СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В 2023 ГОДУ БУДЕТ

СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В 2023 ГОДУ БУДЕТ ГИС СОЛО

Содержание
  1. Статистические сведения на основе информации о победителях и призерах конкурсных мероприятий, включенных в государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности (ГИР)
  2. Сведения для расчета показателя «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»
  3. Что такое одаренный ребенок?
  4. Как именно выделяют одаренных детей?
  5. Какова статистика одаренных детей в мире?
  6. Перспективы развития образования для одаренных детей
  7. Какие варианты обучения предлагают одаренным детям?
  8. Что делают страны для стимуляции одаренных детей?
  9. Сколько одаренных детей будет в 2023 году?
  10. «Сириус» открыл для всех свою онлайн-платформу развития талантов
  11. Статистические сведения о количестве обучающихся — участников интенсивных профильных программ Образовательного центра «Сириус»
  12. НАЧНИ СВОЙ ПРОЕКТ
  13. Образовательные программы для педагогов, работающих в области развития таланта в своих регионах
  14. Государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности
  15. Выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки

Статистические сведения на основе информации о победителях и призерах конкурсных мероприятий, включенных в государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности (ГИР)

Примечание:
* Под учебным годом понимается временной период с 1 сентября по 31 августа. Количество результатов за учебный год, указанное в отчете, определяется как количество победителей и призеров заключительных (итоговых) этапов мероприятий, включенных в Перечень мероприятий соответствующего учебного года.

МОСКВА, 17 января 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, каких детей россияне считают одаренными, и как, по мнению наших сограждан, должны относиться к одаренным детям учителя и педагоги.

На сегодняшний день в российском обществе не сложилось единого мнения о том, каких детей можно назвать одаренными: 41% опрошенных утверждают, что это те дети, у кого с рождения есть данные природой уникальные качества и таланты, а 38% придерживаются мнения, что это дети, чьи способности целенаправленно и усиленно развивались родителями и педагогами. Каждый десятый респондент (12%) полагает, что одаренными детьми можно назвать тех, кому повезло в жизни и их способности случайно заметили окружающие.

В общении со сверстниками у одаренных детей возникает больше трудностей, считают 41% россиян, хотя 45% опрошенных утверждают, что трудностей примерно столько же (60% среди 18-24-летних). В общении со взрослыми у одаренных детей столько же трудностей, сколько и у остальных детей, думают 51% наших сограждан (по 60% среди 18-24-летних и 25-34-летних). Каждый четвертый (23%) полагает, что проблем в общении со взрослыми у одаренных детей меньше, а каждый пятый (20%), что больше.

В обществе преобладает мнение, что учителя, тренеры и другие педагоги должны относиться к одаренным детям так же, как ко всем остальным (64%). Треть опрошенных (33%) считают, что преподаватели должны проявлять особое внимание к таким детям.

По мнению 52% респондентов, в современной России одаренные дети со временем становятся обычными взрослыми, их таланты обычно мало проявляются во взрослой жизни. Среди молодежи (18-24 года) эта доля достигает 61%. Обратного мнения придерживаются 29% опрошенных.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Стартовал сбор предложений по расширению перечня олимпиад и разнообразных детских конкурсов на 2019/20 учебный год, сообщают Министерство просвещения России и Фонд «Талант и успех». Одаренные юные россияне, становящиеся победителями и призерами мероприятий, пополняют список талантливых соотечественников на специальном государственном информационном ресурсе. Только за 1 квартал 2019 года количество звездочек науки, культуры и спорта выросло почти на 40 процентов.


СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В 2023 ГОДУ БУДЕТ

Перечень мероприятий утверждается ежегодно, начиная с конца 2015 г., когда было подписано соответствующее постановление Правительства РФ. Целями документа являются выявление и поддержка одаренных детей, а также формирование государственного информационного ресурса, в который включаются сведения о победителях и призерах мероприятий.

Отрадно, что талантливых школьников выявляется все больше.

«По сведениям государственного информационного ресурса, на 1 января 2019 г. число одаренных детей составляло более 119 тыс. человек. На 1 апреля — уже более 164 тыс. человек», — подтвердила Педсовету референт отдела по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дополнительного образования детей Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ Екатерина Федорова.

Множится и количество детских достижений, собранных на ресурсе, что подчеркнула Педсовету руководитель центра поддержки выпускников и сопровождения грантовых программ Фонда «Талант и успех»  Виктория Шаратинова:

«Количество достижений (результатов), обобщенных на нашем ресурсе, на сегодня составляет 220,4 тыс. единиц», — отметила она.

