КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ ГИС СОЛО

Роза Жанабазарова Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников

Тема: «Функциональная грамотность

младших школьников :

на уроках в начальной школе : понятие, виды и

значение в развитии младших школьников»

Дата семинара 14.10.22 г. окружной семинар

Подготовила : Жанабазарова Роза Мункобалдановна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»

Компоненты  функциональной грамотности школьников.

Федорова Юлия Олеговна

Что такое «функциональная грамотность»

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.

Основные компоненты функциональной грамотности

способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».  Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ.

Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность, значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.

Под естественнонаучной грамотностью понимают способность ребёнка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства.

способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления.

Под креативным мышлением понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.

Финансовая грамотность для школьников подразумевает, что ребёнок понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия. Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.

Новые ФГОС НОО и  ООО включают требование, чтобы школа создала условия, при которых у учеников должна сформироваться функциональная грамотность. В рекомендации – зачем развивать функциональную грамотность, какие документы для этого оформить, какие мероприятия провести с учениками и работниками, как оценить результаты.

Организация работы в школе  по развитию функциональной грамотности

Новые ФГОС НОО и ООО предусматривают, что школа должна создавать условия, которые позволят сформировать функциональную грамотность учащихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных и метапредметных (универсальных) способов деятельности. Это создаст основу дальнейшего успешного образования и ориентации подростка в мире профессий (п. 34.2 ФГОС НООп. 35.2 ФГОСОООДля школьников функциональная грамотность полезна тем, что позволяет использовать школьные знания в повседневной жизни. Для этого задания на уроке надо «оформлять» в жизненные ситуации. Поскольку нет отдельного предмета «функциональная грамотность», любой предмет, курс, модуль – это ресурс для развития навыков и умений учащегося, которые пригодятся ему в дальнейшей взрослой жизни

План мероприятий по развитию функциональной грамотности

1. Составьте план на текущий учебный год. Предусмотрите три периода: подготовительный, основной и оценочный. Эти периоды можно выделять каждый год, независимо от длительности работы школы по развитию функциональной грамотности. Ведь каждый год необходимо проводить входную диагностику детей, реализовывать основные мероприятия и оценивать результаты. Поручите ответственному ориентироваться на региональные и муниципальные планы развития функциональной грамотности, учитывать мероприятия местных методических центров

, о  назначении ответственных и раздать поручения по развитию функциональной грамотности в школе.

за реализацию плана мероприятий назначьте заместителя директора по УВР. Поручите ему контролировать и координировать работу других ответственных, указанных в плане.

изменения в рабочих программах и включают в учебный процесс работу с заданиями из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности. Также надо предусмотреть оценочные материалы, чтобы проверить достигнутые результаты.

и план мероприятий по развитию функциональной грамотности в школе 6. Организуйте работу по двум направлениям: с педагогами и учениками:Объясните педагогам, что такое функциональная грамотность, как ее развивать и для чего. Расскажите это на педагогическом совете. Поручите коллегам детальнее обсудить этот вопрос на заседаниях методических объединений. Так будет удобнее, потому что в функциональной грамотности выделяют шесть направлений: читательскую, математическую, естественно-научную и финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Обучающие материалы по функциональной грамотности опубликовали на сайте ИСРО РАОКаждый учитель может ознакомиться с вебинарами, посвященными всем направлениям. Поручите учителям провести в начале года входную диагностику состояния функциональной грамотности учащихся. Проверьте, чтобы учителя включили в рабочие программы новые задания и предусмотрели мероприятия по развитию функциональной грамотности. Подчеркните, что функциональную грамотность можно развивать не только на уроках. Чтобы добиться максимального эффекта, лучше дополнительно использовать ресурс внеурочной деятельности. Педагоги также должны подготовить контрольно-измерительные материалы для оценки результатов.

Создайте систему стимулирования педагогов. Предусмотрите премии за высокие показатели учеников по функциональной грамотности. Организуйте соревнования, творческие мероприятия, которые позволят учителям и их ученикам показать свои достижения. Выдавайте педагогам грамоты, благодарственные письма и хвалебные листы за вклад в развитие функциональной грамотности учеников школы.

