Критерии оценки качества образования в школе

Средний балл по ЕГЭ как критерий эффективности школ надо отменить, заявил первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Эксперты замечают, что федеральные власти на самом деле уже давно требуют от регионов не учитывать этот показатель, однако проблема в том, что единых выработанных критериев для оценки качества образования в школах нет. Нужны ли для этого федеральные стандарты и какими они должны быть — в материале «Известий».

Содержание
  1. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
  2. Показатели, характеризующие комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
  3. Показатели,характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547)
  4. Кому нужны школьные рейтинги
  5. Как оценивают качество обучения в школах
  6. Обзор документа
  7. Зачем нужен федеральный стандарт рейтингов
  8. Как хотят поменять рейтинги в Госдуме
  9. Как составляются рейтинги школ

ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

1 Статья 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2015, N 27, ст. 3989), постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 29, ст. 3964; 2015, N 43, ст. 5979; 2017, N 21, ст. 3025; N 33, ст. 5202).

Показатели, характеризующие комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

5 февраля 2015

В соответствии с частью 5 статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, №30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933, № 26, ст. 3388, № 30, ст. 4257, № 30, ст. 4263) приказываю:

Утвердить прилагаемые показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2015 г.Регистрационный № 35837

Показатели,характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547)

* Общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрены частью 4 статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933, № 26, ст. 3388, № 30, ст. 4257, № 30, ст. 4263).

** Показатель применяется с учетом особенностей осуществляемой образовательной деятельности организации.

Федеральные критерии оценки качества образования: приказ Министерства просвещения

13 марта 2019 г. Министерство просвещения РФ выпустило крайне интересный приказ, в котором определило общероссийские показатели оценки качества образования. Не секрет, что участие в различных рейтингах стало неотъемлемой чертой современной школы. Место в рейтинге напрямую влияет на школу. Например, в Москве от этого во многом зависит уровень дополнительного финансирования школы. С появлением Приказа Минпросвещения России от 13.03.2019 N 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам» практика составления рейтингов может заметно измениться. Далее вы можете ознакомиться с федеральными критериями.

Текст приказа на 15 июня 2019 года.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 марта 2019 г. N 114

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

В соответствии с подпунктом 4.2.49 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

Утвердить прилагаемые показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам.

приказом Министерства просвещения

Кому нужны школьные рейтинги

Руководитель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова считает, что с учетом разных условий, в которых живут школы, рейтинги оказываются малоинформативными.

— Несколько лет назад были проведены исследования, где сравнивали абсолютно одинаковые школы: у них схожий педагогический состав по количеству и квалификации, близка территория, условия обучения и так далее, — рассказала она «Известиям». — Однако результаты у школ совершенно разные — просто потому, что дети разные.

Такие сравнения, говорит она, слишком сильно зависят от состава населения, места расположения школы, семей, которые воспитывают детей. Поэтому Дудова в принципе не приветствует составление рейтингов, которые превращают учебный процесс в соревновательный, причем соревновательный между школами.

Эксперт Национального союза педагогов, руководитель по работе с регионами Обрсоюза Наталья Шадрина считает, что рейтинги должны быть, но только для того, чтобы учебное заведение могло само себя оценить и сравнить с другими, чтобы понимать свои дефициты и выстраивать стратегию развития.

— Рейтинг этот должен быть открыт только для образовательных организаций, — говорит она. — Хотя бы потому, что не все школы находятся в равных условиях. В этом смысле можно было бы оценивать какой-то внутренний индивидуальный прогресс детей: чтобы успехи ребенка из неблагополучной семьи, который с двоек перешел на тройки и четверки, тоже учитывались. Это тоже большое усилие со стороны педагогического коллектива, однако во внешних показателях они всегда будут занимать последние места.

Марк Агранович считает, что оценка школ нужна, но не для последующего наказания или поощрения — это скорее пойдет во вред. Сергей Косарецкий замечает, что мотивы регионов, которые создают рейтинги с этой целью, понятны: это самая простая форма контроля и управления качеством, когда лучших награждают и наказывают худших. Однако эффективность такого подхода под вопросом, говорит он.

