Система
управления качеством (система
качества) — это организационная
структура, включающая взаимодействующий
управленческий персонал, реализующий
функции управления качеством установленными
методами. Внедрение системы качества
позволяет организовать и проводить
плановую, регулярную работу по качеству.
При наличии необходимой материальной
базы, современной технологии и
квалифицированного, заинтересованного
персонала, это повышает стабильность
качества всей выпускаемой продукции.
Создать систему
качества означает разработать
и внедрить её
в деятельность предприятия.
При
разработке системы качества надо
ответить на три основных вопроса:
Что
надо делать при управлении качеством;
Кто
всё это будет делать;
Как,
какими методами это делать, по каким
документам.
Норма
качества образования –
выявленная и зафиксированная документально
система требований к качеству образования,
соответствующих потребностям личности,
общества, государства.
Оценка
качества образования есть
мера качества (числовая или семантическая),
выражающая собой соотнесенность
измерений свойств (функций) с базой,
которая фиксирует эталонный уровень,
норму качества.
Мера качества
– отображение качества как совокупности
или множества свойств на множество
чисел или ценностных смысловых
(семантических) единиц, формируемых как
шкалы предпочтения. Оценка качества
есть мера качества (числовая или
семантическая), выражающая собой
соотнесенность измерений свойств
(функций) с базой, которая фиксирует
эталонный уровень, норму качества.
Оценка качества образования организуется
как важнейшая функция управления
качеством образования (обеспечения
заданного нормами уровня качества
образования) с учетом ранга образовательных
систем и ступеней непрерывного
образования. Выделяются внешняя и
внутренняя системы оценки качества
образования Внешняя система оценки
качества образования представлена
государственными институтами
лицензирования, аттестации и аккредитации
учебных заведений и сертификации
определенных компонентов профессионального
образования. Кроме того, происходит
формирование общественных институтов
аккредитации на базе различных
научно-педагогических и научных
ассоциаций и объединений. Внутренняя
система оценки качества образования
организуется в образовательных
учреждениях в формах итоговой и поэтапной
аттестации (самоаттестации) обучаемых,
систем оценки абитуриентов, систем
психодиагностики и социодиагностики
в учебных заведениях, а также в системах
самооценки и самоаттестации учебных
заведений и их подразделений.
Оценка
качества образования приобретает все
большее значение во многих развитых
странах, в том числе, и в России. Уже
издано достаточно большое число книг,
в которых предложены методики оценки
и самооценки качества образования и
образовательных услуг, предоставляемых
школой.
Почему
важна объективная система оценивания?
Одной из важнейших причин является
необходимость получения достоверных
сведений о результативности образовательного
процесса, которые могут быть использованы
образовательными учреждениями следующей
ступени обучения (вузами, средними
специальными профессиональными
учреждениями, колледжами и т.д.),
работодателями, родителями и, наконец,
государством. Другой, не менее важной
причиной, является необходимость оценки
государственными и местными органами
управления образованием успешности и
эффективности образовательной политики.
Поскольку давление на выделяемые
средства постоянно растет, для получения
максимального удовлетворения потребностей
общества очень важно, чтобы стратегические
решения основывались на точных данных.
Кроме этого, наиболее значимые
«потребители» образования – учащиеся
– нуждаются в четко определенных целях,
к которым им нужно стремиться, а ведь
именно их опыт является определяющим
для развития страны.
Для
объективной оценки качества образования
в стране сделано немало. Важным шагом,
сделанным в этом направлении, была
разработка образовательных стандартов,
которые:
Образовательным
законодательством РФ предусмотрено 4
вида оценки: лицензирование, аттестация,
аккредитация, инспектирование.
Лицензирование
– процедура установления соответствия
условий осуществления образовательного
процесса, предлагаемых ОУ, государственным
и региональным требованиям к строительным,
санитарным и гигиеническим нормам, к
обеспечению безопасности, оборудованию
учебных помещений, оснащенности учебного
процесса, квалификации
профессорско-преподавательского состава
и его соотношения к количеству обучаемых.
