Какая школа хорошая? Какая отличная? Можно ли это измерить? Какие показатели (количественные показатели!) смогут зафиксировать образ результата школы? То есть то, к чему школа стремится.
Многие показатели, представляющиеся нам содержательными, описывающие школу нашего видения, — трудно исчислимые, не количественные. И индикатор здесь — параметр, способный зафиксировать изменения всей системы, отражающий результат в цифрах.
Чрезвычайно популярные в последнее время региональные рейтинги школ, построенные на количественных показателях с целью добиться нового качества школьного образования, набирают все большую силу как инструмент управления образованием. Самый знаменитый из них — рейтинг школ Москвы. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования И. И. Калина вместе со своей командой разработали и постоянно дорабатывают критерии ранжирования школ таким образом, чтобы ориентация на них запускала процессы трансформации школ в заданном направлении и влияла на доступность качественного образования. Так московский рейтинг школ и связанное с ним дополнительное финансирование в форме грантов Правительства города, оргвыводы по сути реализовали задачу невиданного по масштабу изменения образовательных организаций. В образе результата руководителей города крупные школьные конгломераты обеспечивают лучшее качество образования всем ученикам cтолицы.
Анализ индикаторов рейтинга своего региона педагогическим коллективом школы — интересная задача, вскрывающая истинный образ результата, истинную миссию данной школы. С какими-то критериями школа согласна, какие-то противоречат ее миссии.
В этом смысле редакции УШ интересно представить образ результата школы, записанный через индикаторы эффективности и качества образования. Представляемому перечню 12 лет. Тем более интересно соотнести видение своей школы с образом, который прошел проверку временем и по-прежнему представляется автору актуальным.
Не все предложенные параметры легко измерить, многие целевые показатели рассчитаны на большие отрезки времени. Но ведь так и живет школа — поколениями, выпущенными в большую жизнь.
Всего в списке 54 индикатора! Мы приводим здесь лишь часть из них.
- Библиографическое описание
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 41 “Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования и работы их руководителей, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации”
- Обзор документа
- УТВЕРЖДАЮЗаместитель Министра образованияи науки Российской ФедерацииА. Повалко18. 2013
- Показатели эффективности для руководителя образовательной организации
- Индикаторы эффективности и качества школы
Библиографическое описание
Яшнева, Е. А. Эффективные показатели качества образования в общеобразовательной организации / Е. А. Яшнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67915/ (дата обращения: 16.06.2023).
Ключевые слова: общеобразовательная организация, качество образования, образовательная деятельность, управление качеством образования, внутренняя система оценки качества образования.
Keywords: general educational organization, quality of education, educational activities, education quality management, internal system for assessing the quality of education.
Оценка достижений обучающихся выступает в качестве существенной составляющей процесса обучения. Качество образования в общеобразовательной организации является одной из основных целей государственной политики в этой сфере.
К составляющим качества образования относят: качество содержания образования; качество управления образование; педагогический коллектив, материально-техническое обеспечение.
Для процедуры оценивания качества образования в общеобразовательной организации разрабатывается система оценки, в которой описываются критерии и показатели качества образования. Для каждого из субъектов оценки показатели эффективности свои.
Поскольку образовательная деятельность сложный и многокомпонентный процесс система оценивания так же сложна и многомерна. Ее функционирование в образовательной организации строится на системе локальных нормативных актов образовательной организации, пакета диагностических методик по всем компонентам образовательной программы: достижению планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
При отборе диагностического инструментария образовательная организация в праве руководствоваться нормативными документами различны уровней, методическими разработками институтов и методических объединений, содержательными компонентами УМК и собственными разработками.
М. М. Поташкин в своих исследованиях указывает на то, что в качестве критериев эффективности качества образования можно использовать: знания, умения и навыки; показатели личностного развития; динамику профессиональной компетентности учителя (карты роста, повышение квалификации); рейтинг образовательной организации в независимых мониторингах качества образования.