Впрочем, от наказания за рейтинги сейчас стараются уходить. Например, в Москве наказаний для «худших» сейчас нет — это один из основополагающих принципов рейтинга. Сергей Станченко подчеркивает, что сейчас применяются методики выявления школ, нуждающихся в методической помощи, — таким школам оказывается поддержка.

— В рамках нацпроекта «Образование» с 2020 года реализуется проект 500+, направленный на оказание методической помощи школам, показывающим низкие образовательные результаты, — рассказал он. — Кроме того, программы ресурсного обеспечения, реализуемые в рамках национального проекта «Образование», также носят адресный характер и направлены в первую очередь на школы с ресурсными дефицитами.

Про ГИС СОЛО:  С КАКОЙ ОЦЕНКИ НАЧИНАЕТСЯ ТРОЙКА В ЭЛЕКТРОННОМ ЖУРНАЛЕ

Станченко считает, что оценка системы школьного образования в России необходима как «набор целевых установок и ориентиров развития». Объектом ее должна быть не каждая школа в отдельности, а система в целом.

Алексей Ходырев полагает, что оценка школ нужна, потому что престижность школы не может объясняться только общественным мнением.

— Мы неоднократно проводили опросы и знаем, что многие абитуриенты и их родители смотрят на рейтинги как на один из факторов выбора, — говорит он.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

К основным критериям отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие:

• ориентация на требования внешних пользователей;

• учет потребностей системы образования;

• минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

• инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

• оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

• иерархичность системы показателей;

• сопоставимость системы показателей с международными аналогами;

Важным является такой критерий, как эффективность во всем образовательном процессе, он представляет собой интегрированную меру качества в образовании, в том числе и качества его контроля. Для оценки эффективности системы можно все критерии разделить на три группы, тесно взаимосвязанные между собой.

К первой группе относятся критерии, отражающие информацию о финансировании образования, его кадровом, информационном, материально–техническом (учебные помещения, лаборатории, оборудование, расходные материалы), методическом (учебная литература, наглядные пособия, макеты, тренажеры и т.д.) и другом обеспечении.

Показатели второй группы отражают доступность и дифференциацию обучения, организацию образовательного процесса (назначение, принципы, методы, планирование).

Третью группу составляют критерии, характеризующие результаты контрольно–оценочной деятельности и ожидаемые позитивные изменения в процессе управления качеством обучения.

При оценке качества образования, несмотря на то, что оно является многообразным и комплексным показателем, в конечном счете, важнейшей является оценка достижений обучающихся как результата осуществленного учебного процесса.

Для объективного оценивания качества образовательной системы внутренние критерии и оценки должны дополняться внешними.

В последнее время в качестве внешних используются оценки стандартизированного тестирования. К числу показателей результатов контрольно–оценочной деятельности и подготовленности обучающихся в системе тестирования можно отнести:

• первичный тестовый балл испытуемого (число или процент выполненных заданий теста);

• сертификационный или тестовый балл, полученный в результате шкалирования и учета статистического уровня трудности тестовых заданий;

• средний тестовый балл исследуемой выборки;

• средний тестовый балл генеральной выборки испытуемых;

• проценты правильно выполненных заданий теста для разных категорий и групп испытуемых;

• индивидуальный рейтинг участника тестирования;

• рейтинг общеобразовательного учреждения;

• рейтинг территории региона.

Для понимания качества образования вводятся дополнительные показатели:

• образовательные достижения по отдельным предметам;

• динамика образовательных достижений;

• отношение к учебным предметам;

• ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.);

• удовлетворенность образованием;

• степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.);

• дальнейшее образование и карьера выпускника; выделение в таксономии образовательных достижений по отдельным предметам уровней грамотности и компетентности.

Критерии качества обучения соотносятся с критериями эффективности функционирования образовательной системы:

• ценностью и приоритетами образования в современных условиях;

• модернизацией содержания образования на основе гуманизации, фундаментализации, информатизации, вариативности, личностно ориентированного и компетентностного подходов;

• введением независимой системы аттестации выпускников в форме и по материалам единого государственного экзамена;

• созданием технологий контроля и оценки состояния и результатов образовательного процесса и др.

