Педагогический мониторинг в системе работы классного руководителя

МБОУ  «Сунтарская начальная общеобразовательная школа им.В.Г.Павлова»

Иванова Лилия Михайловна, учитель начальных классов

Мониторинг воспитательной деятельности классного руководителя

Мониторинг образовательной деятельности — это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Проблема диагностики процесса воспитания учащихся является одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. Результаты воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, построение воспитательной системы, ее развитие оказывают огромное влияние на качество образования в целом.

Знание вопросов оценки качества воспитательного процесса необходимо тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания: школьной администрации, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, школьным психологам с целью выяснения, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка.

Воспитание — это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий. Соответственно процесс воспитания должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития.

Содержание мониторинга воспитательной деятельности

изучение качества и эффективности воспитательной системы для принятия решений, направленных на повышение качества воспитания.

(сост.учитель начальных классов: Иванова Л.М., МБОУ «СНОШ им.В.Г.Павлова»)

получить от родителей информацию о составе семьи, интересах и увлечениях семьи, ребенка, о состоянии здоровья ребенка.

Ф.И.О. ребенка, дата рождения___________________________________________________________

Члены семьи, живущие вместе с ребенком (имя, возраст, занятость)____________________________

Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, охота, рукоделие, кулинария,  музыка,  искусство, уход за домашними животными т.д.)_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________Какие семейные традиции есть в вашей семье (торжества, отдых на природе, посещение праздников, поездки, совместный труд  и т.д.)

Увлечения и  любимые занятия ребенка___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________Чем не любит заниматься ребенок? ________________________________________________________

Есть ли обязанности ребенка по дому, какие?  (помощь по дому, помогает по хозяйству )___

Кто в семье занимается  воспитанием ребенка? ______________________________________________

Есть ли у ребенка друзья, ходят ли они в гости?___________________________________________

Как вы организовываете деятельность ребенка? (совместные дела, игры, труд, занятия с ребенком, ребенок самостоятельно находит себе занятие, помощь в выполнении домашних заданий идр.)______

Опишите особенности характера ребенка, его взаимоотношения в семье (спокойный, неусидчивый, общительный, замкнутый, конфликтный,  упрямый, активный и т.д. )__________________________

Как переносит ребенок физическую нагрузку?______________________________________________

Оцените утомляемость ребенка (быстрая, средняя, низкая)_____________________________________

Какое зрение у ребенка? _____________________________________________________

Склонен ли ребенок к простудным заболеваниям? (часто, иногда, нет)__________________________

Бывают ли у ребенка головные боли? (часто, иногда, нет)______________________________________

Бывают ли у ребенка расстройства ЖКТ? (часто, иногда, нет)________________________________

Есть ли необходимость ребенку придерживаться специальной диеты (если да, то какую диету)_____

Есть ли у ребенка хронические заболевания (диагноз)____________

_______________________________________________________________________________________Проявляет ли ребенок аллергические реакции (если да, укажите на что, как  проявляется)_________

Были ли операции, травмы, переломы (если были, указать какие и когда)_______________________

Спасибо за сотрудничество!

получить от родителей будущих первоклассников информацию об интересах и увлечениях детей, необходимую для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов

1.Какое занятие предпочитает  Ваш ребенок? Подчеркните предлагаемые ответы:

2.Какой кружок посещал ребенок в детском саду ___________________________________

3.Любит ли Ваш ребенок групповые занятия в детском саду? Подчеркните.

4.Назовите любимую игру Вашего сына или дочери __________________________________________

5.Что может огорчить Вашего ребенка? ____________________________________________________

6.Какое направление внеурочной деятельности  Вы хотите рекомендовать своему ребенку?

Диагностика  нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).

Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в   Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 41 до 60 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Индивидуальный оценочный  лист

по определению уровня нравственной воспитанности учащегося

Ф.И. _____________________________________________ Класс_______ Дата заполнения________________

Уважаемые родители! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы. Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего ребенка и своевременного врачебного совета.

Про ГИС СОЛО:  Мониторинг образовательных программ дополнительное образование

Дата заполнения анкеты_____________ Подпись заполнявшего анкету _________

Обобщение результатов. Заключение (предварительное)

Врач____________________________________ Подпись медицинской сестры______________

Цель: изучение социально-психологических факторов на организм каждого школьника, выявить суммарное воздействие социально-психологических факторов на организм каждого школьника.