Собираемый перечень включает в себя олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы, мероприятия, направленные на развитие креативности, спортивных способностей, интереса к научной, инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. Сбор предложений прекратится с первой минутой 1 июня 2019 года.

Сведения для расчета показателя «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»

(в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 ноября 2021 г. № 846 «Об утверждении Методики расчета показателя «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» национальной цели развития Российской Федерации «Возможности для самореализации и развития талантов»)

* До 10 января 2021 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р понятие «молодежь» подразумевало группу лиц в возрасте от 14 до 30 лет. В связи с этим показатели в 2020 году рассчитываются на возрастную категорию до 30 лет.
С 10 января 2021 г. Федеральным законом  «О молодежной политике в Российской Федерации» установлено, что возраст лиц, относящихся к молодежи, продлен до 35 лет. В связи с этим показатели с 2021 года рассчитываются на возрастную категорию до 35 лет.

** В 2021 году расчет данного компонента ведется только с учетом численности детей и молодежи, являющихся получателями грантов Президента Российской Федерации, учрежденных Указами Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и от 18 ноября 2019 г. № 565 «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности», и (или) премий Президента Российской Федерации, учрежденных Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 121 «Об учреждении премий Президента Российской Федерации победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам и тренерам, осуществлявшим их подготовку».
С 2022 года при расчете компонента будут учитываться все предусмотренные методикой виды государственной поддержки.

*** Сведения о результатах интеллектуальной деятельности и публикациях в научных изданиях включаются в ГИР с 1 сентября 2020 года в заявительном порядке (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2020 г. № 760)

На заседании коллегии Минобрнауки обсуждался вопрос «О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему». Мнение ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова о системе поддержки одаренных детей.

На состоявшемся недавно заседании коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации обсуждался вопрос «О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему».

По мнению ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослава Кузьминова, «возможности достижения успеха присущи многим ребятам, а реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей». Он отметил, что система поиска и поддержки детей ориентирована на достаточно узкий набор каналов, в частности в сфере искусства, спорта высоких достижений. При этом ключевой проблемой являются условия для проявления одаренности, проявления собственной активности ребенка. « Миссия государства — обеспечить равные условия для того, чтобы выявлять и поддерживать одаренности детей вне зависимости от сферы одаренности, социального положения и имущественных возможностей семей», — подчеркнул Я. Кузьминов.

В свою очередь заместитель министра образования и науки Российской Федерации Максим Дулинов отметил, что «работа с одаренными детьми — одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому в данной работе задействована вся система образования».

По словам члена коллегии, председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации Зинаиды Драгункиной, за последние полгода «были сделаны достаточно серьезные шаги по доработке данной концепции, в частности по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Проектом концепции предусмотрена разработка комплекса мер по выявлению и поддержке развития одаренности (таланта) у школьников, студенческой молодежи и молодых профессионалов, независимо от сферы одаренности, социального положения и имущественных возможностей, по следующим направлениям: развитие кадрового и методического обеспечения работы с одаренными детьми и молодежью; развитие организационных форм выявления и работы с одаренными детьми и молодежью; развитие системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний; развитие системы сопровождения талантливых детей, студентов и молодых профессионалов.

В целях обеспечения общественного обсуждения проекта концепции и предложений по соответствующему комплексу мер по ее реализации, включая создание общероссийского специализированного интернет-портала, Минобрнауки России разместило проект концепции на официальном сайте министерства в сети интернет (http://www.mon.gov.ru) для направления замечаний и предложений в Департамент воспитания и социализации детей.

Про ГИС СОЛО:  ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЧИСЛО Х 2 Х 3 И ТАК ДАЛЕЕ ВОЗЛЕ ОЦЕНКИ В ЭЛЕКТРОННОМ ЖУРНАЛЕ

Кроме того, проект концепции был направлен в Общественную палату Российской Федерации, Минкультуры России, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз ректоров», Ассоциацию ведущих университетов, Минспорттуризма, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

Каждый ребенок обладает своими способностями и талантами, однако некоторые дети обладают удивительными и выдающимися способностями. Они способны к академическому превосходству, музыкальности, художественному творчеству или спортивному мастерству, именно таких детей мы называем «одаренными».

Каждый год количество одаренных детей в мире растет, что может быть связано с улучшением доступа к образованию и дополнительным обучением, а также социальной поддержкой семей с одаренными детьми. Какие же прогнозы нас ждут в 2023 году?

Исследователи прогнозируют, что к 2023 году количество одаренных детей в мире составит около 50 миллионов, что на 7% больше, чем в настоящий момент.