Аккредитация
– процедура установления (подтверждения)
государственного статуса (типа, вида)
образовательного учреждения. Выражается
в доверии данному ОУ (от имени государства)
выдавать своим выпускникам документ о
соответствии полученного образования
государственным образовательным
стандартам. Государственная аккредитация
предусматривает аккредитацию каждой
образовательной программы и аккредитацию
ОУ в целом по совокупности аккредитованных
образовательных программ. В настоящее
время для учреждений общего среднего
образования определен перечень
показателей, который мог бы обеспечивать
единство концептуальных подходов к
оценке деятельности ОУ разных видов:
Инспектирование
– установление степени выполнения
образовательным учреждением законодательных
и нормативных актов.
Для данного пособия
из всех официальных процедур оценки
деятельности школы наибольшее значение
имеет процедура аттестации.
В
общем смысле под аттестацией (лат.
Attestatio
– свидетельство) подразумевается
проверка и подтверждение компетентным
органом готовности работника к исполнению
трудовых функций определенного содержания
и уровня сложности. Закон «Об Образовании»
регламентирует порядок аттестации
образовательных учреждений и определение
уровня квалификации педагогических
работников. Так, в соответствии со
статьей 33 п. 19 – 23 закона аттестация
образовательных учреждений проводится
один раз в 5 лет с целью установления
соответствия содержания, уровня и
качества подготовки выпускников
образовательного учреждения требованиям
государственных образовательных
стандартов, а само образовательное
учреждение несет ответственность за
уровень квалификации кадров (см. статью
32 п. 2). Таким образом, говоря об аттестации
в системе образования необходимо
рассматривать два взаимосвязанных
процесса – аттестацию педагогических
работников образовательного учреждения
и аттестацию этого образовательного
учреждения в целом.
Аттестация
педагогических работников
– это комплексная оценка уровня
квалификации, педагогического
профессионализма и продуктивности
деятельности. Целью аттестации педагогов
является стимулирование роста квалификации
и профессионализма педагогического
труда, развитие творческой инициативы,
а также обеспечение социальной
защищенности педагогов в условиях
рыночных экономических отношений путем
дифференциации оплаты труда. В соответствии
с целью основной задачей аттестации
является присвоение педагогу
квалификационной категории в соответствии
с уровнем его профессионализма.
Одним
из решающих показателей в работе учителя
является результат его педагогической
деятельности – качество образования
его учеников, достигнутый ими уровень
образованности, предполагающий:
Однако
при всей важности результатов
педагогического процесса недопустимо
только этим ограничивать показатели
труда педагога. Поэтому в системе
аттестации педагогических работников
изучаются:
Чрезвычайно важным
для современной системы образования
является вопрос разработка процедуры
аттестации все педагогических работников
(а не только учителей). Рассматриваются
самые разные подходы — собеседование
с работником, анализ профессионального
портфолио, квалификационный экзамен.
Аттестация
государственного образовательного
учреждения – это процедура комплексной
оценки его готовности к реализации
определенных образовательных программ,
а также оценка соответствия уровня
подготовки выпускников требованию
государственного образовательного
стандарта. Система аттестации
образовательных учреждений – это форма
государственно-общественного контроля
качества образования.
Здесь
необходимо отметить, что технология
аттестации не является фронтальной
проверкой, знакомой многим педагогическим
коллективам. Фронтальная проверка
оценивает, в первую очередь, образовательный
процесс,
а аттестация нацелена на оценку
образовательного результата.
В разных системах аттестации существует
разный баланс между контролем процесса
и результата. В СССР, например,
контролировался процесс, а не результат.
Поэтому поиск баланса между оценкой
процесса и оценкой результата сегодня
чрезвычайно актуален.
Аттестация
образовательного учреждения является
не только механизмом оценки качества
образования, но одновременно с этим она
способствует развитию учреждения в
целом, дает информацию о состоянии и
резервах учреждения, обеспечивает
объективную основу принятия управленческих
решений в различных направлениях,
например:
1.
В направлении развития образовательных
программ:
2.
