Большакова Любовь Сергеевна,
к.ф.н., учитель английского языка ГБОУ гимназии №498
Невского района Санкт-Петербурга
Внутренняя система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования на сегодняшний день. Измерение учебных достижений обучающихся необходимо не только в целях мониторинга, но и для повышения качества образования. Необходимо создать такую систему управления и оценки качества образования школы в условиях реализации ФГОС, которая позволит получать объективную информацию о состоянии качества образования школы, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, принимать обоснованные управленческие решения по достижению качественного образования.
В этой связи возникает потребность в определении комплекса критериев, показателей, процедур и технологий оценки, организации педагогического мониторинга и его использования как неотъемлемого инструмента управления качеством образования на уровне образовательного учреждения.
Управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые соответствует этапам цикла Деминга (рис.1). Внутренняя система оценки качества образования является одним из элементов, в основе которого лежит процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления.
Внутренняя система оценки качества образования функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью, направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования, учитывает федеральные требования к порядку проведения образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.
Основными оценочными процедурами, используемыми в рамках внутренней системы оценки качества образования являются:
— текущее оценивание обучающихся;
— итоговое оценивание обучающихся;
— независимые оценочные процедуры;
— портфолио обучающихся и педагогов;
— внутренняя оценка условий образовательной деятельности;
— внутришкольные мониторинги;
Оценить качество – это значит установить соответствие деятельности образовательной организации:
— качеству образовательных результатов;
— качеству реализации образовательной деятельности;
— качеству условий обеспечения образовательной деятельности;
— качеству управления образовательной деятельностью.
Исходя из этого, оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество . Остановимся подробнее на рассмотрении обозначенных позиций.
включает предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения; личностные результаты; достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
В чем особенности новых подходов к оцениванию достижений обучающихся? Например, Всероссийские проверочные работы используются для диагностики не только предметных, но и метапредметных результатов, позволяют выявить уровень сформированности универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных и межпредметных понятий.
В качестве критериев оценивания образовательных результатов и их показателей мы предлагаем выделить следующие (таблица 1)
Качество реализации образовательного включает соответствие ООП, учебных планов и рабочих программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; качество уроков и индивидуальной работы с учащимися; качество внеурочной деятельности (включая классное руководство), качество мотивации педагогов.
Критерии оценивания реализации образовательного процесса и их показатели представлены в таблице 2.
, обеспечивающих образовательный процесс: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда; санитарно-гигиенические и эстетические условия; психологический климат в школе; кадровое обеспечение. Критерии и показатели представлены в таблице 3.
Качество управления образовательной деятельностью характеризуется удовлетворенностью участников образовательного процесса, распространением опыта работы ОУ, наличием отзывов об учреждении (таблица 4).
Результаты внутренней системы оценки качества образования используются для:
— информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации;
— разработки программ и планов адресной помощи обучающимся в группах риска;- поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации;- разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся;- анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников образовательных организаций;- планирования работы методических объединений;- проведения самообследования и подготовки публичных отчетов;- оптимизации инфраструктуры и системы управления;- планирования внутреннего контроля.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что для определения качества образования в ОУ необходимы:
— во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
— во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
— в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
— в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от учебно-методического обеспечения образовательного процесса до создания благоприятного психологического климата. Важно также оценивать степень доступности образовательных возможностей с учетом реальных потребностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; использовать ресурсы, направленные на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 11461432035/2019-27922 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72131012/
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.02.03.2016) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru/70291362/
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №3»
Тальменского района Алтайского края
«Внутришкольная система оценки
Лопатина Татьяна Владимировна,
Пивнева Татьяна Владимировна,
заместитель директора по НМР
развития внутренней системы оценки качества образования.
Оценка качества образования в МКОУ «Тальменская СОШ №3» это комплекс различных организационно-функциональных структур, а также разработка четких норм и правил, обеспечивающих оценку актуального состояния, результативности и эффективности образовательной системы школы на основе использования единого инструментария.
