Муниципальное автономное учреждение
«Центр технического творчества»
общеразвивающая модульная программа
г. Муравленко, 2021 год
Ребенок должен жить в мире творчества
Дополнительная общеразвивающая модульная программа (рабочая) «Акварелька» (далее – программа) относится к художественной направленности.
Актуальность. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.
Актуальность этой программы в том, что она создает прочную основу для дальнейшей творческой деятельности человека. На первом этапе она способствует накоплению опыта, определенных знаний и умений, развивает мыслительную деятельность, а затем использует этот опыт для развития и формирования творческих способностей у детей. Возраст от 5 до 9 лет идеально подходит для формирования творческой деятельности. Дети в данном возрасте обладают высокой эмоциональной отзывчивостью и наиболее расположены к восприятию мира, искусства, что выступает основой творческой художественной деятельности.
В основе программе постулат: «Каждый ребенок рождается художником». Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Основная задача педагога – научить ребёнка действовать творчески, а затем направлять его активность.
Настоящая программа составлена на основе дополнительной общеразвивающей программы «Цветные ладошки», принятой в МАУДО «Центр технического творчества» (приказ от 15.08.2020 № 200), в отличие от предыдущей программы новая включает в себя два года обучения и обеспечивает преемственность дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности в учреждении. Цикл разделов второго года обучения повторяет цикл разделов первого года обучения, но предусматривает усложнение материала и увеличение объема знаний. Это позволит развить у обучающихся творческое мышление, совершенствовать их художественные умения и навыки в различных техниках изобразительного искусства.
В 2021 году (2021-2022 учебный год) в учебный план первого года обучения вводится раздел «Лепка. Холодный фарфор», который позволяет совершенствовать целый комплекс необходимых навыков в области лепки: изображая форму в пространстве, обучающиеся учатся выстраивать композициюизображения в объёме, передавать в работе пропорции, цветоведение, светотень, цвет, фактуру и т.д. Всё это способствует развитию пространственного и аналитического мышления, совершенствованию технических и изобразительных навыков, формированию творческих способностей обучающихся. На втором году обучения добавлена технология «эбру», воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому нравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести на бумагу. С помощью на воде можно наглядно-образное мышление, восприятие и память, тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, координацию движений. Занимаясь становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что для достижения высоких творческих результатов используются современные средства обучения (например, брашпен) и современные материалы (например, холодный фарфор, тонированная бумага, мастихин).
Брашпен – это кисть-ручка со сменным картриджем, предназначенная для рисования. Использование брашпена позволяет новичкам более легко и просто выполнять свою работу аккуратно и эстетично.
Использование различных художественных материалов в процессе обучения приводит к активизации творческих способностей детей. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Адресат программы -программа ориентирована на детей 5-9 лет.
Срок и объём реализации программы.
Срок реализации – 2 года.
Объём программы – 288 учебных часов, из них на 1-м году обучения — 144, на 2-м году обучения — 144 учебных часа.
Особенности организации образовательной деятельности:
режим занятий: 1 академический час — 45 минут (для обучающихся дошкольного возраста: 30 минут — образовательная деятельность, 15 минут — досуговая деятельность (досуговая деятельность может быть организована в начале, в середине или в конце учебного занятия — на усмотрение педагога дополнительного образования в соответствии с интересом обучающихся), группы свободного набора: 1 год обучения – 4 учебных часа в неделю (2 раза по 2 часа), 2 год обучения – 4 учебных часа в неделю (2 раза по 2 часа);
состав учебных групп: 10-14 человек;
программа может реализовываться в разновозрастных группах через систему учебного материала и контрольных заданий трёх уровней сложности (стартовый, базовый, продвинутый);
при комплектовании учебных групп учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей;
программа предусматривает индивидуальную работу с обучающимися, которая организуется в целях: развития творческих способностей одаренных детей, создания условий для самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, качественной подготовки к конкурсным мероприятиям, компенсации пропущенного учебного материала;
при реализации программы соблюдается организационная система проведения инструктажей по технике безопасности и охране труда.
Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для формирования личности ребёнка, стремящегося к творческой самореализации в изобразительной деятельности.
