§ 11. Каковы особенности изучения эффективности работы классного руководителя?

«ОБ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Изучение результатов
и эффективности работы классного
руководителя — один из самых сложных
вопросов педагогичес­кой теории и
практики. Сложность обусловлена прежде
всего тем, что на состояние, результаты
и эффективность его работы влияют не
только условия самой школы, но и внешняя
по отно­шению к нему среда. В «чистом
виде» определить результат в данном
случае невозможно. Имеет ли тогда вообще
смысл изу­чение эффективности работы
классного руководителя? Безус­ловно,
ибо, отказавшись от этого, нельзя
целенаправленно стро­ить работу —
дети тогда будут обречены на стихийное
существо­вание и развитие.

Для оценки
эффективности работы классного
руководи­теля необходимо определить
соответствующие критерии и по­казатели.
Набор общих критериев предложен в 1-й
главе. Од­нако показатели не могут
быть едиными для всех. Они уточ­няются
самими участниками педагогического
процесса с учетом конкретных целей и
задач и служат инструментом для
самоанализа и самооценки классного
руководителя, де­тей, учителей,
родителей. Они должны быть достаточно
кон­кретными, доступными для измерения,
понятными для де­тей и взрослых.

При изучении
эффективности работы классного
руководи­теля надо иметь в виду, что
динамика показателей может быть
неодинаковой. Более того, некоторые из
них могут почти не ме­няться, а иногда
быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий
вывод делается на основе сопоставления
всех полученных дан­ных, характеризующих
педагогический процесс.

Как часто оценивается
эффективность работы классного
руководителя? С одной стороны, это
осуществляется посто­янно, если речь
идет о наблюдении или использовании
мето­дик исследования, которые
органично вписываются в педа­гогический
процесс, а с другой — периодически,
посредством специально организуемых
«срезовых» исследований. Напри­мер,
проводится анкетный опрос учащихся и
родителей или через определенные
промежутки времени создаются специ­альные
педагогические ситуации. В этой связи
можно гово­рить о текущих, периодических,
итоговых, отдаленных во времени
результатах.

Для более глубокого
изучения работы классного руководи­теля
целесообразно учитывать и анализировать
информацию, полученную в разные периоды
и различными методами.

Остановимся на
характеристике и методиках изучения
ос­новных результативных и процессуальных
критериев и пока­зателей эффективности
работы классного руководителя.

Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя

Свидетельством
эффективности воспитательной работы
являются:

Свидетельством
успешности деятельности классного
руководителя являются:

Про ГИС СОЛО:  Электронный журнал elschool ru войти в личный кабинет учителя вход

Соседние файлы в папке ТМВ СГИ ОЗО

Соседние файлы в папке смирнов тмв

§ 12. Как изучать воспитанность школьников?

Как уже отмечалось,
изменение воспитанности связано не
только с организацией работы классного
руководителя. Тем не менее при педагогически
целесообразной деятельности учащи­еся
развиваются, и это развитие можно
отследить. Таким об­разом, эффективность
работы классного руководителя в
опре­деленной мере определяется
воспитанностью учеников, под­готовленностью
их к сознательному выбору профессии,

способностью
адаптироваться к современным условиям
жиз­ни. Необходимо подчеркнуть то,
что установление уровня вос­питанности
школьников позволяет выявить меру
соответствия личности учащегося
запланированному воспитательному
ре­зультату и степень реализации
целей и задач работы классно­го
руководителя.

Что относят к
показателям воспитанности школьников?
Общепринято считать интегральным
показателем обществен­ную направленность
детей, которая выражается во взглядах,
убеждениях, ценностных ориентациях
личности. Направлен­ность школьников
проявляется через ведущие устойчивые
мотивы деятельности, через интерес к
определенным видам социальной активности,
через отношения к окружающему миру.

Выделяют 3 главных
вида направленности: «на себя», «на
объект», «на других людей». Возможен и
другой подход к ха­рактеристике
направленности личности: положительная,
то есть направленность на добро,
созидание, и отрицательная, то есть
направленность на зло, разрушение.

Существует точка
зрения, что показателем воспитанности
школьника является наличие социально
значимых качеств. По уровню их
сформированности дается общая оценка
воспитан­ности школьников. Качества
личности рассматриваются как сплав
специфического для данного качества
мотива и форм, способов поведения (Л. И.
Божович).

Какой комплекс
качеств может выступать показателем
вос­питанности школьника?

В настоящее время
на этот счет нет единой программы. В
этой связи каждый коллектив вправе сам
определить образ ученика, на формирование
которого и будет направлена пе­дагогическая
работа. В качестве ориентира можно
выбрать ряд интегральных отношений к
высшим человеческим цен­ностям: к
человеку, труду, школе, прекрасному,
природе, к самому себе.

Для изучения
результатов и эффективности работы
класс­ного руководителя наиболее
объективными и реально измеряе­мыми
показателями, на наш взгляд, являются
ведущие моти­вы поведения детей,
нравственные ценности и ориентации,
поступки учащихся. Исходя из этого,
предлагаем ряд методик, которые могут
быть использованы в исследовании
воспитанно­сти учащихся.

Поскольку реальным
проявлением воспитанности являют­ся
поступки, то
важно зафиксировать их, наблюдая за
пове-

дением учащихся
или создавая специальные ситуации, в
ос­нове которых лежит свобода выбора
школьниками своих дей­ствий.

