Татьяна Мачинская Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Итоговый педагогический совет в ДОУ
Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Елена Шахмирзоева Анализ физкультурно — оздоровительной работы за учебный год
Физическое воспитание, которому дошкольное учреждение уделяло значительное внимание, направленно на охрану жизни и укрепление здоровья детей. Решение задач физического воспитания способствовало созданию оптимальных условий для физического, психологического и гармоничного развития детей.
В течение всего учебного года велась активная работа по повышению качества образовательного процесса по физическому развитию.
- Анализ физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.
- Аналитическая справка «Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ»
- Публикация «Анализ физкультурно — оздоровительной работы за учебный год» размещена в разделах
- Публикация «Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Медицинские группы для занятий физической культурой
Анализ физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.
анализируется заболеваемость воспитанников, оздоровительная работа, адаптация детей к ДОУ, питание в ДОУ
Анализ физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ.
В соответствии с требованиями основных нормативных документов (Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, СанПиН, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования) деятельность по сохранению и укреплению соматического (физического) и психологического здоровья детей, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, возможности освоения ребёнком Основной общеобразовательной программы на разных этапах её реализации, была направлена на создание медико-психолого-педагогических условий для развития здоровья детей на основе формирования потребности в двигательной активности, в здоровом образе жизни.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-создание условий для физического развития детей и воспитания основ здорового образа жизни;
-сохранение и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, совершенствование всех функций организма;
— содействие развитию двигательных способностей детей в самостоятельной деятельности и обогащение двигательного опыта.
Оздоровительный режим в ДОУ построен с учётом особенностей нервно-психического и соматического здоровья детей, возрастных особенностей, эмоционального состояния.
Для деятельности по этому направлению были созданы условия: функционировал физкультурный зал, тропа здоровья, медицинский кабинет
Осуществлялась разнообразная работа по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий. Для повышения эффективности оздоровительной работы с детьми в прошедшем году были учтены объективные условия.
Анализ состояния здоровья воспитанников
Сравнительная таблица здоровья детей (количество детей)
Аналитическая справка «Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ»
Анализ физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ
Аналитическая справка по результатам тематической проверки:
«Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ »
МБДОУ «Детский сад «Рябинушка»,
На основании годового плана в соответствии с приказом от 20.10.2016 № 61 «О проведении тематического контроля» с целью изучения состояния работы в ДОУ по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников, в периодс 14.11.2016-18.11.2016 г. была проведена тематическая проверка в дошкольных группах детского сада комиссией в составе: заведующего(Ф. И. О), старшего воспитателя(Ф. И. О), медсестры(Ф. И. О).
Тематический контроль включил в себя:
анализ условий и предметно-развивающей среды ДОУ;
изучение планирования, документации;
изучение организации образовательного процесса;
анализ взаимодействия с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
В ходе тематической проверки
Содержание образовательного процесса по ФК, выстроено в соответствии с рабочей программой, основной общеобразовательной программой МБДОУ, которая включает реализацию программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методического пособия Пензулаевой Л. И. « Физическая культура в детском саду», программы Волошиной Л. Н. « Играйте на здоровье!».
Документация по планированию соответствует программным требованиям и возрастным особенностям детей, ведется регулярно, на момент контроля находилась на рабочем месте и в заполненном состоянии.
Изучение календарного планирования воспитателей свидетельствует о том, что ежедневно планируется утренняя, дыхательная, зрительная гимнастика, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми, направленная на отработку необходимых двигательных навыков в соответствии с целями ООД. Подвижные игры планируются при организации ООД, на прогулке, в самостоятельной деятельности детей. Недостаточно планируются спортивные игры, на что воспитателям следует обратить внимание.
Диагностика физического развития ведется в соответствии с требованиями и сроками программы. Диагностические карты по физическому развитию на момент проверки были заполнены на начало учебного года.
Главным условием для эффективной физкультурно-оздоровительной
работы является соответствующая развивающая предметная среда в ДОУ. По итогам обследования развивающей предметно-пространственной среды были сделаны следующие выводы: в ДОУ созданы оптимальные условия дляорганизации работы по укреплению здоровья воспитанников и обеспечения их двигательной активности в течение дня: спортивный зал, медицинский и процедурный кабинеты, соответствующая мебель. В групповых комнатах имеются центры двигательной активности, оборудование и инвентарь которых подобраны с учетом возрастной адресованности, эстетических и гигиенических требований. Размещение и хранение пособий соответствует требованиям рациональности и доступности, соблюдается техника безопасности. У воспитателей имеются атрибуты для подвижных игр, спортивные инвентарь для игр с прыжками , игр с бросанием, ловлей, метанием. В наличии имеется выносной материал для проведения подвижных игр на прогулке. В группахне достаточно физкультурного оборудования для проведения корригирующих упражнений,профилактики плоскостопия, спортивных игр.
