Об интеллектуальной собственности педагогического работника
Возникновение прав интеллектуальной собственности в деятельности педагогического работника и обучающихся и механизмы их регулирования
Е.Л. Болотова — д.п.н., профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО.
Современные требования к педагогическому работнику, в частности к учителю, в условиях социально-экономических реформ предусматривают не только владение им соответствующими педагогическими технологиями и методиками, их применение в работе, но и наличие у него умений распространять собственный опыт. Например, в приказе Минобрнауки РФ от 02.04.2008 № 110 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями» под обобщением и распространением собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне понимается проведение учителем мастер-классов, участие в семинарах, конференциях, круглых столах и др.
Являясь участником инновационного процесса в образовательном учреждении, учитель по собственной инициативе или по заданию администрации образовательного учреждения разрабатывает программы по учебным дисциплинам, составляет учебно-методические пособия, создает электронный имидж образовательного учреждения через школьный сайт, проводит открытые уроки, готовит вместе с учащимися материалы для разнообразных конкурсов и фестивалей. И в этой круговерти событий наряду с привычными делами (ведение урока, заполнение многочисленной документации, участие в разнообразных педагогических совещаниях и т.п.) учитель не осознает, что он является не просто автором продукта творческой деятельности, а ее собственником или пользователем интеллектуальной собственности другого автора. Недостаточное знание основ авторского права, а также собственных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации приводят к неправомерному заимствованию полезной информации при составлении дидактических материалов, нарушению авторских прав учителя при организации видеонаблюдения за проведением урока, присвоению образовательным учреждением практических наработок учителя без какой-либо выплаты ему вознаграждения.
Массовое не соблюдение правил цитирования и оформления библиографических данных в рабочих программах, методических сборниках и иных публикациях свидетельствует о низкой информационной культуре педагогических работников общеобразовательных учреждений.
Согласно ст. 1228 ГК РФ разработчиком сайта, который является результатом интеллектуальной деятельности, признается учитель, творческим трудом которого он создан.
Учитель как лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (сайт), вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Он может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам (директору школы, другому учителю) использование результата интеллектуальной деятельности. Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности (сайт) без согласия данного учителя, поскольку это незаконно и влечет юридическую ответственность. Споры, связанные с защитой нарушенных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом.
Исключительное право может быть индивидуальным или коллективным, т.е. принадлежать всем участникам творческого коллектива. Каждый из его участников может использовать этот результат по своему усмотрению. В этом случае между соавторами оформляется соглашение об индивидуальном использовании результата труда творческого коллектива.
Например, могут ли учащиеся иметь интеллектуальную собственность, если вместе с учителем участвовали в создании творческих работ, компьютерных программ и игр, изобретении и т.п.?
Согласно ст. 1225 ГК РФ указанные продукты творчества учащихся и учителя являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. Они являются интеллектуальной собственностью тех, кто ее создал. В соответствии с п. 4 ст. 1228 ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно. При этом все участники, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 1258 ГК РФ). Поэтому каждый участник (в том числе и учащийся) создания творческой работы, изобретения или компьютерной программы является носителем интеллектуальной собственности и вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.
Любопытно, что Национальный стандарт РФ системы менеджмента качества (Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования) ГОСТ Р 52614. 2 — 2006, утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2006 г. № 309-ст и введенный на территории России с 1 июня 2007 года в качестве собственности обучающегося/потребителя в образовательном учреждении (п. 7.5.4.) определил примерный перечень материальных объектов, в состав которых входят и объекты интеллектуальной собственности. На такие объекты распространяется защита интеллектуальных прав обучающегося (ст.1250 ГК РФ).
К собственности обучающегося относят:
— документы, сданные обучающимся, такие как удостоверения, дипломы предыдущих уровней образования, личные документы (свидетельство о рождении, паспорт) и другие подобные документы; — соглашения об интеллектуальной собственности; — медицинские справки, свидетельства и удостоверения, полученные обучающимся в процессе обучения; — экзаменационные работы, тесты и проверочные листы, заполненные обучающимся; — заключительные работы (например, дипломная работа), опытные образцы и др.; — заявления или документы, заполненные обучающимся при поступлении или пролонгации поступления; — отчеты и документы об академической успеваемости обучающегося (история обучения); — собственное оборудование обучающегося /потребителя; — средства обслуживания для курсов, находящихся в помещении обучающегося /потребителя.
Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности содержит в себе право на вознаграждение (ст. 1229 ГК РФ). Право на вознаграждение сохраняется всегда, даже когда исключительное право уже не принадлежит самому автору или исполнителю. Оно сохраняется даже, если нет согласия автора на использование результатов его интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства согласно ст. 1255 ГК являются авторскими правами. Учитель и его ученики признаются авторами результата интеллектуальной деятельности только в том случае, если они создали интеллектуальный результат своим творческим трудом. В том случае, когда учитель только оказывал ученикам консультативную, организационную или материальную помощь (например, приобрел материалы для творческой работы, распределил виды заданий и в течение творческой работы консультировал учащихся), то он не будет признан автором продукта интеллектуальной деятельности.
Защита авторских прав в области образовательной деятельности
Использование произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения регулируется ст. 1272 ГК РФ. Например, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Необходимо помнить, что, несмотря на то, что согласно ст. 1274 ГК РФ о допустимости воспроизведения произведения в личных целях без согласия автора и без уплаты ему авторского вознаграждения, это следует делать с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. При этом воспроизведение научных, полемических, критических или информационных правомерно обнародованных материалов в виде цитат допускается в пределах, обусловленных целью издания, а воспроизведение в ином виде, в том числе в сборниках, допускается в объеме оправданном информационной целью. На практике такой объем воспроизведения не должен превышать в общей сложности один авторский лист (примерно 40 тыс. знаков с пробелами) из произведений одного автора. Вопросы правопреемства интеллектуальной собственности, защиты авторских прав весьма актуальны для современной школы. В современных условиях уметь защищать свои идеи и научные разработки от неправомерного использования, знать, как оценить научно-методический уровень своих предложений и их конкурентоспособность. Проблемными для педагога в плане признания и защиты его авторских прав являются произведения (рабочие программы, тематическое планирование, сценарии мероприятий, электронные программы, базы данных), которые он создает в рамках своей профессиональной деятельности. С 01.01.2008 согласно ст. 1295 ГК РФ под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Созданная рабочая программа (другие методические материалы) будет отнесена к служебному произведению только в том случае, если она подготовлена по конкретному заданию работодателя, т.е. ее создание входило в трудовые обязанности работника. Признанием такого задания является издание руководителем учреждения приказа о разработке учебных программ по учебным дисциплинам (других методических материалов, электронных ресурсов) или включение в трудовой договор работника обязанностей по подготовке таких документов для учебного процесса. Если этого сделано не было, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное. Исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения. Педагогу важно помнить, что в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в распоряжение работодателя, не начнет использование произведения (например, воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, осуществляемые как самим работодателем, так и на основании лицензионного договора третьим лицом), не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права) или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, то автор становится обладателем исключительного права на свое произведение. Если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, автор имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между руководителем образовательного учреждения (представителем работодателя) и педагогом (работником), а в случае спора — судом. Важно помнить, что образовательное учреждение может при использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Похожий режим признания исключительных прав применяется в случае создания программы для ЭВМ или базы данных, разработки сайта образовательного учреждения (ст. 1296 ГК РФ). Если такие программы и базы созданы на основании договора о создании программы (базы данных), то исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит образовательному учреждению, а учителю полагается вознаграждение. Может возникнуть ситуация когда работодатель не захочет заключать договор с педагогическим работником на создание творческого произведения в рамках его служебного задания, и выплачивать ему вознаграждение. Тогда автору придется добиваться защиты своих прав в судебном порядке. При этом важно помнить, что соглашение о вознаграждении предусмотренное ст. 1295 ГК РФ, носит гражданско-правовой характер и не может включаться в трудовой договор, а предусматривает заключение отдельного договора. Интеллектуальные права защищаются гражданским законодательством. Так отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. Для защиты этих прав автор должен обратиться в суд, например, в случае отказа выплаты вознаграждения. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав (взыскание компенсации, возмещение убытков) наступает применительно к ст. 401 ГК РФ. В случае нарушения личных неимущественных прав автора произведения их защита согласно ст. 1251 ГК РФ осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении. В том случае, когда нарушаются исключительные права автора на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), защита проводится согласно ст. 1252 ГК РФ путем предъявления к нарушителю требований о признании права; о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; о возмещении убытков либо об изъятии материального носителя. Согласно ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения. Автор (или его представитель — издательство) может воспользоваться в этом случае способами защиты, которые применяются для защиты интеллектуальных, исключительных и личных неимущественных прав автора результата интеллектуальной деятельности.
