Система оценки эффективности деятельности классных руководителей

Мониторинг представляет собой отслеживание
уровня развития классного коллектива,
эффективности труда классного руководителя. В
основу данного инструментария были положены
принципы непрерывности, преемственности,
диагностической направленности, воспитательной
целесообразности. Диагностический
инструментарий: наблюдение, анкетирование,
тестирование, анализ школьной документации.
Количественные показатели параметров могут
изменяться в зависимости от социума школы,
изначальных условий для осуществления
образовательно-воспитательной деятельности и
т.п. (Что является «отличным» для одной школы,
может быть «удовлетворительным» для другой).
Мониторинг не должен быть статичен, он
определяет возможность перехода от одного
уровня качественных показателей к другим. Так на
этапе становления воспитательной системы школы
— одни показатели, на этапе развития — более
высокие показатели. К проведению процедуры
диагностирования привлекается помимо классного
руководителя и заместителя директора по
воспитательной работе социальный педагог,
педагог-организатор, актив класса. Такая
совместная работа оправдана, так как дает
наиболее точный, полноценный результат.

Критерии и показатели эффективности
деятельности классного руководителя МОУ СОШ №8
ЩМР МО

Максимальный балл — 100 за триместр, по итогам
работы за год определяется среднее
арифметическое. Если классный руководитель
набрал менее 35 баллов, стимулирующая надбавка не
начисляется.

Концепция модернизация российского
образования до 2010 года направлена на создание
условий для повышения качества образования.
Каждое образовательное учреждение стремится
достичь высоких показателей качества обучения,
воспитания и социализации учащихся.

Приоритетным национальным проектом
“Образование” особое внимание уделяют
деятельности классного руководителя. Наиболее
сложной педагогической проблемой является
определение эффективности деятельности
классного руководителя по организации
воспитательного процесса в классе. В ходе работы
городской экспериментальной площадки “Оценка
качества образования” в МОУ СОШ № 2 эта тема
стала одним из направлений исследования.

Эффективность педагогического
процесса характеризует степень успешности
функционирования педагогической системы в
достижении цели. Следовательно, прежде чем
определять результативность деятельности,
необходимо точно определить цели и задачи
классного руководителя, его функции и формы
работы.

С целью определения данных задач в
школе № 2 г. Калининграда было проведено
заседание МО классных руководителей, на котором
были рассмотрено Письмо МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г.
“Методические рекомендации об осуществлении
функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных
общеобразовательных учреждений субъектов
Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений”, в котором
отражены основные функции деятельности
классного руководителя.

Определив основные направления
деятельности классных руководителей, в школе
проведен педагогический совет “Роль классного
руководителя в реализации НП “Образование”, на
котором учителя выделили проблему – как оценить
эффективность воспитательной работы. Это
послужило первым шагом к введению в школе
рейтинговой оценки деятельности учителя.
Педагоги в ходе деловой игры выработали
критерии, по которым необходимо оценивать работу
воспитателей. Эффективность осуществления
функций классного руководителя можно оценивать
через деятельность и результативность.

Про ГИС СОЛО:  КАКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ТОЛСТОГО НАИБОЛЕЕ ТОЧНО ОТРАЖАЕТ ОСНОВНУЮ ИДЕЮ РОМАНА ЭПОПЕИ ВОЙНА И МИР

“Критерии результативности отражают
тот уровень, которого достигают обучающиеся в
своем социальном развитии (уровень общей
культуры и дисциплины обучающихся, их
гражданской зрелости). Критерии деятельности
позволяют оценить реализацию управленческих
функций классного руководителя” (из Письма МО РФ
№ 21 от 03.02. 2006 г.). В ходе экспериментальной работы
нами были выделены следующие критерии и
разработан инструментарий:

Оценка результативности деятельности
классных руководителей

Для оценки деятельности классного
руководителя была составлена карта:

Оценка деятельности классного
руководителя_____ класса МОУ СОШ № 2 за ____

1. Классные мероприятия

3.Участие в районных, городских,
региональных мероприятиях (непосредственное
участие классного руководителя)

4. Социальная защита детей и
профилактика правонарушений

5. Учебная деятельность класса

6. Классное самоуправление

7.Участие классного руководителя в
профессиональных конкурсах, творческих
мастерских, связанных с воспитательной
деятельностью (указать названия)

Зам по ВР______________________

Разработанная модель и технология
мониторинга эффективности деятельности
классного руководителя может быть реализована в
любом образовательном учреждении для оценки
качества воспитательного процесса.