Однако, несмотря на перспективу роста количества одаренных детей, необходимы дополнительные рамки и решения для удовлетворения потребностей этой группы детей в образовании и развитии их потенциала в полной мере.

По прогнозам ученых, в 2023 году количество одаренных детей в мире продолжит расти. С каждым годом в нашем обществе появляется все больше выдающихся личностей, обладающих уникальными способностями и талантами. Это может быть высокий интеллект, способность к творческой работе, лидерские качества и т.д.

Одаренные дети часто нуждаются в особом подходе к обучению и развитию своих способностей. Для этого могут применяться различные методы: отдельные программы обучения, индивидуальные и групповые занятия, привлечение специализированных педагогов и тренеров.

Развитие одаренных детей — это важная задача для общества в целом. Они могут внести большой вклад в развитие науки, культуры и общества в целом. Поэтому необходимо уделять достаточно внимания выявлению и поддержке одаренных детей, чтобы они могли раскрыть свой потенциал и реализовать свои возможности.

Что такое одаренный ребенок?

Одаренные дети — это дети, которые обладают уникальными способностями, талантами и навыками, куда входит исключительный уровень интеллекта, экспертное владение определенными предметами или областями знания, высокое творческое мышление и другие проявления необычных способностей.

Одаренные дети не похожи друг на друга — они различаются в своих умственных способностях, талантах и интересах. Некоторые одаренные дети имеют очень раннее проявление своих способностей, в то время как для других они могут стать явными только спустя некоторое время.

На первый взгляд может показаться, что одаренные детих легко отличить от других, однако это не всегда так. Они могут проявлять свои способности в разных областях, и часто их способности неотличимы от стандартных для возраста.

Существует ряд признаков, которые могут указывать на одаренность ребенка, но только комплексная оценка всего спектра его способностей может определить, является ли ребенок одаренным. Особенно важно выявлять одаренных детей для того, чтобы они могли получить подходящее образование и развиваться на максимально возможном уровне.

Как именно выделяют одаренных детей?

Целый ряд факторов учитывается при идентификации одаренных детей. Обычно сначала смотрят на их учебный успех и способности в конкретных областях знаний. Например, ребенка могут назначить на тестирование, чтобы оценить его интеллектуальные способности.

Кроме того, значение имеет эмоционально-волевая сфера ребенка, степень интереса к конкретным областям знания, проявление самостоятельности при решении учебных задач. Как правило, такого ребенка характеризует оригинальный подход к решению проблем и новым идеям, умение подключать фантазию и творческий подход.

Специалисты также обращают внимание на уровень социализации, независимость мышления, логику и высокую скорость мышления. Важно, чтобы ребенок проявлял уникальность своих способностей в постановке предметно-ориентированных задач.

Окончательное решение о том, является ли ребенок одаренным, принимается на основании совокупности данных и результатов проведенных тестов.

Какова статистика одаренных детей в мире?

Исследования показывают, что около 10% детей в мире обладают выдающимися способностями в одной или нескольких областях. Это означает, что каждый десятый ребенок может считаться одаренным. Причем одаренность может проявляться в разных областях: от математики и наук, до искусства и спорта.

Отмечается, что в развитых странах, таких как США и Япония, этот процент может быть выше. Это связано с тем, что в этих странах больше внимания уделяется развитию детей с особыми способностями и развитию специализированных программ для их обучения.

Однако, не все одаренные дети получают такое внимание. Иногда талантливые дети встречают препятствия на своем пути из-за социальных или экономических причин. Также многие дети не могут реализовать свой потенциал из-за нехватки ресурсов и возможностей.

Следует отметить, что одаренность не всегда легко определить. Некоторые дети не проявляют своих способностей в раннем возрасте, а позднее начинают интересоваться определенными областями. Поэтому важно обеспечить каждого ребенка возможность развития своих способностей, вне зависимости от возраста.

В целом, статистика одаренных детей в мире показывает, что каждый десятый ребенок обладает выдающимися способностями. Однако, важно создать условия, чтобы все талантливые дети получили возможность реализовать свой потенциал и внести свой вклад в развитие общества.

Перспективы развития образования для одаренных детей

Современное образование становится все более инновационным и разнообразным и это важно для того, чтобы удовлетворить потребности разных учеников, включая одаренных детей.

Одаренные дети имеют способности и потенциал учиться быстрее, задавать глубокие вопросы и по-своему анализировать материал. Поэтому, разработка программы и методов обучения, которые культивируют их таланты, стало целью образовательных организаций.

