Концепция модернизация российского
образования до 2010 года направлена на создание
условий для повышения качества образования.
Каждое образовательное учреждение стремится
достичь высоких показателей качества обучения,
воспитания и социализации учащихся.
Приоритетным национальным проектом
“Образование” особое внимание уделяют
деятельности классного руководителя. Наиболее
сложной педагогической проблемой является
определение эффективности деятельности
классного руководителя по организации
воспитательного процесса в классе. В ходе работы
городской экспериментальной площадки “Оценка
качества образования” в МОУ СОШ № 2 эта тема
стала одним из направлений исследования.
Эффективность педагогического
процесса характеризует степень успешности
функционирования педагогической системы в
достижении цели. Следовательно, прежде чем
определять результативность деятельности,
необходимо точно определить цели и задачи
классного руководителя, его функции и формы
работы.
С целью определения данных задач в
школе № 2 г. Калининграда было проведено
заседание МО классных руководителей, на котором
были рассмотрено Письмо МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г.
“Методические рекомендации об осуществлении
функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных
общеобразовательных учреждений субъектов
Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений”, в котором
отражены основные функции деятельности
классного руководителя.
Определив основные направления
деятельности классных руководителей, в школе
проведен педагогический совет “Роль классного
руководителя в реализации НП “Образование”, на
котором учителя выделили проблему – как оценить
эффективность воспитательной работы. Это
послужило первым шагом к введению в школе
рейтинговой оценки деятельности учителя.
Педагоги в ходе деловой игры выработали
критерии, по которым необходимо оценивать работу
воспитателей. Эффективность осуществления
функций классного руководителя можно оценивать
через деятельность и результативность.
“Критерии результативности отражают
тот уровень, которого достигают обучающиеся в
своем социальном развитии (уровень общей
культуры и дисциплины обучающихся, их
гражданской зрелости). Критерии деятельности
позволяют оценить реализацию управленческих
функций классного руководителя” (из Письма МО РФ
№ 21 от 03.02. 2006 г.). В ходе экспериментальной работы
нами были выделены следующие критерии и
разработан инструментарий:
Оценка результативности деятельности
классных руководителей
Для оценки деятельности классного
руководителя была составлена карта:
Оценка деятельности классного
руководителя_____ класса МОУ СОШ № 2 за ____
1. Классные мероприятия
3.Участие в районных, городских,
региональных мероприятиях (непосредственное
участие классного руководителя)
4. Социальная защита детей и
профилактика правонарушений
5. Учебная деятельность класса
6. Классное самоуправление
7.Участие классного руководителя в
профессиональных конкурсах, творческих
мастерских, связанных с воспитательной
деятельностью (указать названия)
Зам по ВР______________________
Разработанная модель и технология
мониторинга эффективности деятельности
классного руководителя может быть реализована в
любом образовательном учреждении для оценки
качества воспитательного процесса.
Подсчитайте сумму баллов в каждой колонке:
А = 3 балла
Б = 2 балла
В = 1 балл
Найдите общую сумму баллов в трех колонках:
Найдите среднее арифметическое:
Если Вы получили:
Х = 36 – 42, то у Вас высокий уровень работы
Х = 25 – 35, то у Вас средний уровень работы
Х = 14 – 24, то у Вас низкий уровень работы
Классное руководствоОсуществление классного руководства
педагогическими работниками государственных
образовательных учрежденийОбщие положенияВоспитательная работа среди
обучающихся является одним из приоритетных
направлений деятельности образовательных
учреждений.Основными целями образовательного
учреждения являются формирование общей культуры
личности обучающихся, их успешная социализация в
обществе и адаптация на рынке труда, воспитание
гражданственности, духовности, инициативности и
самостоятельности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, формирование здорового образа жизни.Задачей образования является создание
условий для воспитания, становления и
формирования личности обучающегося, для
развития его склонностей, интересов и
способности к социальному самоопределению.Воспитательные функции в
общеобразовательном учреждении выполняют все
педагогические работники. Однако основная роль в
решении задач воспитания принадлежит классному
руководителю.В соответствии с п. 66 Типового
положения об общеобразовательном учреждении,
утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196
«на педагогического работника с его согласия
могут возлагаться функции классного
руководителя по организации и координации
воспитательной работы с обучающимися в классе».Классный руководитель назначается с
согласия педагогического работника приказом
руководителя общеобразовательного учреждения
на основании решения педагогического совета.Контроль за деятельностью классного
руководителя осуществляет заместитель
руководителя общеобразовательного учреждения
по воспитательной работе.Класс – это группа обучающихся, как
правило, одного возраста, осваивающих одну
образовательную программу в соответствии с
учебным планом общеобразовательного учреждения.