Создание внутренней системы оценки качества образования требует от общеобразовательной организации решения следующих задач:
– разработки соответствующих локальных нормативных документов;
– создания банка диагностических материалов;
– методического сопровождения процедуры введения и реализации системы оценки качества образования;
– разработки системы критериев и показателей эффективности образовательной и воспитательной деятельности;
– открытости и понятности системы оценивания для всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов и родителей);
– предоставлении достоверных результатов о процедуре и результатах оценивания;
– учет результатов системы оценивания при составлении программы развития образовательной организации и текущего управления.
В качестве эффективных показателей качества образования общеобразовательной организации на наш взгляд, следует выделять следующие:
Учет данных показателей позволит повысить качество предоставляемых услуг.
При возникновении сложностей введения системы оценки качества образования по показателям эффективности важно выстраивать планомерную и последовательную работу со всеми участниками образовательной деятельности, разъяснять процедуру оценивания и нормативные документы, на которых она выстраивается. Этому процессу способствует разъяснительная работа на педагогических советах и родительских собраниях, повышение квалификации и переподготовки кадров в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта. При преобладании в образовательной организации традиционной системы оценивания необходимо изменять масштаб ценности критериев и результатов деятельности образовательной организации на муниципальном и региональном уровне.
Таким образом, мы можем заключить, что качество образование и эффективные его показатели являются комплексным показателем, учитывающим отношения между всеми участникам образовательных отношений, процессом продвижение от цели к результату образования, степенью удовлетворенности предоставляемой образовательной и воспитательной услуги, а так же характеризует уровень знаний и личностных компетенций обучающихся, раскрытие их индивидуальных особенностей.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательная деятельность, общеобразовательная организация, качество образования, показатель эффективности, внутренняя система оценки качества образования, категория обучающихся, повышение квалификации, число обучающихся.
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с оценкой качества образования. В процессе исследования проанализированы различные подходы, методы и критерии. Также установлена значительная разница между системами оценивания образования в Европе, США и России. На основе процессного подхода в статье предложено три группы критериев: критерии качества результата образовательного процесса, критерии качества условий осуществления образовательного процесса, критерии качества реализации образовательного процесса.
Ключевые слова: оценка, качество, образование, метод, процесс, критерий.
The article is devoted to the consideration of topical issues related to the assessment of the quality of education. In the process of research, various approaches, methods and criteria were analyzed. Also found a significant difference between the systems of education evaluation in EU, the USA and Russia. Based on the process approach, the article proposed three groups of criteria: quality criteria for the result of the educational process, for the conditions of the educational process, and for the implementation of the educational process.
Keywords: assessment, quality, education, method, process, criterion.
В последнее время повышению качества образования, а также совершенствованию системы образования уделяют значительное внимание отечественные и зарубежные ученые. Для эффективного управления, принятия взвешенных решений, сравнения и адекватной оценки современного состояния качества подготовки специалистов необходимо систематическое измерение и оценка качества образования.
Вместе с тем, следует отметить, что, к сожалению, на сегодняшний день отсутствует единая интерпретация понятия «качество образования», не выработаны согласованные механизмы отслеживания его реализации. Представители разных наук в процессе осознания сущности исследуемой дефиниции выделяют признаки, специфические именно для своей отрасли знаний, что затрудняет выработку общих подходов к его определению и сущности, а также не способствует выбору адекватных критериев оценки.
Заметим, что в большинстве стран СНГ система оценки качества образования уходит корнями в советское прошлое, когда контроль осуществлялся административно-командными методами.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, различные подходы и механизмы оценки качества подготовки обучающихся на разных уровнях образования вызывают необходимость проведения углубленных исследований и усовершенствования модели менеджмента качества образования, что обуславливает актуальность выбранной темы статьи, а также подтверждает ее практическую и теоретическую значимость.
Проблемам развития и повышения качества образования в различных аспектах ее изучения, исследованию общих принципов мониторинга качества образовательной деятельности и управления ею, изучению опыта использования международных программ оценки качества образования посвящено значительное количество научных публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов, к числу которых можно отнести А. Бермуса, А. Бордовских, Ю. Итина, Л. Нестерова, С. Редько, Т. Трапицына, Г. Уолфорда, Ф Кайзера, И. Коваленко.