В направлении формирования и развития
сети образовательных учреждений:
Невозможно
перечислить все задачи, которые как
показывает аттестация, стоят перед
органами управления в процессе развития
системы образования, – они разнообразны
и многозначны. Однако их решение должно
обеспечивать выполнение цели, стоящей
перед образованием – создание системы
образования, удовлетворяющей потребности
населения в разнообразных образовательных
услугах, с учетом склонностей и
способностей, на основе широкого
использования местных ресурсов,
культурных и исторических традиций.
В
разных странах сложилась своя система
оценки деятельности школ. Возможен и
другой подход, отличный от того, который
существует в отечественной системе
образования. В качестве примера приведем
систему инспекторской проверки,
сложившуюся в Уэльсе (Англия).
Инспекторская
проверка нацелена на выявление уровня
успеваемости учащихся – насколько он
высок и какое воздействие на него
оказывают качество учебного процесса
и управления школой? В центре внимания
проверки оказывается процедура самооценки
деятельности школы и при повторном
инспектировании действия школы,
направленные на повышение самооценки.
Смысл проверки заключается в поиске
ответов на 7 ключевых вопросов:
В целостной системе
инспекторской проверки существует
несколько видов инспектирования:
Основаниями
для проверки являются существующие в
школе формы для оценки качества уроков,
формы для фиксации наблюдений общего
характера, образцы ученических работ,
а также беседы с учащимися, попечителями,
родителями, координаторами, сотрудниками
школы. Инспекторы обязательно анализируют
целый пакет документов: информационную
справку о школе, план развития школы,
отчет о самоанализе, полный отчет и план
действий по результатам предыдущей
инспекции, расписание мероприятий в
рамках инспекционной проверки, методики
работы педагогического коллектива.
Наряду с инспекторами к проверке
привлекается делегат от школы, который
обсуждает организационные вопросы с
руководителем группы инспекторов до и
после проверки, участвует в совещаниях
инспекторов (но не выставляет оценки),
собирает необходимые документы для
проведения проверки, помогает оперативно
решать возникающие проблемы, предоставляет
необходимые дополнительные материалы.
Кроме внутреннего по отношению к школе
специалиста – делегата от школы, к
инспекторской проверке привлекается
внешний специалист – приглашенный
специалист, который является полноправным
членом группы инспекторов (т.к. назначается
инспекционным органом), работает в
аналогичной школы и имеет опыт работы
учителем не менее 5 лет. Приглашенный
специалист посещает уроки и оценивает
их, принимает участие в заседаниях
инспекторов, обязательно участвует в
процедуре завершающего оценивания.
По
итогам проверки школа получает оценку
своей деятельности по пятибалльной
шкале:
1
– позитивные результаты в сочетании с
выдающимися достижениями.
2
– позитивные результаты при отсутствии
существенных недостатков.
3
– позитивных результатов больше, чем
недостатков.
4
– есть позитивные результаты, но имеются
недостатки в существенных областях.
5
– много существенных недостатков.
Кроме этого, группа
инспекторов составляет краткий отчет
о результатах проверки (не более 6
страниц), содержащий основные выводы и
четкие рекомендации по улучшению работы
школы.
Инспекторская
проверка проводится не реже, чем один
раз в три года. Причем школа узнает о ее
проведении за 2-5 дней до проверки. Сама
проверка проводится в течение двух
дней.
Отправной
точкой для инспекторов являются материалы
самоанализа школы, содержащие строгий
и честный анализ реального положения
дел в школе с учетом мнений родителей
и учащихся, сотрудников школы и
попечителей. Этот документ содержит
информацию:
Самоанализ
школы на протяжении многих лет играл
важную роль в системе образования и
сейчас является ключевым компонентом
системы инспекционных проверок.
Справедливости
ради следует отметить, что в отечественной
образовательной практике также
развиваются подобные процессы самоанализа
деятельности школы. Подробнее о различных
форматах социальной отчетности речь
пойдет в заключительной главе.
Итак, официальные
процедуры оценки деятельности школы,
направленные на оценку уровня соответствия
школьного образования действующим
образовательным стандартам, образуют
официальное и обязательное направление
в образовательной политике государства.
Однако, кроме этой
официальной стратегии, зафиксированной
в законе «Об образовании», существует
еще множество подходов к оценке качества
образования на всех уровнях системы
образования.