Сегодня многие школы и университеты разрабатывают индивидуальные программы обучения для одаренных детей, которые дополняют стандартную учебную программу. Эти программы позволяют одаренным детям глубже погрузиться в свою область интересов, а также получить углубленные знания и навыки в определенной области.

Кроме того, развитие современных технологий и цифровых учебных материалов позволяет разнообразить подход к обучению и создать более интерактивную и увлекательную образовательную среду. Это открывает новые возможности для развития общего потенциала одаренных учеников и помогает им проявить свои таланты в полной мере.

В целом, перспективы развития образования для одаренных детей связаны с созданием индивидуальных программ обучения, использованием новейших технологий и цифровых учебных материалов. Это помогает не только оценить реальный потенциал учеников, но и дает возможность удовлетворять их потребности в знаниях и саморазвитии.

Какие варианты обучения предлагают одаренным детям?

Одаренные дети имеют способности, которые обычно превосходят их сверстников. Чтобы максимально использовать потенциал этих детей, существует ряд вариантов обучения.

Дополнительное образование – это широкий спектр занятий, предназначенных для развития одаренных детей в необходимом направлении. Это могут быть физические и математические кружки, занятия с логопедами или психологами, специальные курсы по программированию и другим наукам.

Индивидуальное обучение предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его потребности и интересы. Такие занятия могут проводиться как учительницей класса, так и специалистом в определенной сфере знаний. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить определенный материал и развить способности ребенка в этой области.

Школы для одаренных детей

Школы для одаренных детей – это образовательные учреждения, где учителя и педагоги работают с детьми, имеющими высокие способности в той или иной области. Здесь применяются инновационные подходы к обучению и развитию детей, что помогает им превосходить своих сверстников и достигнуть больших успехов в своей области интересов.

Олимпиады и конкурсы

Олимпиады и конкурсы – это соревнования между школьниками, которые проводятся на районном, городском, региональном и даже на федеральном уровне. Это отличная возможность для одаренных детей повысить свой уровень знаний и показать свои способности в своей области интересов. Более того, победа в олимпиадах и конкурсах может принести не только похвалу и призы, но и возможность получения грантов и стипендий на обучение в престижных учебных заведениях.

Что делают страны для стимуляции одаренных детей?

В мире существует множество программ и инициатив для выявления и развития потенциала одаренных детей. Некоторые страны придерживаются индивидуального подхода к каждому ребенку, другие ориентируются на групповой подход.

В США существует система дифференцированного обучения, которая позволяет детям получить индивидуальный учебный план и выбрать профильное направление занятий. Франция создала центры научно-технического творчества, где дети могут проявить свой интерес к науке, технике и искусству.

В Японии есть программа поддержки одаренных детей, которая предусматривает финансовую поддержку для родителей, желающих заниматься развитием своих детей. В Китае работает специальная школа для одаренных детей, где проводятся занятия по музыке, изобразительному искусству и другим видам деятельности.

Россия также развивает программы для поддержки одаренных детей. В некоторых городах работают центры поддержки одаренности, где проводятся дополнительные занятия по интересам. Также существуют конкурсы и олимпиады по различным предметам, которые дают возможность детям проявить свой потенциал и получить признание.

В целом можно сказать, что страны внимательно относятся к вопросу стимуляции одаренных детей и создают благоприятные условия для их развития и реализации потенциала.

Сколько одаренных детей будет в 2023 году?

Одаренные дети – это особая категория детей, которые проявляют выдающиеся способности в определенных областях. Их ментальные способности, социально-эмоциональный интеллект и таланты заметны с раннего возраста, что позволяет определить их среди других детей. В нашей стране существует несколько организаций и центров, занимающихся поддержкой одаренных детей и развитием их талантов.

По статистике, в России их количество достигает 1,5% от общего числа школьников. Если учесть динамику рождаемости, то можно сделать прогноз, что к 2023 году число одаренных детей может вырасти до 2%. Это связано с тем, что современные родители все более осознают важность их развития и стараются обеспечить детей всем необходимым для раскрытия их потенциала.

Про ГИС СОЛО:  ИНГИСЕПП КОТЕЛЬСКИЙ РАСПИСАНИЕ

Однако, необходимо учитывать также социальные и экономические факторы, которые могут оказывать влияние на этот показатель. В частности, неравномерность развития регионов, доступность образования и уровень жизни населения могут повлиять на число одаренных детей.

