности на новом рабочем месте.
Программа повышения квалификации в среднем длится от 72 до 144 часов. Минимальный срок обучения – 16 часов. В остальном по длительности программ ограничений нет. Слушатели, успешно освоившие курс и сдавшие аттестацию, в конце получают удостоверение о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка
Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию/получить другую квалификацию. Минимальная длительность таких программ составляет 250 академических часов, максимальная законом не регламентируется. В основном они осваиваются за 250–500 часов, однако существуют и более объемные программ длительностью около 1 000 часов.
Они разбиваются на три семестра, обучение занимает примерно полтора года. Прослушав полный курс профессиональной переподготовки и пройдя аттестацию, слушатели получают дипломы.
Основные различия между этими программами.
Получается, что в рамках повышения квалификации человек усовершенствует свои знания, а в рамках переподготовки – приобретает новую профессию.
По сути профессиональная переподготовка представляет собой более простой, короткий и бюджетный вариант второго высшего или среднего профессионального образования. Человеку не нужно снова отправляться в вуз колледж или же магистратуру после четырех лет бакалавриата. Курсы переподготовки пройти гораздо проще, их проводят организации дополнительного профессионального образования.
Нормативная база дополнительного профессионального образования
Каждая программа дополнительного профессионального образования имеет свои особенности. Существуют разные формы организации программ – это касается и количества учебных часов, и содержания. Но так или иначе они отличаются от высшего профессионального образования и создаются по определенным технологиям с учетом состава аудитории (взрослые люди с профессией).
При составлении программы ДПО специалисты всегда ориентируются на соответствующие профессиональные стандарты. Это отражается на содержании учебно-методической документации, особенностях организации учебного процесса, проведении рекламных кампаний и т. д. На текущий момент существует около 900 стандартов, охватывающих почти все виды профессиональной деятельности.
Дополнительное профессиональное образование в вузе может быть направлено на подготовку студентов по программам, которые ориентированы на освоение определенных трудовых функций. Например, тех, что нужны заказчику или необходимы для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.
Законодательная база ДПО:
При составлении программ и определении их продолжительности учитывают необходимость освоения обучающимися всего объема информации, который позволит достигнуть запланированных результатов и приобрести нужные компетенции, новую квалификацию.
Минимальная длительность программы повышения квалификации составляет 16 часов, а программы профессиональной переподготовки – 250 часов.
Нормативная база дополнительного профессионального образования
Существует Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Согласно документу, на стандарты обязаны ориентироваться работодатели и образовательные организации профессионального образования в следующих случаях:
Когда разрабатывается программа ДПО, пишется обоснование, в котором должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.
Обоснование программы профессиональной переподготовки должно содержать профессиональный стандарт (или несколько стандартов) по данному направлению и ФГОС ВПО, используемые в программе соответствующие ОТР и трудовые функции из профессиональных стандартов, виды деятельности, компетенции по видам деятельности и практический опыт из ФГОС ВПО, по которым будет осуществляться переподготовка.
Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
На сегодняшний день дополнительное профессиональное образование можно получить главным образом в независимых организациях ДПО и корпоративных университетах. Так, лидирующие позиции в этой сфере образования имеет Корпоративный университет РЖД, в котором прошли обучение более 100 тысяч человек только в 2020 году.
Только до 19.06
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Уже скачали 7503
Программы ДПО есть и в вузах. Главным среди них по количеству обученных сейчас является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), которая к тому же отлично зарабатывает на реализации программ ДПО. В 2020 году общий доход вуза от дополнительного профессионального образования составил 2,8 млрд рублей.
В расчёте на одного научно-педагогического работника это 1,919 млн рублей. Результат серьезный, особенно если вспомнить, что средний показатель по стране – 199 тысяч рублей.
Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
Стоит отметить, что показатели Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления ещё выше. А вот медицинские вузы в этом плане отстают, несмотря на действие системы непрерывного медобразования.
Если рассмотреть доход РАНХиГС от обучения студентов по программам дополнительного профессионального образования в разрезе общего дохода вуза, а он составил 19 млрд рублей, то цифра в 2,8 млрд рублей не кажется маленькой. Однако если сравнить ее с доходами крупнейших EdTech-компаний, становится ясно, что высшие учебные заведения не имеют лидерства в этой сфере.
Нужно понимать, что вузы и EdTech-компании имеют несколько разную целевую аудиторию, то есть работают на разные сегменты рынка.
Вузы, реализуя программы дополнительного профессионального образования, ориентируются на определенные категории слушателей и не конкурируют с современными образовательными платформами. Об этом заявил Андрей Минаев, ректор Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Он выделил несколько типов учащихся в сфере ДПО.
Ректор Рязанского университета отметил, что вуз занимается развитием программ дополнительного профессионального образования для этих людей и стремится к популяризации идеи получения ДПО в рамках обучения по основной специальности.
В Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского говорят о необходимости внедрения практико-ориентированных программ (например, когда студент помимо основной специальности имеет возможность получить профессию сомелье).
Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков отметил, что в секторе ДПО вузы работают уверенно, у них имеется годами наработанный опыт реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, они целенаправленно занимаются развитием этого направления. Основными заказчиками такого обучения, как сообщил Артеменков, являются органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.