Наполняемость классовВ соответствии с Типовыми положениями
о типах образовательных учреждений
наполняемость класса должна составлять:Цели и задачи деятельности классного
руководителяЦель деятельности классного
руководителя – создание условий для
саморазвития и самореализации личности
обучающегося. Задачи классного руководителя:1) формирование и развитие
коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися
в классе;
3) создание благоприятных
психолого-педагогических условий для развития и
нравственного формирования личности каждого
ребенка, его самоутверждения, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
4) организация системы отношений детей через
разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися,
обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8) формирование нравственных смыслов и
духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой
деятельности обучающихся.Функции классного руководителяДеятельность классного руководителя
– целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе устава
образовательного учреждения, иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной
жизни, на основе личностно ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом
общеобразовательного учреждения, и ситуации в
коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.Для педагогически грамотного,
успешного и эффективного выполнения своих
функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с
детьми конкретного возраста, быть
информированным о новейших тенденциях, способах
и формах воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.В своей деятельности классному
руководителю необходимо учитывать уровень
воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни.1. Организационно-координирующиеРазработка плана деятельности
классного руководителя исходя из анализа,
состояния и перспектив развития классного
коллектива. Прогнозирование результата
воспитывающей деятельности.Установление контактов с родителями
(законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога,
педагога дополнительного образования).Взаимодействие с педагогическими
работниками и иными работниками
общеобразовательного учреждения.Организация в классе
образовательного процесса, оптимального для
развития положительного потенциала личности
обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива.Организация воспитательной работы с
обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий.Стимулирование и учет разнообразной
деятельности обучающихся, в том числе через
систему дополнительного образования детей
(вовлечение в кружки, конкурсы, викторины,
олимпиады, смотры, организацию экскурсий,
посещение театров, выставок).Взаимодействие с общественными
организациями, советом ветеранов, заслуженными
работниками образования.Защита, сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей:– сотрудничество с медицинским
персоналом школы;
– организация просветительской работы
с обучающимися, учителями и родителями;
– воспитание позитивного отношения к урокам
физкультуры и занятиям спортом.Организация изучения обучающимися
правил по охране труда, правил дорожного
движения, безопасного поведения в городе, в быту,
на воде.Обеспечение охраны и защиты прав
обучающихся, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей). Сотрудничество с
социальным педагогом.Выявление, учет и работа с детьми
социально незащищенных категорий.Работа с детьми, подростками и
семьями, находящимися в социально опасном
положении.Содействие профессиональному
самоопределению выпускников, осознанному выбору
ими профессии.Ведение документации: классного
журнала, личных дел обучающихся, осуществление
проверок дневников, разработок методических
материалов мероприятий.Еженедельное проведение классных
часов и родительских собраний раз в четверть.Организация дежурства по классу,
образовательному учреждению, столовой,
коллективная уборка школы, помощь детей в
ремонте образовательного учреждения.Соблюдение санитарного состояния
прикрепленного кабинета.Забота о внешнем виде воспитанников.Оперативное извещение администрации
школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по
оказанию первой доврачебной помощи.Взаимодействие с каждым обучающимся
и коллективом класса в целом.2. КоммуникативныеРегулирование межличностных
отношений между обучающимися.Установление взаимодействия между
педагогическими работниками и обучающимися.Содействие общему благоприятному
психологическому климату в классе.Оказание помощи обучающимся в
формировании коммуникативных качеств. Помощь в
решении проблем, возникающих в общении с
товарищами, учителями, родителями.3. Аналитико-прогностическиеИзучение индивидуальных
особенностей обучающихся и динамики их развития.Направление самовоспитания и
саморазвития личностей обучающихся.Определение состояния и перспектив
развития классного коллектива.4. КонтрольныеКонтроль за успеваемостью каждого