I РАЗДЕЛ анкеты характеризует организацию обучения и трудности, которые испытывает ученик при обучении в школе и дома;

II РАЗДЕЛ анкеты дает информацию о микро-социальных условиях и семье, взаимоотношениях между детьми и родителями, а также о соблюдении школьниками рационального режима дня;

анкеты отражает самочувствие ребенка или подростка и характеризует состояние его психического здоровья, т.е. наличие или отсутствие признаков невротизации. Ответы школьников подкрепляются отдельными ответами родителей и педагогическими характеристиками учителей;

Оценка результатов анкетирования производится подсчетом количества баллов (по цифрам ответов 1, 2 или 3) отдельно по каждому разделу и суммарно. Возможно подведение результатов только по анкете ученика (без анкеты родителя), либо суммарно по анкетам ученика и родителя. Результаты анкетирования распределяются по трем уровням.

Первый уровень во всех трех разделах характеризует благоприятную адаптацию ученика к учебной нагрузке, режиму и условиям обучения. Второй уровень в I разделе указывает на напряженный режим работы школьника и некоторые затруднения в его обучении; во II разделе — на нарушения основных режимных моментов в условиях семьи и семейный дискомфорт; в III разделе — на появление признаков невротизации. Третий уровень в каждом из разделов свидетельствует о степени выраженности социально-психологической дезадаптации школьника и нарушении ею психического здоровья.

Оценка результатов анкеты «Ученик»

Оценка результатов анкеты «Ученик-родитель»

Примечание: результаты анкеты родителей суммируются с результатами анкеты ученика (к I разделу в анкете родителей относятся вопросы N 58,59,60; ко II разделу — № 61,62; к III разделу — № 63-75). Раздел анкеты, заполняемый учителем, анализируется отдельно в качестве педагогической характеристики школьника. Результаты анкетирования учителя выражаются в баллах, но в суммарную оценку не входят, а заносятся в индивидуальную адаптационную карту ученика или в сводную ведомость по классному коллективу отдельной строкой.

Анкета № 1 (заполняет обучающийся)

Ф.И. _________________________________________ Класс______  Дата заполнения____________

Инструкция: внимательно прочитай каждый вопрос, выбери наиболее подходящий ответ и округли его цифру.

1. Как ты добираешься до школы?

1 хожу пешком

2 одним транспортным средством

3 несколькими транспортными средствами

2. Сколько минут длится твоя дорога из дома до школы?

1 меньше 10 минут

2 от 10 до 30 минут

3 больше 30 минут

3. Торопишься в пути до школы?

3 чаще всего да

4. Сколько раз в неделю твои занятия начинаются в 8 часов утра?

2 один, два раза

3 три раза и чаше

5. Сколько раз в неделю учишься после 14 часов?

3 три раза и чаще

6. Обедаешь в школьной столовой?

1 да, регулярно

7. Устаешь в школе?

8. После которого урока ты чувствуешь себя совершенно уставшим?

1 вообще никогда

2 после третьего урока

3 уже после первого или второго урока

9. Хватает тебе перемены, чтобы отдохнуть?

2 иногда да, иногда нет

3 не хватает

10. Сильно ли ты в школе стараешься?

1 очень мало

3 очень сильно

11. Помогают ли тебе в учебе товарищи-школьники, родители или другие лица?

3 да, регулярно

12. Хорошо ли ты себя чувствуешь в классном коллективе?

3 нет, никогда

13. Охотно ходишь в школу?

14. Когда идешь утром в школу, тебе грустно, у тебя плохое настроение?

3 да, очень часто

15. Мог (могла) бы ты в школе сделать больше, если бы от тебя это

1 да, думаю, что да

2 по некоторым предметам возможно

16. Хочешь ли ты по некоторым предметам другого учителя?

3 да(по многим предметам)

17. У тебя нет чувства, что учителя к тебе несправедливы?

18. Сколько времени, примерно, в день тебе требуется на выполнение домашних заданий?

1 самое большее один час

2 полтора, два часа

3 более двух часов

19. Когда ты делаешь свои домашние задания?

1 между 16 и 18 часами (для II смены -9-11 часов)

2 сразу же по приходе домой (или в группу продленного дня)

3 после ужина

20. Мешает тебе кто-нибудь, когда ты делаешь домашнее задание?

3 да, часто

21. Когда у тебя трудное домашнее задание, помогают тебе родители 1ли кто-либо другой?

1 да, часто

3 нет, вообще никто

22. Как тебя загружает учеба и домашние задания?