На
международном уровне
традиционно давно проводится довольно
большое число разнообразных сравнительных
исследований. В частности, международные
предметные олимпиады, в которых российские
школьники принимают участие с средины
60-х годов ХХ века также относятся к
мониторинговым исследованиям, т.к. в
рамках олимпиад сравнивается уровень
подготовленности учащихся разных стран
в области того или иного предметного
знания.
Во
второй половине в мире ХХ века постепенно
начала складываться система мониторинга
качества образования, о которой мы уже
упоминали выше. В ней участвуют около
50 стран. Ее организаторы: Международная
ассоциация по оценке учебных достижений
IEA
(International Association for the Evaluation of Educational
Achievement) и Организация экономического
сотрудничества и развития — OECD
(Organisation for
Economic Co-operation and Development). Создаваемая
система реализуется чрез разнообразные
международные сравнительные исследования:
Российская
академия образования совместно с
Министерством образования РФ, начиная
с 1988 г., ведет исследования по сравнительной
оценке качества образования в рамках
проектов, проводимых вышеназванными
организациями14.
Сравнительные
международные исследования позволяют
оценить состояние
системы образования в общероссийском
и международном контексте,
не умозрительно на основе изучения
различных источников литературы, не на
основе сравнения результатов престижных
международных олимпиад для избранных,
а по результатам исследований, проводимых
на представительных выборках учащихся
различных стран с использованием одного
и того же инструментария, который
создается с учетом международных
приоритетов в образовании. Эти исследования
не дают полную картину учебной подготовки
школьников в сравнении с задачами
отечественной школы, но позволяют
выявить сильные и слабые стороны
российского образования и наметить
пути более эффективного достижения
поставленных целей. Для конкретного
образовательного учреждения эти
исследования представляют интерес в
плане использования заданий для оценки
качества образования.
На
федеральном уровне
совершенствование управления качеством
образования является одним из важнейших
направлений реформирования системы
российского образования. Прогнозирование
развития системы образования и принятие
решений о ее совершенствовании не может
осуществляться без должной опоры на
регулярно собираемую и объективно
представленную информацию о функционировании
системы образования. Поэтому на
федеральном уровне Центром оценки
качества образования ИОСО РАО проводится
мониторинг качества образования.
Мониторинг
качества образования является механизмом
контроля и слежения за качеством
образования и позволяет
выявить тенденции в развитии системы
образования,
соотнесенные
во времени, а также последствия принятых
решений в области образования.
Поэтому мониторинг становится частью
государственной программы в области
образования. Частью мониторинга являются
международные сравнительные исследования
качества образования, о которых мы уже
говорили. Такая система позволяет
оценить качество образования в стране,
в отдельных ее регионах, а также сравнить
его с другими странами мира.
По
инициативе Института общего среднего
образования РАО, Министерство образования
РФ совместно с Российской академией
образования начали работу по организации
мониторинга качества общего среднего
образования. Мониторинг будет проводиться
с учетом состояния системы образования
в России, ее традиций, а также современного
уровня развития теории и практики
педагогических измерений.
Целью мониторинга
общего среднего образования является:
Полученная
в результате мониторинга информация
способствует совершенствованию
содержания школьного образования,
требований к уровню общеобразовательной
подготовки школьников и учебного
процесса.
Существуют
и другие направления оценки качества
образования на федеральном уровне. В
качестве примера можно назвать единый
государственный экзамен, который уже
практически перестал проводится в
режиме эксперимента и стал обязательной
формой оценки образовательных результатов
учащихся по окончании школы. Результаты
сдачи ЕГЭ выпускниками того или иного
образовательного учреждения являются
важной информацией не только для самих
выпускников, их педагогов и органов
управления образованием, но и для
родителей и учащихся более младших
классов школ, т.к. они достаточно
иллюстративны. Поэтому перед современным
школьным администратором неминуемо
встает вопрос – какие данные можно
использовать на уровне образовательного
учреждения и как их использовать в
управленческой практике на уровне
образовательного учреждения?