При формировании школьной системы оценки качества образования возникло три проблемы:
В процессе определения подходов к построению системы оценки качества образования нам необходимо было ответить на следующие ключевые вопросы:
Цель создания системы оценки качества образования: управление успешным развитием образовательной системы школы, через принятие своевременных и эффективных управленческих решений на основании объективных данных о состоянии системы образования в школе и соответствия ее государственной политике и потребностям участников образовательного процесса.
Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2 п. 29 определено понятие качество образования: «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Учитывая формулировку закона и мнения всех участников образовательного процесса мы определили понятие в МКОУ «Тальменская СОШ №3» как комплексную характеристику, отражающую степень соответствия созданных условий для осуществления образовательного процесса, содержания и порядка осуществления этого процесса, а также реальных достигнутых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям учащихся их родителей, педагогов, общества, выраженных в показателях и индикаторах. Определена модель качества образования в МКОУ «Тальменская СОШ №3» (Приложение 1).
Характеристика образовательной системы как объекта управления
В школе организовано целостное пространство для образования и развития младшего школьника, физически и психически здоровой личности, обладающей внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой и полезной деятельности, к самоорганизации развития своих возможностей и самоопределению в жизни. Направления развития образовательной системы определены в Программе развития школы и реализуется через проекты:
В свете требований ФГОС наши школьники учатся способам получения знаний, то есть «учатся учиться». Достичь поставленной цели можно только через интеграцию учебной и внеучебной деятельности. В школе одновременно реализуется две образовательные программы обучения, отвечающие требованиям ФГОС: «Школа России», «Начальная школа XXI века». Образовательные стандарты второго поколения предполагают получение новых результатов, достижение которых возможно только при использовании современных образовательных технологий деятельностного типа: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных достижений и проектная деятельность, др.
По нашему мнению, рост эффективности применения названных технологий связывается не только с соответствующим повышением квалификации учителя, но и со специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, осуществляется в формах, отличных от классно-урочных, и так же как урочная форма направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное. Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики. С 1 класса учащиеся представляют исследовательские работы на школьной конференции и конференции исследовательских работ школьников Заринского образовательного округа «Шаг в науку», которая ежегодно проводится на базе МКОУ «Тальменская СОШ №3». В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления (летние профильные лагерные смены), создаваемые на базе школы. Ежегодно младшие школьники принимают участие в Днях науки, проводимых вузами Алтайского края.
Учебный план внеурочной деятельности формируется согласно запросам (по результатам анкетирования) родителей и учащихся и с учетом имеющихся в школе ресурсов. Дети идут на внеурочные занятия по выбору в зависимости от своих интересов, в группы для занятий объединяются не только учащиеся одного возраста, но также существуют и разновозрастные группы. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Раздел вариативной части учебного плана внеурочной деятельности позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
За счет часов, отведенных на внеурочные занятия, школа реализует дополнительные образовательные программы, программу духовно-нравственного развития учащихся (Приложение 2).
В школе реализуется сетевая модель организации внеурочной деятельности:
В период становления системы оценки качества образования (2011 год) в школе существовали проблемы: отсутствие модели управления качеством образования, разработанных критериев и показателей и индикаторов качества, конкретных измерителей (оценочных процедур) обеспечения качества. Необходимость разработки СОКО для нашей школы обусловлена следующими причинами:
Систему оценки качества образования мы рассматриваем как один и компонентов системы управления качеством образования. Основной целью системы оценки качества образования является обеспечение органов управления школы объективной и полной информацией о качестве образования и тенденциях его изменения для принятия управленческих решений на соответствующих уровнях управления функционированием и развитием образования, а также для информирования участников образовательного процесса, населения о состоянии дел в школе в данной области.
разработать проект «Управление качеством образования в МКОУ Тальменская СОШ №3» на 2011-2015 годы. Этап разработки, внедрения и апробации 2011-2012 годы (Приложение 3), этап функционирования 2013-2014, этап проведения анализа и определения перспектив развития 2015 год.
Осуществлению этой важной задачи призван способствовать данный проект, который рассматривает модель управления качеством образования как систему, включающую анализ, планирование, организацию образовательного процесса, материально – техническое и научно – методическое обеспечение, и систему мониторинга качества образования, а также принятие по результатам мониторинга управленческих решений.