Физкультурный инвентарь используется по назначению и периодически меняется с учетом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы. Воздушно-тепловой режим, естественное и искусственное освещение помещений для образовательной деятельности по физической культуре соответствуют санитарным требованиям и нормам. Окна в спортивном зале защищены решетками. Во всех возрастных группах мебель подобрана по росту детей, есть соответствующая маркировка на столах и стульях. Расположение мебели и игрового материала дает возможность детям удовлетворять двигательную активность. Помещения, участки и игровые площадки содержатся в чистоте и порядке.
Во всех возрастных группах оформлены картотеки подвижных игр, гимнастики после сна, дыхательной и зрительной гимнастики.
Требуется дополнительное оснащение игровых площадок и спортивного зала необходимым оборудованием (мячами, скакалками, гимнастическими палками, массажными ковриками, оборудованием для спортивных игр).
В ДОУ реализовывается программа оздоровления детей , которая учитывает проблемы сохранения здоровья детей, отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников.
Анализ выполнения программы «Здоровый Малыш!» показал, что во всех группах реализовывается система физкультурно-оздоровительных мероприятий:
утренняя гимнастика: в тёплое время года на свежем воздухе, в холодное – в спортивном зале;
организованная двигательная деятельность – 3 раза в неделю, один раз на свежем воздухе;
физкультурные праздники и развлечения;
ежедневные прогулки длительностью 3-4 часа (зимой при температуре не ниже – 15 С);
элементы корригирующей гимнастики;
дыхательная и зрительная гимнастика;
оздоровительная гимнастика после сна;
закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, босохождение по «дорожкам здоровья»;
использование фитонцидов, по плану профилактической работы;
кварцевание групповых помещений;
санитарно – просветительская работа с родителями и персоналом ДОУ.
При организации закаливающих процедур педагогами учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей –состояние здоровья, физическое развитие. Особое внимание уделяется часто болеющим детям: осуществляется индивидуальный подход к их закаливанию (более длительно использовались мягкие формы закаливания).
Осуществляется постоянный контроль гигиенического состояния всех помещений ДОУ. Своевременно и систематически проводятся медицинские осмотры детей.
Для повышения эффективности оздоровительных мероприятий в каждой возрастной группе ведутся «Тетради здоровья», в которых воспитатели прослеживают изменение в антропометрических данных, физического развития, группы здоровья. Это обеспечивает дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния.
В ходе проверки было выявлено, что утренняя гимнастика во всех возрастных группахпроводится в соответствии с режимом дня под музыкальное сопровождение или бубен. Структура гимнастики соответствует методическим требованиям. Используемые методы и приемы соответствуют возрасту детей. Интерес к гимнастике обеспечивается подбором упражнений с предметами, сучетом имеющихся у них двигательных навыков.
Инструктору по ФК(Ф. И. О), при проведении утренней гимнастики следует своевременно обращать внимание на правильное и четкое выполнение упражнений детьми, в старшей и подготовительной группах использовать показ упражнений детьми.
Просмотр ООД по ФК в дошкольных группах позволил сделать вывод, что занятия проведены методически грамотно, предметно–развивающая среда соответствовала содержанию образовательной деятельности, дети владеют основными двигательными навыками в соответствии с требованиями программы, цели образовательной деятельности были выполнены. Один раз в неделю с детьми младшего, среднего и старшего возраста инструктором по ФК (Ф. И. О) проводится образовательная деятельность по изучению игр с элементами спорта (по программе Волошиной Л. Н. « Играйте на здоровье»). Следует обратить внимание на общую плотность занятий в старшей и подготовительной группах, в соответствии с возрастными особенностями детей.
При просмотре образовательной деятельности по ФК было выявлено, что не у всех детей имеется спортивная форма и обувь. Воспитателям следует обратить внимание на наличие спортивной формы и обуви у детей, которая должна быть удобной, безопасной, не стеснять движений. По данной проблеме воспитателям следует проинформировать родителей.
Наряду с образовательной деятельностью проводятся физкультурные праздники и развлечения, но не регулярно, на что инструктору по ФК следует обратить внимание.