познакомить с художественными материалами (холодный фарфор, мастихин, тонированная бумага, фоамиран и др.);
познакомить детей с разнообразными техниками рисования эбру, (рисование солью, рисование по точкам (пуантилизм), рисование отпечатком кисти, рисование мыльными пузырями, рисование фольгой, граттаж (выполнение рисунка путём процарапывания бумаги, залитой краской, острым предметом), гризайль (изображение одним цветом), монотипия (отпечаток красок), кляксография, сфумато (смягчение, затуманенный мазок), лессировка (точечные мазки красок), импасто (наложение красок густым слоем), набрызг, по-сырому, сепии (коричневый удлиненный мазок), рисование шерстью, роспись по дереву), их применением и выразительными возможностями;
познакомить с видами и жанрами изобразительной деятельности, правилами построения композиции;
познакомить с основными и составными, тёплыми и холодными цветами;
научить изображать предметы различной формы;
способствовать формированию специальных художественных умений и навыков (элементарные смешения цветов, размещение изображения в зависимости от листа бумаги и т. д), работы с фоамираном;
формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
развивать умение анализировать свои работы и работы сверстников;
создавать условия для формирования творческой активности;
прививать чувство эстетического вкуса;
развивать образное мышление, фантазию, творческое воображение;
формировать организационно-управленческие компетенции (планировать свою деятельность, содержать в порядке своё рабочее место);
прививать доброжелательное отношение к прекрасному в произведениях изобразительного искусства;
воспитывать ответственное отношение к выполнению задания;
прививать стремление к культуре здорового и безопасного образа жизни;
прививать терпение, усидчивость, аккуратность;
Уровни освоения программы
Данная программа организуется по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
-стартовый уровень–удовлетворение познавательного интереса обучающихся в области изобразительного искусства; формирование первоначальных умений и навыков;
— базовый уровень–личностное самоопределение и самореализация по выбранному направлению деятельности; развитие творческих способностей;
— продвинутый уровень– развитие творческой компетентности обучающихся в выбранной образовательной области; формирование навыков практического применения полученных знаний и умений на практике и повседневной жизни.
Каждый ребёнок при зачислении на обучение по программе проходит входной контроль, по результатам которого педагог определяет наличие знаний и компетенций в образовательной области программы. Процедура входного контроля позволяет ребёнку при желании начать обучение по программе с базового или продвинутого уровня.
Переход с одного уровня на другой осуществляется по результатам личных образовательных достижений обучающегося в процессе освоения программы. Для повышения мотивации обучающихся в творческом объединении используется система стимулирующего поощрения за достижения, которая позволяет педагогу сохранять познавательный интерес обучающихся на высоком уровне, ставить образовательные задачи на перспективу развития личности каждого обучающегося и творческого объединения, добиваться продуктивных результатов.
Содержание учебного плана первого года обучения
Теория: цели, задачи и содержание работы творческого объединения «Акварелька». Правила поведения в учреждении. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.
Техника изодеятельности брашпеном
Теория:Знакомство с техникой изодеятельности брашпеном. Брашпен — это кисть-ручка. Правила выполнения эскиза. Плоскостное и объёмное изображение. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью.
Гризайль. Знакомство с различными приёмами работы в технике гризайль для получения тоновых отношений.
Практика:Использование брашпена в соответствии с творческим замыслом, правила пользования, смена картриджа. Выполнение эскизов. Использование различных художественных материалов живописи. Рисование мыльными пузырями. Техника по-сырому, граттаж. Набрызг. Рисование по точкам. Выполнение этюдов овощей, грибов, цветов, листьев, веток. Зарисовки птиц, понятие пропорции.
Основы изобразительного творчества
Теория: Знакомство с красками художника: акварель. Основные цвета, составные цвета. Плоскостное и объёмное изображение. Передача плоской фигуры цветом, а объёмной фигуры — светотенью.
Знакомство с художественными приёмами: заливка (плавные переходы цветов), стирание границ (между двумя красками), мазки (цветовая мозаика).
Понятия о смешивании цвета и использовании их оттенков для создания выразительных образов.