В целом, можно сделать вывод, что число одаренных детей в России будет расти, что требует от общества и государства особых забот и внимания. Необходимо создавать условия для полноценного развития талантов, обеспечивать доступ к образованию и поддерживать центры, занимающиеся развитием одаренных детей. Только так мы сможем обеспечить процветание нашей страны и благополучное будущее ее граждан.

15 марта в Высшей школе экономики под председательством вице-премьера РФ Ольги Голодец состоялось заседание Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России.

Встреча была на редкость представительной, в подобном составе эксперты сферы образования собираются нечасто. И хотя в аудитории доминировали ректоры — Виктор Садовничий, Михаил Стриханов, Николай Кудрявцев, Виталий Рубцов, Анатолий Александров, Ярослав Кузьминов и другие, были и депутаты Госдумы (Александр Дегтярев, Олег Смолин, Ирина Роднина), и руководители общественных организаций. Минобрнауки представлял замминистра Игорь Реморенко, курирующий школьное образование и молодежную политику.

В самом начале заседания Ольга Голодец напомнила, что весной прошлого года был принят Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, однако многие поставленные задачи до сих пор не решены — например, не разработаны требования к программам предпрофессионального образования в области искусств. Впрочем, на заседании Национального координационного совета акцент был сделан на других вопросах: что нужно предпринять в масштабах страны для выявления одаренных детей, в том числе как совершенствовать систему интеллектуальных состязаний школьников и студентов.

Дети из богатых семей — самые одаренные?

На заседании были представлены результаты первого всероссийского исследования отношения граждан к талантам — по инициативе ВШЭ полевые работы провел Фонд «Общественное мнение». Результаты, по словам управляющего директора фонда Елены Петренко, оказались удивительными даже для социологов.

В числе основных выводов — конец мифа об «уравнительном сознании». На вопрос, согласны ли вы с тем, что культуру развивают лишь немногие, наиболее талантливые люди, 56% опрошенных ответили утвердительно. « Это значит, что общество вышло из советской шинели, с уравнительными ценностями мы практически расстались, — считает Елена Петренко. — Наше сознание не является уравнительным». А 36% опрошенных согласны с тем, что рост экономики (и в конечном счете благосостояние каждого из нас) определяется вкладом 3-5% талантливых и энергичных людей.

Следующий раздел опроса — кто же должен платить за развитие способностей одаренных детей, в какой мере необходимы соплатежи родителей. Менее трети опрошенных в выборке «население» и четверть в выборке «родители» уверены, что развитием талантов ребенка должна заниматься семья, а не государство. О важности роли государства в развитии талантов говорят 67% в выборке «население» и 73% в выборке «родители». Однако родители могут брать на себя максимум ответственности: 75% опрошенных готовы отказаться от важных для них жизненных благ ради развития таланта ребенка.

На вопрос, готовы ли вы платить за дополнительное образование, развивающее способности вашего ребенка, 33% наиболее обеспеченной части населения (верхний из пяти квинтилей) отвечают «да, уже платим», такой же ответ дают 37% чуть менее обеспеченной части (второй квинтиль). По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, это важный показатель: представители первого квинтиля платят меньше, чем представители второго. То есть социальные блага достаются обладателям больших доходов — в бесплатный сектор поддержки талантов попадают в большей степени дети очень обеспеченных родителей.

Еще один сюжет, который рассматривался в рамках исследования, — в какой школе нужно учиться для развития одаренности. Большая часть опрошенных говорит о необходимости расширения возможностей общеобразовательной школы, меньше трети — о развитии сети специализированных школ и обеспечения прозрачной системы отбора в них. Налицо противоречие: большинство хочет, чтобы дети учились в обычной школе, но скептически оценивает ее возможности по развитию одаренности. И, как заметила Елена Петренко, ответы респондентов отражают сложившуюся на сегодня практику. Чем выше уровень дохода респондентов, тем чаще они утверждают, что для одаренных детей необходимы специальные школы.

Впрочем, на вопрос о том, как набирают детей в такие школы, большинство опрошенных отвечает, что туда можно попасть не только благодаря способностям, но и за плату, по знакомству. В верхнем квинтиле 14% утверждают, что в спецшколы отбирают преимущественно по способностям, и это означает, что дети из таких семей реально учатся. Чем состоятельнее семья, тем чаще дети учатся в лицеях и гимназиях — и строго наоборот: чем ниже уровень семейного дохода, тем реже ребенок там оказывается.