обучающегося.Контроль за посещаемостью учебных
занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителяВ соответствии со своими функциями
классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:индивидуальные (беседы, консультации,
совместный поиск решения проблемы и др.);групповые (творческие группы, органы
самоуправления и др.);коллективные (конкурсы, спектакли,
концерты, походы, слеты, соревнования и др.).При выборе форм работы с обучающимися
целесообразно руководствоваться следующим:определять содержание и основные
виды деятельности в соответствии с задачами,
стоящими перед общеобразовательным учреждением;учитывать принципы организации
образовательного процесса, возможности,
интересы и потребности обучающихся, внешние
условия;обеспечивать целостность содержания,
форм и методов социально значимой, творческой
деятельности обучающихся класса.Критерии оценки деятельности
классного руководителя
1. Критерий результативностиОтражает уровень социального развития
обучающихся:уровень общей культуры и дисциплины,
гражданской зрелости, нравственности,
воспитанности учащихся;успеваемость учеников класса
(высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и
повышения (с учетом реальных возможностей
класса);комфортный психологический климат
обучающихся.2. Критерии деятельностиПозволяют оценить реализацию
управленческих решений классного руководителя:наличие установленной для классного
руководителя документации;ведение документации в соответствии
с требованиями:– план воспитательной работы,
постановка конкретных задач воспитания и их
реализация, анализ и оценка результатов работы;
– классный журнал с регистрацией поручений и
занятости учащихся в кружках и секциях;
– регулярный учет в журнале посещаемости
уроков в классе, контроль за пропусками уроков;
– психолого-педагогические карты изучения
личностей учащихся.Организация воспитательной работы с
обучающимися:– массовые воспитательные дела
класса;
– участие классного коллектива в общих делах
школы;
– организация участия классного коллектива
во внешкольных мероприятиях (районные, городские
конкурсы, экскурсии);
– развитие ученического самоуправления;
– социальная защищенность учащихся;
– умение разрешать конфликты (ученик-ученик,
ученик-учитель);
– вовлечение каждого ученика в значимую для
него и окружающих деятельность.Активная деятельность классного
руководителя:– участие в мероприятиях по
воспитательной работе и обмену опытом в рамках
образовательного учреждения, района, округа и
города;
– профессиональное общение с педагогическими
работниками, взаимодействующими
с обучающимися в данном классе, другими
участниками образовательного процесса и
общественностью.Работа с родителями:– организация совместных с
родителями мероприятий;
– изучение семей учащихся и организация
индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в
педагогической поддержке.
«ОБ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность
осуществления функций классного
руководителя можно оценивать на основании
двух групп критериев: результативности
и деятельности.
Критерии
результативности
отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии.
Критерии
деятельности
позволяют оценить реализацию управленческих
функций классного руководителя
(организация воспитательной работы с
обучающимися; взаимодействие с
педагогическими и иными работниками
общеобразовательного учреждения,
родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по
воспитанию, обучению, творческому
развитию обучающихся)103.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
Свидетельством
эффективности воспитательной работы
являются:
Свидетельством
успешности деятельности классного
руководителя являются:
Соседние файлы в папке ТМВ СГИ ОЗО
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Соседние файлы в папке смирнов тмв
Эффективность деятельности классного руководителя: критерии, формы, ресурсы
Воспитательная работа классного руководителя в школе является неотъемлемой частью общего учебного процесса образовательного учреждения. Классными руководителями могут быть учителя-предметники и другие школьные специалисты, которые занимаются организацией жизни учеников небольшой группы — класса в рамках школы: организация жизни класса, воспитательная работа с родителями учеников, создание комфортной психологической среды, развитие личности каждого ученика, сохранение и укрепление здоровья учеников. Воспитательная работа — основной вид профессиональной деятельности учителя, работающего в школе. Эффективность всего процесса обучения в учебном заведении зависит от эффективности работы каждого классного руководителя в школе. Поэтому эффективность деятельности классного руководителя — важный показатель педагогической деятельности. Вопросы оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя являются актуальными для педагогической науки.