Однако проблема создания целостной системы государственно-общественного управления качеством и оценкой образования в научной среде все еще не получила должного теоретического обоснования. По-прежнему остается необоснованной возможность и целесообразность использования результатов экспертных и социологических опросов для улучшения системы управления качеством образования.
Таким образом, принимая во внимание обозначенное, цель статьи заключается в исследовании различных подходов и методов к оценке качества образования.
Как уже отмечалось ранее, качество образования — это многоплановая категория и критерии ее оценки могут быть самыми разными. Можно выделить четыре основных аспекта оценки качества образования, которые дополняют друг друга:
– гарантированное соблюдение базовых стандартов и эталонов;
– достижение поставленных целей на всех этапах образовательного процесса;
– способность удовлетворять запросы и ожидания потребителей образовательных услуг, а также участников рынка труда;
– стремление к усовершенствованию процесса обучения.
Также на сегодняшний день широкую известность приобрело экспертное оценивание качества образования. Для получения экспертных оценок могут привлекаться руководители предприятий, выпускники, студенты, сотрудники учебных заведений и их руководство, независимые эксперты и аналитики, международное научное сообщество и др. Этот метод позволяет оценить те аспекты, по которым сложно или невозможно аккумулировать количественные данные.
Если рассматривать состав критериев оценки качества образования в международном измерении в разрезе отдельных государств, то следует отметить, что они существенно отличается как в странах Европы, так и в США (см. табл. 1).
Перечень критериев для оценки качества образования встранах ЕС, США иРоссии
Каждый из представленных в таблице 1 критериев, используемых в системах оценивания качества в странах Запада и США, детализируется и с использованием большого количества показателей. Процесс оценки достаточно продолжительный, занимает от 3 до 6 месяцев и позволяет решить три основные задачи: предоставление объективной информации об учебном заведении для обучающихся и работодателей; использование эталонного подхода для объективной сравнительной оценки учебных заведений; содействие повышению качества подготовки специалистов.
Также, следует отметить, что западные критерии оценки качества образования, по сравнению с отечественными, содержат несколько важных разделов, благодаря которым освещаются направления и динамика развития учебных заведений, в частности: анализ среды и позиции на рынке образования, видение, миссия, стратегические цели и возможности их реализации.
По мнению автора, т. к. образовательный процесс является одним из основных процессов деятельности учебного заведения, то оценку качества образования целесообразно осуществлять по трем направлениям: анализ условий оказаний образовательных услуг, оценка текущих показателей реализации образовательного процесса и оценка результатов образовательного процесса.
Критерии качества результата образовательного процесса позволяют определить уровень подготовки будущих специалистов для практической деятельности, а критерии качества условий и самого процесса обучения — осуществлять координацию деятельности всех субъектов образовательного процесса по реализации целенаправленных воздействий на процесс.
Поскольку основной целью подготовки будущего специалиста является его профессиональная компетентность, то качество результатов представим, исходя из семантической трактовки данной дефиниции: как интегральную характеристику профессиональных и личностных качеств будущего работника. Таким образом, группа критериев качества результатов образовательного процесса позволит отслеживать практические и личностные навыки будущих специалистов.
Учитывая многогранность мониторинга образовательного процесса, считаем целесообразным выделить основные критерии, обосновать комплекс оптимальных показателей каждого из них, с тем чтобы обеспечить целостность и всесторонность оценки качества образования.
Итак, критериальный комплекс включает в себя три группы, которые конкретизированы в важнейших показателях.
Таким образом, подводя итоги отметим, что сегодня существует широкий спектр различных вариантов и возможностей для выбора подходов к оценке качества образования в зависимости от поставленных задач и понимания, того что делает образование качественным для заинтересованных сторон.