Университеты и олимпиады

С содокладами о совершенствовании системы интеллектуальных состязаний для выявления одаренных школьников и студентов выступили Ярослав Кузьминов и ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Ярослав Кузьминов говорил о сфере ответственности университетов в вопросах поиска и выращивания талантов в научной и профессиональной сфере (за рамками обсуждения остались спорт и искусство). Здесь есть несколько проблем: школа ориентирована на освоение программы общего образования и не стимулирует к получению дополнительных знаний, олимпиады проводятся только по школьным предметам, и у детей нет возможности примерить к себе профессиональные роли. На факультеты психологии, социологии или почвоведения от трети до половины студентов, пусть даже сильных, приходят случайно — соответствующих предметов они в школе не изучали.

Вузы заинтересованы в сильных студентах, и этот интерес будет стимулировать конкуренция за госзадание по показателям качества приема, которую с этого года вводит Минобрнауки. Новый закон «Об образовании в РФ» впервые разрешил вузам заниматься общим образованием — открывать свои лицеи и лицейские классы. Однако система работы со школьниками в конкретных вузах в большей степени ориентирована на подготовку абитуриентов для себя (преимущественно на платных подготовительных курсах), нежели на поиск талантливых школьников. И для эффективной работы с одаренными детьми у вузов нет ни базы, ни умений, ни стимулов, ни ресурсов. « Такую модель поведения вузов мы должны попытаться изменить», — считает ректор ВШЭ.

Работа вузов с одаренными школьниками — это отбор «готовых» талантов и «выращивание» талантов, причем главной формой этой работы на сегодняшний день являются олимпиады. Однако в олимпиадном движении есть проблемы: общество сомневается в объективности проведения олимпиад (об этом свидетельствуют регулярные обращения в Общественную палату), но в то же время само стремится использовать олимпиады как способ внеконкурсного поступления в вуз. Этому нужно противопоставить другие действия, обеспечив заинтересованность участия в олимпиадах, начиная с младших классов.

Каковы направления развития олимпиадного движения?

Нужно совершенствовать систему олимпиад: усиливать контроль, обеспечивать прозрачность, вырабатывать единые правила, которые не стесняли бы инициативу. Необходимо расширять практику конкурсов проектов по прикладным направлениям — аналоги всероссийского конкурса «Шаг в будущее», который организует Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ). Конкурсы проектов можно проводить и в других сферах — сельском хозяйстве, социальной работе, менеджменте. Точно так же олимпиады можно проводить по предпрофильным предметам — от философии до медицины (на сегодняшний день представлены только инженерия, экономика и право), причем «стаж» новых олимпиад и конкурсов, позволяющий победителям получать льготы при поступлении в вузы, должен быть сокращен до одного года.

Охват школьников олимпиадными состязаниями должен быть намного больше — привлекать детей младшего возраста, с ограниченными возможностями здоровья, из малодоходных семей, отдаленных местностей. Самый очевидный способ — ввести квоты для разных категорий детей, вовлекая в контроль за их использованием общественные палаты регионов. Что касается Всероссийской олимпиады школьников, то в ее проведении могли бы участвовать ведущие вузы — на сегодняшний день целый ряд направлений «всероса» организованы не очень удачно: так, на региональный этап иногда попадают дети, не участвовавшие в школьном этапе. Общественный и методический контроль со стороны университетов помог бы решить многие проблемы.

Что касается олимпиад, которые проводит Российский совет олимпиад школьников, то за последние три года в три раза увеличилась доля их участников из невыпускных классов. Нужно и дальше увеличивать эту долю, также увеличивая количество школьников из разных регионов. Одно из радикальных предложений — публиковать в интернете работы всех победителей олимпиад: несмотря на то, что эту информацию можно счесть персональной, человек на ее основе претендует на бюджетное место в вузе и поэтому вряд ли будет возражать против ее раскрытия.

В 2014 году будут отработаны практики финансирования и методического контроля лицея и лицейских классов при столичных вузах. Правительство Москвы будет перечислять вузам норматив на одного ученика, а остальные расходы вузы будут нести сами. В эксперименте будут участвовать МГУ, ВШЭ и Российский университет дружбы народов (РУДН), и это будет попытка создания альтернативы элитным школам. Важно, чтобы лицеи в составе ведущих университетов оставались бесплатными, чтобы там выделялись квоты для детей из малодоходных семей и семей с низким уровнем образования родителей. Таким образом, будет осуществляться социальное перемешивание — функция, которую образование выполняет в обществе.