Просмотр гимнастики после сна по группам на момент проверки показал, что гимнастика проводится во всех возрастныхгруппах регулярно. Воспитателям(Ф. И. О) следует обратить внимание на соблюдение структуры гимнастики (упражнения в постели, босохождение по массажным коврикам, дыхательная и корригирующая гимнастика); в младших группах комплексы бодрящей гимнастики подбирать игрового характера в соответствии с возрастом детей; в старшей и подготовительной группе при проведении гимнастики после сна следует привлекать к показу упражнений детей.
Формируя навыки здорового образа жизни, воспитатели (Ф. И. О) проводят валеологические беседы, направленные на расширение знаний детей об особенностях своего организма, о значении физических упражнений в жизни и здоровье человека.
Просмотр организации подвижных игр показал, что воспитатели (Ф. И. О) регулярно и умело организовывают подвижные игры на прогулке, умеют занять позицию «играющего партнера». Воспитатели прививают детям навыки самостоятельной организации игр, следят за соблюдением правил игры, учат выбирать ведущих, используя считалки. У детей старшего и среднего возраста формируются навыки самоорганизации подвижных игр. Поведение детей в играх в основном доброжелательное, они справедливо распределяют роли, отзывчивы.
Воспитатели младших групп (Ф. И. О) организовывали игры в соответствии с возрастом детей и согласно программе («Воробышки и автомобиль», «Наседка и цыплята», «По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку»), активно применяли разнообразные игровые приемы, которые давали возможность раскрепоститься застенчивым детям, способствовали развитию физических качеств, положительных эмоций. Воспитателям следует регулярно использовать при организации подвижных игр атрибуты.
Сотрудничество педагогов ДОУ с семьей — одно из важных
направлений воспитательно-образовательной деятельности в воспитании детей. В ДОУ проводится санитарно-просветительская работа с родителями по вопросам соблюдения режима дня детей, организации полноценного и рационального питания, профилактики различных заболеваний, оздоровления детей.
Важной формой организации работы с родителями является наглядная педагогическая информация, включающая в себя ряд материалов, характеризующих оздоровительные аспекты развития ребенка: папки-передвижки, буклеты, ширмы (по темам «Если хочешь быть здоров-закаляйся!», «Одежда ребенка на прогулке», « О здоровье всерьёз», «Личная гигиена ребёнка», «Здоровый малыш!» и др.
На основании вышеизложенного можно сделатьвыводы:
в целом работа педагогического коллектива ДОУ по созданию условий для развития двигательной активности детей и реализации образовательной области «Физическое развитие» ведется планомерно, целенаправленно и систематически. Предметно — развивающая среда позволяет решать в комплексе оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи. Физкультурно-оздоровительная работа организуется по следующим направлениям:
•развитие двигательной активности посредством физкультурных занятий, подвижных, спортивных и игр-развлечений на воздухе, а также в разных видах деятельности в режиме дня ДОУ;
•формирование необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни с помощью бесед, наблюдений, решения проблемных ситуаций, игровых задач, связанных со сбережением здоровья;
•охрана и укрепление психического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников, достигаемые за счет создания комфортной среды в группах, недопущения психологических и физических перегрузок;
•гигиеническое воспитание детей и родителей, направленное на пропаганду здорового образа жизни;
1. Воспитателям всех групп обращать внимание на системное и регулярное проведение оздоровительных мероприятий согласно режиму.
Ответственные: воспитатели(Ф. И. О), медсестра (Ф. И. О).
2. Воспитателям провести работу с родителями по наличию у детей облегченной одежды для образовательной деятельности по физической культуре.
Ответственные: воспитатели(Ф. И. О), медсестра(Ф. И. О), инструктор по ФК(Ф. И. О).
3. Продолжать пополнять развивающую предметно-пространственную среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах.
4. Регулярно использовать атрибуты при проведении подвижных игр.
5. Регулярно проводить спортивные праздники и развлечения согласно плану
Ответственный:инструктор по ФК(Ф. И. О), воспитатели(Ф. И. О).
Инструктор по ФК________ (Ф. И. О).
Заведующий МБДОУ:________ (Ф. И. О).
Старший воспитатель:_________ (Ф. И. О).
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/237339-analiticheskaja-spravka-organizacija-fizkultu
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Публикация «Анализ физкультурно — оздоровительной работы за учебный год» размещена в разделах
Физкультурно-оздоровительная работа была направлена на развитие физических качеств, двигательной активности, укреплению защитных свойств организма, организации профилактической и коррекционной работы с воспитанниками. Физическое развитие детей осуществлялось на основе Основной образовательной программы дошкольного образования. В работе использовались методические разработки Л. И. Пензулаевой и С. Ю. Федоровой. Вся работа велась на основе календарно – тематического планирования. Организованная образовательная деятельность по физическому развитию планируется и проводится в спортивном зале и на спортивной площадке на улице.