Цвет вокруг нас. Теплые и холодные цвета. Изображение цветов. Знакомство со смешанными техниками. Красота линий и пятен.
Практика: этюдная работа в техниках: сфумато, лессировка, импасто, монотипия, гризайль, рисование солью, рисование отпечатком кисти, рисование фольгой, рисование шерстью, роспись по дереву.
Промежуточная аттестация. Выставка творческих работ
Теория: принципы выполнения изображений в нетрадиционных техниках.
Практика:выполнение творческой работы и представление её на выставку.
Свойства и состав холодного фарфора. Различия между глиной и холодным фарфором.
Практика:Лепка из холодного фарфора (создание несложных изделий). Техника безопасности при работе с фарфором. Изготовление поделок и сувениров.
Анализ достижений. Подведение итогов.
Учебный план второго года обучения
Содержание учебного плана второго года обучения
Теория: правила поведения в учреждении. Знакомство с планами на будущий год. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.
Техники изобразительного творчества
Теория:знакомство с художественными материалами и инструментами: гуашь, тушь, перо. Многослойность мазков, смешивание цветов. Знакомство с понятиями: «линия», «штрих», «пятно». Плоскостное и объёмное изображение. Понятие пропорции. Закрепление теплых и холодных цветов. Знакомство с различными техниками рисования: фольгой, манкой, мыльными пузырями, солью, свечой, мастихином.
Понятия: симметрия, асимметрия. Виды и жанры изобразительной деятельности;
Правила выполнения зарисовок и этюдов первоплановых элементов пейзажа (листьев, цветов, веток).
Передача объёма изображения, светотени, падающей тени в техниках: сфумато, лессировка, импасто, граттаж, набрызг, гризайль, по-сырому, сепия, монотипия, кляксография, эбру. Рисование отпечатком кисти, рисование по точкам, рисование шерстью, роспись по дереву.
Правила и последовательность ведения работы в смешанной технике (гуашь и черный маркер).
Практика:сюжетные изображения в техниках: сфумато, лессировка, импасто, граттаж, набрызг, гризайль, по-сырому, сепия, монотипия, кляксография, эбру. Рисование отпечатком кисти, рисование по точкам, рисование шерстью, роспись по дереву.
Рисунок цветового круга, с основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета.
Выполнение симметричных и асимметричных работ. Первоплановые элементы пейзажа (листьев, цветов, веток). Правила выполнения и передачи объема.
Итоговая аттестация. Презентация творческих работ
Теория:принципы выполнения изображений в нетрадиционных техниках.
Практика: выполнение творческих работ и их защита.
4. Техника работы с фоамираном
понятие «фоамиран», технология выполнения. Соотношение и подбор цветов. Приёмы работы с фоамираном. Правила безопасности при работе с инструментами.
Практика: подбор цвета и материала, скручивание базовых форм, создание из них композиций. Знакомство с техникой декорирования, тонировка изделий.
Анализ достижений. Подведение итогов. Выставка творческих работ.
При реализации программы проводится входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль за усвоением пройденного материала обучающимися.
Входной контроль проводится при зачислении ребёнка на обучение по программе с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы. Входной контроль проводится в форме собеседования, или анкетирования, или мониторинга.
Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления правильности применения теоретических знаний на практике. Текущий контроль может быть реализован посредством следующих форм: наблюдение, индивидуальные беседы, творческие работы, проблемные (ситуативные) задачи, практические работы и т. д. Комплексное применение различных форм позволяет своевременно оценить, насколько освоен обучающимися изучаемый материал, и при необходимости скорректировать дальнейшую реализацию программы.
Промежуточный контроль проводится в рамках процедуры промежуточной аттестации в конце первого учебного года с целью выявления уровня сформированности образовательных компетенций и подготовки к итоговой аттестации в форме выставки творческих работ.
Итоговый контроль проводится в рамках процедуры итоговой аттестации. Процедура итоговой аттестации организуется в конце второго учебного года форме презентации творческих работ.
Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации прилагается (Приложение 1).