Однако на сегодня невозможно установить единый ряд критериев и стандартов для оценки качества учебных достижений и образовательных систем. Каждая заинтересованная в результатах учебного процесса сторона имеет свои собственные нормы и критерии качества.

Список использованной литературы:

1. Александрова О.А. Образование: доступность или качество – последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. – 2005. — №2 – С. 83-93.

2. Субетто А.Н., Проблема качества образования в России. Контекст «отношения адекватности» // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77 – 6567, публ. 13361, 29.05.2006.

3. Образование – путь к устойчивому развитию или о реформах в данной сфере. М.Мамедов. http://www.zerkalo.az/2010-11-06/society/14382-obrazovanie-reformi

4.Российский энциклопедический словарь. М.,2000

5. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам

Большакова Любовь Сергеевна,

к.ф.н., учитель английского языка ГБОУ гимназии №498

Невского района Санкт-Петербурга

Внутренняя система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования на сегодняшний день. Измерение учебных достижений обучающихся необходимо не только в целях мониторинга, но и для повышения качества образования. Необходимо создать такую систему управления и оценки качества образования школы в условиях реализации ФГОС, которая позволит получать объективную информацию о состоянии качества образования школы, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, принимать обоснованные управленческие решения по достижению качественного образования.

В этой связи возникает потребность в определении комплекса критериев, показателей, процедур и технологий оценки, организации педагогического мониторинга и его использования как неотъемлемого инструмента управления качеством образования на уровне образовательного учреждения.

Управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов,  которые соответствует этапам цикла Деминга (рис.1). Внутренняя система оценки качества образования является одним из элементов, в основе которого лежит процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления.

Внутренняя система оценки качества образования функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью, направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования, учитывает федеральные требования к порядку проведения образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.

Основными оценочными процедурами, используемыми в рамках внутренней системы оценки качества образования являются:

— текущее оценивание обучающихся;

— итоговое оценивание обучающихся;

— независимые оценочные процедуры;

— портфолио обучающихся и педагогов;

— внутренняя оценка условий образовательной деятельности;

— внутришкольные мониторинги;

Оценить качество – это значит установить соответствие деятельности образовательной организации:

— качеству образовательных результатов;

— качеству реализации образовательной деятельности;

— качеству условий обеспечения образовательной деятельности;

— качеству управления образовательной деятельностью.

Исходя из этого, оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество . Остановимся подробнее на рассмотрении обозначенных позиций.

включает предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения; личностные результаты; достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

В чем особенности новых подходов к оцениванию достижений обучающихся? Например, Всероссийские проверочные работы используются для диагностики не только предметных, но и метапредметных результатов, позволяют выявить уровень сформированности универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных и межпредметных понятий.

Про ГИС СОЛО:  ЛИДЕРЫ МАРАФОНА МЕНЯЮТ МИР

В качестве критериев оценивания образовательных результатов и их показателей мы предлагаем выделить следующие (таблица 1)

Качество реализации образовательного  включает соответствие ООП, учебных планов и рабочих программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; качество уроков и индивидуальной работы с учащимися; качество внеурочной деятельности (включая классное руководство), качество мотивации педагогов.

Критерии оценивания реализации образовательного процесса и их показатели представлены в таблице 2.

, обеспечивающих образовательный процесс: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда; санитарно-гигиенические и эстетические условия; психологический климат в школе; кадровое обеспечение. Критерии и показатели представлены в таблице 3.

Качество управления образовательной деятельностью характеризуется удовлетворенностью участников образовательного процесса, распространением опыта работы ОУ, наличием отзывов об учреждении (таблица 4).

Результаты внутренней системы оценки качества образования используются для:

— информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации;

— разработки программ и планов адресной помощи обучающимся в группах риска;- поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации;- разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся;- анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников образовательных организаций;- планирования работы методических объединений;- проведения самообследования и подготовки публичных отчетов;- оптимизации инфраструктуры и системы управления;- планирования внутреннего контроля.

