МБОУ «Сунтарская начальная общеобразовательная школа им.В.Г.Павлова»
Иванова Лилия Михайловна, учитель начальных классов
Мониторинг воспитательной деятельности классного руководителя
Мониторинг образовательной деятельности — это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Проблема диагностики процесса воспитания учащихся является одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. Результаты воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, построение воспитательной системы, ее развитие оказывают огромное влияние на качество образования в целом.
Знание вопросов оценки качества воспитательного процесса необходимо тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания: школьной администрации, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, школьным психологам с целью выяснения, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка.
Воспитание — это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий. Соответственно процесс воспитания должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития.
Содержание мониторинга воспитательной деятельности
изучение качества и эффективности воспитательной системы для принятия решений, направленных на повышение качества воспитания.
(сост.учитель начальных классов: Иванова Л.М., МБОУ «СНОШ им.В.Г.Павлова»)
получить от родителей информацию о составе семьи, интересах и увлечениях семьи, ребенка, о состоянии здоровья ребенка.
Ф.И.О. ребенка, дата рождения___________________________________________________________
Члены семьи, живущие вместе с ребенком (имя, возраст, занятость)____________________________
Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, охота, рукоделие, кулинария, музыка, искусство, уход за домашними животными т.д.)_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________Какие семейные традиции есть в вашей семье (торжества, отдых на природе, посещение праздников, поездки, совместный труд и т.д.)
Увлечения и любимые занятия ребенка___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________Чем не любит заниматься ребенок? ________________________________________________________
Есть ли обязанности ребенка по дому, какие? (помощь по дому, помогает по хозяйству )___
Кто в семье занимается воспитанием ребенка? ______________________________________________
Есть ли у ребенка друзья, ходят ли они в гости?___________________________________________
Как вы организовываете деятельность ребенка? (совместные дела, игры, труд, занятия с ребенком, ребенок самостоятельно находит себе занятие, помощь в выполнении домашних заданий идр.)______
Опишите особенности характера ребенка, его взаимоотношения в семье (спокойный, неусидчивый, общительный, замкнутый, конфликтный, упрямый, активный и т.д. )__________________________
Как переносит ребенок физическую нагрузку?______________________________________________
Оцените утомляемость ребенка (быстрая, средняя, низкая)_____________________________________
Какое зрение у ребенка? _____________________________________________________
Склонен ли ребенок к простудным заболеваниям? (часто, иногда, нет)__________________________
Бывают ли у ребенка головные боли? (часто, иногда, нет)______________________________________
Бывают ли у ребенка расстройства ЖКТ? (часто, иногда, нет)________________________________
Есть ли необходимость ребенку придерживаться специальной диеты (если да, то какую диету)_____
Есть ли у ребенка хронические заболевания (диагноз)____________
_______________________________________________________________________________________Проявляет ли ребенок аллергические реакции (если да, укажите на что, как проявляется)_________
Были ли операции, травмы, переломы (если были, указать какие и когда)_______________________
Спасибо за сотрудничество!
получить от родителей будущих первоклассников информацию об интересах и увлечениях детей, необходимую для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов
1.Какое занятие предпочитает Ваш ребенок? Подчеркните предлагаемые ответы:
2.Какой кружок посещал ребенок в детском саду ___________________________________
3.Любит ли Ваш ребенок групповые занятия в детском саду? Подчеркните.
4.Назовите любимую игру Вашего сына или дочери __________________________________________
5.Что может огорчить Вашего ребенка? ____________________________________________________
6.Какое направление внеурочной деятельности Вы хотите рекомендовать своему ребенку?
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).
Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 41 до 60 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Индивидуальный оценочный лист
по определению уровня нравственной воспитанности учащегося
Ф.И. _____________________________________________ Класс_______ Дата заполнения________________
Уважаемые родители! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы. Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего ребенка и своевременного врачебного совета.
Дата заполнения анкеты_____________ Подпись заполнявшего анкету _________
Обобщение результатов. Заключение (предварительное)
Врач____________________________________ Подпись медицинской сестры______________
Цель: изучение социально-психологических факторов на организм каждого школьника, выявить суммарное воздействие социально-психологических факторов на организм каждого школьника.