С использованием результатов анализа различных аспектов оценки качества образования, в статье представлен комплекс критериев, который основан на существующих моделях, формирующих базис стандартных процедур комплексной оценки качества образования в учебном заведении. Однако принципиальной особенностью предложенного комплекса является процессный подход, позволяющий рассматривать и контролировать качество образования в учебном заведении как комплексную, системную, целостную характеристику, которая отражает все его многогранное содержание в совокупности взаимосвязанных процессов.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебное заведение, оценка качества образования, США, качество образования, AACSB, EQUIS, ESG, USA, библиотечный фонд.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 41 “Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования и работы их руководителей, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации”
В соответствии с пунктом 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2010, № 52, ст. 7104; 2012, № 21, ст. 2652; № 40, ст. 5456; 2013, № 5, ст. 396; 2014, № 4, ст. 373; 2016, № 51, ст. 7391), приказываю:
2. Признать утратившими силу:
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Переверзеву В.В.
УТВЕРЖДЕНприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот 23 января 2018 г. № 41
Обзор документа
Определены новые показатели эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений высшего образования, находящихся в ведении Минобрнауки России, и работы их руководителей.
При этом отдельно приведены показатели для вузов, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».
Прежние общие показатели признаны утратившими силу.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
УТВЕРЖДАЮЗаместитель Министра образованияи науки Российской ФедерацииА. Повалко18. 2013
Методические рекомендации Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников
Методические рекомендации разработаны с учетом предложений, представленных пилотными регионами (письмо Минтруда России от 13 июня 2013 года N 14-1/10/2-3236) в рамках подготовки примерных направлений для разработки показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих реализацию программ дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального образования (далее — Примерные направления).
При разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основании Методических рекомендаций показателей эффективности деятельности необходимо обеспечить коллегиальность и привлечь организации, осуществляющие государственно-общественное управление в сфере образования, трудовые коллективы, профсоюзные организации.
Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности должна быть размешена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в сети Интернет.
Механизм и процедура распределения стимулирующего фонда для руководителя и педагогических работников на основании утвержденного перечня показателей эффективности определяется локальными актами муниципалитета (учредителя) и образовательной организации соответственно. При этом выработка и принятие решений по распределению стимулирующего фонда оплаты труда с учетом утвержденных показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников также должна осуществляться с обязательным привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций.
Показатели эффективности для руководителя образовательной организации
На основании Примерных направлений и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» муниципалитетом разрабатываются соответствующие показатели эффективности деятельности руководителя образовательной организации и их индикаторы, на основании которых будет осуществляться учет результатов деятельности.
На основании данного постановления Правительства Российской Федерации руководителю образовательного учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом целевых показателей эффективности руководителя, установленного работодателем.
Индикаторы эффективности и качества школы
1. Образовательная, профессиональная и социальная успешность выпускников школы. Этот индикатор показывает, насколько успешно содержание образования данной школы и педагогические технологии в сочетании с организацией учебного процесса в сумме выполняют функцию социального лифта: личная образовательная карьера, а следовательно, и социальная зависят в том числе и от того, насколько в школе хорошо учат.
2. Профессиональная стратификация выпускников. В какой степени уровень обучения в школе влияет на профессиональное определение ее выпускников, влияет ли на это профильное обучение в школе.
3. Выпускники школы приводят своих детей учиться в эту школу. Этот показатель свидетельствует об устойчивом спросе на услуги этой школы, высоком доверии к ней тех, кто знает о ее способности хорошо учить на основании собственного опыта. Разумеется, он имеет смысл в том случае, если эта школа — не единственная на данной территории.
4. Контингент школы постоянно формируется на основании информации, получаемой от учащихся и родителей школы. Этот показатель свидетельствует о качестве получаемого в школе образования, поскольку в поиске ученика школа пользуется не столько PR-технологиями, сколько устойчивостью своего бренда, традиций и опыта.
5. Количественные соотношения желающих и зачисленных на разные ступени обучения в школу в динамике за 5 лет.
