НАЦПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

НАЦПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГИС СОЛО

Примерное время чтения: 4 минуты

Новые школы, центры для дополнительного образования и развития талантов детей, современные мастерские в колледжах и «Кванториумы» для повышения квалификации педагогов. Какие возможности дает национальный проект «Образование»?

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»

Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Число организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, выросло с 2016 года. По итогам 2018 года таких организаций – 58,3 тыс.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»

В настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. По статистике, общее число таких детей в 2018 году составило более 16,4 млн человек.

Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

До 1 сентября 2019 года Минпросвещения России утвердит целевую модель развития региональных систем дополнительного образования, которой отведена важная роль в повышении доступности качественного дополнительного образования детей.

В рамках целевой модели, в частности, планируется внедрение системы персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, который поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями.

С целью эффективного использования ресурсов, имеющихся в образовательных организациях всех типов, в том числе в учреждениях культуры и спорта, будет продолжена инвентаризация инфраструктурных, материально-технических ресурсов.

К 2022 году в образовательных организациях разных типов должны быть созданы 900 тыс. новых мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ.

К началу 2020 года появятся более 110 детских технопарков «Кванториум» с охватом от 385 тыс. детей, не менее 15 мобильных  технопарков для детей из сел и малых городов и не менее 15 центров дополнительного образования в образовательных организациях высшего образования с ежегодным охватом от 6 тыс. детей; региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи откроются еще в 16 субъектах Российской Федерации.

К 2024 году обновится инфраструктура для занятий физической культурой и спортом для 935 тысяч учащихся не менее 7000 сельских школ. С 2019 года федеральный проект охватывает и поселки городского типа.

Цель и показатели регионального проекта:обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей. Принятие участия в открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию.

Про ГИС СОЛО:  С чего начинается работа классного руководителя в классе

Построение индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта «Билет в будущее».

Обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности.

Создание детских технопарков «Кванториум».

Внедрение методологии сопровождения, наставничества и «шефства» для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

Создание условий для освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе с использованием дистанционных технологий, для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех».

Внедрение в Новосибирской области целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей.

Внедрение целевой модели функционирования коллегиальных органов управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на принципах вовлечения общественно-деловых объединений, в целях участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления образовательной организацией, в том числе обновления образовательных программ.

Вовлечение обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства».

Обеспечение к 2024 году обучающимся 5-11 классов возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения.

Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка»Федеральный проект

Победить вторые смены

Качественное образование, отвечающее современным требованиям, невозможно без современных школ. В 2022 году к учебному году свои двери открыла 71 новая школа. Всего за время реализации национального проекта построено более 300 новых школ общей мощностью более 196 тысяч мест. До конца 2024 года будет построено 1300 школ. Всё это позволит ликвидировать вторые и третьи смены в школах.

В ближайшие 5 лет капремонт проведут в 7300 школьных зданиях. Темпы капитального ремонта ускорили. Только в 2022-2023 годах отремонтируют 3000 зданий, преимущественно в сельской местности. К 2024 году все 27 тыс. сельских школ будут оборудованы согласно современным требованиям.

Благодаря нацпроекту «Образование» ремонтируются и оснащаются школьные спортзалы. На их базе создаются спортивные клубы. Особенно актуальна проблема в школах небольших населённых пунктов. Например, уже в 4198 школах сельской местности и малых городов обновлены условия для занятий физкультурой и спортом.

Школьники в сельской местности теперь могут осваивать современные технологии — программирование, управление квадрокоптерами, робототехника и др. — в центрах «Точка роста». Центры типовые, создаются на базе уже существующих школ в малых городах и селах. Если к концу 2021 года заработали 9500 центров «Точка роста», то к ноябрю 2022 года было открыто еще 3932 центра. До конца 2024 года в России в школах малых населенных пунктов будут работать более 24 тыс. таких центров.

Про ГИС СОЛО:  КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАРПЛАТУ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СИСТЕМАМ ОПЛАТЫ ТРУДА


НАЦПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Линия успеха. Зачем детям дополнительное образование


НАЦПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Самое современное оборудование могут использовать школьники на занятиях в центре «Альтаир». Фото центра «Альтаир»

Региональный образовательный центр «Альтаир» в Новосибирске оборудован по последнему слову техники. Там есть зондовый микроскоп, спектрометры, высокотехнологичная оптика и другая техника. Всё это для детей бесплатно.

Возможности получать инженерные навыки с помощью современнейшего оборудования школьникам даёт национальный проект «Образование».

Как помочь ребёнку раскрыть свой талант, рассказала старший методист новосибир­ского центра «Альтаир», преподаватель естественно-научного направления Татьяна Кокшарова.

Как найти себя

– Как помочь всем детям проявить себя?

Знаю девочку, которая хотела идти в медицинский вуз. Но после обучения в нашем центре её так заинтересовала энергетика, что теперь она готовится поступать в Новосибир­ский государственный технический университет на энергетика.

– А кто у вас преподаёт?