Про ГИС СОЛО:  Не могу зайти на сайт сетевой город образование через госуслуги

Поручите заместителю директора по УВР контролировать, как учителя проводят уроки. Чтобы ученики овладели навыками функциональной грамотности, учитель должен перестроить свою манеру ведения занятий, по-новому расставить акценты. По результатам пилотного проекта специалисты выделили пять общих ошибок педагогов. Подробнее смотрите в таблице. Попросите заместителя директора по УВР обращать на них внимание при проверке.

9. В конце учебного года проводится итоговая диагностика функциональных навыков учеников.  Работа проведена успешно, если ученики умеют: рассуждать; строить программу эксперимента; анализировать все условия задания; работать с текстом задания, в том числе отбирать содержание, необходимое для работы, и отсекать ненужную информацию; формулировать задачу без лишней информации и т. д.10. Обсудите на педагогическом совете, какие мероприятия провести, чтобы улучшить показатели развития функциональной грамотности в школе. На основе предложений сформируйте план по формированию функциональной грамотности на следующий учебный год.

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

Содержание
  1. Составляющие функциональной грамотности
  2. Естественно-научная грамотность
  3. Математическая грамотность
  4. Читательская грамотность
  5. Эксперимент № 1
  6. Эксперимент № 2
  7. Функциональная грамотность — что это?
  8. Функциональное чтение
  9. Глобальные компетенции
  10. Креативное мышление
  11. Задания на формирование креативного мышления
  12. Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности
  13. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку
  14. Самостоятельная работа
  15. Учимся собирать и систематизировать информацию
  16. Жизненные задачи. Групповая работа
  17. Проектная и групповая работа
  18. Подбор текстов из разных научных областей
  19. Работа с текстами разной природы
  20. Международные исследования
  21. Как сформировать функциональную грамотность
  22. Развиваем функциональную грамотность с помощью «Банка заданий»
  23. Как обучить школьника функциональной грамотности? Осмысленное чтение и навыки ведения диалога
  24. Критерии функционально грамотной личности. Какими качествами должен обладать 10-летний ребенок?
  25. Коммуникативная грамотность
  26. Золотое правило учебного диалога
  27. Новая грамотность и как ею овладеть
  28. Какие они, дети будущего?

Составляющие функциональной грамотности

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественно-научная грамотность

Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями:

Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах:

4. Финансовая грамотность
5. Креативное мышление
6. Глобальные компетенции

Читательская грамотность

Оцените данные графиков, сравнивающих результаты исследований PISA разных лет по читательской грамотности, и проведите эксперимент!

В 2018 году появились тексты в формате «переговоры» и «рассуждение». В том же году результаты читательской грамотности в ситуации делового общения были самыми низкими. Еще один новый формат, который был введен только в 2018 году, — множественное общение. Обратите внимание на три последние позиции: «просмотр и поиск», «поиск и выбор», «оценка качества и надежности». Несмотря на то, что современные школьники живут в цифровую эпоху, показатели у этих позиций совсем невысокие.

Эксперимент № 1

В августе будут проходить встречи с учениками и родителями. Ознакомьтесь с результатами, которые оценивают читательские умения учеников, и подготовьте короткое (3-5 минут) мотивирующее выступление — разное для каждой аудитории — перед коллегами, самими учениками и родителями ребят.

Предоставьте возможность тем, кто будет вас слушать, самостоятельно оценить результаты. И, конечно, помните про мотивацию — вы должны настроить аудиторию! Не забывайте о том, что не все родители, как и сами дети, в курсе исследований, поэтому наверняка нужно будет подготовиться к тому, чтобы рассказать им об этом подробнее.

Эксперимент № 2

Протестируйте себя, а затем — своих учеников.