6. Контингент школы формируется вне зависимости от ее географического положения, и семьи имеют достаточно большое плечо территориальной досягаемости. Высокий спрос, не регламентированный расстоянием, свидетельствующий о качестве образования данной школы.
7. Количество жалоб и обращений в администрацию школы или учредителю по различным причинам за год. Этот показатель свидетельствует не только об уровне образовательных условий, но и о способности школы взаимодействовать с семьями, степени ее открытости, прозрачности действий администрации.
9. Результаты внешней оценки: ЕГЭ, контрольные измерения уровня обученности, произведенные учредителем, иными внешними организаторами. Это попытка хоть как-то объективизировать оценку уровней обученности детей, поскольку все внутренние оценки, промежуточные и итоговые, абсолютно субъективны и не отражают истинного уровня обученности. Кроме ЕГЭ существуют муниципальные и региональные письменные задания, проводимые внешними экспертами.
10. Результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней.
12. Количество старшеклассников, выбравших экстернатную форму обучения, в том числе и по отдельным предметам. Если эти ситуации не единичны, они свидетельствуют о том, что школа не удовлетворяет образовательным запросам социума, школа в целом удовлетворяет их, но способна индивидуализировать образовательные программы, понимает, что нельзя учить всех всему, но вынуждена адаптироваться к существующей нормативной базе.
14. Количество старшеклассников, получающих дополнительное образование на различных курсах, в том числе и дистанционных (заочные школы). Этот показатель говорит о недостаточности той подготовки, которую дает школа для перехода на следующую ступень в образовательной вертикали. В то же время для школ малых городов и для сельских школ такие варианты, как ЗФМШ свидетельствуют, с одной стороны, о ресурсных возможностях школы, с другой — о том, как школа формирует образовательные мотивы, т. е. школа бедная, но хорошая.
16. Соотношение продуктивных и репродуктивных технологий и методик в обучении. Просчитывается на основании данных ВШК. Современная успешная школа ориентируется на продуктивные методики — детские проектные и исследовательские работы, самостоятельный поиск информации, создание новой информации. Во многих школах доминируют репродуктивные методики: выучил параграф, рассказал и получил хорошую отметку. Как правило, общая результативность работы таких школ низкая, особенно при современных замерах. Конечно же, этот критерий достаточно специфичен, но он будет иметь высокую востребованность в ближайшее время.
17. Соотношение суммарных объемов учебной нагрузки и дополнительного образования (кружки, клубы в школе) как фактор влияния на качество обучения. Например, количество часов в неделю дополнительного образования к проценту качества. Финансирование блока дополнительного образования производится учредителем школ по факту, по запросу школы. Предлагаемый индикатор свидетельствует: о возможностях образовательной среды — если в школе развит блок дополнительного образования, существует достаточно высокий уровень комфортности среды; поскольку дополнительное образование ориентировано на высокую личную мотивацию ребенка — его успешность и социальная самоидентификация формируются с высокой эффективностью; наличие системы дополнительного образования способствует более успешному выбору индивидуальной образовательной программы.
Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ; МЕТОДОЛОГИЯ; ФОРМЫ ОЦЕНКИ; СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ШКОЛА; КРИТЕРИИ; TEACHING EFFECTIVENESS; METHODOLOGY; EVALUATION FORMS; SECONDARY EDUCATION; SCHOOL; CRITERIA.
Аннотация: В статье рассмотрена основная методология и понятийный аппарат оценки эффективности среднего образования. Автором проанализированы действенные формы и методы оценки на основании теоретического материала и практических исследований современных ученых в данной области. По итогу работы определена роль оценки эффективности обучения в школах на современном этапе развития образовательной системы.
В современных условиях повышение уровня государственного финансирования сферы общего среднего образования при одновременном снижении его качества свидетельствует о нерациональности использования выделенных в данную сферу бюджетных ресурсов, но при этом не является показателем эффективности обучения. Для оценки данного показателя важной аксиомой является то, что принципы организации и финансового обеспечения общего среднего образования являются стандартными. Одновременно при равных условиях качество образовательных услуг, предоставляемых различными образовательными учреждениями могут существенно отличаться. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что данное исследование является актуальным и может внести соответствующий вклад в развитие теоретических аспектов оценки эффективности функционирования учреждений образования.
