Общие требования к реализации образовательных программ регламентируются статьей 13 Закона об образовании.
В соответствии с этой статьей образовательные программы реализуются образовательной организацией:
так и посредством сетевых форм их реализации.
используются различные образовательные технологии, в том числе:
дистанционные образовательные технологии,
образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная:
на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов,
использовании соответствующих образовательных технологий.
Система зачетных единиц в реализации образовательных программ
При реализации образовательных программ для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц:
зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом, в том числе аудиторную и самостоятельную работу, практику;
количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), образовательным стандартом;
количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается образовательной организацией.
Проведение практики обучающихся в реализации образовательных программ
Реализация основных профессиональных образовательных программ предусматривает:
проведение практики обучающихся;
организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется образовательной организацией на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля;
практика может быть проведена непосредственно в образовательной организации;
положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Использование при реализации образовательных программ:
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся,
Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
не вправе изменять учебный план и
календарный учебный график образовательных организаций.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и/или направленности или по соответствующему виду образования:
устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
Особенности реализации образовательных программ
Глава 11 Закона об образовании содержит особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся:
лицами, проявившими выдающиеся способности;
иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях;
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
лицами, осужденными к лишению свободы и др.
В частности, в области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:
образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта;
профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
Предусмотрены особенности и в области искусств. В частности, реализуются следующие образовательные программы:
дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;
образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее — интегрированные образовательные программы в области искусств);
образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена);
образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).
Статья 73. Организация профессионального обучения
1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)
9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Может ли общеобразовательная Школа осуществлять дополнительные ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ программы или Профессиональные программы? и осуществлять профобразование?
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
Как может быть организовано профессиональное обучение школьников? В наше время дети взрослеют гораздо быстрее, чем тридцать-сорок лет назад. Поэтому многие из них уже в старших классах задумываются о профессии, заработке, будущем. И хотели бы получать специальность, обучаясь еще в школе.
Профессиональное обучение охватывает учеников 14-18 лет. Благодаря этому они имеют возможность заранее начать знакомиться с выбранной профессией, углубить свой интерес к ней.
Если обучение проходит в школе, то чаще всего она сотрудничает с колледжем, с которым заключила соответствующий договор, и часть профессиональных знаний, умений, навыков ребята приобретают там.
Как на практике может быть реализовано обучение выбранной школьником профессии? Учебный план состоит из нескольких модулей. Старшеклассник последовательно изучает конкретные модули, составляющие полноценную программу обучения выбранной профессии.
Модульная организация обучения очень эффективна, гибка и мобильна. Она позволяет учитывать требования времени, моментально перестраиваться, вносить изменения, оперативно отрабатывать новые знания, навыки, умения.
Что облегчает школьникам обучение профессии рабочего, должности служащего? Модули можно проходить в порядке, удобном ребенку. Можно обучаться и в дистанционной форме. Можно изучать не все, а лишь необходимые в данный момент ребенку модули.
Итак, в чем же интерес школьников и их родителей в профессиональном обучении? Ребенок получает и основное общее образование (или среднее общее образование), и приобретает профессию. И выходя из школы, он имеет Аттестат об образовании (общем или среднем) и Свидетельство о полученной профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации (разряда, класса, категории и т.д.). А чем раньше ребенок определится с профессией, тем более прочным будет его социальное положение.
А где можно применить полученные знания? Ребенку не обязательно, обучаясь в школе, искать постоянную работу. Да и возможностей у него таких, скажем честно, крайне мало. Однако можно устроиться на сезонную работу, также в качестве ученика, помощника рабочего или мастера, замещать работников во время сезона отпусков, выполнять разовые поручения (работы). Приобретенный практический опыт бесценен.
Найти возможность получить профессию и практически ею заниматься можно всегда. Если искать. А под лежачий камень и вода не течет.
Если хотите, чтобы ваш ребенок всегда чувствовал себя востребованным, нужным, приносящим пользу, реализующим себя в настоящем, серьезном деле – помогите ему начать получать профессию уже в старших классах.
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИСТОРИЯ, ПОДХОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Анализируется практика профессиональной подготовки школьников в истории развития трудового обучения и технологического образования. Автор делает выводы об изменении подходов к решению этой проблемы в условиях реализации компетентностного образования и оценивает перспективы развития профессиональной подготовки на уровне основного и среднего общего образования.
Ключевые слова: технологическое образование, общее образование, трудовое обучение, компетентностный подход, профессиональные компетенции, перспективные технологии, профессиональная подготовка школьников.
The article analyzes the practice ofprofessional training of students in the history of technological education. The author draws conclusions about the change of approaches to solving this problem in the context of the implementation of competence education and assesses the prospects for the development of vocational training at the level of General education.