В основу организации школьной системы оценки качества образования положены
Функции школьной системы оценки качества
Ориентиры для оценки качества образования:
Предметом оценки качества образования являются определенные характеристики МКОУ «Тальменская СОШ №3» и его основной деятельности, представляющие практическую ценность для участников образовательного процесса, поддающиеся учету и оцениванию.
Приоритетами достижения качества образования в школе являются Качество потенциала достижения целей:
Критерии и индикаторы качества уровня начального общего образования представлены в Приложении 25
Таким образом, условия для осуществления образовательного процесса, образовательные программы и результаты их реализации рассматриваются как самостоятельные объекты оценки, а как предмет оценки — качество этих объектов.
Управление качеством – планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Улучшение качества – процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным школой в области качества образования (в виде показателей и индикаторов).
Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в школе, государственным образовательным стандартам, социальным и личностным ожиданиям учащихся, их родителей, педагогов, общества.
Основные функциональные составляющие системы оценки качества образования:
Организация работы школьной системы оценки качества образования в первую очередь началась с разработки нормативно-правовой базы, которая создавалась на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней и представляет собой единый комплекс нормативных документов, регламентирующих нормы и правила функционирования внутришкольной системы оценки качества образования и обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами (Приложение 4).
Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов представляет собой целостную систему управления качеством образования на различных уровнях и включает в себя всех участников образовательного процесса (Приложение 5). Для успешной реализации проекта необходимо, чтобы все его участники знали, какие результаты и к какому сроку они должны получить. Огромное значение для успеха здесь имеет мотивация.
Под организационными условиями обеспечения и управления качеством образования, в общем смысле этого слова, мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов:
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования в школе является создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.
Для достижения результатов освоения основной образовательной программы в ходе её реализации предполагается оценка качества и результативности деятельности педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Показатели и индикаторы для оценки разрабатываются педагогическим коллективом на основе планируемых результатов и в соответствии со спецификой основной образовательной программы школы. Они отражают динамику образовательных достижений учащихся, в том числе сформированости УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), а также активность и результативность участия учащихся во внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе разновозрастных, проектах, школьном самоуправлении, волонтёрском движении. При оценке качества деятельности педагогических работников учитывается востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и родителями; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих; участие в методической и научной работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства; работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий учащихся, руководству их проектной деятельностью; взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Для внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения, в МКОУ «Тальменская СОШ №3» создана служба мониторинга. Служба мониторинга интегрирована в систему управления и осуществляет информационно-аналитическое обеспечение управления, в состав которой входят администрация, педагоги-психологи, учителя, ученики, родители (Приложение 8).
Объектами оценки качества образования являются:
Функционирование и взаимосвязь объектов оценки качества образования представлены в Приложении 9.
Создаваемые методы самооценки обеспечивают возможность сбора информации для управления и оценки эффективности организации образовательного процесса и отвечают на следующие вопросы:
Ответ на каждый из этих вопросов может быть получен путем оценки качества образования по набору основных направлений. При этом наиболее существенными являются показатели эффективности и тот результат, который деятельность школы приносит ученикам, их семьям, сообществу и педагогам.
Основными критериями отбора индикаторов служат:
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. Под универсальными учебными действиями мы понимаем способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. При этом актуальным остается вопрос о том, как оценить и измерить то, чему ребенок научился, измерить развитие его способностей. Поэтому перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такими как контрольные и проверочные работы. Программа формирования УУД нашей школы включает систему оценивания в условиях реализации ФГОС. В Программе содержатся ответы на вопросы:
Программа мониторинга УУД представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального общего образования. Определяет объект, форму и метод оценки, сроки, периодичность и ответственных за проведение оценки (Приложение 10). На уровне школы выделены приоритетные, значимые для нашего учреждения универсальные учебные действия и определены основные целевые показатели к концу обучения в 1-4-х классах.
В таблице 1 показаны показатели на примере 1-х классов
Целевые показатели развития УУД обучающихся 1-х классов
В результате проводимого мониторинга мы можем отследить динамику сформированности УУД учащихся начальной школы, понять эффективность образовательной программы и своевременно внести коррективы, что позволяет непрерывно анализировать и контролировать процесс реализации ООП НОО с целью управления качеством образования.