Образование является особым звеном в обществе. Оно влияет не столько на социально-экономические преобразования настоящего, сколько обеспечивает будущее нации и страны. Образование — это не только передача знаний, навыков или умений. В современном мире роль образования меняется, оно призвано сформировать мировоззрение, научить учиться, наметить путь в будущее учеников.
а) эффективность текущего функционирования образовательного процесса в школе; б) эффективность образовательного процесса в основных звеньях школы (начальной, основной, средний); в) эффективности урока (мероприятия), системы уроков (мероприятий), учебной, методической, воспитательной, научной деятельности в целом; г) эффективности состава и деятельности участников образовательного процесса.
Вместе с тем, качество функционирования основных звеньев школы имеет важную особенность — продуктивность деятельности. Его смысл вкладывается в полноту выполнения подсистемой поставленных перед ней задач, взноса в высшую систему.
— выявление, проверка и оценка уровня полученных знаний, умений и навыков учеников и качества усвоения ими учебного материала по конкретной дисциплине на всех этапах обучения с помощью устной и письменной проверки; — сравнение фактических результатов учебно-познавательной деятельности с запланированными; — оценка соответствия содержания, форм, методов и средств обучения конкретной школы целям и задачам государственных стандартов образования; — стимулирование систематической самостоятельной работы и познавательной активности учеников; — выявление и развитие творческих способностей, повышение заинтересованности в изучении учебного материала; — определение уровня проявления способностей и развития мышления учеников посредством проведения творческих уроков; — оценка эффективности самостоятельной, индивидуальной работы учеников школы; — выявление лучшего опыта и разработки мер по повышению качества обучения путем внедрения в учебный процесс инновационных технологий.
Эффективность урока (мероприятия), системы уроков (мероприятий), учебной, методической, воспитательной, научной деятельности в целом можно выразить вышеперечисленными критериями функциональности, надежности, эффективности, производительности, скорректированным с учетом специфики и масштаба объекта представления. Важнейший критерий качества учебной работы — оптимальность, то есть соотнесение совокупных затрат времени, сил, ресурсов и полученных результатов, отдачи, обеспечивающих максимально возможные в данных условиях результаты в образовании, воспитании и развитии школьников при соблюдении научно установленных норм времени на классную и домашнюю работу учащихся и учителей.
Критерий подготовленности в процессе движения ученика по индивидуальному образовательному маршруту последовательно и постепенно трансформируется в педагогическую эффективность. Неоднородность эффективности образования по составу учащихся преимущественно обусловлена разбросом в значениях показателей подготовленности.
Проведенный анализ литературы показывает, что под эффективностью обучения понимается отношение достигнутых результатов поставленной цели при некоторых ограничениях, таких, например, как продолжительность обучения, квалификация преподавателей и т.д.
В условиях обновления целей и содержания образования на основе компетентностного подхода и личностной ориентации, учета мирового опыта и принципов устойчивого развития; перехода от процессуальной к результативной, компетентностной парадигме образования требуют разъяснения методы измерения, инструментария и процедур оценки эффективности образовательного процесса как основной составляющей конкурентоспособности школы.
Роль учителя, который обеспечивает режим развития, заключается не в оценке ученика на основе сравнения его с другим учеником, а в создании условий для самооценки учеником своих достижений, которая согласовывается затем с оценкой учителя. Чтобы избежать неудобства в обращении абсолютными числами информативных единиц, объем знаний целесообразно оценивать в относительных единицах, делая нормирование по количеству выделенных по данной теме информативных единиц и проводя соответствующую статистическую обработку.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:
уровень обученности учащихся;
готовность их к продолжению образования;
уровень воспитанности учащихся;
состояние здоровья детей;
уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;
невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
потеря связи с родительской общественностью.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.
Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;
Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);
Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:
духовно- нравственное развитие (потенциал личности).
На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).