Календарный учебный график
первый год обучения
второй год обучения
Образовательный потенциал программы позволит сформировать у обучающихся по окончании первого года обучения первого модуля «Радуга» следующие компетенции:
обучающиеся будут знать:
художественные материалы (холодный фарфор, тонированная бумага и др.);
разнообразные техники рисования: сфумато, лессировка, импасто, по-сырому, набрызг, граттаж, кляксография, монотипия, гризайль, рисование солью, по точкам (пуантилизм), рисование отпечатком кисти, рисование мыльными пузырями, рисование фольгой, рисование свечей, роспись по дереву, их применение и выразительные возможности;
основные и составные, тёплые и холодные цвета;
понятия «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», композиция».
обучающиеся будут уметь:
работать с разнообразными техниками рисования: сфумато, лессировка, импасто, по-сырому, гризайль, сепия, пуантилизм, набрызг, граттаж, кляксография, монотипия, рисование отпечатком кисти, рисование мыльными пузырями, рисование фольгой, роспись по дереву;
использовать разнообразные выразительные средства художественных материалов в соответствии с творческим замыслом;
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
выполнять рисунок по памяти, по представлению и по воображению;
выполнять полуобъемные изделия, конструктивные и пластические способы лепки.
обучающиеся будут владеть навыками:
работы с различными художественными материалами графики и живописи;
смешения цветов, размещения изображения в зависимости от листа бумаги;
представлять свои творческие работы на конкурсах, выставках и т.д.;
проявлять фантазию, творческое воображение при создании творческих работ;
планировать свою деятельность; содержать в порядке своё рабочее место;
обучающиеся будут проявлять:
терпение, усидчивость, аккуратность.
Образовательный потенциал программы позволит сформировать у обучающихся по окончании второго года обучения второго модуля «Палитра» следующие компетенции:
художественные материалы (холодный фарфор, тонированная бумага, мастихин, фоамиран и др.);
разнообразные техники рисования: эбру, сфумато, лессировка, импасто, по-сырому, сепия, набрызг, граттаж, кляксография, монотипия, гризайль, рисование солью, по точкам (пуантилизм), рисование отпечатком кисти, рисование мыльными пузырями, рисование шерстью, рисование фольгой, рисование свечей, роспись по дереву, их применение и выразительные возможности;
основные и составные, тёплые и холодные цвета.
работать с разнообразными техниками рисования: эбру, сфумато, лессировка, импасто, по-сырому, гризайль, сепия, пуантилизм, набрызг, граттаж, кляксография, монотипия, рисование солью, манкой, рисование отпечатком кисти, рисование мыльными пузырями, рисование шерстью, рисование фольгой, рисование свечей, роспись по дереву;
передавать в рисунках формы, пропорции, объем, перспективы, светотени, композиции;
выполнять рисунок по памяти, по представлению и по воображению.
работы с различными художественными материалами графики и живописи, работы в различных жанрах изобразительного искусства;
создания художественных изделий из фоамирана.
проявлять образное мышление, фантазию, творческое воображение при создании творческих работ;
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы и достижений обучающихся необходимы следующие условия:
Учебный кабинет (столы, стулья, мольберты, полки для детских работ, стенды), инструментами и материалами (карандаши простые и цветные, краски акварельные и гуашевые, кисти разных размеров); для хранения лучших детских работ — специальные стеллажи.
Техническое оснащение: для демонстраций видеоматериалов и презентаций, музыкальный центр для прослушивания аудиозаписей;
Наглядные пособия: «Природные формы», «Времена года», «Азбука рисования», «Техника и характер штриховки», «Линия и образ», «Азы композиции», «Линейная и воздушная перспектива», «Поэтапная работа над натюрмортом», «Формы и строение предметов», «Пропорции головы человека», «Использование различных техник в работе над портретом»;
Карточки для демонстраций по темам: «Безопасность дорожного движения», «Противопожарная», «Здоровый образ жизни», «Образ дерева», «Мир животных», «Мир растений», «Рисуем фрукты», «Рисуем овощи»;
Натюрмортный фонд (Предметы быта: вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы); деревянные (шкатулки, разделочные доски); керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы). Предметы декоративно-прикладного искусства (расписные доски, хохломская посуда, образцы народной игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы). Муляжи (грибы, фрукты, овощи). Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – драп, бархат, шелк, ситец, холст).