Подводя итог выше сказанному, отметим, что для определения качества образования в ОУ необходимы:

— во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;

— во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;

— в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;

— в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от учебно-методического обеспечения образовательного процесса до создания благоприятного психологического климата. Важно также оценивать степень доступности образовательных возможностей с учетом реальных потребностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; использовать ресурсы, направленные на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 11461432035/2019-27922 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72131012/

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.02.03.2016) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru/70291362/

Как оценивают качество обучения в школах

— Сложно согласиться или не согласиться с предложением уважаемого депутата в части отмены среднего балла ЕГЭ как инструмента оценки школ, поскольку в своем предложении он исходит из заведомо неверного посыла о существовании такой оценки, — заявил «Известиям» директор ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования», первый зампред комиссии ОПРФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования Сергей Станченко. — Рособрнадзор неоднократно обращал внимание, что результаты ЕГЭ не могут использоваться для оценивания деятельности образовательных организаций и учителей.

Он пояснил, что эта позиция обусловлена тем, что ранее уже был получен опыт некорректной интерпретации результатов ЕГЭ и их искажения с целью улучшения показателей, в том числе путем грубых нарушений порядка проведения экзамена.

Директор Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий отмечает, что ранее результаты единого государственного экзамена действительно использовались, причем даже в системе показателей оценки органов исполнительной власти. От этого отказались: во-первых, использование «экзаменов с высокими ставками», к которым относится ЕГЭ, для оценки качества работы школы признали в принципе некорректным, во-вторых, было желание сделать более объективной саму процедуру госэкзамена, чтобы не было соблазна манипулировать его результатами для повышения показателей.

— Как мне кажется, Рособрнадзору удалось в последние годы сделать максимально объективной процедуру проведения ЕГЭ, и запрет его использования для оценки чьей-либо работы сыграл в этом существенную роль, — говорит Косарецкий. — Никаких документов федерального уровня, которые бы определяли использование ЕГЭ для оценки школ, сейчас нет, а в экспертном сообществе и на официальном уровне считается, что сама конструкция «среднего балла» ЕГЭ методологически некорректна.

Впрочем, он признает, что в ряде регионов такая практика может продолжаться и общие результаты ЕГЭ в школах могут встречаться в местных рейтингах или так или иначе оказываться на столе у регионального начальства. Однако принятие решений о качестве работы только с опорой на эти данные Косарецкий называет управленческой ошибкой.

Сергей Станченко отмечает, что еще указом президента РФ в 2014 году показатель, напрямую связанный с результатами ЕГЭ, был исключен из показателей оценки эффективности деятельности глав регионов.

В Минпросвещения не ответили на запрос «Известий» по поводу инициативы депутата Мажуги, однако министр просвещения Сергей Кравцов ранее неоднократно подчеркивал, что ЕГЭ — это оценка индивидуальных достижений конкретного школьника, а не показатель, по которому можно формировать рейтинги школ.

— Мы исключили показатели ЕГЭ из оценки деятельности губернаторов, — говорил он в июле прошлого года. — Мы говорим о том, чтобы не сравнивали школы между собой по ЕГЭ.

При этом совсем исключать показатели ЕГЭ из оценки качества образования в школах тоже неверно, считает руководитель направления «Рейтинги образовательных организаций» рейтингового агентства RAEX Алексей Ходырев. Он замечает, что ЕГЭ — главный критерий оценки знаний выпускников при приеме в вузы и игнорировать его было бы неправильно.

— Но абсолютизация этого показателя, как, впрочем, и любого другого, неоправдана, — полагает он. — Только результаты ЕГЭ, еще и средние по школе, конечно, не являются исчерпывающей характеристикой образовательной организации. Нужна комплексная оценка.

Обзор документа

В 2014 г. были внесены изменения в различные законодательные акты, предусматривающие независимую оценку качества услуг в сферах культуры, соцобслуживания, охраны здоровья и образования.