Система оценивания включает в себя:
Оценку проводят педагоги, мониторинговая служба. Результаты оценки фиксируются в конце года в единую сводную мониторинговую ведомость по классу, далее просчитывается уровень сформированности УУД по каждому ребенку (Приложение 12). Итогом всех оценочных процедур является уровневая оценка (высокий, средний, низкий), которая оформляется в итоговую мониторинговую карту по классу (Приложение 13).
оценки метапредметных результатов младших школьников в нашем учреждении является Оценочная процедура по оценке уровня сформированности УУД — мониторинговое событие
Мероприятие проводится с учащимися 1-4-х классов в конце первого и второго полугодия (Приложение 14).
Методом оценочной деятельности учащихся является наблюдение. Форма оценки: индивидуальная и групповая. Инструментарием контроля являются задания, отражающие формирование УУД, мониторинговые карты наблюдений.
Целью мониторингового события получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Этапы проведения мониторингового события:
Результативность управленческих действий по формированию УУД младших школьников
Рис.1 Рис.2
рис. 4 рис 5
Оценочная процедура — аттестация педагогических работников
подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности в целях установления квалификационной категории. Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста.
учителя и педагогические работники
самооценка педагогической деятельности (Приложение 19), лист посещения уроков (Приложение 20), оценочный лист экспертизы рабочей программы учителя (Приложение 21), анкетирование педагогов, родителей, учащихся, лист оценки профессиональной деятельности педагогического работника (Приложение 22)
администрация школы, педагог-психолог, общественные эксперты, профессиональное сообщество, учитель (самооценка)
установить или отказать в установлении заявленной квалификационной категории
Кто принимает решение: администрация школы общественные эксперты, профессиональное сообщество
Кто использует результаты и для каких целей:
Процессы модернизации привели к переходу на новый уровень развития государственно-общественного управления качеством образования в школе.
Оценка эффективности управления в школе зависит от понимания сути и критериев развития, способов его соотнесения с процессами, происходящими в современном обществе.
Легитимность проявляется в сознании общественности в виде положительной установки на образовательную политику школы, на ее стратегию, как вера и убеждение, в том, что все действия школы являются правомерными и справедливыми. Однако мы понимаем, что подобные убеждения разделяют не все без исключения.
Перечень факторов, влияющих на качество оценки образования, осуществляемых общественными структурами:
Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления школой включает участие общественности в управлении, контроле и оценке качества образования. Это определяет актуальность включения всех субъектов образовательной деятельности, общественных структур в процесс управления качеством образования (Приложение 23).
Качественные показатели эффективности работы органов ГОУ:
В школе функционирует комплексная система измерений и мониторинга процессов оценки качества образования. Получаемые результаты постоянно анализируются, сравниваются с результатами прошлых лет. Система измерений и мониторинга постоянно совершенствуется. Разработана, действует и постоянно совершенствуется система целевых показателей и индикаторов качества образования на основе программно-целевых и проектных методов в соответствии с целями Программы развития (Приложение 24).
создания и функционирования школьной системы оценки качества образования стали:
Основные показатели достижения качества по итогам мониторинга оценки качества уровня начального общего образования в школе за 2013-2014 учебный год представлены в Приложении 25.
Эффекты реализации системы оценки качества образования
Общественные советы призваны сформировать предложения по показателям оценки качества, периодичности и способам получения информации, а также предложения по порядку оценки качества образования.
С привлечением органов ГОУ к оценке качества образования в школе обеспечена открытость и доступность информации о деятельности школы.
Независимая оценка качества образования способна наиболее наглядно представить объективные данные о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития, что окажет существенное влияние на развитие школы.
Проведение внешней независимой экспертизы оценки качества образования способствует укреплению конкурентоспособности образовательных программ школы на рынке образовательных услуг, укрепление нашего имиджа среди потребителей образовательных услуг.
Создание системы оценки качества образования даст возможность
— развития электронного обучения и электронно-образовательных
— создания безопасной информационной среды в школе;
— перевод отчетности в электронный вид;
— централизованное хранилище данных;
— выстраивание траектории индивидуального обучения.
Независимая оценка качества образования создает условия перехода от модели контроля качества к модели обеспечения качества и позволит осуществить переход с внешнего контроля на самоконтроль.