23. Устраивает тебя способ обучения в твоей школе?

2 не очень

24. Как ты ладишь с родителями?

1 очень хорошо

2 иногда хорошо, иногда плохо

3 нет, не лажу

25. Помогают тебе родители в твоих заботах и трудностях?

26. В рабочие дни есть у тебя общее свободное время с родителями (для разговоров, игр, прогулок и т.д.)?

27. Проводишь ли ты время в субботу и воскресенье вместе с родителями?

3 очень редко

28. Как родители относятся к твоим отметкам?

1 спокойно к любым отметкам

2 очень недовольны, если ты получаешь оценку, хуже обычной

3 наказывают за плохие отметки (ругают, бьют, не пускают гулять, лишают удовольствий)

29. Сколько у тебя братьев и сестер, которые проживают с тобой в одной квартире с родителями?

1 ни одного или один

3 три и больше

30. У вас дома тоскливая, неприятная и сварливая обстановка?

Про ГИС СОЛО:  СЕВЬЯН ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА И НЕВРОЛОГИ ВОЗЛЕ МЕТРО ВАРШАВСКАЯ

1 никогда или очень редко

31. Расстраивают тебя ссоры между родителями или твои ссоры с ними?

1 нет или очень редко

32. Сколько у тебя свободного времени, когда ты можешь делать, что хочешь?

1 примерно два или больше часов в день

2 примерно час в день

3 почти не имею свободного времени

33. Как тебя загружают домашними делами?

1 вообще не загружают или очень мало

иногда сильно, иногда не очень

34. Сколько часов спишь ночью?

1 больше 9 часов

2 8-9 часов

3 меньше 8 часов

35. Во сколько встаешь в рабочие дни?

1 после 7.30

2 между 6.30 — 7.30

3 раньше 6.30

36. Завтракаешь дома, когда идешь утром в школу?

1 да, каждый день

3 нет или изредка

37. В котором часу обычно завтракаешь?

1 после 8 часов

2 между 7 и 8 часами

3 до 7 часов

38. В котором часу обычно обедаешь?

1 между 13 и 14 часами

2 между 14 и 15 часами

3 после 15 часов

39. Как долго днем бываешь на улице, на свежем воздухе?

1 чаще всего больше 2 часов

2 около часа

3 не более получаса или вообще не выхожу на улицу

40. Как часто участвуешь в мероприятиях, организуемых после учебы (кружки по интересам, другая личная учеба, например, музыка, иностранный язык)?

1 вообще нет или очень нерегулярно

2 раз или два в неделю

3 три и более раз в неделю

41. В котором часу обычно ужинаешь?

1 между 18 и 19

42. В котором часу ложишься спать?

1 до 21 часа

2 между 21 и 22-часами

3 после 22 часов

43. Боишься, что сделаешь ошибку?

1 почти никогда

44. Тяжело тебе сосредоточиться?

45. Часто у тебя возникают проблемы?

46. Ты волнуешься в связи со школой?

47. У тебя возникают трудности, котов ты должен решить, что надо делать?

48. Чувствуешь себя в течение дня уставшим, вялым?

49. Как ты чувствуешь себя в смысле здоровья?

50. Часто у тебя болит голова?

2 да, иногда

51. Тяжело тебе вечером засыпать, не бывает ли снов, которые тебе пугают?

52. Потеют у тебя руки?

53. Бывает у тебя странное чувство в желудке («под ложечкой») перед некоторыми важными событиями?

54. Бывает у тебя так, что ты плачешь?

55. Ты нервничаешь?

56. Чувствуешь ли себя несчастным?

Анкета № 2 (заполняют родители)

Ф.И. ________________________________________  Класс______  Дата заполнения____________

Инструкция: дайте ответы на нижеследующие вопросы, округли цифру того ответа, который, для вашего ребенка более всего соответствует. Правильность заполнения явится основой для повышения заботы о здоровье школьников. Заполните ручкой.

57. Не кажется ли Вам, что Ваш ребенок слишком загружен школьными (учебными) обязанностями?

58. Требуется ли Вашему ребенку помощь при выполнении домашних заданий?

59. Есть у Вашего ребенка специальное рабочее место для выполнения домашних заданий?

60. Ваш ребенок регулярно встает в одно и то же время?

61. Ложится спать каждый день в одно и то же время?

1 да, всегда

62. Засыпает долго и тяжело?

63. Он проявляет раздражительный характер?

64. У него отсутствует аппетит?