Важную роль в работе по сохранению и укреплению здоровья детей играет проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.
В течение года в ДОУ проводились следующие мероприятия:
-Ежедневная утренняя гимнастика
-Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре
-Закаливание детей в процессе умывания и мытья рук
-Дыхательная гимнастика и гимнастика пробуждения после сна
-Прогулки на свежем воздухе
-Преемственность в работе ДОУ с участковой медицинской службой.
-Осмотры и консультации узких специалистов (лор, хирург, ортопед, невролог, окулист, и т. д.)
-Ведение листов адаптации
-Проведение иммунопрофилактики, согласно национальному календарю прививок
-Контроль за выполнением санитарно — эпидемиологического режима
-Пропаганда ЗОЖ среди сотрудников и родителей воспитанников
-Контроль за проведением физкультурно — оздоровительных мероприятий.
Регулярно проводились физкультурные занятия, соответствующие возрасту детей, программе, выдержаны по времени. Кроме того проводились физкультурные праздники, досуги, развлечения:
1. « За здоровьем в детский сад» :
Викторина «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу» (2 мл. гр., ср. гр.);
Игра — КВН «Мы здоровью скажем да!» (ст. гр., подг. гр.)
2. « Холода-не беда, мы здоровые всегда!»
3. « Наше здоровье в наших руках» :
Викторина «Беседа о здоровье, о чистоте» (2 мл. гр., ср. гр.).
В эти дни особое внимание уделялось играм детей, увеличению пребывания детей на свежем воздухе.
— «Теремок» (2 мл. гр., ср. гр.);
— «На лесной полянке» (2 мл. гр., ср. гр.);
— «В гости к лесовичку» (ст. гр, подг. гр.);
— «Мы мороза не боимся!» (2 мл. гр.);
— «Если с другом вышел в путь» (2 мл., ср. гр.);
— «Зов Джунглей» (ст. гр, подг. гр.);
Зимний спортивный праздник: «Зимние Приключения Бабы Яги и Снеговика» (ср. гр., ст. гр., подг. гр.).
Семейный досуг «Моя спортивная мама!» (ст. гр., подг. гр.).
Спортивное развлечение, посвящённое Дню семьи «Папа, мама, я — спортивная семья» — ср. гр.
Познавательно-спортивное развлечение «Путешествие Звездочёта» (ср. гр, ст. гр, подг. гр.).
— «Гуляют ребятки в Рождественские святки» (ср. ст., подг. гр.);
— «Мы — будущие солдаты» (2 мл. гр, ср. гр.);
— «Ловкие, смелые, сильные, умелые» (ст. гр., подг. гр.);
— «Гуляй, Масленица».
Военно-патриотическая игра «Зарница» (подг. гр.).
«Бессмертный полк» и смотр-конкурс строя и песни, посвященный празднованию Великой Победы.
Дети приняли участие в городском конкурсе — Фестиваль «Физкульт-ура, и были награждены грамотой за участие с оригинальной спортивной идеей. Также в детском саду прошли уроки ГТО, где ребята смогли ознакомиться с нормативами для их возрастной ступени, и попробовать себя в их сдаче. После чего приняли участие в двух этапах прохождения тестов ГТО (в том числе по плаванию). Трое воспитанников заняли призовые места.
Прияняли участие в Городском смотре-конкурсе строя и песни, посвящённому 200-летию основания Енисейской губернии среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города, где заняли 4 место.
Принимала участие в таких спортивных городских мероприятиях, как Всероссийский день бега «Кросс нации» и Открытая всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» совместно с воспитанницей подготовительной группы.
Дети из группы компенсирующей направленности приняли участие в конкурсе оздоровительных технологий в рамках специальных игр для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями «Краевой фестиваль адаптивного спорта». Один из воспитанников этой группы занял третье место в этом конкурсе.
Дала консультацию для воспитателей «Организация и проведение подвижных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста». Провела мастер-класс «Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке». После чего воспитатели показывали открытые НОД по физкультуре на воздухе.
Провела постоянно действующий семинар-практикум для педагогов: «Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим».
Прошла курс повышения квалификации по программе «Обучение физической культуре (адаптивной физической культуре) обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Также прошла курсовую подготовку по теме: «Современные технологии группового развития креативности обучающихся в системе дополнительного образования детей».
Разработала программу дополнительного образования детей «Фитбол-гимнастика», которую ДОУ планирует реализовывать в следующем учебном году.