«Акт добровольцев»
как метод изучения направленности
личности может естественно вписываться
в учебно-воспитатель­ный процесс.
Например, в классе на доске появляются
следую­щие объявления:

Про ГИС СОЛО:  Электронный дневник школьника старая версия

« Ребята! Поможем
учителям в оформлении кабинетов! 5
сен­тября приглашаем всех желающих
в школу к 10 часам. Совет старшеклассников
-»;

«Всех желающих
приглашаем на разговор-поиск «Как нашу
школу сделать красивой и уютной».

«Тех, кто хочет
принять участие в подготовке и проведении
новогоднего праздника для младших
школьников, ждем 25 но­ября в 14 часов
в актовом зале школы. Совет дела».

Вот еще несколько
ситуаций, созданных в одной из школ.

Учитель приходит
к старшеклассникам и просит помочь в
подготовке праздника для малышей.
Классный руководитель обращается к
учащимся с предложением посетить
больного уче­ника, подготовить праздник
для младших и т. д.

Поведение школьников
в ситуации выбора свидетельствует о
ведущих мотивах выбора. Например,
проводится час творче­ства. Учащимся
предлагается из перечня следующих
занятий выбрать предмет своей деятельности:

— разработка
программы вечера;

— изготовление
подарка для младших школьников;

— подготовка
сюрприза для одноклассников;

— изготовление
украшений для вечернего платья;

— обучение
элементарным навыкам самообороны и т.
д. Детям предлагается выбрать занятие
с указанием его глав­ного назначения:

— проявить свои
таланты;

— сделать приятный
сюрприз для друзей;

— оказать помощь
младшим;

— поиграть, весело
провести время;

— приобрести
умения устанавливать контакт с людьми
и т. д.

Перечень занятий
зависит от реальной ситуации в классе
и школе, от тех дел, к которым дети
готовятся. Сопоставление результатов
выбора учащимися занятий в нескольких
ситуаци­ях позволяет определить
ведущие мотивы их поведения и дея­тельности.
Полагаем, что хотя бы некоторое увеличение
числа учащихся, проявляющих активность
для оказания содействия

другим людям,
свидетельствует о повышении эффективности
работы классного руководителя.

Направленность
личности может быть изучена с помощью
метода «недописанный тезис». Детям
предлагается за неболь­шой промежуток
времени закончить одно или несколько
пред­ложений.

— человек счастлив,
когда. . .

— в хорошей школе
всегда. . .

— если бы я нашел
клад, то. . .

— если бы я все
мог, то я. . .

— самое главное
в жизни. . .

— нельзя прожить
без. . .

При обработке
материалов, полученных в результате
исполь­зования данного метода, мнения
школьников необходимо сгруп­пировать
таким образом, чтобы можно было определить
соот­ношение ценностей учащихся:

а) индивидуалистических
или общественных;

б) вещно-предметных
или духовных;

в) содержащих зло
или добро для окружающих;

г) направленных
на созидание или разрушение. Направленность
личности школьника, характер его
ценно­стей можно выяснить с помощью
анкеты, в которой предлага­ется дать
ответ на следующие вопросы и задания:

Про ГИС СОЛО:  Электронный дневник ленинградская область тихвин школа 1

— почему нельзя
опаздывать на урок;

— что ты больше
всего любишь или ненавидишь (напиши
десять слов или фраз, отвечая на вопрос);

— что ты собираешься
делать в свободное время;

— напиши 3 желания
в порядке их значимости для тебя и др.

Определение ведущих
мотивов школьников возможно с по­мощью
шкалирования и ранжирования. Им
предлагается оп­ределить, что и в
какой степени привлекает их в деятельности.
Для ответа используется следующая
шкала:

3 — привлекает
очень сильно;

2 — привлекает в
значительной степени;

1 — привлекает
слабо;

О — не привлекает
совсем.

Что привлекает в
деятельности:

1) интересное дело;

2) возможность
общения с разными людьми;

3) возможность
помочь товарищам;

4) возможность
передать свои знания;

6) возможность
приобрести новые знания, умения;

7) возможность
руководить другими;

8) возможность
участвовать в делах своего коллектива;

9) возможность
заслужить уважение товарищей;

10) возможность
сделать доброе дело для других;

11) возможность
выделиться среди других;

12) возможность
выработать у себя определенные черты
ха­рактера.

Обработка
результатов. Для определения преобладающих
мотивов следует выделить следующие
блоки:

а) общественные
мотивы (пункты 3, 4, 8,
10);

б) личностные
мотивы (пункты 1, 2, 5, б, 12);

в) престижные
мотивы (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних
оценок по каждому блоку позволяет
оп­ределить преобладающие мотивы
участия школьников в дея­тельности.

Установление
эффективности работы классного
руководи­теля предполагает сравнение
показателей, характеризующих учащихся
в течение нескольких лет. С этой целью
можно пред­ложить таблицу 6 (см. с.
206).

Считая воспитанность
учащихся важным показателем эф­фективности
педагогической работы, подчеркнем, что
пара­метры, фиксирующие воспитанность
и ее динамику, не мо­гут в полной мере
характеризовать степень влияния работы
классного руководителя на учащихся,
так как на них воздей­ствуют и другие
факторы (семья, социальное окружение,
средства массовой информации и т. д. ).
Учитывая это при ана­лизе и оценке
эффективности работы классного
руководите­ля, важно замерять и другие
результативные критерии и по­казатели.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Эффективность
осуществления функций классного
руководителя можно оценивать на основании
двух групп критериев: результативности
и деятельности.

Критерии
результативности
отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии.

Критерии
деятельности
позволяют оценить реализацию управленческих
функций классного руководителя
(организация воспитательной работы с
обучающимися; взаимодействие с
педагогическими и иными работниками
общеобразовательного учреждения,
родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по
воспитанию, обучению, творческому
развитию обучающихся)103.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Оцените статью
ГИС Соло