Про ГИС СОЛО:  ЭКЖ ПГТ ЛЕНИНСКОЕ

«Избежать конкурентного индивидуализма»

Виктор Садовничий, в свою очередь, выступил с докладом о вузовских олимпиадах и других интеллектуальных состязаниях. Однако, по его собственной оценке, эта задача оказалось более сложной, потому что системы сопровождения талантливых людей в вузах фактически нет, и сейчас мы стоим у истоков ее формирования. Нужна траектория поддержки талантов, начиная от школы и заканчивая работой, а для ее создания — «системная интеграция школы, вуза и работодателя». Есть примеры участия в поддержке талантов общественных организаций — таких, как фонд «Русский мир» или Русское географическое общество.

Есть разные формы работы с одаренными студентами — фестиваль науки (в последнем участвовало 400 тысяч молодых людей), олимпиады, универсиады, научные конференции, летние и зимние школы и прочие, у вузов здесь безграничное поле для работы. Однако мотивация для участия в таких мероприятиях у студентов «затухает» к пятому курсу, потому что они думают о работе. Хотя, например, в международных студенческих олимпиадах по программированию наши команды постоянно занимают призовые места. Есть и множество других примеров, однако их нельзя считать системной работой. Даже грантовой поддержки участия молодых людей в олимпиадах нет — все ограничивается дипломами и разовыми премиями. « Мы провели исследование успешных практик внутривузовского сопровождения одаренной молодежи. Картинка меня не радует», — заявил Виктор Садовничий.

В ходе обсуждения докладов были высказаны различные точки зрения и предложения.

Так, Анатолий Александров, ректор МГТУ имени Баумана, заявил, что если олимпиады и вызывают нарекания, то лишь у людей, которые в них не участвовали и участвовать не могут в силу ограниченности интеллектуальных возможностей. Благодаря конкурсу «Шаг в будущее» удается находить ребят с особенным складом ума, и дальше их нужно сопровождать, разрабатывать для них индивидуальные карты развития, отправлять на практику в лучшие вузы России и за рубеж.

Председатель Комитета по образованию Госдумы Александр Дегтярев предложил обсудить проблему конкурсного отбора в старшие классы школ. В высшем образовании выделена группа ведущих вузов, почему же нельзя выделить элитные школы в общем образовании? Законом школе дано право создания лицейских, гимназических классов, но вопрос отбора в эти классы не оговорен, да и это прерогатива не закона, а нормативных актов органов управления образованием. И если набор в первый класс, конечно, должен проводиться на общих основаниях, то в 10-11 классы вполне можно отбирать по конкурсу, то есть «ранжировать детей по степени одаренности». И такие классы точно станут поставщиками абитуриентов в ведущие университеты страны.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин акцентировал внимание на том, что в погоне за достижениями дети зачастую становятся жертвами так называемого «конкурентного индивидуализма», когда «человек испытывает радость от собственного успеха, связанного с поражением другого». Депутат считает, что социальная солидарность для развития таланта и творчества не менее важна, чем стремление человека к достижениям: «Рискну утверждать, что опыт СССР, Японии, Южной Кореи, Финляндии показывает, что общий высокий уровень образования населения не менее, а, может быть, даже более важен для модернизации страны, чем отдельные выдающиеся достижения». Конечно, нужно отбирать талантливых людей и создавать им хорошие условия, но в рамках этой стратегии нужно добиваться равенства возможностей — в частности, путем выделения квот на участие в олимпиадах или обучения в бесплатных гимназиях при ведущих университетах. Олег Смолин предложил распространять на максимальное количество школ передовой опыт работы с одаренными детьми — например, посвятить одно из следующих заседаний Координационного совета достижениям творческой педагогики, пригласив на него таких известных педагогов-новаторов, как Ямбург или Щетинин.

Олега Смолина поддержал ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, также предложивший распространять опыт лучших учителей и школ: «Наши педагоги не умеют работать с одаренными детьми, не знают, как создавать им условия. Технологии и методы работы с одаренностью в России поставлены слабо». А Ярослав Кузьминов согласился с тем, что необходима программа преодоления «болезни конкурентного индивидуализма и одиночества»: «Это очень важно, и мне приятно, что мы с моим традиционным оппонентом Олегом Смолиным думаем одинаково. Я бы пошел дальше и предложил конкретные инструменты и мероприятия — не только распространение опыта творческой педагогики, но и другие шаги: например, легитимизировать конкурсы команд и коллективных проектов, которые сейчас отрицаются всей нормативной системой поощрения и оценки результатов, конкурсы социальных проектов, развитие школьного самоуправления. Молодежь не имеет навыков координации, решения задач за других или в пользу других — давайте об этом тоже подумаем, это укладывается в рамки нашей деятельности по выявлению талантов. Нам нужны таланты не только инженеров, но и социальных организаторов».