Опыт читательской грамотности

Рассмотрите диаграмму со списком городов. Основываясь на данных диаграммы, запишите примеры двух городов, в которых больший процент жителей имеют возможности для раздельного сбора мусора, чем в Первоуральске.

Помните о том, как важно верно истолковать смысл задания и обратить внимание на нюансы. Здесь, например, есть важное уточнение: нас просят записать примеры двух городов. Значит, одного будет недостаточно, а перечислять больше будет излишне.


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

Пособия серии предназначены для формирования функциональной грамотности и подготовки к международному сравнительному исследованию PISA. Содержат обучающие и тренировочные задания, построенные на основе реальных жизненных ситуаций.

Опыт креативного мышления

1. Парта будущего

Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими. И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования? Проявите свое воображение. Желаем удачи!

Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях. Основное назначение парты как рабочего места ученика должно быть сохранено. Запишите свои предложения.

Усовершенствование 1: __________
Усовершенствование 2: __________
Усовершенствование 3: __________

Выберите среди своих усовершенствований самое полезное, интересное и оригинальное. Оно должно сохранять основное назначение парты как рабочего места ученика, но расширить возможности использования парты в процессе учения. Вы можете предложить и новую, 4-ю идею.

В таких заданиях критерии правильно/неправильно очень эфемерны: можно дать верный ответ, но не прокомментировать его — в таком случае высший балл ожидать не стоит.

Не растолковывайте детям задания: пусть ученики поймут, как важно читать инструкцию. Если они решили преобразить парту, скажем, в качели — пусть это будет опытом их читательской грамотности. Дети сами должны увидеть, как важно правильно понимать смысл задания и внимательно прочитывать тексты.

2. Сценарий. Сюжет

Измените сценарий каким-либо образом:

Один из учеников высказал мнение, что Пушкин завершил свой роман «Евгений Онегин», чтобы не было дуэли. Ведь на момент написания поэт дал обещание, что не будет больше участвовать в них участвовать. Кто знает, так ли это на самом деле? С этой версией можно не согласиться, но главное — это проявление креатива, творчества!

Опыт глобальных компетенций

Наличие опыта глобальных компетенций предполагает, что ученик сможет эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях:

Предметные знания не помогут решить, например, такую задачу:

В класс пришла новая девочка Наташа. На перемене она пошла вместе с классом в столовую, съела свой завтрак и попросила ещё одну порцию. Затем она достала принесённые из дома конфеты и съела несколько штук. Одноклассница Наташи Полина подумала, что новенькая не следит за своим питанием и может набрать лишний вес.

Про ГИС СОЛО:  РЕКОМЕНДАЦИИ ГЛАВНОМУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕНИКА
Опыт функциональной грамотности на уроке

Читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции важны абсолютно всем. И на уроке может быть 5-минутный перерыв для таких нестандартных заданий. Разумеется, не в ущерб важным предметным задачам. Попробуйте наладить взаимодействие с учителями других предметов и провести такое интегрированное занятие.

Посмотреть запись вебинара можно здесь.

Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Разберем подробнее причины для необходимых изменений.

Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Функциональное чтение

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой вы сможете ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования.

Креативное мышление

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран. Главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде — как развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills) у школьников?

Ответы и практические рекомендации представлены учителям в новой книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник».


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию)

2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:

3. Развитие предложенных идей:

Задания на формирование креативного мышления

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:

Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Глаголы из правого столбца помогут педагогам формулировать задания, направленные на развитие нужных навыков у ребят. Более подробно с заданиями, построенными на основе Пирамиды Блума, вы можете ознакомиться здесь: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf.

Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку

Перед вами УМК под редакцией М. М. Разумовской, 7 класс, тема «Характеристика человека». Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации.

Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В. В. Бабайцевой, 5 класс.


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Справа — новое задание с расширенным функционалом

Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Задание рекомендуется выполнять с помощью сервиса «Национальный корпус русского языка». На основе найденных в НКРЯ источников можно выстроить целую исследовательскую работу.

Самостоятельная работа

Перед нами учебник УМК М. М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета.

Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Учимся собирать и систематизировать информацию

В учебнике для 6-х классов УМК М. М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.

Жизненные задачи. Групповая работа

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А. Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

Проектная и групповая работа

Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Для выполнения таких заданий особо рекомендуем интернет-проект «Региональные особенности русской речи»: изучите, чтобы предложить школьникам выполнить работу по образцу.

Подбор текстов из разных научных областей

Перед нами упражнение, которое знакомит ребят с другими профессиями. На основе текста дается система заданий и упражнений. С учетом актуальности темы профориентации в старшей школе (учебник для 10 класса, УМК Т. М. Пахновой), сам предмет «русский язык» становится проводником в мир решения практических, прикладных задач.

Про ГИС СОЛО:  СПРАВКИ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Работа с текстами разной природы

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Международные исследования


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Для оценки уровня функциональной и академической грамотности у школьников регулярно проводится мониторинг PISA, TIMSS и PIRLS.

Раз в три года с 2000 года Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) оценивает функциональную грамотность 15-летних подростков. Раз в четыре года с 1995 года Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA) дает сравнительную оценку качеству математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе.

А с 2001 года раз в пять лет та же Ассоциация (IEA) пытается оценить качество чтения и понимания текста у тех, кто учится в начальной школе.

Как сформировать функциональную грамотность

Гибкие навыки — не новые знания! В первую очередь, это готовность и умение действовать, опираясь на полученную в школе «базу» и жизненный опыт в разных областях.

– вовлечь детей в учебную работу;
– повысить осознанность знаний, облегчить их усвоение;
– сформировать навык переноса знаний из пассивных в активные;
– повысить читательскую грамотность в целом.

Функциональная грамотность состоит из четырех компонентов:

Развиваем функциональную грамотность с помощью «Банка заданий»


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

«Банк заданий по функциональной грамотности» рассчитан на учеников с 1-го по 9-й классы.

Платформа постоянно пополняется новыми заданиями и ситуациями. Позволяет отработать навыки по всем видам грамотности. Охватывает все основные предметы школьной программы.

Из актуальных новинок — в скором будущем ученики смогут обзавестись личным кабинетом в «Банке», поэтому педагогам будет проще отслеживать результаты учащихся и грамотно выстраивать их дальнейшее обучение. В самом сервисе можно выбрать уровень образования и вид грамотности: читательская, метапредметные задания (финансовая, естественнонаучная и математическая).

У заданий нет никаких возрастных ограничений, можно выбрать самостоятельно: ребенок займется решением сложной задачи или начнет с простой.

Приступив с учеником к выполнению, педагог выбирает из трех блоков: Посмотреть ситуацию, Дидактическая карточка (описание конкретных навыков, которые потребуются для выполнения задания, и какую пользу они принесут) или Открыть пособие.

Если нужен материал в бумажном формате, нажмите на значок «Распечатать» в правом верхнем углу. Имея на руках бумажное задание, вы сможете превратить урок в интересную игру: разделите ребят на две-три группы и каждой команде дайте свою задачу или ситуацию, а потом вместе обсудите результат и ошибки (без них не обойтись).

Постепенно с помощью иллюстраций, текстовых подсказок и таблиц дети научатся фильтровать информацию, использовать ее максимально эффективно и делать правильные выводы. А еще — не скучать на занятиях! Вооружившись «Банком заданий», устройте совместно с родителями внеклассный «марафон познавательных фактов». На нем и дети, и взрослые, наконец, узнают, что же у кота на уме, какое место называют самым старым, что входит в электронные органы чувств и еще очень много неожиданно интересного.

Многие жалуются, что школа готовит учеников к профессии, но точно не к жизни. Команда «Просвещения» включила в цифровой сервис ситуации и задачи, максимально приближенные к реальности: «Доход семьи», «Зарплата», «Законы делового письма», «Копилка», «Способы оплаты», «Самый экономный», «Секреты разумных расходов», «Трудоустройство несовершеннолетних» и другие. Вместе мы подготовим ребят к успешному будущему, в которое они будут смотреть без опаски и неуверенности.

