Сутулова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МОБУСОШ № 3
«Содействие учащимся общеобразовательной школы в адаптации в социокультурной среде региона посредством преподавания курса «Кубановедение»
(из опыта работы)
«Где бы ни был человек – близко или далеко от родины – он всегда помнит о маленьком уголке ее, где впервые глаза его увидели синее небо, где он сделал первый шаг в жизни».
В настоящее время в связи с резким падением нравственного уровня общества остро ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, истории своей страны важно прививать с детства. Поэтому краеведческая работа в школе становится особенно актуальной. Важнейшим аспектом современной государственной политики является введение регионального компонента в систему образования разного уровня.
В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета “Кубановедение”, который является обязательным.
Концепция преподавания данной учебной дисциплины заключается в идее изучения малой родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа. Через понимание малой родины юный гражданин осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучая регион проживания, школьники знакомятся с:
Изучая родной край, школьники Кубани получают информацию об:
1. Развитие у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
2. Изучение истории родного края, обычаев и традиций народов, проживающих на территории края, его основной социокультурной единицы — казачества
3. Обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;
4. Развитие речевых и мыслительных умений, понимания искусства и культуры наших предков;
5. Обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов;
6. Приобщение учащихся к миру прекрасного, формирование чувств патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку;
7. Воспитание духовности, нравственности.
Принципиальным отличием современного образования является, прежде всего, ориентация не на знания, а на приобретение учеником позитивного опыта самостоятельной работы.
Вводя в учебно-воспитательный процесс курс Кубановедения, коллектив МОУСШ № 3 принял в целом предложенную концепцию преподавания дисциплины, спрогнозировав следующий конечный результата: приобретая систематизированные знания из истории родного края, ученики должны:
Учитывая комплексное изучение курса на предметах лингвистической (русский язык), гуманитарной (литература, история и обществознание), естественнонаучной (география, биология), искусствоведческой (музыкальное, изобразительное искусство) направленности, а также на занятиях элективных курсов в предпрофильных 9-х классах, ожидаемым результатом является также полное, гармоничное регионоведческое образование ученика.
С учетом сказанного выше была сформулирована проблема методической работы: «Содействие учащимся общеобразовательной школы в адаптации в социокультурной среде региона посредством преподавания курса «Кубановедение».
Для решения названной проблемы была создана творческая группа педагогов школы в составе:
— Дехтярева И. В. – учитель ОИД высшей категории, председатель
— Автаева А. А. – учитель ОИД высшей категории, член группы
Парахина С. А. – учитель русского языка высшей категории, член группы
Глухова Е. В. – учитель географии высшей категории, член группы
Инякина Л. Д. – учитель биологии высшей категории, член группы
Мовсесова К. Г. – учитель музыки высшей категории, член группы
Левикина А. В. – учитель изо, член группы.
Изучив и проанализировав состояние преподавания краеведения в школе, группа определила необходимость разработать систему преподавания Кубановедения на уроках и во внеурочной деятельности учеников.
Членами группы были проведены следующие мероприятия:
– преподавателей курса «Оценка уровня готовности к преподаванию курса»
— учащихся 1-11 классов:
«Мотивация изучения курса»
«Степень владения навыками проживания в социокультурной среде региона».
9. Изучен национальный состав школы
Промежуточные итоги работы над проблемой были подведены в 2005 – 2006 учебном году в процессе проведения и анализа предметно-методического месячника «Преподавание курса Кубановедения – способ содействия учащимся в адаптации в социокультурной среде региона»
В рамках месячника были проведены следующие мероприятия:
— знатоков родного края «Кубанью нельзя не гордиться» (5 классы)
— «День Кубани» (литературно-музыкальный; учитель музыки высшей категории Мовсесова К. Г.)
— кроссвордов о родном крае. (6 – 8 классы, учитель географии высшей категории Глухова Е. В., учитель биологии высшей категории Инякина Л. Д.)
Результаты промежуточного подведения итогов работы по преподаванию курса «Кубановедение» следующие.
Учащиеся школы принимают активное участие в районных, краевых, всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах регионоведческой направленности, демонстрируют хорошие знания, умения, навыки:
- Грамотами – 3
- Дипломами второй степени – 5
- Дипломами третьей степени – 2
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА
(ВСЕГО ОПРОШЕНО 15 ЧЕЛОВЕК)
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОЖИВАНИЮ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОЖИВАНИЮ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ (в %).
Опрошено 100 учащихся
Готовность проживания в социокультурной среде
предварительные итоги преподавания курса Кубановедение подтверждают концепцию педагогического коллектива школы о том, что данная учебная дисциплина предоставляет весьма эффективные возможности для содействия учащимся средней школы в адаптации в социокультурной среде региона; в процессе изучения предмета у учащихся слагается целостное представление об истории, политике, экономике, культуре и экологии родного края. Это помогает гражданам страны, проживающим в регионе, чувствовать себя в нем комфортно.
к преподаванию курса (по анкете № ___).
Уровень готовности учащихся
к проживанию в социокультурной среде ( к анкете № ____).
Приложение № ____
Мотивация изучения курса.
«Уровень готовности к проживанию в социокультурной среде региона»
Критерии мониторинга качества преподавания курса
Критерии мониторинга деятельности учащихся
а) поисковая деятельность
б) досуговая деятельность