Объективность оценки и качества знаний учащихся на современном этапе развития образования

Для
формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к
объективной оценке образовательных результатов рекомендуется применять
следующие меры:

— реализовывать в приоритетном
порядке программы помощи  помощи учителям,
имеющим профессиональные проблемы и дефициты, ликвидация проблем с организацией образовательного процесса и т.п.; во всех перечисленных
случаях применять меры административного воздействия, только если программы
помощи не приводят к позитивным сдвигам в результатах;

— использовать для оценки
деятельности педагога результаты, показанные его учениками (в независимых
оценочных процедурах) только по желанию
педагога;

— способствовать повышению
заинтересованности ОО в использовании объективных результатов региональных и
федеральных оценочных процедур;

— проводить разъяснительную работу с педагогическими работниками, обучающимися и родителями (законными представителями) по вопросам
повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации
перечисленных выше мер.

Элементами
такой системы в МАОУ СОШ№9 являются:

— положение о внутренней системе
оценки качества подготовки обучающихся;

— система регулярных независимых
оценочных процедур, объективность результатов которых обеспечивает руководство
ОО;

— принятые в ОО прозрачные критерии
внутришкольного текущего и итогового оценивания, обеспечивающие справедливую
непротиворечивую оценку образовательных результатов обучающихся;

— непрерывный процесс повышения
квалификации учителей в области оценки результатов образования, включающий не
только обучение на курсах повышения квалификации, но и внутришкольное обучение
и самообразование;

— проведение учителями и
методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами
оценочных процедур.

«Объективность оценки качества знаний учащихся  в начальной школе».

Очень часто от родителей учащихся и других мы можем услышать, что учитель поставила ребенку отметку, которую он не заслужил. Многие считают, что оценивать качество знаний учащихся в современном мире очень легко. Но мало кто задумывался над тем, как же учитель оценивает знания детей. Объективное оценивание даже в современном мире остается педагогической проблемой.

Как происходит оценивание детей в начальных классах нашей школы?

На этапе подготовки детей к школе, в школе будущих первоклассников «Нулевичок» существует диагностическая карта по подготовке детей к школе. Педагог заполняет ее в октябре (на этапе поступления) и в апреле (на этапе завершения обучения). Используя специальные тесты и дидактические игры, вопросы учитель ставит «+» и «-» в соответствующих колонках.

Диагностическая карта по подготовке ребенка к школе.

В 1 классе учителя осуществляют безотметочное обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Используем разные формы: «Светофор», «Хорошие слова и комплименты», «Самооценка», «Сосед по парте». При проверке прописей и тетрадей используем отметки-наклейки.

В начальных классах оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется стартовое, текущее, тематическое, промежуточное оценивание. Оценивание только критериальное. Основными критериями выступают планируемые результаты ООП НОО. Нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны педагогам и закреплены нормативным локальным актом школы «Положение о системе оценивания и нормах оценок по предметам   начального  общего образования в соответствии с ФГОС».

Оценку метапредметных результатов учащихся начальной школы осуществляется через проведение Всероссийского полиатлон-мониторинга «Политоринг» (независимая оценка качества образования). Данные результаты заносятся в Портфолио учащегося в Школе 2.0., которое является эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся как в урочное так и во внеурочное время.

Отслеживание объективности оценивания в начальной школе

При отслеживании объективности оценочных процедур используется мониторинг — это средство для определения расхождения данных. Например, если учащиеся класса показали высокий процент качества по предметам за четверть, но имеют низкие показатели за оценочные процедуры, то в данном классе проводятся срезы по предметам, а  учитель выставляется на персональный контроль администрации школы. Это делается для того, чтобы при переходе в основную школу показатели качественной успеваемости класса не были завышены.

Про ГИС СОЛО:  ГИМНАЗИЯ 1507

Отслеживание объективности выставления отметок позволяют отследить проведение региональной контрольной работы и Всероссийских проверочных работ по предметам. В данных работах недопустимо несовпадение  отметок за работу с годовыми отметками.

Также объективность отметок внешнего контроля осуществляется:

-наличием наблюдателей во время проведения оценочных процедур;

-проверка работ осуществляется комиссией учителей, не работающих в данных классах;

— обеспечением видеонаблюдения за проведением процедуры оценивания.

— едиными требованиями к проверке работ.

Своё выступление хочу закончить такими словами:

«Глубочайшим свойством человеческой природы является

Так утверждал американский философ и психолог  Уильям Джеймс.

И с этим сложно не согласится.

Наша с вами задача, как учителей — сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.

Объективность оценки на современном этапе развития образования.

Критериальное оценивание как технология преодоления необъективности оценивания.