I РАЗДЕЛ анкеты характеризует организацию обучения и трудности, которые испытывает ученик при обучении в школе и дома;
II РАЗДЕЛ анкеты дает информацию о микро-социальных условиях и семье, взаимоотношениях между детьми и родителями, а также о соблюдении школьниками рационального режима дня;
анкеты отражает самочувствие ребенка или подростка и характеризует состояние его психического здоровья, т.е. наличие или отсутствие признаков невротизации. Ответы школьников подкрепляются отдельными ответами родителей и педагогическими характеристиками учителей;
Оценка результатов анкетирования производится подсчетом количества баллов (по цифрам ответов 1, 2 или 3) отдельно по каждому разделу и суммарно. Возможно подведение результатов только по анкете ученика (без анкеты родителя), либо суммарно по анкетам ученика и родителя. Результаты анкетирования распределяются по трем уровням.
Первый уровень во всех трех разделах характеризует благоприятную адаптацию ученика к учебной нагрузке, режиму и условиям обучения. Второй уровень в I разделе указывает на напряженный режим работы школьника и некоторые затруднения в его обучении; во II разделе — на нарушения основных режимных моментов в условиях семьи и семейный дискомфорт; в III разделе — на появление признаков невротизации. Третий уровень в каждом из разделов свидетельствует о степени выраженности социально-психологической дезадаптации школьника и нарушении ею психического здоровья.
Оценка результатов анкеты «Ученик»
Оценка результатов анкеты «Ученик-родитель»
Примечание: результаты анкеты родителей суммируются с результатами анкеты ученика (к I разделу в анкете родителей относятся вопросы N 58,59,60; ко II разделу — № 61,62; к III разделу — № 63-75). Раздел анкеты, заполняемый учителем, анализируется отдельно в качестве педагогической характеристики школьника. Результаты анкетирования учителя выражаются в баллах, но в суммарную оценку не входят, а заносятся в индивидуальную адаптационную карту ученика или в сводную ведомость по классному коллективу отдельной строкой.
Анкета № 1 (заполняет обучающийся)
Ф.И. _________________________________________ Класс______ Дата заполнения____________
Инструкция: внимательно прочитай каждый вопрос, выбери наиболее подходящий ответ и округли его цифру.
1. Как ты добираешься до школы?
1 хожу пешком
2 одним транспортным средством
3 несколькими транспортными средствами
2. Сколько минут длится твоя дорога из дома до школы?
1 меньше 10 минут
2 от 10 до 30 минут
3 больше 30 минут
3. Торопишься в пути до школы?
3 чаще всего да
4. Сколько раз в неделю твои занятия начинаются в 8 часов утра?
2 один, два раза
3 три раза и чаше
5. Сколько раз в неделю учишься после 14 часов?
3 три раза и чаще
6. Обедаешь в школьной столовой?
1 да, регулярно
7. Устаешь в школе?
8. После которого урока ты чувствуешь себя совершенно уставшим?
1 вообще никогда
2 после третьего урока
3 уже после первого или второго урока
9. Хватает тебе перемены, чтобы отдохнуть?
2 иногда да, иногда нет
3 не хватает
10. Сильно ли ты в школе стараешься?
1 очень мало
3 очень сильно
11. Помогают ли тебе в учебе товарищи-школьники, родители или другие лица?
3 да, регулярно
12. Хорошо ли ты себя чувствуешь в классном коллективе?
3 нет, никогда
13. Охотно ходишь в школу?
14. Когда идешь утром в школу, тебе грустно, у тебя плохое настроение?
3 да, очень часто
15. Мог (могла) бы ты в школе сделать больше, если бы от тебя это
1 да, думаю, что да
2 по некоторым предметам возможно
16. Хочешь ли ты по некоторым предметам другого учителя?
3 да(по многим предметам)
17. У тебя нет чувства, что учителя к тебе несправедливы?
18. Сколько времени, примерно, в день тебе требуется на выполнение домашних заданий?
1 самое большее один час
2 полтора, два часа
3 более двух часов
19. Когда ты делаешь свои домашние задания?
1 между 16 и 18 часами (для II смены -9-11 часов)
2 сразу же по приходе домой (или в группу продленного дня)
3 после ужина
20. Мешает тебе кто-нибудь, когда ты делаешь домашнее задание?
3 да, часто
21. Когда у тебя трудное домашнее задание, помогают тебе родители 1ли кто-либо другой?
