Харалгина Наталия Александровна
имени Е.М. Сагандуковой»
Параметры и критерии оценки
дополнительных образовательных программ в ДО
Рекомендации в помощь
педагогам, методистам и руководителям ОУ
Уникальность системы дополнительного образования состоит в ее вариативности по отношению к процессу программирования образовательной деятельности детей.
Многие педагоги претендуют на признание своего авторства, оценку уровня программ, другие нуждаются в помощи по их корректировке и совершенствованию.
На основании Требований для процедуры экспертизы, удобства заполнения результатом, их доказательности разработана методика оценки образовательной программы по трем блокам параметров:
Каждый параметр характеризуется рядом показателей, которые оцениваются по пятибалльной шкале оценок и распределяются по трем уровням:
Итоговая сумма баллов также распределяется по уровням и является показателем качества образовательной программы:
Критерии оценки параметров
1.1 Титульный лист
1.3 Наличие рецензии:
1.4 Структура программы:
2. Общая характеристика программы
2.6 Качество подачи материала:
3. Характеристика структурных элементов программы
3.1 Пояснительная записка
3.2 Цели и задачи
3.3 Учебно-тематический план:
3.4 Содержание программы:
3.5 Методическое обеспечение программы
3.6 Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки:
3.7 Список литературы:
Критериальная таблица оценки образовательной программы
Ф.И.О. педагога ___________________________________________________
Наименование программы __________________________________________
Срок реализации программы_________________________________________
Год разработки ____________________________________________________
Направленность программы _________________________________________
Вид программы ____________________________________________________
Статус программы _________________________________________________
Эксперт__________________________________________________________ Педагог __________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Региональный модельный центр дополнительного образования детей
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ульяновска
«Центр детского творчества № 5»
Уровень программы: базовый Возраст обучающихся:
Срок реализации: 2 года
Автор — составитель
Петров Иван Михайлович
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Если программа реализуется с использованием дистанционных технологий,
то дополнительно указывается следующий документ:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Если программа реализуется в сетевой форме, то дополнительно указывается следующий документ:
Письмо Министерства образования и науки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
Если программа реализуется для детей с ОВЗ, то дополнительно указывается следующий документ:
Письмо Министерства образования и науки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
Письмо Министерства Просвещения России от 01.08.2019 N ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от10.07.2015 № 26, п. 4.18. Гл. IV «Требования к зданию и оборудованию помещений» определены в СанПиН 2.4.4.3172-14.
Если программа реализуется по физкультурно-спортивной направленности, то дополнительно указывается следующий документ:
Письмо Минобрнауки России от 27.11.2015 N 08-2228 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Российской Федерации»).
Приказа Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
В пояснительной записке раскрывается информация:
Введение дополнительной общеобразовательной программы (краткой характеристики, значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы).
» по содержанию является (физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественно-научно, технической)
По уровню освоения (стартовый, базовый, продвинутый);
Стартовый уровень: предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Базовый уровень: предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Продвинутый уровень: предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
По форме организации (индивидуальная, групповой и др.)
формы организации образовательного процесса:
По времени реализации (краткосрочной, годичной, двух-, трехгодичной и т.д.)
Актуальность может базироваться: на анализе социальных проблем; на материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта; на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; на современных требованиях модернизации системы образования; на потенциале образовательного учреждения; на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Пример № 1
В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров — организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
дополнительной образовательной программы предполагает: новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Пример № 2
Новизна дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
При написании актуальности и новизны программы следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на: создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. (См. Концепцию дополнительного образования детей).
подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса
Дополнительные общеобразовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
Пример № 3
Реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция лидера-организатора. Дополнительная общеобразовательная программа «Как вести за собой» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогически целесообразным.
, участвующих в реализации данной образовательной программы.
В этом подразделе необходимо поместить следующую информацию:
Пример № 7
Программа адресована детям 12-15 лет. (Дать небольшую психофизиологическую характеристику данной возрастной категории). Категория детей, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам дети первого года обучения могут быть зачислены в группу базового, стартового или продвинутого уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
В данном подразделе следует поместить следующую информацию
Пример № 8
Сроки реализации программы
1. Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения — 144 часа; 2 год обучения — 144 часа.
2. Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 288 часов, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.
3. Программа рассчитана на 1 и 2 года обучения — 2 модуля с сентября по декабрь, с января по май.
: (основные, характерные для данной программы).
О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности», но там речь идет именно формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством обучающихся, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Пример № 9
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Пример № 10
Возможные формы проведения занятий:
Акция, круглый стол, сбор, аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль. встреча с интересными людьми, наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея , открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, игра деловая, фестиваль, игра-путешествие, презентация, игра сюжетно-ролевая, шоу, игровая программа, профильный лагерь, экзамен, класс-концерт, поход, экскурсия, КВН, размышление, экспедиция, конкурс, рейд, эксперимент, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг, ярмарка, концерт, салон и другие.
–очная (сочетание аудиторных и выездных занятий) или очно-дистанционная (сочетание очных занятий и электронного обучения) или дистанционная (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий).
–групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы – (количество человек) или индивидуальная.
При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа 25 (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
Пример № 11
Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.
При этом необходимо учитывать, что содержание дополнительной общеобразовательной программы должно соответствовать:
Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
Так описываются характерные для реализации дополнительной общеобразовательной программы методы и методические приемы.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать».
Педагогический работник должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются обучающиеся на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в дополнительной общеобразовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки обучающихся по итогам каждого модуля или года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка. Кроме того, педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты прописываем по каждому модулю обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
Варианты формулировок ожидаемых результатов:
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы (указываются на каждый модуль обучения)
1 Модуль обучения
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
– Личностные результаты
Программные требования к уровню воспитанности:
Программные требования к уровню развития:
2 Модуль обучения
Пример № 12
Предметные требования к уровню развития:
результатов освоения программы:
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержания программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
Пример № 13
Пример № 14
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.
Пример № 15
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов — беседа, опрос, наблюдение, прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, концерты, экзамены, зачеты, конкурсы, соревнования, грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, журнал, оценки, дневники, анкеты, тестирование, протоколы диагностики, выставки, конкурсы, фестивали, праздники, контрольные работы, зачеты, концерты, экзамены, открытые и итоговые занятия, диагностика, анализ мероприятий, диагностические игры, анализ выполнения программ, анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения, самооценка обучающихся, протоколы соревнований, аудиозапись, видеозапись, фото, отзывы (детей и родителей), маршрутные листы, статьи в прессе, аналитические справки, методические разработки, портфолио, отчеты, переводные, итоговые занятия, открытые занятия, поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю, диагностические карты, тесты, аналитические справки, защита творческих работ.
Пример № 16
Учебный план оформляется в виде таблицы (см. 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года), который включает:
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.
В учебном плане прописываются темы в соответствии с модульной системой, а именно темы программы делятся на количество модулей (например: с сентября по декабрь, с января по май).
Учебный план должен составляться на каждый год обучения (если программа реализуется более одного года) и отражать его особенности. Педагогический работник имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %). Также в учебном плане необходимо закладывать часы:
В учебном плане обозначаются основные разделы и темы. Расчёт количества часов в учебном плане ведется на одну учебную группу (или на одного учащегося, если это группа индивидуального обучения). Кроме того, необходимо планировать занятия таким образом, чтобы по окончанию каждого модуля было итоговое занятие. В столбцах «формы контроля, аттестации» и «практика» необходимо разнообразить их формы.
Пример № 17 Оформление учебного плана
Кроме того, в дополнительной общеобразовательной программе необходимо предоставить в приложении текстовое содержание методов оценки уровня освоения программного материала по каждому модулю либо предоставить по форме в виде таблицы:
Содержание дополнительной общеобразовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.
В содержании программы необходимо указать:
Пример № 18
Тема 5.1. Холодный батик
Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.
Задания. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
Календарный учебный график
Пример № 19
Оформление календарного учебного графика
Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы.
