Эффективность деятельности классного руководителя: критерии, формы, ресурсы
Воспитательная работа классного руководителя в школе является неотъемлемой частью общего учебного процесса образовательного учреждения. Классными руководителями могут быть учителя-предметники и другие школьные специалисты, которые занимаются организацией жизни учеников небольшой группы — класса в рамках школы: организация жизни класса, воспитательная работа с родителями учеников, создание комфортной психологической среды, развитие личности каждого ученика, сохранение и укрепление здоровья учеников. Воспитательная работа — основной вид профессиональной деятельности учителя, работающего в школе. Эффективность всего процесса обучения в учебном заведении зависит от эффективности работы каждого классного руководителя в школе. Поэтому эффективность деятельности классного руководителя — важный показатель педагогической деятельности. Вопросы оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя являются актуальными для педагогической науки.
Определить эффективность работы классного руководителя невозможно без изучения результатов его деятельности, так как эффективность определяется соотношением поставленных целей, т. е. прогнозируемого результата и реально достигнутого.
Под результатами процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними, данном случае это могут быть изменения:
— в учащихся класса, т.е. в их воспитанности, социальности, профессиональной
— в коллективе класса, т. е. в отношениях между детьми, в уровне развития самоуправления;
— в отношениях между классным руководителем и школьниками;
— во взаимодействиях между классным руководителем и родителями, родителями и детьми, классным руководителем и учащимися класса, педагогами школы;
— в профессионализме, педагогическом мастерстве классного руководителя.
Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью работы классного руководителя мы понимаем соответствие степени достижения запланированного результата затраченным педагогическим усилиям и средствам.
Изучение результатов и эффективности работы выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом педагогом решается ряд задач:
а) выявление реального состояния процесса, осуществляемое с помощью педагогического «среза», в ходе которого изучаются состояние и результативность работы с учетом поставленных задач, конкретных критериев и показателей;
б) анализ изменений, происшедших в педагогическом процессе; изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;
в) выявление возможностей развития педагогического процесса; изучение его исходного состояния и динамики является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования;
г) определение эффективности влияния работы классного руководителя на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
Исходя из того, что эффективность деятельности классных руководителей определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности, их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся, для оценки эффективности можно использовать следующие две группы критериев оценки:
1) критерии оценки процесса деятельности,
2) критерии оценки результативности.
Группа критериев результата должна ответить на вопрос «как сделано?». Эти критерии направлены на оценку следующих показателей: педагогических условий, требований образовательного учреждения, соблюдения дисциплины, качества личности. Группа критериев процесса должна ответит на вопрос «что сделано?», они охватывают следующие аспекты: объем и содержание работы; необходимость, достаточность и целесообразность воспитательных мероприятий, проводимых классным руководителем; распределение мероприятий по времени в учебном году; активность учащихся.
В настоящее время ряд исследователей выделили определенный комплекс критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей. Например, О.В. (КГУ, г. Кострома) выделяет в качестве основных критериев оценки эффективности показатели, связанные с профессиональными компетенциями педагога (результаты деятельности, способность к оценке деятельности учеников, культура речи педагога, взаимоотношения педагога с родителями учащихся, с другими педагогами, с администрацией школы и др.). И.В. определены пять критериев эффективности воспитательной работы классного руководителя: а) способность к реализации воспитательной работы в классе; б) уровень развития ученического классного коллектива; в) качество организации классных воспитательных мероприятий; г) нравственных качеств выпускников этого классного руководителя; д) привлечение к воспитательной работе родителей учеников.
оценки процесса деятельности в методических рекомендациях
как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, , сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;
как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
В оценке результатов (эффективности) классного руководства рекомендовано использовать в качестве критериев три уровня конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся:
о системе ценностей гражданина России;
позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
обсуждения на заседании методического объединения классных руководителейкритерии, по которым необходимо оценивать работу
Организация воспитательной деятельности
количество проведенных внеклассных тематических мероприятий за отчетный период
количество посещений учреждений культуры, экскурсий, походов
Участие класса в общешкольных мероприятиях;
Участие класса в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
Взаимодействие с родителями
кол-во родительских собраний, % присутствия;
рейды в семьи;
беседы с родителями;
Методическая деятельность классного руководителя
Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью
Организация ученического самоуправления в классе
уровень развития ученического самоуправления в классе
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе
Отношение учащегося к основным сторонам жизнедеятельности в школе
Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания
Определенные критерии и показатели помогут оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей представителям администрации школы, родителям, другим педагогам школы и самими классными руководителями.