1 да, часто
3 нет, вообще никто
22. Как тебя загружает учеба и домашние задания?
23. Устраивает тебя способ обучения в твоей школе?
2 не очень
24. Как ты ладишь с родителями?
1 очень хорошо
2 иногда хорошо, иногда плохо
3 нет, не лажу
25. Помогают тебе родители в твоих заботах и трудностях?
26. В рабочие дни есть у тебя общее свободное время с родителями (для разговоров, игр, прогулок и т.д.)?
27. Проводишь ли ты время в субботу и воскресенье вместе с родителями?
3 очень редко
28. Как родители относятся к твоим отметкам?
1 спокойно к любым отметкам
2 очень недовольны, если ты получаешь оценку, хуже обычной
3 наказывают за плохие отметки (ругают, бьют, не пускают гулять, лишают удовольствий)
29. Сколько у тебя братьев и сестер, которые проживают с тобой в одной квартире с родителями?
1 ни одного или один
3 три и больше
30. У вас дома тоскливая, неприятная и сварливая обстановка?
1 никогда или очень редко
31. Расстраивают тебя ссоры между родителями или твои ссоры с ними?
1 нет или очень редко
32. Сколько у тебя свободного времени, когда ты можешь делать, что хочешь?
1 примерно два или больше часов в день
2 примерно час в день
3 почти не имею свободного времени
33. Как тебя загружают домашними делами?
1 вообще не загружают или очень мало
иногда сильно, иногда не очень
34. Сколько часов спишь ночью?
1 больше 9 часов
2 8-9 часов
3 меньше 8 часов
35. Во сколько встаешь в рабочие дни?
1 после 7.30
2 между 6.30 — 7.30
3 раньше 6.30
36. Завтракаешь дома, когда идешь утром в школу?
1 да, каждый день
3 нет или изредка
37. В котором часу обычно завтракаешь?
1 после 8 часов
2 между 7 и 8 часами
3 до 7 часов
38. В котором часу обычно обедаешь?
1 между 13 и 14 часами
2 между 14 и 15 часами
3 после 15 часов
39. Как долго днем бываешь на улице, на свежем воздухе?
1 чаще всего больше 2 часов
2 около часа
3 не более получаса или вообще не выхожу на улицу
40. Как часто участвуешь в мероприятиях, организуемых после учебы (кружки по интересам, другая личная учеба, например, музыка, иностранный язык)?
1 вообще нет или очень нерегулярно
2 раз или два в неделю
3 три и более раз в неделю
41. В котором часу обычно ужинаешь?
1 между 18 и 19
42. В котором часу ложишься спать?
1 до 21 часа
2 между 21 и 22-часами
3 после 22 часов
43. Боишься, что сделаешь ошибку?
1 почти никогда
44. Тяжело тебе сосредоточиться?
45. Часто у тебя возникают проблемы?
46. Ты волнуешься в связи со школой?
47. У тебя возникают трудности, котов ты должен решить, что надо делать?
48. Чувствуешь себя в течение дня уставшим, вялым?
49. Как ты чувствуешь себя в смысле здоровья?
50. Часто у тебя болит голова?
2 да, иногда
51. Тяжело тебе вечером засыпать, не бывает ли снов, которые тебе пугают?
52. Потеют у тебя руки?
53. Бывает у тебя странное чувство в желудке («под ложечкой») перед некоторыми важными событиями?
54. Бывает у тебя так, что ты плачешь?
55. Ты нервничаешь?
56. Чувствуешь ли себя несчастным?
Анкета № 2 (заполняют родители)
Ф.И. ________________________________________ Класс______ Дата заполнения____________
Инструкция: дайте ответы на нижеследующие вопросы, округли цифру того ответа, который, для вашего ребенка более всего соответствует. Правильность заполнения явится основой для повышения заботы о здоровье школьников. Заполните ручкой.
57. Не кажется ли Вам, что Ваш ребенок слишком загружен школьными (учебными) обязанностями?
58. Требуется ли Вашему ребенку помощь при выполнении домашних заданий?
59. Есть у Вашего ребенка специальное рабочее место для выполнения домашних заданий?
60. Ваш ребенок регулярно встает в одно и то же время?
61. Ложится спать каждый день в одно и то же время?
1 да, всегда
62. Засыпает долго и тяжело?
63. Он проявляет раздражительный характер?
64. У него отсутствует аппетит?