На
региональном уровне, как
показал, проведенный нами анализ, в
современной системе образования России
чрезвычайно большое внимание уделяется
мониторингу образовательных результатов
учащихся. В последние годы различные
регионы предприняли усилия для создания
своих программ мониторинговых
исследований.
В
Екатеринбурге Министерством общего и
профессионального образования
Свердловской области и Институтом
развития регионального образования
ведется разработка методик и инструментария
оценки выполнения требований
государственного образовательного
стандарта. В качестве инструментария
представлены системы заданий в различных
формах (в том числе, педагогические
тесты), позволяющие оценить уровень
образованности учащихся в единстве
предметно-информационной, деятельностно
— коммуникативной и ценностно-
ориентационной составляющих.
Разрабатывается система педагогического
контроля в образовательном учреждении,
включающая наборы заданий для различных
форм контроля, комплексы тестов для
итоговой аттестации выпускников 9 и 11
классов общеобразовательной школы.
Челябинский
государственный педагогический и Южно
— Уральский государственный университеты
развивают технологию управления
качеством образования на основе
информационных технологий и образовательного
мониторинга, который включает как
педагогический, так и психологический
мониторинг учащихся.
В
Татарско-Американском региональном
институте разрабатываются модели систем
оценки качества и эффективности
образования, отдельные компоненты таких
систем; исследуются вопросы организации
и процедуры (методики) оценки;
рассматривается формирование баз оценки
на основе стандартизации образовательной
деятельности; показатели и критерии
качества и эффективности образования.
Липецкий
государственный педагогический институт
разрабатывает статистический материал
по тестированию знаний и соответствующую
методику принятия управленческих
решений различного уровня, основанную
на использовании компьютерных технологий.
Ярославский
областной институт развития образования
ведет работы по разработке методического
материала для мониторинга качества
знаний, по созданию единых измерителей
контроля, базовых, диагностических
суммативных тестовых работ по базовым
учебных предметам.
В
Новосибирске ИПК и переподготовки
работников образования создается
Создание единая система диагностики и
контроля состояния образования на всех
уровнях системы образования, разрабатываются
измерители результатов обучения и
ведется мониторинг хода реализации
управленческих решений.
Оренбургский
областной ИПК реализует мониторинг
результатов независимого централизованного
тестирования выпускников, достижений
учащихся, результатов плановых
инспекторских контрольных срезов,
анализирует текущие показатели
успеваемости, результаты предметных
олимпиад, показатели поступления в ВУЗы
и СУЗы, показатели компетентности
педагогических и руководящих кадров.
Свои
программы мониторинга существуют и в
других регионах – Самарской, Новгородской,
Пермской областях.
Обратимся
к опыту Санкт-Петербурга, где мониторинг
качества образования, по сути, «вписан»
в систему обязательной аттестации
образовательных учреждений, т.к.
представляет объективную оценку качества
образования в школе, складывающуюся:
Анализ
результатов школьного образования с
помощью обследования региональной
системы оценки качества образования,
позволяет сделать ряд неочевидных
выводов о состоянии школьного образования
в регионе:
Итак,
на региональном уровне мониторинг
качества образования представлен
довольно широко региональными программами
мониторинга и, в основном, ориентирован
на выявление качества обученности
учащихся по предметам учебного плана,
т.е. на выявление освоения образовательного
стандарта. И как на международном и
федеральном уровнях, на региональном
уровне основное назначение мониторинга
качества образования связано с
образовательной политикой органов
управления образованием. Но получаемые
результаты важны не только для органов
управления, но и для самих учреждений.
На
локальном уровне
– уровне отдельной школы – также
довольно активно сегодня проводится
оценка качества образования.
По
результатам опроса школьных администраторов
Карелии, Санкт-Петербурга, Калининградской,
Псковской, Тамбовской и Ярославской
областей оказалось, что в образовательных
учреждениях имеет место практика оценки
отдельных звеньев деятельности
образовательного учреждения, при этом
выбор часто осуществляется по принципу
выявления «проблемных зон» или «слабых
звеньев».