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
Бумага формата А4, А3, А1.
Восковые, пастельные мелки.
Трубочки для коктейля.
Ванночки с поролоном.
Непроливайка для воды.
Кисти круглые и плоские разного размера.
Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
Клей ПВА, клей карандаш.
Аптечный парафин или восковые свечи.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования — руководитель творческого объединения «Акварелька» — должен соответствовать требованиям единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», должностной инструкции педагога дополнительного образования МАУДО «Центр технического творчества»; владеть знаниями основ изобразительной грамоты, декоративно-прикладного искусства, основ дизайна.
В 2020-2021 учебном году дополнительную общеразвивающую программу «Акварелька» реализует педагог дополнительного образования Китаева Альбина Мирзабековна, имеющая среднее профессиональное образование (1996 г., Избербашское педагогическое училище, специальность – изобразительное искусство, специализация «Искусство живописи»), высшее профессиональное образование (2005 г., Университет Российской Академии Образования, г. Москва, специальность – учитель начальных классов).
Курсы повышения квалификации:
2018 г. — СКИРО ПК и ПРО «Деятельность учителя ИЗО в условиях реализации ФГОС и введения профстандарта педагога», 72 часа, г. Ставрополь;
2019 г. — ООО «Центр инновационного образования и воспитания», «Основы обеспечения инновационной безопасности детей», 22 часа, г. Ставрополь;
2019 г. — ООО «Центр инновационного образования и воспитания», «Формирование и развитие общепользовательской ИКТ компетентности педагогического работника в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта», 19 часов, г. Саратов;
2019 г. — Академия – Айти. «Оказание первой доврачебной помощи в образовательных учреждениях». 19 часов, г. Москва;
2020 г. — Единый урок. «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых вирусных инфекций в общеобразовательных организациях», 16 часов, г. Саратов.
2020 г. – ГАУ ДПО ЯНАО Региональный институт развития образования. «Современные образовательные технологии в контексте модернизации системы дополнительного образования детей», 72 часа, г. Салехард;
ООО «Центр инновационного образования и воспитания», тема «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», 36 ч., г. Саратов 2021;
ООО «Центр инновационного образования и воспитания», тема «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требования к образовательным организациям согласно СП 2.4.3648-20», 36 ч., г. Саратов 2021.
Диагностика результатов освоения программы
Способом определения результативности реализации программы служит мониторинг образовательного процесса. Процедура мониторинга проводится в начале, в середине и в конце учебного года на основе диагностических методик определения уровня развития ключевых и специальных компетентностей, контрольных опросов, тестирования и педагогического наблюдения.
Критериями эффективности реализации программы являются динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся, предметно-деятельностных компетенций.
Основные критерии освоения содержания программы
Форма обучения — очная.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Формы организации образовательной деятельности — занятия организуются с учетом разного уровня подготовки детей, возрастных и гендерных особенностей контингента объединения; предусматривают коллективную, групповую и индивидуальную формы работы.