Приняла участие (онлайн) во Всероссийском форуме «Воспитатели России» : «Воспитаем здорового ребёнка. Цифровая эпоха», а также во Всероссийском форуме работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0». Получила сертификаты.
Приняла участие в учебно-тренировочном семинаре по современным направлениям фитнеса в рамках фестиваля «Фитнес — марафон» «Мы здоровы! Нам здорово!», который проходил в г. Енисейске.
В течение года принимала участие в заседаниях Городского методического объединения «Физическое воспитание дошкольников». На одном из них презентовала опыт работы на тему : «Консультация для педагогов «Организация и проведение подвижных игр на свежем воздухе» + демонстрация видеопоказа ОД с детьми «Народные подвижные игры в нерегламентированной образовательной деятельности». Также выступила на ГМП «Формирование предпосылок математической грамотности дошкольников», где представила математическую подвижную игру «Найди пару».
Также приняла участие в городском конкурсе методических разработок «Формирование ЗОЖ у дошкольников», где представила мероприятие «Моя спортивная мама», в котором заняла 2 место.
В рамках Клуба интересных встреч провела Клубный час «Приобщение детей к ЗОЖ. Встреча с известной спортсменкой Кудаевой Д. З.».
Главный результат физкультурно-оздоровительной работы — это уменьшение частоты и длительности заболеваний детей дошкольного возраста, укрепление и ускорение развития пока ещё полностью несформированного детского организма.
Вывод: Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сотрудники и педагогический персонал ДОУ уделяют большое внимание оздоровительной работе с детьми, данная работа ведется в системе и планомерно.
Перспективы работы на 2021-2022 учебный год :
Продолжить работу по созданию единого здоровьесберегающего пространства и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях детского сада и семьи. Обеспечение плотной двигательной активности детей в течение дня.
Публикация «Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах
В настоящее время в ДОУ физическое воспитание и развитие детей осуществляется с учетом ООП МБДОУ ДС №1, комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного учреждения.
Качество образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программы, используемой в дошкольном учреждении.
Эффективное функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры в этом детском саду обеспечивается коллективом сотрудников дошкольного учреждения в тесном взаимодействии с семьей.
Вся работа по физической культуре преобразована в систему. Администрацией, старшей медицинской сестрой, врачом педиатром, узкими специалистами, воспитателями.
Задачи по физической культуре (согласно годовому плану) :
— формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
— организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
— приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
— совершенствовать свои знания, применяя в работе нетрадиционные методы и формы;
— воспитывать здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Разработаны графики утренней гимнастики в музыкально-игровом зале. Планируются перспективные и календарные планы воспитателями групп по физическому воспитанию детей.
Программа ДОУ предусматривает ежедневное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, упражнения после дневного сна, физкультурные занятия, физкультурные досуги, физкультурные праздники). Однако не во всех группах активно используется такая форма работы, кроме группы №2.
Следует отметить, что достичь положительных динамических результатов в физическом развитии воспитанников ДОУ не удалось бы без организации соответствующей развивающей среды. Наличие, достаточность и разнообразие физкультурно-спортивного оборудования, эффективность его размещения безусловно повысило и эффективность учебно-воспитательного процесса. Для решения задач связанных с эмоциональным компонентом во время проведения учебных и внеучебных форм работы по физическому воспитанию необходимо применение музыкального сопровождения. На группах (не на всех) имеются фонограммы и их используют педагоги для проведения динамических упражнений или гимнастики (имеется магнитофон, для озвучивания занятий и утренней гимнастики с элементами ритмики). Однако воспитатели не достаточно активно используют музыку на физкультурном занятии в ряде решений образовательных, воспитательных, оздоровительных задач в физкультурно-педагогическом процессе.
Физкультурная работа в детском саду, ведё тся по следующим направлениям:
— Занятия в основном традиционные, игровые.
Рекомендации: 1. Использовать сюжетно-игровые, тренировочные, комплексные, интегрированные, оздоровительные.
2. Использовать единые комплексы утренней гимнастики для групп всех возрастов по 2 комплекса на месяц с сентября по май учебного года.
— Физкультминутки, подвижные игры и динамические паузы между занятиями, игры и упражнения на прогулке, бодрящая гимнастика после сна, закаливание.
— Физкультурно-массовые мероприятия, такие как физкультурные досуги, праздники физической культуры редко имеют место в педагогическом коллективе, а так же с участием родителей.
Предложение: Продумать, спланировать в квартал физкультурно-массовые мероприятия с детьми, а в конце года (в период ЛОК) с родителями.