Keywords: technological education, General education, competence approach, professional competence, advanced technologies, professional training of students.
Профессиональная подготовка рассматривается в педагогических исследованиях и как процесс формирования специальных (профессиональных, технологических) знаний, умений, навыков, компетенций и качеств личности, и как результат такой специально организованной подготовки обучающихся с целью получения той или иной профессии (специальности). Например, в Энциклопедии профессионального образования (1999) под профессиональной подготовкой понимается: 1) совокупность специальных знаний, навыков и умений, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; 2) процесс сообще-
Профессиональная подготовка появилась в связи с профессиональным разделением труда и приобрела массовый характер в процессе развития индустриального производства и необходимости массовой подготовки рабочих кадров. Основой для исследования и реализации на практике профессиональной подготовки является некая совокупность знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности и определенный уровень опыта, перечень которых меняется под влиянием развития научно-технического прогресса и требований экономики и производства к работнику.
Профессиональная подготовка школьников — один из обязательных этапов непрерывной технологической подго-
товки обучающихся, создающих для школьников возможности:
• профессионального самоопределения в мире труда, современных профессий и профессий будущего посредством реализации профессиональных проб и создания профессиональных продуктов (проектов);
• овладения конкретной профессией или профессиональной компетенцией (как составляющей одной или нескольких профессий) на доступном уровне квалификации;
• формирования профессиональной (как компонента технологической) культуры в процессе накопления трудового опыта, который формируется в процессе индивидуального и коллективного (командного) труда, достижения реальных результатов в условиях производственной деятельности и наставничества.
В условиях развития технологического образования и реализации компе-тентностного подхода профессиональную подготовку школьников можно рассматривать как процесс овладения профессиональными (производственно-технологическими) знаниями, умениями, навыками и трудовым опытом в специально созданных условиях (производственных или близких к ним в форме лабораторий, мастерских, конструкторских бюро и проч.), приводящих к возможности получения профессии/ профессиональных компетенций и проектирования планов индивидуального профессионального развития.
Рассмотрим взаимосвязь трудового обучения и предметной области «Технология» с профессиональной подготовкой на разных этапах развития школьного образования.
Профессиональная направленность трудовой подготовки школьников при-
сутствовала на протяжении всей истории отечественной школы и политехнического образования. В начале 1920-х гг. для школ второй ступени были выделены «профессиональные уклоны» образования (по видам труда — индустриальный, сельскохозяйственный, кооперативный, экономический); позже было внесено производственное оборудование и инструменты в учебные мастерские. Опыт деятельности А. С. Макаренко показал, что трудовое воспитание личности возможно только в условиях современного производства, высокого уровня культуры труда и системы наставничества.
В 1960-е гг. появились специализированные курсы для старшеклассников (2 часа в неделю), трудовые политехнические практикумы по металлообработке, обработке тканей, автоделу, электротехнике, машиностроительному черчению и проч.
Профили трудового обучения учащихся в МУПК определись с учетом местных потребностей в рабочих кадрах и имеющейся производственной базы. В итоге в советской школе было сформировано около 120 типовых программ профессиональной подготовки школьников.
В 1984 г. был принят новый документ «Основные направления реформы обще-
В конце 1980-х гг. все чаще стали говорить, что школа не выполняет свои функции как в плане общего образования, так и в трудовой (профессиональной) подготовке школьников. Практика профессиональной подготовки учащихся была в основном направлена на освоение наиболее распространенных рабочих профессий и была достаточной слабой (ниже уровня квалификационных требований).
При этом отдельные практики работы в УПК, школах, ориентированных на конкретный завод или сельское хозяйство, а также на востребованные
профессии и специальности говорили о возможности развития такого подхода к трудовому воспитанию и формированию профессиональных умений и навыков школьников.
В 1993 г. введение в первые государственные образовательные стандарты общего образования такой новой образовательной области, как «Технология», позволило усилить интеграцию предметов, отражающих содержание трудового обучения школьников — технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд и черчение. Появились и новые разделы технологической подготовки, связанные с инженерной экологией, электрорадиотехнологиями, домашней экономикой и предпринимательством.
Общий технологический компонент как унифицированная составляющая включал следующие линии: основные технологические понятия и виды деятельности; основы преобразовательной и проектной деятельности, технологической и потребительской культуры; основы профессиональной ориентации. На основе общего технологического компонента был разработан модуль «Основы технологической культуры», предполагающий его изучение в любом профиле старшей профильной школы.