– У нас среди преподавателей и наставников много молодых людей. В том числе молодых учёных – действующих научных сотрудников исследовательских институтов. Ведь наш центр находится в центре Академ­городка. Когда дети участвуют в реальном исследовательском процессе с настоящим учёным, это даёт огромную мотивацию заниматься наукой.

– Не каждый школьник уверен в выборе профессии.

– Надо пробовать себя в разных направлениях. Не ждать, пока кто-то разглядит твой талант. Сейчас такое время, когда надо быть очень активным. Да, в чём-то ты хорош, но где-то можешь быть ещё лучше. У нас бывают ребята-спортсмены – лыжники, шахматисты. Мы с ними разговариваем о том, что есть увлечения, кроме спорта. Когда я ещё работала в «Сириусе», проводила у хоккеистов занятия. Беседовали в том числе о том, что профессионально всю жизнь заниматься хоккеем будут единицы из сотен и тысяч. Значит, надо иметь в запасе что-то ещё, пробовать другую линию в своей жизни. И лучше раньше, чем перемен потребуют обстоятельства. Успешным ты можешь оказаться в области, о которой даже не подозреваешь.

Кстати

Сегодня родители могут получить помощь специалистов по всем вопросам развития, образования и воспитания детей. Сделать это можно тремя способами:

1) позвонить на горячую линию по номеру телефона 8 (800) 444-22-32;

2) подать обращение на портале растимдетей.рф, указав контактные данные, субъект РФ, тематику обращения и, соответственно, сам текст обращения, или на сайтах консультационных служб;

3) обратиться непосредственно в некоммерческую организацию/специальный центр из списка, выбрав нужный субъект РФ на сайте растимдетей.рф.

Для талантливых

– Татьяна Александровна, как дети могут попасть в центр?

– Ключевое направление – профильные образовательные программы, на которые мы отбираем детей из разных школ области, не только из Новосибирска. Ребята приезжают на 8–14 дней, живут на территории образовательного парка им. Олега Кошевого. С ними работают профессионалы, в том числе с производства, сотрудники научных институтов. Есть программы олимпиадной подготовки по физике, химии, биологии. Ребята за недельное погружение в предмет получают серьёзный багаж знаний, который иногда заменяет 1–1,5 года обучения в школе.

Про ГИС СОЛО:  СЕТЕВОЙ ГОРОД ОБРАЗОВАНИЕ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА

Существуют также разнообразные курсы – по агробиотехнологии, нанотехнологиям, инженерные и другие, которые можно посещать после школьных уроков (то, что раньше называлось кружками).

– Если ребёнок не попал на какую-то программу, он может прийти к нам на тематическое мероприятие – это мастер-классы, хакатоны, лекции. В этом наше отличие: мы не только находим и ведём дальше детей, которых уже выделили в школе. Мы максимально всем детям даём возможность попробовать себя. И если ребёнку очень нравится, то его всё равно заметят и он к нам попадёт.


НАЦПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Не только уроки

Чтобы ребята могли развивать свои таланты и способности в области цифровых технологий, естественных и инженерных наук, создаются современные центры дополнительного образования. Это детские технопарки «Кванториумы» (сейчас их 224, а к 2024 году станет 428), центры цифрового образования «IT-куб» (открыто 190, в 2024 году станет 340), центры научного образования детей «Дом научной коллаборации» (ДНК) на базе вузов, где школьники могут работать над научными задачами вместе с настоящими учеными и внести собственный вклад в проводимые исследования (таких центров 30). Развивается также сеть центров для одаренных детей и молодежи «Мини-Сириус» — их уже 60. Региональные центры работают по технологиям образовательного центра «Сириус» и будут созданы во всех субъектах России.

Один из ключевых проектов для ранней профориентации школьников 6-11 классов — проект «Билет в будущее». Его основная задача — помочь школьникам разобраться в мире современных профессий и познакомить их с профессиями будущего, которые будут актуальны для экономики их региона в ближайшие десятилетия. К концу 2022 года более 1,5 млн школьников стали участниками проекта.

Нацпроект «Образование» дал возможность студентам колледжей осваивать профессиональные навыки в современных мастерских. Заметим, что сейчас колледжи выбирают уже около 60% выпускников 9-х классов. Современным высокотехнологичным оборудованием оснащено уже более 3100 мастерских. К 2024 году таких мастерских будет открыто более 5000.

Кстати, востребованные профессии ребята теперь могут осваивать в более короткие сроки, а не за 3-4 года, как раньше. Такую возможность даёт программа «Профессионалитет», которая реализуется в 71 образовательно-производственном центре, включающем более 250 современных колледжей в 43 регионах России.

Важное направление нацпроекта «Образование» — подготовка высококвалифицированных педагогических кадров. Например, учителя могут повышать свою квалификацию в «Кванториумах» на базе педагогических вузов. Уже работает 20 таких педагогических технопарков, к 2024 году их будет 33.

Во всех регионах открываются Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. К 2024 году для профессионального развития и обучения педагогов в каждом субъекте РФ будет действовать единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, будут функционировать центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, а 28% педагогов-психологов образовательных организаций пройдут курсы повышения квалификации.


НАЦПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Оцените статью
ГИС Соло