Зачем мы оцениваем?
Чтобы выяснить,
достигнуты ли поставленные цели. Ф.Ницше: «Жить- значит оценивать»

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. 
Оценивание — это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.

– это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.

выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Учитель выставляет обучающемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.
Оценивание – это процесс измерения обученности, отметка – это результат обученности.
Что же подразумевается под понятием «объективность оценивания»?

Объективное оценивание — фундаментальная задача образования

Есть ли пути решения проблемы необъективности оценивания?

Проблемы оценочной деятельности:

Типичные ошибки оценивания

Преимущества критериального подхода к оцениванию:

Как пользоваться критериальным оцениванием?

Практическая работа.
1. Требуется разработать материалы для формирующего оценивания к уроку .

Структура измерительных материалов:

Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев

Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее (формативное) и констатирующее (итоговое) суммативное

Формативная и суммативная оценки

Критериальное оценивание позволяет

Критериальное оценивание позволяет

Критериальное оценивание позволяет

Критериальное оценивание “ЗА”

Критериальное оценивание “ПРОТИВ”

Памятка
по применению КРИТЕРИАЛЬНОГО оценивания
1. Оцениваем процесс!
2. Выставление отметки и оценивание – разные вещи!
3. Выставляя своему ученику отметку  за работу на уроке или в четверти:

«Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл ( мысли для рефлексии)

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования

Очень часто от родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки!» Почему-то многие считают, что оценивать качество знаний учащихся очень просто. И даже любой из родителей, прослушав, как отвечает ребенок, может объективно оценить его.

Со стороны кажется, что ничего сложного в этом нет. Ведь есть школьная программа, в которой четко расписано: что, в каком объеме должен знать и уметь ученик. Также есть планирование учителя, в котором подробно указано, чему на каждом уроке должен научиться ученик, что он должен узнать и уяснить. Никто из них не задумывается над тем, как же определить, усвоил ученик знания полностью или не в полном объеме? Научился он чему-нибудь или нет. Может, он все знает, но сегодня у него болит голова или зуб, поэтому он не может раскрыть свои возможности в полном объеме. Или вопрос задан так, что даже сам автор вопроса не смог бы ответить на него.

Примеров таких «может быть» и «если» — сколько угодно! Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что оценивание знаний учащихся — это все же сложнейшая педагогическая проблема.

Оценки и отметки — это та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Потому что школьная отметка — это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.

Про ГИС СОЛО:  ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ТЕЛЕФОН

Во-первых, одинаковые оценки характеризуют одинаковое качество знаний учащихся. Во-вторых, разные учащиеся получают одинаковые оценки при одинаковой успеваемости. В-третьих, в основе оценки лежит фактическая успеваемость учащихся, а не субъективное мнение учителя по отношению к ребенку.

Вроде все понятно и просто. Но на практике возникает достаточное количество проблем при проведении оценивания качества знаний учащихся. Приведем некоторые из них.

1. Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания.

За последнее время достаточно часто менялись и учебные программы, вводились новые стандарты образования, но четких критериев оценивания, которые бы отвечали всем современным требованиям, так и не появилось.

При проверке качества освоения темы, курса или его отдельных частей учитель ориентируется на свое понимание и интуицию: сколько вопросов задать, в какой последовательности, какие важны, а какие второстепенны. Все эти проблемы учитель решает сам, опираясь на свой опыт, либо опирается на методическую литературу, которой на данный момент появляется достаточно много. К сожалению, не вся литература качественна, способна реально помочь учителю, особенно молодому, не имеющему никакого опыта.

2. Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой однозначной количественной формы выражения.

3. Игнорирование учителем условий работы в классе.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто, ведя уроки в нескольких классах на параллели, учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для проверке качества знаний учащихся.

4. Субъективизм учителя по отношению к учащимся, который проявляется в следующем:

• Разделение учеников на группы («сильные», «средние », «слабые»). Достаточно часто, если ученик попал у учителя в так называемую группу «слабых», ему сложно переместиться в группу «средних», и уж тем более «сильных».

• Завышение педагогом оценок из-за желания пожалеть ребенка, угодить родителям или общественности.

• Избегание педагогами «крайних отметок» (например, 2 и 5).

• Личные качества учителя, его отношение к конкретному ребенку.

Каковы пути решения проблемы объективизации процесса оценивания?

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой человек объективно вынужден быть личностью более мобильной, информированной, критически и творчески мыслящим, а значит и более мотивирован к самообучению и саморазвитию.