Утверждены критерии оценки образовательной деятельности.

Так, по балльной системе (от 0 до 10) оцениваются полнота и актуальность размещаемой в Интернете информации об организации, наличие данных о педагогических работниках. Анализируются материально-техническое обеспечение, условия для индивидуальной работы с обучающимися.

В процентах (от 0 до 100) определяется доля получателей образовательных услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от общего числа.

Информация о результатах оценки размещается в Интернете.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Зачем нужен федеральный стандарт рейтингов

Сергей Косарецкий полагает, что была бы полезна разработка своего рода стандарта оценки качества образования в школах — но не жесткого, а как своеобразной «рамки», набора критериев и параметров.

— В каком-то смысле, мне кажется, сейчас к этому сделан шаг, — полагает он. — Уже разработана концепция школы Министерства просвещения, которая фактически задает представление о том, как должна выглядеть современная школа, какие должны быть созданы в ней условия. Однако этот стандарт больше ориентирован именно на условия.

Про ГИС СОЛО:  ВОПРОСЫ О ПОВЫШЕНИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

С оценкой качества образования сложнее. Инструменты, которые бы оценивали не только непосредственную работу по обязательным предметам, но и развитие у школьников современных навыков: критического мышления, креативности, самостоятельности, способности работать в команде или, например, цифровую грамотность — пока не распространены, и на федеральном уровне централизованных решений не предлагается.

Косарецкий считает полезным посмотреть на опыт ряда стран, где существует инструмент «школьной инспекции». Этот инструмент предполагает не только анализ результатов национальных процедур оценки качества, но и наличие процедуры самооценки школ по заданным критериям, включающим вопросы развития личности, здоровья и благополучия детей, школьного климата, а также процедуры визита инспекторов в школы.

— Школам по итогам там присваивается определенный статус: полностью выполняющая требования стандарта или не выполняющая и требующая специального внимания и поддержки, — рассказал он. — Об этой процедуре можно было бы задуматься, она выглядит довольно сбалансированной и по параметрам качества, и по процедуре самооценки, и по процедуре внешней оценки. Но есть риск, что в машине государственного управления этот процесс может превратиться в очередную бюрократизированную процедуру и станет скорее инструментом контроля и наказания, чем инструментом обратной связи с общественностью и поддержки школ, которые показывают низкое качество.

Наталья Шадрина, говоря о возможной закрытой системе оценки школ, предлагает ввести базовые универсальные критерии для оценки качества образования, а также подумать над кластеризацией рейтингов: школы, находящиеся в сложных социальных ситуациях, объединены в одну категорию оценки и должны выполнять не те же самые условия, что и гимназии или лицеи из центра города.

Людмила Дудова полагает, что появление федеральных стандартов оценки качества образования лишь еще больше забюрократизирует среднее общее образование в России. По ее словам, все требования, которые должны выполнять школы, уже прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте. Новый стандарт вступит в силу во всех школах с 1 сентября, и там изложены все требования в части содержания образования, результатов обучения, кадрового и материально-технического обеспечения, требования к личностным результатам, на формирование которых теперь будет влиять не только освоение того или иного предмета, но и, например, воспитательный процесс.

Как хотят поменять рейтинги в Госдуме

Мажуга заявил, что собирается представить на обсуждение этой осенью законопроект, отменяющий средний балл по ЕГЭ как критерий оценки качества обучения в школах и эффективности вузов.

— Если мы говорим о школах, то там ситуация зачастую обстоит следующим образом: учителя и руководство подталкивают детей к тому, чтобы они сдавали те предметы, которые сдать проще, — заявил депутат. — Например, у нас уже на протяжении многих лет самым популярным предметом, который можно сдавать по выбору, является обществознание. Понятно, что совладать с ним куда проще, чем с той же физикой или химией. Но это ведет к тому, что у нас сокращается приток абитуриентов на инженерно-технические специальности.