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:
• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);
• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD- проигрыватель и т.п.);
• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
• учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
• требования к специальной одежде обучающихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы:
В данном разделе указывается:
Методическое сопровождение учебной работы педагогического работника
• методика контроля усвоения обучающимися учебного материала;
•методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;
• авторские методики проведения занятия по конкретной теме;
• методы обновления содержания образовательного процесса; воспитательной работы педагога;
• методика формирования детского коллектива;
• методика выявления неформального лидера в детском коллективе;
• методика организации воспитательной работы; работы педагога по организации учебного процесса:
• методика комплектования учебной группы;
• методика анализа результатов деятельности массовой работы;
• методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);
• сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.
Виды методической продукции:
• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
• обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);
• учебники, учебные пособия, журналы, книги;
• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр. Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Кадровое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы
Данный подраздел является обязательным и составляется для реализации дополнительной общеобразовательной программы с указанием всех задействованных специалистов: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п.
Необходимо прописать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и уровню квалификации
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы
При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗО персональных данных», Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме
Разработка и утверждение совместной образовательной программы требует выполнения ряда последовательных шагов:
1. Обоснованный выбор образовательных программ для совместной разработки, с учетом приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.
2. Формирование «команд программ»: временных трудовых коллективов, в состав которых входят педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность и представители предприятий и организаций — заказчиков программ, для разработки и последующей реализации планируемых совместных основных образовательных программ.
3. В случае необходимости разработка и совместное принятие образовательных стандартов (для образовательных организаций, имеющих на это право), в соответствии с которыми может быть выполнено проектирование новых совместных образовательных программ.
4. Разработка двумя или несколькими образовательными организациями модульной структуры образовательной программы для совместной реализации.
5. Формирование в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность — участнике проекта, современной образовательной среды для реализации совместных программ, включающей материально-техническое, учебно-методическое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения образовательной деятельности.
6. Разработка образовательного контента, в том числе для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
7. Повышение квалификации участников команд разработчиков программ для эффективного использования лучших мировых и отечественных практик проектирования образовательных программ, освоения общих методологических подходов к выполнению задач проекта.
8. Разработка и апробация механизма реализации сетевых форм обучения с включенной академической мобильностью и использованием дистанционных образовательных технологий.
Наиболее простым в реализации является модуль, в соответствии с которым две образовательных организаций выбирают имеющиеся в каждом из них подобные образовательные программы подобной направленности и на их основе проектируют новую образовательную программу для совместной реализации.
Список использованной литературы.
При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
1. Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.
2. Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
4. Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы.
5. Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.
Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к дополнительной общеобразовательной программе каждого курса (предмета).
Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:
. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;
: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;
/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании); // (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.
Приложения к образовательной программе
К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
• иллюстративный материал по тематике занятий;
• словарь специальных терминов с пояснениями;
• контрольные вопросы и задания;
• конспекты, описание занятий;
• технологические карты;
• готовые изделия, образцы;
• условия набора детей в коллектив;
• условия прослушивания;
• материалы тестирования;
• памятки для родителей;
• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;
• сценарии творческих мероприятий;
• диагностические материалы;
• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;
• электронные ресурсы и др.
Требования к оформлению образовательной программы
Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе MicrosoftWord, шрифтом TimesNewRoman, 12-14, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А 4 (210×297 мм). Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм.
Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся.
Требования к нумерации страниц: страницы нумеруются последовательно, начиная со 2-ой страницы, т. е. после титульного листа, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы располагается в нижнем правом углу.
Требования к заголовкам: заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста — одним интервалом, если есть подзаголовок — двумя.
Требования к приложениям
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, игры, сценарии, сборники песен и т.д. Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху с правой стороны страницы слова «Приложение». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделён на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.
Задачи пишутся на каждый модуль дополнительной общеразвивающей программы.
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
Количество задач должно быть большим, чем количество целей (ведь они «расшифровывают» цели).
Формулировки целей и задач должны удовлетворять следующим требованиям:
Варианты формулировок задач
Пример № 4
Развитие личности ребенка и его творческое самовыражение через овладение основами хореографии;
-Реализация интересов детей и подростков в техническом творчестве через занятия авиамоделированием.