Наиболее
часто
встречающиеся направления мониторинговой
деятельности школы: состояние здоровья
детей; уровень воспитанности учащихся;
качество образования в целом, по
предметам, по учителям; уровень
обученности; участие родителей в делах
ОУ; мнение родителей, учащихся об
удовлетворенностьи работой ОУ, качеством
образования; эффективность управленческой
деятельности и методической работы.
Направления
деятельности школы, которые отслеживают
с помощью мониторинга, но значительно
реже:
уровень мотивации учащихся, изучение
и выполнение социальных заказов, уровень
профессиональной компетентности
учителей, качество преподавания учебных
дисциплин.
Далеко
не по всем показателям прослеживается
динамика изменений. Кроме этого тот
вид, в котором представлена информация,
не всегда оказывается доступен для
пользования всеми заинтересованными
участниками образовательного процесса.
И самой существенной проблемой является
то, что вся информация, собираемая в
школе, оказывается часто разрозненной,
логически не взаимосвязанной между
собой, а механически суммируя ее, нельзя
получить полную картину изменений в
деятельности школы. Разрозненность
собираемой информации, фрагментарность
не дают возможности выявить
причинно-следственные связи и
закономерности проводимых нововведений,
направленных на улучшение качества
образования. Но есть совокупность
показателей, по которым школа ежегодно
отчитывается перед органами управления
образованием.
Какие
критерии и показатели могут быть
использованы для оценки качества
образования? В этом вопросе, как и в
вопросе о сущности качества образования
также нет единого поля мнений. Практические
в каждой школе будут использоваться
собственные критерии и показатели,
которые таковыми могут и не являться.
Рассмотрим
возможные критерии и показатели для
избранного в настоящем пособии понимания
качества образования. Первый объект –
образовательные результаты учащихся.
Второй объект – условия достижения
(требования к ресурсному обеспечению
образовательного процесса) образовательных
результатов учащимися. Третий объект
– цена достижения (усилия всех участников
процесса) образовательных результатов.
В каждом объекте оценки могут быть
определены две составляющие – те, что
регулируются требованиями государственного
стандарта и те, что зависят от специфики
образовательного учреждения.
Ниже
в таблице представлены возможные
критерии и показатели оценки выделенных
объектов качества образования:15
Понятие и функции системы оценки качества образования.
Качество
образования
— характеристика системы образования,
отражающая степень соответствия реальных
достигаемых образовательных результатов
и условий обеспечения образовательного
процесса нормативным требованиям,
социальным и личностным ожиданиям.
Качественное образование позволяет
обеспечить каждому ребенку наилучшие
стартовые условия для того, чтобы в
будущем он стал успешен.
Критерий хорошей
образовательной системы (её высокого
качества) — это мера, в которой наименее
обеспеченные члены общества имеют
возможность преуспеть.
Оценивание
(assessment) — это процесс сбора и оценки
информации о том, что учащийся знает,
понимает и умеет, он направлен на принятие
обоснованного решения, что делать дальше
в образовательном процессе.
Оценка качества
образования — это
оценка эффективности
реализации образовательного процесса
в образовательном учреждении,
оценка эффективности
деятельности всей образовательной
системы страны и ее территориальных
подсистем.
1) Определение
прогресса в обучении конкретного
школьника.
2) Сертификация
выпускников (подтверждение завершения
обучения).
3) Селекция – отбор
для продолжения обучения или получения
рабочего места.
4) «Оценка»
результатов деятельности педагогов.
5) Оценка деятельности
образовательных учреждений и систем.
6) Оценка деятельности
национальной образовательной системы.
Эффективные системы
оценки качества образования — это
системы, которые предоставляют информацию
надлежащего качества и в необходимом
количестве для того, чтобы удовлетворить
информационные потребности всех
заинтересованных групп и тех, кто
принимает решения с целью повышения
качества обучения учащихся.
Эффективная система
оценки строится на сочетании разнообразных
методов оценки. Стандартизированное
тестирование – всего лишь один из
используемых подходов для определения
качества обучения. Также широко
используются экспертные оценки и
социологические опросы.
Процедуры оценки
ориентированы на более широкие
образовательные результаты, нежели
знания в рамках учебных дисциплин.