Он считает, что когда качество работы школ перестанут оценивать по среднему баллу, то и ЕГЭ больше не будет самоцелью. Мажуга предложил и альтернативные критерии оценки качества обучения — какое число детей сдает ЕГЭ по инженерно-техническим специальностям, сколько школьников участвуют в творческих конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности.

Депутат заявил, что инициатива «находится на этапе обсуждения с экспертным сообществом».

Директор Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Марк Агранович отмечает, что средний балл ЕГЭ как критерий оценки ничего не говорит о том, насколько различаются результаты выпускников в школе, какое внимание уделяется отстающим ученикам. В этом смысле, говорит он, важнее было бы использовать степень дифференциации оценок.

— Поскольку оценка школы по среднему баллу ЕГЭ ведет к поощрениям или наказаниям, деформирует цели школы, происходит вытеснение из школы слабых учеников, сосредоточение всех усилий на натаскивании на сдачу ЕГЭ, — рассказал он «Известиям». — Поэтому оценка школы по среднему баллу ЕГЭ без учета того, какая доля выпускников девятых классов перешла в старшую школу, вообще сомнительна.

Как составляются рейтинги школ

Косарецкий подчеркивает: никакой федеральной или национальной системы рейтингования школ не существует. Есть национальные исследования качества образования, есть всероссийские проверочные работы, есть исследования качества образования в школах по модели PISA. Но они ориентированы не на сравнения школ, а на анализ проблем с качеством образования на территории или в школе для выстраивания дальнейшей работы по его улучшению.

Все «официальные» рейтинги — это списки, которые формируются региональными властями. В Москве несколько лет существует свой рейтинг школ, в котором учитывается множество факторов. ЕГЭ там тоже есть, но учитывают столичные власти не средний уровень школьников, а только лучшие оценки — баллы дают за отличные и выдающиеся результаты отдельных учеников. Учитывается в том числе, какие предметы выбирают ученики для сдачи ЕГЭ (это как раз тот критерий, на котором настаивает Мажуга). Кроме того, серьезный вклад в рейтинг школы вносят победители олимпиад, в том числе Абилимпикс и World Skills Russia, учитываются инклюзивность образования, работа с дошкольниками, социокультурными проектами, спортивные достижения ребят, их законопослушность и так далее.

В Санкт-Петербурге также учитывают множество критериев, в том числе считают стобалльников по ЕГЭ.

Кроме того, существует множество рейтингов школ, составленные частными компаниями. На днях новый рейтинг опубликовало агентство RAEX. Оно учитывает поступление абитуриентов в лучшие вузы России, и именно успешность выпускников при устройстве в вузы здесь становится главным критерием. Причем, как отмечают в рейтинговом агентстве, этот рейтинг показывает стабильность: состав первой десятки за год не изменился. В тройке оказался в том числе челябинский Физико-математический лицей № 31 — то есть рейтинг, составленный по такому критерию, не становится закрытым клубом столичных школ.

— Причем предъявление высокого результата ЕГЭ не гарантирует поступления в лучшие вузы — мы видим, что значительная доля школьников поступает по результатам олимпиад, — замечает Алексей Ходырев.

Сергей Косарецкий отмечает, что рейтинги часто подвергаются критике, поскольку они не учитывают различия в условиях работы школ.

— Часть школ, которые работают в крупных городах и в лучших их районах, работают с лучшими с точки зрения материальной обеспеченности и культурного капитала семьями, — говорит он. — А другая группа школ может работать в депривированных территориях, где учатся дети из неблагополучных и неполных семей, которые не могут быть достаточно вовлечены в образование ребенка.

По его словам, в Институте образования НИУ ВШЭ уже давно работают над разработкой точных методов констектуализации образовательных результатов — то есть учета условий работы школ и социального контекста для объективной оценки качества их работы.

Критерий успешности отдельных учеников в олимпиадах и соревнованиях тоже не всегда показателен, продолжает Косарецкий — по той простой причине, что случаи, когда школа или учитель самостоятельно подготовили ребенка к победе, достаточно редки. Сегодня чаще побеждают дети, прошедшие специальную подготовку в регионе.

Оцените статью
ГИС Соло