Формы организации образовательной деятельности — выбор формы организации учебного занятия зависит от содержания учебного материала, подготовки обучающихся и результата, который должен быть получен по итогам изучения того или иного материала. Диапазон форм, которые могут быть использованы для организации учебного занятия в дополнительном образовании, широк. Остановимся на нескольких, которые представляются нам наиболее целесообразными и эффективными для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Акварелька»:
беседа–применяется с целью активизации умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее;
учебное занятие – основная форма образовательной деятельности, используется педагогом, ограниченная временными рамками, при изучении нового учебного материала, закреплении знаний и способов деятельности, а также при проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности (если нецелесообразно использовать нетрадиционные формы);
творческая мастерская – нетрадиционная форма организации образовательной деятельности; используется педагогом для того, чтобы обучающиеся овладели новой учебной информацией, знаниями опытным, экспериментальным путём или в ходе исследования технического материала;
– нетрадиционнаяформа организации образовательной деятельности, в процессе которой обучающиеся, посещая интересные места (реальные, виртуальные, воображаемые) в игровой форме получают новые знания, умения и навыки, формируют новые компетенции;
комбинированное занятие –форма образовательной деятельности, направленная на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей ребенка. Это совместная работа педагога и обучающихся, результатом которой является творческий продукт;
занятие-сказка — нетрадиционная форма организации образовательной деятельности, в ходе которой обучающиеся погружаются в сказочный сюжет, фантазируют действия, занятие организуется по закономерностям сказки;
занятие-фантазия – нетрадиционная форма организации образовательной деятельности в ходе, которого обучающиеся мысленно создают несуществующие образы, воплощая их в изобразительных работах;
презентация творческих работ – нетрадиционнаяформа организации образовательной деятельности, в ходе которой обучающиеся представляют свои творческие работы;
выставка творческих работ – демонстрация готовых изделий, творческих работ;
виртуальная экскурсия – посещение музея, сайта или портала целью знакомства с работами известных художников и мастеров, в онлайн/оффлайн режимах;
творческая лаборатория – нетрадиционная форма организации образовательной деятельности, в ходе которой обучающиеся овладевают новой учебной информацией, знаниями опытным, экспериментальным путём или в ходе исследования технического материала на творческих площадках.
технология разноуровневого обучения используется в настоящей программе для обеспеченияусвоения учебного материала на разных уровнях сложности: стартовом, базовом и продвинутом (подробная информация по дифференциации уровней представлена в разделе «Уровни программы»); глубина и сложность одного и того же учебного материала адаптируется относительно возможностей и темпа развития каждого обучающегося;
технология сотрудничества (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия, обучающихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения образовательных задач. В качестве традиционных приёмов данной технологии используется диалогическая, парная, групповая работа, нетрадиционных форм организации учебного процесса: игровые формы, творческая мастерская, «конструкторское бюро»;
технология проектного позволяет педагогу ориентировать обучающихся на самостоятельную поисковую, исследовательскую, рефлексивную, практическую, презентативную работу, результат которой имеет практический характер, важное прикладное значение, интересен и значим для обучающихся;
, используемые в программе, направлены на создание максимально возможных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и на развитие осознанного отношения обучающихся к здоровью и жизни человека, на развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье, на формирование валеологической компетентности, позволяющей обучающемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения
игровая технология – совокупность методов и приёмов организации образовательной деятельности в форме различных педагогических игр. Игровые приёмы и ситуации выступают как средство побуждения стимулирования к деятельности и как средство ознакомления обучающихся с той или иной жизненной (практической) ситуацией и способами поведения в ней.
наблюдение – педагог опосредованно контролирует выполнение того или иного задания обучающимися, при необходимости вносит коррективы;
самоконтроль — обучающийся самостоятельно проверяет свою работу по образцу, памятке или инструкции;
взаимоконтроль – обучающийся проверяет работу, выполненную другим обучающимся, по образцу, памятке или инструкции;
творческая работа — задание, для выполнения которого обучающийся должен применить нестандартное решение;
анализ творческих работ – обучающимся предлагается обсудить выполненную работу, отметив её достоинства и недостатки;
беседа – вопросно-ответный метод контроля; применяется с целью активизации умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее;
выставка творческих работ – представление обучающимися выполненных работ.
Примерный план проведения учебного занятия:
Орг. момент. Проверка готовности детей к занятию. Приветствие и настрой на работу. 2 мин.
Проверка домашнего задания — творческого, практического (при наличии), установление тематической связи с учебным материалом. 5 мин.
Изучение нового материала: новой техники, приёма, упражнения и т.д. 10 мин.
Физ. минутка (смена вида деятельности). 3 мин.
Самостоятельная (практическая) работа обучающихся. Закрепление знаний и способов действий. Практические задания. Тренировочные упражнения. 15 мин.
Физкультминутка (смена вида деятельности). 3 мин.
Итог занятия: подведение результатов работы, оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (при необходимости). Рефлексия. 7 мин.
Информационное обеспечение программы
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242;
Устав МАУДО «Центр технического творчества»
Крулехт М. «Дошкольник и рукотворный мир». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр: Воспитательная работа с дошкольниками. Мастерим своими руками.