Воспитатели обеспечивают условия для нормального развития организма дошкольников : обеспечение санитарно-гигиенического ухода, проведение закаливающих мероприятий –пользование воздухом, солнцем, водой; организация элементарного самомассажа и гимнастики; организация режима дня; обеспечение двигательной активности ребенка, наличие в детских учреждениях специальных пособий, формирование у них представления о сохранении и укреплении здоровья.
Ведут просветительскую, консультативную работу, как с педагогами ДОУ, так и с родителями воспитанников (выступление на родительских собраниях консультации по текущим вопросам).
Организуют физкультурно-оздоровительную работу, включая физкультурные занятия, физкультурно-массовые мероприятия (Приложение 1 «Физкультурные досуги и развлечения»).
Планируют мероприятия по физической культуре на основе данных диагностики физического развития детей.
Анализ диагностических данных показывает, что уровень физического развития детей возрастает при их переходе из одной возрастной группы в следующую. Прослеживается положительная динамика. Это говорит о хорошем уровне обучения и работы с детьми.
Как показывают данные многочисленных исследований (М. А. Рунова, Э. Я. Степаненкова и др.) и практика воспитания, в дошкольный период происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. Как отмечает С. О. Филиппова, в этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени, складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества: выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.
Важность физического воспитания подрастающего поколения актуальна в аспекте укрепления здоровья детей, и всестороннем развитии личности.
Физическое воспитание, которому дошкольное учреждение уделяет значительное внимание, направленно на охрану жизни и укрепление здоровья детей. Решение задач физического воспитания способствует созданию оптимальных условий для физического, психологического и гармоничного развития детей.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада. В связи с этим наше дошкольное учреждение организовало разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовало комплекс воспитательно — образовательных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастам.
Физическое воспитание детей, совершенствование их двигательных умений и навыков, осуществляется систематически на занятиях и прогулках с учётом возраста, индивидуальных физических показателей каждого ребёнка, что обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей. В группе №2 проводилась «Неделя здоровья». В эти дни особое внимание уделяется играм детей, увеличению пребывания детей на свежем воздухе, досугам и развлечениям, с положительной, радостной атмосферой в группах.
В режим дня включена: пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, физкультминутки на занятиях, динамические паузы, гимнастика после сна, элементарный самомассаж.
Профилактическая работа в детском саду проводится с применением комплекса закаливающих мероприятий: облегченная одежда (при соответствующей температуре, одежда детей соответственно сезону, мытье рук прохладной водой по локоть, проветривание групп, влажная уборка.
Проведены консультации для педагогов и родителей, которые представлены в уголках для родителей.
Медицинское сопровождение образовательного процесса способствует выполнению социального заказа родительской общественности на оздоровление детей дошкольного возраста. Медицинское обслуживание детей осуществляется медсестрой ДОУ и врачом.
Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа всего коллектива, который находится в постоянном творческом поиске, понимая, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Это значит, что здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело. Учебная нагрузка днем дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательные упражнения. Все занятия проводятся по подгруппам в игровой и нетрадиционной форме.
Складывающаяся система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ способствует достичь баланс между интеллектуальной и физической нагрузкой – двигательная активность детей чередуется с игровыми ситуациями познавательного цикла.
Вывод: Практически все запланированные мероприятия выполнены на 100%, кроме — трёх консультаций и двух открытых показов по объективным причинам – БЛ, О/О.
— при составлении индивидуальных планов учитывать сроки очередного отпуска;
— физические возможности по подготовке к мероприятию (количество запланированного).
Медицинские группы для занятий физической культурой
Оценка состояния здоровья детей
Продолжилось снижение процента часто длительно болеющих детей, что связано с изменением контингента в 2013 г. с уменьшением доли воспитанников 2-4 лет и повышением числа детей старшего дошкольного возраста.
Также отмечено снижение уровня диспансеризации воспитанников (контингента детей, находящихся на диспансерном учёте).
При поступлении в ДОУ состояние здоровья детей было более низким по сравнению с предыдущими годами. Нарушения здоровья уже имели более 60% поступающих дошкольников.
Анализ состояния здоровья поступивших дошкольников
На диспансерном учете при приёме в ДОУ уже состояли 24 воспитанника
Анализ заболеваемости по детскому саду в период с 2012-2015 уч.год показывает
Анализируя приведённые выше данные по заболеваемости детей, нужно отметить, что в 2014-2015 учебном году по сравнению с прошлым годом индекс здоровья увеличился на 4%, увеличилось количество часто и длительно болеющих детей на 1 ребёнка, уменьшился показатель заболеваемости на 16 д/дней, а также пропуски по простудным заболеваниям на 1 ребёнка уменьшились на 0,7 дня.