Как обучить школьника функциональной грамотности? Осмысленное чтение и навыки ведения диалога

Согласно официальной позиции министерства образования РФ, функциональная грамотность — главный планируемый результат обучения в начальной школе для каждого учащегося. Причем понимать функциональную грамотность следует не как процесс овладения знаниями и умениями, а как совокупность достижений, которыми ребёнок обладает, может пользоваться и применять в жизни.

06 апреля 2018

Критерии функционально грамотной личности. Какими качествами должен обладать 10-летний ребенок?

А теперь сопоставим это с основной образовательной программой, зададим себе вопрос: решаем ли мы эти задачи? Прежде всего — запомним: Во-первых, функциональная грамотность — это планируемый результат решительно для каждого ученика. Нам предстоит развивать в каждом ребенке следующие умения: добывать и применять знания, оценивать ситуацию, заниматься самообразованием. Во-вторых, предметные знания не являются для нас приоритетным результатом: это только средства развития ребенка. В-третьих, акцентировать внимание следует на интегративных компонентах функциональной грамотности, то есть читательской, коммуникативной, информационной и языковой грамотности.

Здесь самый важный компонент — потребность в чтении, как путь к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. У современных школьников истинная потребность в чтении не формируется, поэтому к старшей школе показатели читательской грамотности начинают «западать».

Никогда не забывайте на уроках совершить два необходимых методических шага:

Коммуникативная грамотность

Это не просто личностный результат обучения, а типичное универсальное учебное действие, метапредметный результат. И здесь самое главное — развить у ребёнка умение вести диалог.

Золотое правило учебного диалога

Полезно удерживать пропорцию диалога и монолога на уроке: увы, монолог в настоящее время уходит из нашей урочной практики. Чтобы научить детей составлять рассказ-инструкцию, комментировать решение задачи, вести монологическую речь, полезнее пошагово пройти путь создания монолога вместе с детьми, вместо того чтобы дать готовый образец.

Новая грамотность и как ею овладеть

Сегодня фраза римского философа Сенеки «не для школы — для жизни учимся» стала ориентиром в российском процессе образования. А чтобы ребенок мог решать задачи за пределами парты, грамотно выстроить свою жизнь и не потеряться в ней, ему потребуется «житейская мудрость», в школе она зовется функциональной грамотностью. Рассмотрим, как цифровой сервис может помочь ученикам в ее развитии.

Hand photo created by jcomp — www.freepik.com

02 февраля 2022

Приоритеты российской системы образования сейчас определяют три направления:

Какие они, дети будущего?


КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Начальная школа — база для формирования учебной деятельности и функциональной грамотности. Современные дети уже овладевают профессиями, о которых старшее поколение даже не подозревает: нейроинженер, оператор дронов, космобиолог, биоэтик, игромастер. Чтобы стать востребованным специалистом в этих областях, потребуются определенные навыки, но в школах их часто не принимают всерьез.

Образ успешного ребенка с учетом новых требований изменился. Сегодня школьнику важно быть:

О получении «житейской мудрости» в рамках учебной программы заговорили лишь в 2021 году. Тогда же был утвержден приказ, который позволил по-новому взглянуть на ФГОС начального общего образования.

Некоторые родители беспокоятся, что предметная база буквально растворится в функциональной грамотности. В итоге ребята овладеют гибкими навыками (Soft skills), но окажутся беспомощными в вопросах профессионализма (Hard skills). Но одно не может существовать без другого: гибкость и адаптивность просто дополнят фундаментальные знания, приобретенные в школе.

Предметные компоненты функциональной грамотности соответствуют предметам учебного плана начальной школы. Языковая грамотность формируется на занятиях русского языка, литературная — на уроках литературного чтения, математическая — на математике, а естественнонаучная — на уроках окружающего мира.

Какими бывают интегративные (метапредметные) компоненты функциональной грамотности?

Оцените статью
ГИС Соло