Новый этап в развитии школьного образования связан с внедрением компетентностного подхода к формированию содержания и организации учебного процесса. В действующих учебных программах для 11-летней школы на принципах компетентностного подхода переструктурировано содержание предметов, разработаны результативные составляющие содержания. К каждой теме программы определены обязательные результаты обучения — требования к знаниям, умениям учащихся, которые выражаются в различных видах учебной деятельности (ученик называет, приводит примеры, характеризует, определяет, распознает, анализирует, сравнивает, делает выводы и т.п.).

Компетентностное образование ориентировано на практические результаты, опыт личной деятельности, выработку отношений, что обуславливает принципиальные изменения в организации обучения, которое становится направленным на развитие конкретных ценностей и жизненно необходимых знаний и умений учащихся. Внедрение компетентностного подхода предполагает обязательное прогнозирование результативной составляющей содержания, что требует адекватных изменений в системе оценивания знаний.

Про ГИС СОЛО:  Протокол родительского собрания по профориентации в 11 классе

В контексте этого меняются и подходы к оценке результатов учебных достижений школьников как части учебного процесса. Оценивание должно основываться на положительном принципе, что прежде всего предполагает учет уровня достижений ученика, а не степени его неудач.

Результаты учебной деятельности учащихся на всех этапах школьного образования не могут ограничиваться знаниями, умениями и навыками, целью обучения должно быть формирование компетентности, как общей способности, основанной на знаниях, опыте и ценностях личности.

Компетентности не противоречат знаниям, умениям, навыкам, они предусматривают способность осмысленно их использовать. Совершенствование образовательного процесса с учетом компетентностного подхода заключается в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных учебных и жизненных ситуациях.

Компетентность как интегрированный результат индивидуальной учебной деятельности учащихся, формируется на основе овладения ими смысловыми, процессуальными и мотивационными компонентами, его уровень оказывается в процессе оценки.

Основными функциями оценивания знаний учащихся являются:

— определяет уровень достижений каждого ученика, готовность к усвоению нового материала, что позволяет учителю соответственно планировать и излагать учебный материал;

— способствует повторению, уточнению и углублению знаний, их систематизации, совершенствованию умений и навыков;

— выясняет причины трудностей, возникающих у ученика в процессе обучения; обнаруживает пробелы в усвоенном, вносит коррективы, направленные на их устранение;

— формирует положительные мотивы обучения;

— способствует формированию умений ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, рефлексии учебной деятельности.

Недостатки существующей системы оценивания

это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Практическая значимость критериального оценивания

Инструментами измерения при оценке учебных достижений учащихся являются:

— учебные задания (задания в тестовой форме, расчетные задачи, упражнения, практические задания и т.п.);

— системы заданий, которые предъявляются учащимся в виде тестов, контрольных и практических диагностических работ, компьютерного моделирования.

Формирующее оценивание может осуществляться посредством заданий любых видов, а тематическая и итоговая диагностика предполагают использование заданий в тестовой форме.

Оценивание сформированности ключевых компетентностей учеников осуществляется при помощи интегрированных знаний – измерителей, охватывающих содержание различных  предметов и включающих решение реальных жизненных проблем  с применением освоенных способов деятельности.

Задания – измерители разрабатываются  для каждого уровня учебных достижений и включают действия учащихся, выделенные в соответствии с критериями оценивания.

Матрица- руководство для разработки заданий-измерителей  для определения различных уровней учебных достижений учащихся

На основе определения структуры и содержания требований к результатам освоения общеобразовательных программ разработана новая система оценки с использованием 12-балльной шкалы отметок. Система оценивания учебных достижений учащихся учитывает как результативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств.

Система оценивания учебных достижений реализует следующие основные подходы к решению проблемы:

, включающий учет и развитие потенциальных возможностей личности каждого учащегося посредством использования разноуровневой дифференцированной шкалы оценивания учебных достижений;

, направленный на наиболее полное выявление  возможностей и способностей личности в условиях организации самостоятельной продуктивной деятельности ученика;

, обеспечивающий решение задач  сохранения и укрепления социально-психологического здоровья детей, подростков и юношей путем создания благоприятного психологического климата в ситуации оценивания при общей интенсификации учебного процесса.

Педагогические условия, реализующие названные подходы, включают такие аспекты как:

— использование для оценивания учебных достижений объективных и личностно-значимых критериев, устанавливаемых по доступным и понятным учащимся показателям, описанным в деятельностной форме;

— применение в процессе оценки заданий разных уровней и типов, соответствующих выделенным показателям;

— обеспечение реального выбора индивидуального уровня учебных достижений.

Реализация названных условий при оценивании  способствует раскрепощению обучающегося, повышению уровня его познавательной активности, учебной мотивации, сохранению эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Оцените статью
ГИС Соло