65. Его тошнит, хотя врач говорит, что он совершенно здоров?
66. Плачет или сердится, когда ему что-либо не удается?
67. Снятся ему страшные сны?
3 иногда, довольно часто
68. Жалуется он утром, что у него болит живот?
69. Бывают ли у него утром заметные расстройства самочувствия здоровья?
70. Жалуется ли ребенок, что у него болит голова?
71. Делает ли он нервозные движения (размахивает руками, подергивает плечами, головой, моргает, покашливает и т.п.)?
72. Он бывает чрезмерно застенчив?
73. Он боится школы?
74. Стремится ли он любой ценой быть в центре внимания?
Какой бы Вы хотели помощи от психологов, педагогов, врачей?
Анкета №3 (заполняет учитель)
75. Как усваивает программу по предмету?
76. Какую активность проявляет на уроке?
1 постоянно работает сосредоточенно
2 к концу урока падает активность и внимание
3 не может сосредоточиться в течение всего урока
77. Успевает ли за темпом работы класса?
78. Предъявляет жалобы на плохое самочувствие (головные боли, усталость, тошнота и т.п.)?
Уважаемые родители! В целях повышения эффективности организации и содержания внеурочной деятельности детей в школе, просим ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут нам лучше организовать внеурочную деятельность.
8. Какие изменения за последнее время, произошедшие в результате введениявнеурочной деятельности, Вы заметили в ребенке?
- Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе /Под ред. З.И. Васильевой. – СПб, 1991.
- Шадрикова, В.Д., Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников.- М.: логос, 2011.;
- Формирование школьной системы оценки качества образования. Сборник методических материалов. –УАО СГО МБУ «СЦОКО», 2011.
Виды мониторинга деятельности классного руководителя.
Мониторинг воспитательной деятельности классного руководителя — это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое , планово-деятельностное отслеживание работы классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения (А.С. Белкин).
Самым общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению. Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Это более точное определение .
Использование полученной информации: при отборе информации для родителей о деятельности школы; при отборе информации для проведения экспертизы деятельности школы при разработке школьной программы повышения качества образования; при отборе информации для проведения общественной аттестации деятельности школы, аттестации учителей
Объекты мониторинга в образовательном учреждении Учащиеся Администрация Учителя Родители Материально-техническая база
В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга.
Применяемые способы осуществления мониторинга: Метод наблюдение осуществляется с целью отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. 2 . Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. 4. Опросный метод позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы. 5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности , при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых. 6. Тестирование является одним из субъективных методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования.
В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители.
Работа классного руководителя представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются: установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе; разработка форм, методов и приемов деятельности; реализация намеченных планов; анализ результатов деятельности; коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.
1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. 2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). 3. Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели «инструментом учения» на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. 4. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями. 5. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей. Академик Ю.К. Бабанский определяет пять основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками .
Для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен: определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса; обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе; организовать дифференциацию обучения; воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда; своевременно информировать родителей об успеваемости их детей.
Мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное исследовательское слежение за ее состоянием и прогнозированием развития.
В решении задач, поставленных перед современной школой, мониторингу придается большое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы классного руководителя.
Мониторингу придается большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика.
Я как классный руководитель осуществляею следующие виды педагогического мониторинга:
дидактический мониторинг – слежение за различными сторонами учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков);
воспитательный мониторинг — слежение за различными сторонами воспитательного процесса (уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, социум);
психолого-педагогический мониторинг — слежение за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей (совместно с психологом);
медицинский мониторинг — слежение за динамикой здоровья обучающихся (совместно с медицинским работником школы).
Любой из видов педагогического мониторинга проводится в три этапа.
На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий.
Второй этап (практический) — сбор информации.
Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.
Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.
Для создания целостной системы мониторинга воспитательно-образовательного процесса в классе мною была разработана воспитательная программа, план воспитательной работы где определены цели, задачи, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.
Результаты педагогического мониторинга используются учителем:
при анализе работы по годам обучения, так как видно продвижение ребенка по отношению к самому себе, класса в целом;
при постановке задач ближайшего развития ученика, классного коллектива.
Особенно мониторинг помогает в работе с родителями. Требования и рекомендации педагога не остаются голословными. Есть о чем говорить с родителями. Общение становиться убедительным, весомым.