Ректор подчеркнул, что работа подразделений ДПО ведется на рыночных условиях: помощь государства в реализации программ может составлять только 20-30 % от общих вложений, однако получить их не так-то просто (нужно участвовать в открытых аукционах с другими поставщиками услуг).
Артеменков считает, что их целевая аудитория – это по большей части собственные студенты вуза и представители местных органов власти, которые скорее всего также ранее учились в нем, получая высшее образование. Государственные учреждения дополнительного профессионального образования не имеют серьезного потенциала для массового привлечения другой аудитории.
Задачи пишутся на каждый модуль дополнительной общеразвивающей программы.
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
Количество задач должно быть большим, чем количество целей (ведь они «расшифровывают» цели).
Формулировки целей и задач должны удовлетворять следующим требованиям:
Варианты формулировок задач
Пример № 4
Развитие личности ребенка и его творческое самовыражение через овладение основами хореографии;
-Реализация интересов детей и подростков в техническом творчестве через занятия авиамоделированием.
Проблемы ДПО в России
Рассмотрим проблемы, с которыми сталкивается дополнительное профессиональное образование в России.
Отсутствие системного подхода к ДПО на федеральном и региональном уровнях
Суть системного подхода заключается в итоговой пользе, которую дополнительное образование приносит экономике России. К сожалению, половина регионов страны не может похвастаться должным уровнем развития сектора ДПО. Однако ситуация постепенно выправляется.
Агентство стратегических инициатив разработало документ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (в соответствии с п. 16 протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2), который запустил активное внедрение этого стандарта в наиболее промышленно развитых регионах.
Рассмотрим, в чем выражается региональный стандарт.
Отсутствие материальной базы для развития ДПО
Не секрет, что даже работники государственных организаций, которым в соответствии с принятыми законами полагается пройти обязательное повышение квалификации (например, по программам защиты персональных данных либо охраны окружающей среды), не имеют возможности сделать это. Денег на обучение от государства не выделяется.
Отсутствие материальной базы для развития ДПО
Частные компании порой рекомендуют сотрудникам повысить квалификацию за свой счет. Однако далеко не все могут себе это позволить. В результате дополнительное профессиональное образование реализуется не в полном объеме.
Серьезные корпорации нередко создают внутренние учебные центры для подготовки персонала в соответствии с собственными потребностями
Однако частное учреждение дополнительного профессионального образования как правило не может охватить все актуальные профессии. Да и располагаются такие центры в основном в столице, что накладывает на компанию дополнительные расходы, связанные с командированием туда сотрудников.
Недобросовестная конкуренция
ДПО – это сфера, в которой работают множество организаций, однако далеко не все из них обладают отличным кадровым потенциалом, современным оборудованием и помещениями для проведения занятий. При этом демпинг помогает им обходить более квалифицированных конкурентов в конкурсах на оказание образовательных услуг.
В итоге качество получаемого студентами образования страдает, а иногда услуги и вовсе не оказываются в полном объеме. Слушателям просто выдают дипломы по итогам обучения. Разумеется, ни о каком развитии ДПО в этом случае и речи нет. Поэтому заказчику очень важно осуществлять контроль результатов обучения по каждой программе.
В данный момент Министерство труда и занятости РФ проводит работу по разработке и утверждению новых профессиональных стандартов в дополнение к нескольким сотням уже существующих. По закону их применение является обязательным для работодателей (ст. 195.3 ТК РФ). Однако в настоящее время такое требование распространяется лишь на несколько видов профессий (бухгалтеры, педагогические работники и др.).
В то же время организации дополнительного профессионального образования при составлении курсов дополнительного обучения учитывают требования действующих стандартов.
Формы дополнительного профессионального образования
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) прописан в Приказе Министерства образования РФ №499 от 1 июля 2013 года. В документе говорится, что содержание программы и договор с образовательным учреждением определяют форму обучения на курсах. Она может быть очной (очно-заочной), заочной и дистанционной.
Если обучение ведется по очной форме, слушатель должен присутствовать на занятиях лично. Курс зачитывается на территории образовательной организации или на территории предприятия, которое организовало для своих сотрудников такое обучение (при наличии условий для проведения занятий).
Заочная форма обучения предполагает получение знаний слушателями курса путем самообучения с использованием предоставленных образовательным учреждением программ, а также очные занятия.
Обучение, как правило, имеет три фазы. На первой слушатели получают информацию о программе ДПО и учебные материалы для самостоятельного освоения. В ходе второй фазы они изучают эти материалы. Третья фаза представляет собой проверку знаний в виде квалификационного экзамена или теста.
Заочная форма обучения на курсах ДПО
Дистанционный формат обучения возможен в том случае, когда образовательная организация обладает необходимыми техническими возможностями. Тогда обучение осуществляется через Интернет. Слушатели могут изучать материал, слушая лекции онлайн или в записи. Для этого им нужно зайти в личный кабинет на специальной платформе.
Там же можно участвовать в семинарах, получать задания, проходить тесты и т.д. Подобная форма обучения дает возможность получать новые знания по разным программам без отрыва от выполнения рабочих обязанностей.