«Нужно в принципе менять систему образования»

Итоги заседания подвела Ольга Голодец, заявившая, что для выявления талантов и одаренности у детей нам нужно в принципе менять систему образования. Некоторые виды одаренности «мы просто пропускаем, мы их не видим». Вице-премьер рассказала, что недавно она с большой делегацией ездила в Финляндию — «думала, что у нас большой разрыв, но не думала, что он настолько велик». Чтобы обеспечить качество жизни своей нации, люди по-другому относятся к системе образования, не стесняются в старших классах поставить трехгодичный курс домоводства или курс музыки, когда обязательной дисциплиной является игра в вокально-инструментальном ансамбле. Ведь если человек ни разу не играл на музыкальном инструменте, если мама его не привела, мы не знаем, талантлив он или нет. Поэтому ребенок, обучаясь в школе, должен на хорошем уровне попробовать себя и в музыке, и в спорте, и во многом другом, после чего сказать, что ему нравится то или это.

Понятно, что дети могут быть талантливы в чем-то, но таланты иногда сочетаются неожиданным образом. Стив Джобс был не только талантливым инженером, но и дизайнером. Однако если у человека обнаружился талант инженера и он учится в соответствующей школе, то он не сможет проявить свои дизайнерские способности — и наоборот. А ведь именно уникальное сочетание талантов может дать креативный всплеск. В таких случаях нужно не только не мешать в развитии разных талантов, но и уметь выделять способности, которые ребенок, может быть, сам в себе не осознает.

Ольга Голодец предложила перейти от слов к делу в решении вопроса о географической и социальной доступности — в частности, уже в этом году дать поручение федеральным министерствам, являющимся учредителями вузов, обеспечить доступность поступления для талантливых детей из глубинки. Каждое учреждение должно показать, что оно предприняло все усилия, чтобы собрать детей со всех регионов России: что представители этих учреждений поехали в регионы, посмотрели детей, увидели лучших и их пригласили. Вице-премьер считает, что ресурсы у вузов для организации такой работы есть.

Еще один вывод — о необходимости организации взаимодействия работодателей с талантливыми студентами, о чем говорил Виктор Садовничий. Есть примеры, когда работодатели пытаются вовлечь студентов в свои исследования и разработки. Нужно создать банк данных такого взаимодействия, выявить работодателей, оказывающих талантливым студентам системную поддержку, и включить мероприятия, которые они проводят, в зону внимания Национального координационного совета.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

«Сириус» открыл для всех
свою онлайн-платформу развития талантов

Основная задача платформы «Сириус. Курсы» – построить систему для обучения как в формате открытой массовой школы развития таланта, так и в рамках его последующего дистанционного сопровождения. Когда тьюторы-преподаватели работают с каждым школьником индивидуально, проверяют задачи и дают рекомендации, если задание не получается решить с первого раза.

Сервис поможет в работе с талантами и региональным центрам, создаваемым по модели «Сириуса» во всех субъектах РФ. При поддержке «Сириуса» региональные педагоги смогут повысить свою квалификацию и подключиться к проверке работ учеников своего центра.

Статистические сведения о количестве обучающихся — участников интенсивных профильных программ Образовательного центра «Сириус»

Президент России Владимир Путин объявил 2022-2031 гг. Десятилетием науки и технологий.

Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.

НАЧНИ СВОЙ ПРОЕКТ

Всероссийская образовательная инициатива по поиску и реализации научно-технологических проектов школьниками под руководством наставников

Образовательные программы для педагогов,
работающих в области развития таланта в своих регионах

В Образовательном центре «Сириус» организуются программы повышения квалификации для педагогов. Проводят занятия и делятся своим опытом с коллегами преподаватели профильных программ — выдающиеся деятели российской науки, ведущие педагоги лучших вузов, физико-математических и химико-биологических школ, тренеры национальных и региональных сборных по математике, информатике, физике, химии и биологии.

Образовательный центр «Сириус»

Государственный информационный ресурс
о лицах, проявивших выдающиеся способности

Формируется в целях выявления, сопровождения, поддержки и мониторинга дальнейшего развития детей и молодежи, являющихся победителями и призерами мероприятий, входящих в Перечень.

Основной целью ресурса является помощь организациям, работающим с одаренными детьми, в их поиске и выявлении, поддержке и дальнейшем сопровождении. В ресурсе собраны достижения школьников, успешно выступивших на олимпиадах, научно-исследовательских и творческих конкурсах, спортивных состязаниях.

Выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки

Формирование и ведение регионального реестра одаренных детей и молодежи, учет достижений при отборе на образовательные программы центра

Оцените статью
ГИС Соло