Анализ статистических данных по состоянию здоровья детей за последние три года выявил, что уменьшилось количество частоболеющих детей, но сохраняется достаточно большое количество детей со второй группой здоровья, а также детей с хроническими заболеваниями, стоящих на диспансерном учете.
Но, несмотря, на проводимые мероприятия, число дней, пропущенных одним ребенком по болезни, остается достаточно высоким. Высокий показатель заболеваемости в МБДОУ складывается из длительного отсутствия одних и тех же детей, с родителями которых ведется систематическая разъяснительная работа и обусловлен возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста, первый год посещающих МБДОУ, увеличением числа детей с хроническими заболеваниями. В марте –апреле зафиксирован подъём простудной заболеваемости , что не могло не отразится на заболеваемости детей в МБДОУ.
Однако, анализируя работу дошкольного учреждения за последний год можно сделать вывод, что, не смотря на то, что заболеваемость в МБДОУ остается выше среднерайонного показателя, заболеваемость детей простудными заболеваниями начала постепенно снижаться.
Итоговые показатели результатов здоровьесберегающей деятельности по возрастным группам на основе показателя «дней непосещения по болезни»
за 2014-2015 уч. год
Оценка эффективности реализации системы оздоровительных, закаливающих мероприятий
Ежегодный углубленный медицинский осмотр, заполнение листков здоровья, анализ результатов здоровьеформирующей деятельности позволил коллективу ДОУ грамотно планировать и проводить оздоровительно-профилактическую работу.
В ДОУ разработана и реализована система закаливающих мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или иного фактора. В период адаптации закаливание начинается с применения воздушных ванн (облегченная форма одежды). После адаптационного периода используются различные виды закаливающих процедур после дневного сна согласно возрасту воспитанников: контрастное воздушное закаливание; мытье рук до локтя, босохождение по массажным коврикам; самомассаж.
В каждой возрастной группе велась тетрадь здоровья, в которой была отмечена группа здоровья ребенка, медицинская группа для занятий физкультурой, его индивидуальные особенности, антропометрические данные. В них регулярно осуществлялись учет оздоровительных мероприятий, отслеживание заболеваемости и регулирование постепенности нагрузки после перенесённых заболеваний. Это обеспечило дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния.
В группах в осенне-зимний период проводилась дополнительная витаминизация (лимон), применялись фитонциды (лук, чеснок), в зимне-весенний период — регулярный прием луковых и овощных салатов.
Своевременно и качественно проводилась вакцинация, что позволило снижать процент заболевания вирусными инфекциями.
Сопровождение развития детей осуществлялось специалистами детской поликлиники, взаимодействие с которыми строилось на договорной основе.
Особое внимание уделялось часто болеющим детям: осуществлялся индивидуальный подход к их закаливанию (более длительно использовались мягкие формы закаливания), снижалась нагрузка на физкультурных занятиях.
В целом деятельности по здоровьесбережению подтверждается и процентом функционирования, который остается на уровне 2012г.
Обеспечение рационального питания
При организации системы рационального питания в ДОУ деятельность строилась с учётом десятидневного меню, разработанной картотеки блюд, технологических карт их приготовления. В рацион питания дошкольников регулярно включались овощные салаты, фрукты. Дети получали соки. При составлении меню строго учитывался подбор продуктов, обеспечивающий детей основными пищевыми веществами, и правильное сочетание всех пищевых ингредиентов, как в качественном, так и в количественном отношении. Организовано диетическое питание для детей, имеющих к этому показания и рекомендации врача. Каждые 10 дней велся подсчет выполнения натуральных норм питания и калорийности. Ежедневно осуществлялся входящий контроль за качеством поступающих в ДОУ продуктов.
Анализ организации питания за 2014 год и 5 месяцев 2015 года показал выполнение натуральных норм по основным продуктам питания в среднем на 101% и 99% соответственно.
В том числе:
Отставание выявлено по молоку, фруктам, а так же, в незначительной степени, по овощам, которые успешно компенсировались другими продуктами. Значительно улучшилось оснащения рациона рыбой, крупами.
Адаптация поступивших дошкольников к условиям детского сада была достаточно легкой.