Определить эффективность работы классного руководителя невозможно без изучения результатов его деятельности, так как эффективность определяется соотношением поставленных целей, т. е. прогнозируемого результата и реально достигнутого.
Под результатами процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними, данном случае это могут быть изменения:
— в учащихся класса, т.е. в их воспитанности, социальности, профессиональной
— в коллективе класса, т. е. в отношениях между детьми, в уровне развития самоуправления;
— в отношениях между классным руководителем и школьниками;
— во взаимодействиях между классным руководителем и родителями, родителями и детьми, классным руководителем и учащимися класса, педагогами школы;
— в профессионализме, педагогическом мастерстве классного руководителя.
Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью работы классного руководителя мы понимаем соответствие степени достижения запланированного результата затраченным педагогическим усилиям и средствам.
Изучение результатов и эффективности работы выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом педагогом решается ряд задач:
а) выявление реального состояния процесса, осуществляемое с помощью педагогического «среза», в ходе которого изучаются состояние и результативность работы с учетом поставленных задач, конкретных критериев и показателей;
б) анализ изменений, происшедших в педагогическом процессе; изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;
в) выявление возможностей развития педагогического процесса; изучение его исходного состояния и динамики является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования;
г) определение эффективности влияния работы классного руководителя на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
Исходя из того, что эффективность деятельности классных руководителей определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности, их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся, для оценки эффективности можно использовать следующие две группы критериев оценки:
1) критерии оценки процесса деятельности,
2) критерии оценки результативности.
Группа критериев результата должна ответить на вопрос «как сделано?». Эти критерии направлены на оценку следующих показателей: педагогических условий, требований образовательного учреждения, соблюдения дисциплины, качества личности. Группа критериев процесса должна ответит на вопрос «что сделано?», они охватывают следующие аспекты: объем и содержание работы; необходимость, достаточность и целесообразность воспитательных мероприятий, проводимых классным руководителем; распределение мероприятий по времени в учебном году; активность учащихся.
В настоящее время ряд исследователей выделили определенный комплекс критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей. Например, О.В. (КГУ, г. Кострома) выделяет в качестве основных критериев оценки эффективности показатели, связанные с профессиональными компетенциями педагога (результаты деятельности, способность к оценке деятельности учеников, культура речи педагога, взаимоотношения педагога с родителями учащихся, с другими педагогами, с администрацией школы и др.). И.В. определены пять критериев эффективности воспитательной работы классного руководителя: а) способность к реализации воспитательной работы в классе; б) уровень развития ученического классного коллектива; в) качество организации классных воспитательных мероприятий; г) нравственных качеств выпускников этого классного руководителя; д) привлечение к воспитательной работе родителей учеников.
оценки процесса деятельности в методических рекомендациях
как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, , сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;
как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
В оценке результатов (эффективности) классного руководства рекомендовано использовать в качестве критериев три уровня конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся:
о системе ценностей гражданина России;
позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
обсуждения на заседании методического объединения классных руководителейкритерии, по которым необходимо оценивать работу
Организация воспитательной деятельности
количество проведенных внеклассных тематических мероприятий за отчетный период
количество посещений учреждений культуры, экскурсий, походов
Участие класса в общешкольных мероприятиях;
Участие класса в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
Взаимодействие с родителями
кол-во родительских собраний, % присутствия;
рейды в семьи;
беседы с родителями;
Методическая деятельность классного руководителя
Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью
Организация ученического самоуправления в классе
уровень развития ученического самоуправления в классе
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе
Отношение учащегося к основным сторонам жизнедеятельности в школе
Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания
Определенные критерии и показатели помогут оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей представителям администрации школы, родителям, другим педагогам школы и самими классными руководителями.