умение позитивно
взаимодействовать с другими
уважение к семье
и обществу,
Анализ результатов
оценки учебных достижений проводится
с учётом факторов, оказывающих влияние
на эти результаты.
Комбинация
внутренней и внешней оценки– базовый
подход для оценки деятельности школы.
Виды программ
оценки. Оценка на уровне класса: вопросы
тесты наблюдение( формирующее оценивание),
государственные экзамены (выпускные,
вступительные), крупномасштабные
исследования (национальная оценка,
международные сравнительные исследования)
(Итоговое оценивание)
4.
Структурные компоненты системы оценки
качества образования.
Цель, объекты,
субъекты, предмет, процесс, процедуры,
показатели, критерии, результаты ОКО.
Независимая оценка качества образования.
Независимая
оценка качества образования – оценочная
процедура, которая осуществляется в
отношении деятельности образовательных
организаций и реализуемых ими
образовательных программ в целях
определения соответствия предоставляемого
образования:
— потребностям
физических лиц — потребителей
образовательных услуг (в том числе,
родителей несовершеннолетних, обучающихся
по программам дошкольного, общего и
дополнительного образования детей и
иным программам, и совершеннолетних,
обучающихся по соответствующим
образовательным программам) в части
оказания им содействия в выборе
образовательной организации,
образовательных программ, соответствующих
индивидуальным возможностям обучающихся,
а также определения уровня результатов
освоения образовательных программ;
— потребностям
юридических лиц (в том числе самой
образовательной организации) в части
определения качества реализации
образовательных программ, необходимых
корректировок этих программ по итогам
экспертизы;
— учредителя,
общественных объединений и др. в части
составления рейтингов (рэнкингов),
других оценочных процедур для последующей
разработки и реализации комплекса
мероприятий, направленных на повышение
конкурентоспособности организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность, а также на повышение
качества реализуемых ими образовательных
программ.
Независимая оценка
качества образования осуществляется
по инициативе юридических или физических
лиц с привлечением к этой оценке
организаций, имеющих опыт в данной
деятельности и использующих валидный
инструментарий для проведения оценочных
процедур. Вместе с тем, образовательная
организация вправе выбрать сама те
организации (общественные,
общественно-профессиональные, автономные
некоммерческие, негосударственные
организации), которые будут содействовать
получению ею независимой оценки
деятельности.
Независимая оценка
качества образования может осуществляться
в форме рейтингов (рэнкингов), других
оценочных процедур в отношении
образовательных организаций всех видов,
а также образовательных программ, в том
числе с использованием методологии и
результатов международных сопоставительных
исследований в области образования. На
уровне региона, муниципального образования
также может быть востребована сравнительная
оценка (рейтингование) школ (например,
в разрезе отдельных категорий: гимназии,
лицеи, школы с углубленным изучением
ряда предметов). Результаты оценки могут
оказаться значимыми для широкого круга
заинтересованных пользователей:
родителей, руководства школ, органов
управления образованием муниципального,
регионального и федерального уровней.
Соответствующий рейтинг (или другие
оценочные процедуры) может быть
инициирован учредителем для последующего
обсуждения параметров качества
образования, соответствия запроса
потребителей и предложений поставщиков
на рынке образовательных услуг, места
и роли продвинутых школ в развитии
системы образования. Инициатором
проведения сравнительных оценочных
процедур также могут выступать
общественный совет при региональном
(муниципальном) органе исполнительной
власти, региональная общественная
палата, общественные объединения.
Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющие управление в сфере
образования, органы местного самоуправления
могут инициировать проведение оценочных
процедур с учетом перспективы их
применения в интересах граждан. Инициативу
по проведению оценочных процедур,
направленных на получение результатов,
значимых для отдельных граждан, проявляют
сами граждане при обращении с
соответствующим заказом в организации
(к экспертам), осуществляющие такие
процедуры.
Объектом независимой
оценки качества образования могут быть:
• образовательные
программы, реализуемые образовательными
организациями;
•условия реализации
образовательного процесса, сайты
образовательных организаций и др.;
•результаты
освоения обучающимися образовательных
программ;
•деятельность
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих
управление образованием, органов
местного самоуправления в части
организации текущего функционирования
и развития образов.