Эффективность деятельности классного руководителя: критерии, формы, ресурсы

Воспитательная работа классного руководителя в школе является неотъемлемой частью общего учебного процесса образовательного учреждения. Классными руководителями могут быть учителя-предметники и другие школьные специалисты, которые занимаются организацией жизни учеников небольшой группы — класса в рамках школы: организация жизни класса, воспитательная работа с родителями учеников, создание комфортной психологической среды, развитие личности каждого ученика, сохранение и укрепление здоровья учеников. Воспитательная работа — основной вид профессиональной деятельности учителя, работающего в школе. Эффективность всего процесса обучения в учебном заведении зависит от эффективности работы каждого классного руководителя в школе. Поэтому эффективность деятельности классного руководителя — важный показатель педагогической деятельности. Вопросы оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя являются актуальными для педагогической науки.

Определить эффективность работы классного руководителя невозможно без изучения результатов его деятельности, так как эффективность определяется соотношением поставленных целей, т. е. прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Про ГИС СОЛО:  ПРИМЕР ДОГОВОРА О ПАРТНЕРСТВЕ И ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Под результатами процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними, данном случае это могут быть изменения:

— в учащихся класса, т.е. в их воспитанности, социальности, профессиональной

— в коллективе класса, т. е. в отношениях между детьми, в уровне развития самоуправления;

— в отношениях между классным руководителем и школьниками;

— во взаимодействиях между классным руководителем и родителями, родителями и детьми, классным руководителем и учащимися класса, педагогами школы;

— в профессионализме, педагогическом мастерстве классного руководителя.

Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью работы классного руководителя мы понимаем соответствие степени достижения запланированного результата затраченным педагогическим усилиям и средствам.

Изучение результатов и эффективности работы выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом педагогом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния процесса, осуществляемое с помощью педагогического «среза», в ходе которого изучаются состояние и результативность работы с учетом поставленных задач, конкретных критериев и показателей;

б) анализ изменений, происшедших в педагогическом процессе; изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;

в) выявление возможностей развития педагогического процесса; изучение его исходного состояния и динамики является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования;

г) определение эффективности влияния работы классного руководителя на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Исходя из того, что эффективность деятельности классных руководителей определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности, их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся, для оценки эффективности можно использовать следующие две группы критериев оценки:

1) критерии оценки процесса деятельности,

2) критерии оценки результативности.

Группа критериев результата должна ответить на вопрос «как сделано?». Эти критерии направлены на оценку следующих показателей: педагогических условий, требований образовательного учреждения, соблюдения дисциплины, качества личности. Группа критериев процесса должна ответит на вопрос «что сделано?», они охватывают следующие аспекты: объем и содержание работы; необходимость, достаточность и целесообразность воспитательных мероприятий, проводимых классным руководителем; распределение мероприятий по времени в учебном году; активность учащихся.

В настоящее время ряд исследователей выделили определенный комплекс критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей. Например, О.В. (КГУ, г. Кострома) выделяет в качестве основных критериев оценки эффективности показатели, связанные с профессиональными компетенциями педагога (результаты деятельности, способность к оценке деятельности учеников, культура речи педагога, взаимоотношения педагога с родителями учащихся, с другими педагогами, с администрацией школы и др.). И.В. определены пять критериев эффективности воспитательной работы классного руководителя: а) способность к реализации воспитательной работы в классе; б) уровень развития ученического классного коллектива; в) качество организации классных воспитательных мероприятий; г) нравственных качеств выпускников этого классного руководителя; д) привлечение к воспитательной работе родителей учеников.

Про ГИС СОЛО:  Выводы о работе классного руководителя

оценки процесса деятельности в методических рекомендациях

как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;

как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;

как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, , сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;

как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.

В оценке результатов (эффективности) классного руководства рекомендовано использовать в качестве критериев три уровня конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся:

о системе ценностей гражданина России;

позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;

наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.

обсуждения на заседании методического объединения классных руководителейкритерии, по которым необходимо оценивать работу

Организация воспитательной деятельности

количество проведенных внеклассных тематических мероприятий за отчетный период

количество посещений учреждений культуры, экскурсий, походов

Участие класса в общешкольных мероприятиях;

Участие класса в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)

Взаимодействие с родителями

кол-во родительских собраний, % присутствия;

рейды в семьи;

беседы с родителями;

Методическая деятельность классного руководителя

Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью

Организация ученического самоуправления в классе

уровень развития ученического самоуправления в классе

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе

Отношение учащегося к основным сторонам жизнедеятельности в школе

Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания

Определенные критерии и показатели помогут оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей представителям администрации школы, родителям, другим педагогам школы и самими классными руководителями.

Оцените статью
ГИС Соло