«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя»
В настоящее время одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.Деятельность классного руководителя в современном мире является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного процесса, основным механизмом реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением государство, родители, современное общество – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы.
Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства
ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.
Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.
Задача классного руководителя — создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок — росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности — утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
В своей работе я использую отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности по следующим направлениям:
Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ:
— Гражданско–патриотическое воспитание.
Духовно – нравственное воспитание.
Формирование патриотизма, гражданского отношения к себе, формирование правосознания, гражданской ответственности, формирование чувства гордости за свой родной край, район; ответственности за сохранение памятников истории и культуры; воспитание гражданско – патриотических чувств через проектную деятельность, ориентированная на изучении истории Кубани, ее традиций и культуры; воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и этики поведения, соблюдение правил поведения в школе, дома, в общественных местах, формирование потребности к самообразованию, профилактика противоправного поведения.
В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы организуются встречи с ветеранами ВОВ и ветеранами локальных войн, учащиеся посещают памятники погибшим героям, проводятся тематические классные часы.
Мои воспитанники в 2014 году вступили в детскую патриотическую организацию «Солнышко».
Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, готовности к сознательному выбору профессии, выработка потребности учащихся в постоянном пополнении знаний, готовности выполнять Устав школы, выполнять роль хозяина в школе.
Среди учащихся класса победитель игры-конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех» Чаплыгина Карина, призёр игры-конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех» — Копайгора Дарья.
Цель-создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальной жизни.
— изучить индивидуальные интересы и потребности ребят;
способствовать формированию нравственных и гражданских качеств через разнообразную творческую деятельность;
— демонстрировать родителям, учителям достижения ребят;
развивать способность ребят реально оценивать свои результаты, быть справедливым;
— использовать активные, нестандартные формы внеклассной работы.
— классные часы, различные поездки и экскурсии;
— участие в школьных и районных конкурсах;
— КВН между классами;
— проведение Дня именинника.
Результаты: Лауреат Iой степени муниципального этапа конкурса «Светлый праздник рождества Христова» Чаплыгина Карина, 2-ое место в школьном конкурсе военно-патриотической песни «Служу России», 1-ое место в школьном конкурсе смотра строя и песни «Красив в строю — силен в бою».
— Спортивно–оздоровительное воспитание.
Воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья, экологическая направленность образования.
Основные формы деятельности:
Большое значение я придаю работе с родителями. Прежде всего – это родительские собрания. Чтобы добиться стопроцентной явки на собрания, стараюсь применять различные формы их проведения: это и родительские лектории, и «круглые столы», и тематические консультации, и анкетирование. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, волнует родителей, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям следует обратить особое внимание. Такое обращение с родителями дает свои плоды: родители не боятся, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на собрания и активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий, подготовке класса к новому учебному году. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу анкетирование, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций. Связующим звеном между школой и всеми родителями класса является родительский актив, который активно помогает мне в организации досуга детей, участвуют во всех организационных вопросах.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:
Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся, сформированности классного коллектива, удовлетворённости родителей качеством обучения, организацией воспитательной работы.
Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.
Считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей степени зависит от того, каким был его учитель. Надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность.
И моя система работы, включающая цель – воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого, старательного, отзывчивого, дает свои результаты. Данная система воспитания доказала свою состоятельность на практике. Поставленные мною цели достигнуты. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Они успешно действуют в настоящем, и, я уверена, добьются успехов в будущем. Я думаю, что я смогу воспитать каждого из них Человеком, Гражданином, Патриотом.
активное отстаивание своих прав на самостоятельность
Принцип полноты образования
Принцип развивающего обрразования
когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоположные точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявляя об этом открыто
Вербальных и невербальных
вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша
высокий уровень интеллектуального развития и творческих
федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями
Управление процессом развития ребенка
включением в процесс общения дополнительного» участника как посредника
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
— на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
— на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
— на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из направлений Программы предусматривается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;
— элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
— опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
— опыт социальной и межкультурной коммуникации;
— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
— нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
— уважительное отношение к традиционным религиям;
— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
— знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
— элементарные представления о различных профессиях;
— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
— осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
— первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
— потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родных и близких, здоровью окружающих людей;
— элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, социально-психологического, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
— первоначальное представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
— знание о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
— ценностное отношение к природе;
— первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
— элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
— первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
— первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
— элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
— первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
— первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
— первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
— мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.