Ответственность за нарушение авторского права или смежных прав
Заметим, что в соответствии со ст. 1301 ГК РФ незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных гражданским законодательством авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 1250 ГК РФ правообладатели интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности могут взыскать с нарушителя денежную компенсацию, в соответствии со ст. 1252 ГК РФ обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе от лиц, нарушивших эти права требовать признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков. Правообладатели вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. Размер компенсации определяется ст. 1301 ГК РФ и может быть, например, в пределах от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей. Административная ответственность за незаконное использование некоторых объектов исключительных прав предусматривается ст. 7.12 КоАП РФ. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. В случае присвоения авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю к нарушителю применяется уголовная ответственность в соответствии со ст. 146 УК РФ. Это деяние наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав (например, незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных), а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
1. Тулубьева И. Кого защитит копирайт. //Бизнес-адвокат, № 17, 1999. 2. Силонов И. Правовые коллизии – терновый венец искусства. //Бизнес-адвокат, № 7, 2000. 3. Приказ Минобразования России от 16 декабря 1996 г. № 481 «О проведении работ по учету и дальнейшему использованию информационных ресурсов учреждений образования и науки Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации» 4. Волков А.С. Авторское право на учебные ресурсы в условиях применения интерактивных форм обучения // Юридическое образование и наука. 2009. № 4. С. 5 — 7.
В целях оказания методической помощи при реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
- Методические рекомендациипо проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность(утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 1 апреля 2015 г
- Общие положения
- Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)
- Проведение независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОК ОД)
- Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития независимой оценки качества образования
Методические рекомендациипо проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность(утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 1 апреля 2015 г
Настоящие Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Общие положения
Независимая оценка качества образования (далее — НОКО) — оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:
1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):
в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;
2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность в целях:
оценки уровня подготовки обучающихся и факторов на него влияющих;
оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;
3. Заинтересованными организациями:
для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.
4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:
в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.
5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:
в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;
Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)
1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:
определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.
2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
педагогические работники и их представители;
организации, осуществляющие образовательную деятельность;
работодатели и их объединения;
федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.
В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:
организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие кроме прочего функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее — организации ОКО, организации-операторы);
некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.
При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.
Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:
разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
разработка инструктивных и методических материалов;
сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);
иные виды работ, услуг не противоречащие законодательству Российской Федерации.
НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.
4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:
создают условия для развития организаций ОКО;
создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.
5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.
Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:
установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
разработка инструктивных методических материалов;
разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).
7. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:
повышения эффективности управления образованием;
повышения качества подготовки обучающихся;
корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.
8. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:
информационное сопровождение процедур НОК ПО, открытость методик, на основе которых они проводятся;
условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети «Интернет» достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.
Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.
Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.
Проведение независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОК ОД)
1. Функции НОК ОД:
определение соответствия предоставляемого организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации (программы) для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;
обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательных организаций, для обоснованного принятия управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;
повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.
2. Для выполнения работ (оказания услуг) по проведению НОК ОД могут привлекаться организации-операторы, в том числе:
федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;
организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в данном субъекте Российской Федерации (в соответствующем муниципалитете);
иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы.
К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:
коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы.
Привлечение организаций на роль оператора НОК ОД может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.
разработка методики и инструментария проведения оценки;
сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДО, формирование баз данных;
обработка и анализ информации, полученной в ходе НОК ДО;
распространение (публикация, организация обсуждения и др.) результатов проведенной оценки;
иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
3. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД органы управления образованием реализуют следующие функции:
формируют общественные советы по проведению НОК ОД. Формирование таких общественных советов осуществляется с обязательным участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее — общественные организации). В случае если при органе управления образованием уже существует действующий общественный совет, функции и полномочия по проведению НОК ОД могут быть возложены на него. Делегирование полномочий по проведению НОК ОД действующему общественному совету может осуществляться только при условии согласования с соответствующим общественным советом;
утверждают Положение об общественном совете по проведению НОК ОД. В случае делегирования полномочий по проведению НОК ОД уже существующему общественному совету орган управления образование должен утвердить внесение изменений и дополнений в Положение соответствующего общественного совета;
разрабатывают с учетом предложений общественного совета по проведению НОК ОД техническое задание для организации ОКО (организации-оператора);
размещают информацию о результатах НОК ОД на своих официальных сайтах и официальном сайте Минобрнауки России;
рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты НОК ОД, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные общественным советом по проведению НОК ОД;
обеспечивают на своих официальных сайтах в сети «Интернет» техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах).
Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении организации-оператора, ответственного за проведение НОК ОД, а также при необходимости предоставляют организации-оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).
4. Общественные советы по проведению НОК ОД:
определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится НОК ОД;
формируют предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с организацией-оператором;
устанавливают при необходимости критерии НОК ОД (дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 95.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» критериям);
проводят НОК ОД с учетом информации, представленной организацией-оператором;
представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты НОК ОД, а также предложения об улучшении их деятельности.
Общественный совет по НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети «Интернет».
5. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД организации, осуществляющие образовательную деятельность, выполняют следующие функции:
предоставляют в открытом доступе в сети «Интернет» отчет о результатах самообследования, а также информацию о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации*;
по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
используют результаты НОКО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.
6. Основные критерии и соответствующие параметры оценки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются соответствующим законодательством Российской Федерации**.
В качестве основных критериев НОК ОД выступают:
открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Данные критерии являются обязательными при проведении НОК ОД. Дополнительно к ним органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут включить в проведение НОК ОД иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования.
Введение (при необходимости) дополнительных критериев НОК ОД осуществляется общественным советом по проведению НОК ОД.
7. НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.
Каждая процедура НОК ОД может охватывать различные группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Группы участников таких процедур могут формироваться следующим образом:
полный охват всех организаций определенного типа;
выборочный охват организаций определенного типа.
При выборочном охвате необходимо точно определить характеристики организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании которых будет проводиться отбор участников НОК ОД.
В частности, это могут быть:
характеристики контингента обучающихся (например, школы, работающие в сложном социальном контексте);
территориальная отнесенность (например, дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности);
объемные показатели организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, малокомплектные школы);
специализация образовательных программ;
8. Процедуры НОК ОД осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Они призваны способствовать:
развитию конкурентной среды в системе образования;
популяризация подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.
Информация о результатах НОК ОД размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».
Результаты оценки являются значимыми для широкого круга заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и других заинтересованных групп пользователей. Необходимо обеспечивать свободный доступ к полученным результатам НОКО.
9. Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ОД должна размещаться в открытом доступе и содержать:
описание методов и индикаторов, используемых при формировании Форм образовательных организаций;
сведения о баллах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов.
При формировании Форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или реализуемых ими образовательных программ необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).
Все информационные источники, используемые для построения Форм, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (данные ведомственной статистики, базы данных, мнения обучающихся, учителей и родителей (законных представителей), и т.п.).
При построении Форм в сфере общего и дополнительного образования детей целесообразно опираться на «Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации», утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 года***.
3. Результаты независимой оценки качества образования могут быть представлены в различных формах (далее — Формы):
Рейтинг — это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу «от лучших — к худшим»,
Рэнкинг — это форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка.
Таблица лиг — это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу) считаются примерно равными по данным показателям.
Топ лучших — это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список «лучших». Количество «лучших» для топа определяют организаторы (заказчики) оценки. Для этого используют, как правило, круглые числа: Топ-100. Список «лучших» может также определяться самими оценками, полученными участниками при проведении оценочной процедуры. В этом случае «лучшие» — это те, кто получил оценку не ниже заданного порога.
Аналитические материалы — это форма обобщенного представления результатов оценки качества образования, при которой индивидуальные оценки участников могут вообще не упоминаться, либо использоваться в качестве единичных отдельных примеров. Аналитические материалы могут быть оформлены как инфографика, либо как текстовый документ. Примерами текстовых аналитических материалов являются публичные доклады, отчеты о результатах и перспективах деятельности образовательных организаций и систем.
Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития независимой оценки качества образования
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»);
Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;
Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. № 951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р»;
Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
«Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации», утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 г. http://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf;
В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. № 13-312 «О подготовке публичных докладов».
* Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 29); Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (зарегистрирован в Минюсте России 28 января 2014 г. № 31135); приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2013 г. № 28908).
** Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 95.2); Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2015 г. № 35837).
Подготовлены Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности соответствующих организаций.
Результаты мероприятия необходимы как для самих организаций, так и для потребителей услуг, органов власти, иных юрлиц, занимающихся данной деятельностью.
В рамках оценки в т. ч. определяется соответствие качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ; выявляется уровень образовательных достижений; устанавливается степень эффективности принимаемых управленческих решений.
Оценка проводится не чаще чем 1 раз в год и не реже чем 1 раз в 3 года. Урегулированы конкретные процедуры.