Крулехт М. «Самоделкино: Образоват. программа и педагогическая технология досуговой деятельности девочек и мальчиков ». Детство-Пресс, 2004. Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр: Мастерим своими руками. Художественное развитие дошкольников.
Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью». Детство-Пресс, 2013. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н. А. «Знакомим с жанровой живописью». Детство-Пресс, 2007. Серия: Библиотека программы «Детство»
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 2013
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 2015
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 2013г
Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.
Электронный каталог учебных изданий http://www.ndce.ru/
Русский музей http://www.rusmuseum.ru/
Приложение № 1
промежуточной и итоговой аттестации по дополнительной общеразвивающей модульной программе«Акварелька»
Проведение промежуточной аттестации обучающихся
Цель промежуточной аттестации: анализируя уровни развития способностей обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы «Акварелька», выявление приоритетных направлений в обучении для того или иного ребенка.
Задачи промежуточной аттестации:
определить уровень сформированности навыков (компетенций) учебной деятельности в области знаний дополнительной общеразвивающей программы «Акварелька»;
создать условия для представления обучающимися творческого(-их) продукта(-ов), созданных в результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «Акварелька»;
проанализировать актуальность содержания дополнительной общеразвивающей программы «Акварелька» мости внести изменения, соответствующие уровню развития науки, культуры, технологий и социальной сферы.
Формы проведения промежуточной аттестации:
К прохождению промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, освоившие материал программы «Акварелька».
Промежуточная аттестация для обучающихся проводится в форме выставки творческих работ.
Задание для творческой работы: выполнение рисунка (по выбору обучающегося) в соответствии с одной из техник рисования: сфумато, лессировка, импасто, по-сырому, набрызг, граттаж, кляксография, монотипия, гризайль, рисование солью, по точкам, рисование отпечатком кисти, рисование мыльными пузырями, рисование фольгой, роспись по дереву;
Требования к выполнению творческой работы:
— соответствие выбранной технике;
— целостность композиции;
— аккуратность оформления.
«зачтено» – творческая работа выполнена в соответствии с выбранной техникой; композиция работы закончена; оформление работы аккуратно.
«не зачтено» – в выбранной технике исполнения творческой работы присутствуют нарушения; композиция творческой работы не целостна; работа оформлена неаккуратно или творческая работа не представлена.
Проведение итоговой аттестации обучающихся
2.1 Цель итоговой аттестации: отслеживание уровня развития способностей обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы «Акварелька», выявление приоритетных направлений в обучении для того или иного ребенка.
Задачи итоговой аттестации:
проанализировать полноту реализации дополнительной общеразвивающей программы «Акварелька»;
проанализировать актуальность содержания дополнительной общеразвивающей программы «Акварелька», при необходимости внести изменения, соответствующие уровню развития науки, культуры, технологий и социальной сферы.
Формы проведения итоговой аттестации:
К прохождению итоговой аттестации допускаются все обучающиеся, освоившие материал по дополнительной общеразвивающей программе «Акварелька».
Итоговая аттестация для обучающихся проводится в форме презентации творческих работ.
На презентацию обучающийся представляет три творческие работы (рисунки). Обучающийся самостоятельно выбирает жанр и тему работ.
— соблюдение правил выбранного жанра;
— соблюдение правил композиции;
— соответствие цветового решения правилам живописи;
Требования к презентации:
— указание темы и жанра работы;
— представление этапов работы;
— пояснение цветового решения;
— понимание сути заданных вопросов, умение ответить на них.
«зачтено» – творческие работы выполнены в соответствии с правилами выбранного жанра; соблюдены правила композиции; цветовое решение соответствует правилам живописи; работа оформлена аккуратно; обучающийся свободно представляет творческие работы (называет тему, жанр работы, раскрывает её цветовое решение) и отвечает на вопросы;
«не зачтено» – в творческих работах нарушены правила выбранного жанра; не соблюдены правила композиции; цветовые решения не соответствуют правилам живописи; оформление неаккуратно; обучающийся затрудняется в представлении творческих работ или творческие работы не представлены.