65. Его тошнит, хотя врач говорит, что он совершенно здоров?

66. Плачет или сердится, когда ему что-либо не удается?

67. Снятся ему страшные сны?

3 иногда, довольно часто

68. Жалуется он утром, что у него болит живот?

69. Бывают ли у него утром заметные расстройства самочувствия здоровья?

70. Жалуется ли ребенок, что у него болит голова?

71. Делает ли он нервозные движения (размахивает руками, подергивает плечами, головой, моргает, покашливает и т.п.)?

72. Он бывает чрезмерно застенчив?

73. Он боится школы?

74. Стремится ли он любой ценой быть в центре внимания?

Какой бы Вы хотели помощи от психологов, педагогов, врачей?

Анкета №3 (заполняет учитель)

75. Как усваивает программу по предмету?

76. Какую активность проявляет на уроке?

1 постоянно работает сосредоточенно

2 к концу урока падает активность и внимание

3 не может сосредоточиться в течение всего урока

77. Успевает ли за темпом работы класса?

78. Предъявляет жалобы на плохое самочувствие (головные боли, усталость, тошнота и т.п.)?

Уважаемые родители! В целях повышения эффективности организации и содержания внеурочной деятельности детей в школе, просим ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут нам лучше организовать внеурочную деятельность.

8. Какие изменения за последнее время, произошедшие в результате введениявнеурочной деятельности, Вы заметили в ребенке?

  • Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе /Под ред. З.И. Васильевой. – СПб, 1991.
  • Шадрикова, В.Д., Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников.- М.: логос, 2011.;
  • Формирование школьной системы оценки качества образования. Сборник методических материалов. –УАО СГО МБУ «СЦОКО», 2011.

Виды мониторинга деятельности классного руководителя.

Мониторинг воспитательной деятельности классного руководителя — это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое , планово-деятельностное отслеживание работы классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения (А.С. Белкин).

Самым общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению. Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Это более точное определение .

Использование полученной информации: при отборе информации для родителей о деятельности школы; при отборе информации для проведения экспертизы деятельности школы при разработке школьной программы повышения качества образования; при отборе информации для проведения общественной аттестации деятельности школы, аттестации учителей

Про ГИС СОЛО:  Электронный дневник лиозно 2 школы

Объекты мониторинга в образовательном учреждении Учащиеся Администрация Учителя Родители Материально-техническая база

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга.

Применяемые способы осуществления мониторинга: Метод наблюдение осуществляется с целью отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. 2 . Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. 4. Опросный метод позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы. 5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности , при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых. 6. Тестирование является одним из субъективных методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования.

В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители.

Работа классного руководителя представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются: установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе; разработка форм, методов и приемов деятельности; реализация намеченных планов; анализ результатов деятельности; коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.

1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. 2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). 3. Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели «инструментом учения» на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. 4. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями. 5. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей. Академик Ю.К. Бабанский определяет пять основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками .

Для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен: определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса; обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе; организовать дифференциацию обучения; воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда; своевременно информировать родителей об успеваемости их детей.

Мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной  системы, обеспечивающей непрерывное исследовательское слежение за ее состоянием и прогнозированием развития.

В решении задач, поставленных перед современной школой,  мониторингу придается большое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы классного руководителя.

Мониторингу   придается большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика.

Я как классный руководитель осуществляею следующие виды педагогического мониторинга:

дидактический мониторинг – слежение за различными сторонами учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков);

воспитательный мониторинг — слежение за различными сторонами воспитательного процесса (уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, социум);

психолого-педагогический мониторинг — слежение за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей (совместно с психологом);

медицинский мониторинг — слежение за динамикой здоровья обучающихся (совместно с медицинским работником школы).

Любой из видов педагогического мониторинга проводится в три этапа.

На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий.

Второй этап (практический) — сбор информации.

Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.

Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.

Для создания целостной системы мониторинга воспитательно-образовательного процесса в классе мною была  разработана воспитательная программа, план воспитательной работы где определены цели, задачи, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.

Результаты педагогического мониторинга используются учителем:

при анализе работы по годам обучения, так как видно продвижение ребенка по отношению к самому себе, класса в целом;

при постановке задач ближайшего развития ученика, классного коллектива.

Особенно мониторинг помогает в работе с родителями. Требования и рекомендации педагога не остаются голословными. Есть о чем говорить с родителями. Общение становиться убедительным, весомым.

Оцените статью
ГИС Соло