С июня 2014 года по май 2015 г.в целом в ДОУ поступило 34 человек, в том числе в группу раннего возраста- 18 человек, в младшую группу — 6человек, в среднюю группу № 1- 1 человек, в среднюю группу № 2 — 2человека, в старшую группу — 1 человек, в подготовительную группу-6человек.
Диагностика уровня адаптации детей к условиям детского сада на основе листов адаптации, анкетирования родителей, проведенных наблюдений показала: легкая адаптация — у 21 детей (62%), средней тяжести – у 13 ребёнка (38%). Детей с тяжелой адаптацией нет.
В целом следует отметить согласованность воспитателей и специалистов по осуществлению четко проработанного плана поступления детей и деятельности сотрудников по обеспечению безболезненной адаптации.
Согласно основной общеобразовательной программе реализация психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие» и раздела «Формирование основ безопасности» (область «Социально-коммуникативное развитие»)позволяла осуществитьохрану здоровья детей и формирование основ культуры здоровья через:
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) реализовано посредством:
-формирования представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщения к правилам безопасного поведения для человека и окружающего мира природы;
-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
При реализации этих целей и задач соблюдался принцип возрастной адресованности. Содержание данных образовательных областей в разных возрастных группах использовалось с большим или меньшим наполнением, педагоги подбирали методы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
В результате у дошкольников на уровне возрастных норм сформированы навыки ЗОЖ, ОБЖ, осознанное отношение к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущения. Обучение культуре здоровья происходило в режиме активных методов обучения, с использованием игр, ситуаций, общения, анализом реальных жизненных ситуаций и т.д. Элементы здоровьесбережения включены в каждый вид детской деятельности независимо от формы организации и возраста детей. Проводимые мероприятия, включая ознакомление с «Правилами дорожного движения», основами «Пожарной безопасности», помогали дошкольникам в повседневной жизни, повышали уверенность в адекватной реакции при экстремальных ситуациях.
На достаточном уровне осуществлялась пропаганда здорового образа жизни, как среди дошкольников, так и среди родителей.
Так же уделялось внимание исохранению психического здоровья детей.
Согласно ФГОС ДО обеспечивались следующиепсихолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
-защита детей от всех форм физического и психического насилия;
-поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Деятельность педагогов ДОУ строилась в трёх направлениях: взаимодействие с детьми, с родителями (законными представителями), с педагогами. Большое внимание уделялось социально-личностно-коммуникативному развитию дошкольников, формированию у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. У педагогов формировалась потребность в пополнении психологических знаний, реализовывалось желание использовать их в практической деятельности. Активно в процесс психолого-педагогического просвещения вовлекались семьи воспитанников.
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: в течение учебного года система работы в МБДОУ по оздоровлению детей строилась с учётом возрастных и психологических особенностей детей, при четко организованном медико-педагогическом контроле, соблюдении оптимального двигательного режима с использованием индивидуального дифференцированного подхода и создании экологически благоприятных условий. В МБДОУ:
— созданы медико-социальные и материально-технические условия для сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста;
— педагогами ДОУ ведется целенаправленная работа с детьми по укреплению их физического здоровья и воспитанию культуры здоровья.
— ведется работа по просвещению родителей (в форме бесед, консультаций, на родительских собраниях, с помощью наглядной информации — папок-передвижек, советов, рекомендаций и др.).
Анализируя работу по оздоровлению дошкольников, следует отметить, что по-прежнему, остаются моменты, негативно влияющие на результаты работы в целом:
1. Вызывает тревогу недостаточно эффективное сотрудничество детского сада и семьи по оздоровлению детей, отсутствие единых требований по вопросам воспитания культуры здоровья дошкольников;
2. Длительное отсутствие некоторых детей в детском саду без особых причин, отрицательно сказывается на показателях функционирования ДОУ;
3. Эффективность оздоровительных мероприятий в ДОУ улучшились, но не на должном уровне.
4. Отсутствие в штате детского сада логопеда.
5. Недостаточное материальное и техническое обеспечение спортивного зала.
В будущем году на основе позитивных тенденций и согласно плану действий («Дорожная карта») по обеспечению введения ФГОС ДО основными направлениями дальнейшей работы будут являться:
-освоение новых подходов к обеспечению качества дошкольного образования, нового содержания и педагогических технологий здоровьесбережения при условии соблюдения требований режима непрерывного развития с учётом эффективных технологий и методик, роста профессионализма на педагогическом, методическом и управленческом уровне;
-поиск наиболее эффективных форм здоровьеформирования с детьми раннего и дошкольного возраста.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/237351-analiz-fizkulturno-ozdorovitelnoj-dejatelnost
Также вас может заинтересовать