Содержание специальной технологической подготовки обучающихся в 10-11 классах всегда предусматривал вариативный и непрерывных характер технологической подготовки по традиционным направлениям (технический, обслуживающий, сельскохозяйственные виды труда), но на более глубоком уровне его освоения или по конкретной области трудовой деятельности человека — профилю. В зависимости от материально-технической базы образовательного учреждения, кадрового потенциала, пожелания обучающихся и их родителей, технологическая подготовка по определенному профилю могла переходить в профессиональную.
Обязательно в специальном технологическом компоненте должны были изучаться вопросы, связанные с деятельностью обучающихся по художественному конструированию, дизайну изделий и моделей, выполнению практических заданий и проектов, изучению истории развития техники и технологий, современных энерго- и материа-лосберегающих, безотходных и других перспективных технологий. Профили технологической подготовки рассматривались в контексте областей трудовой деятельности, представленных в обобщенном виде и, как правило, по отраслевому признаку. Например, блок «Промышленность» мог быть представлен профилями «Металлообработка», «Деревообработка», «Электротехника», «Радиоэлектроника» и проч.; блок «Сфера обслуживания» — профилями «Торговля и общественное питание», «Информационный сервис» и проч.
Организация профессиональной подготовки для обучающихся 10-11 классов осуществлялась на основе требований к подготовке по рабочим профессиям, перечням профессий рабочих и должно-
Например, в группе должностей «Механическая обработка металлов и других материалов» были выделены профессии зуборезчика (700 часов), оператора станков с программным управлением (700 часов), сверловщика (490 часов), токаря (490 часов), фрезеровщика (700 часов). В группе должностей «Работы в животноводстве» — профессии дояра (700 часов), животновода (700 часов), кроликовода (700 часов), птицевода (700 часов), пчеловода (700 часов), свиновода (700 часов). Среди должностей служащих можно выделить профессии бухгалтера (840 часов), чертежника (840 часов), машинистки (490 часов) и секретаря-машинистки (840 часов).
Введение в 2002 г. профильного обучения привело к появлению новых моделей профильного обучения (и соответствующих вариантов учебных планов): естественно-математического, социально-экономического, гуманитарного, технологического. При этом общеобразовательные учреждения не ограничивались в выборе и организации того или иного профиля обучения, а обучающихся в выборе наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов (создающих возможности для индивидуальных образовательных траекторий). Для технологического профиля были предложены следующие варианты его реализации: информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-технологический и по другим сферам специализации (технологии сферы обслуживания, медицины, педагогики и проч.).
Профильными общеобразовательными предметами для технологического профиля были определены информатика и ИКТ (10 часов в неделю за два года обучения в 10-11 классах), математика (10 часов), физика (6 часов), иностранный язык (8 часов). На элективные курсы предполагалось выделять 24 часа, а на учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность — не менее 140 учебных часов за два года обучения.
Если в Москве технологический профиль был не самым распространенным, то в ряде регионах Российской Федерации он стал одним из наиболее массовых для профильных классов.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. раскрывает требования к образовательной области «Технология» для обучающихся 1011-х классов на двух уровнях: базовый
Таким образом, профессионализация технологической подготовки была возможна только на уровне старшей профильной школы и должна была создавать необходимые условия для профессиональной подготовки школьников по наиболее востребованным профессиям, в том числе и на основе учета региональной специфики экономики и производства. Реально в течение всего этого времени технологическая и профессиональная подготовка школьников сокращалась как количественно (что связано с уменьшением количества часов), так и качественно с позиции вариативности содержания и ухудшения материально-технической базы.
Практика реализации современной профессиональной подготовки школьников связана с углубленной подготовкой в рамках предметной области «Технология», реализации дополнительных образовательных программ и (или) целенаправленной подготовкой к участию в соревнованиях, основанных на востребованных экономикой профессиональных компетенциях (например, таких как WorldSkiПs, ^шогёкИк и проч.).
В Москве уже несколько лет реализуется проект «Профессиональное обучение без границ», который предлагает профессиональную подготовку школьников по профессиям рабочих,
Профили специальной технологической (профессиональной) подготовки школьников
Сферы экономики Профили подготовки
Сфера промышленного производства Токарное дело; фрезерное дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; ковроделие; роспись тканей; наладка швейного оборудования
Сфера сельскохозяйственного производства Овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования
Сфера телекоммуникаций и информационных технологий Операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь; радиооператорские работы
Сфера управления Бухгалтерское дело; делопроизводство; машинопись; основы менеджмента
Сфера строительных и ремонтных работ Архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело; столярные и плотничные работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем
Сфера проектирования Художественно-оформительские работы; реставрационные работы; черчение
Сфера материально- технического обеспечения Снабжение; заготовка продуктов и сырья
Сфера коммерции Продажа продовольственных или непродовольственных товаров; обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело; контрольно-кассовые операции
Сфера декоративно- прикладного искусства Выжигание по дереву; резьба по дереву и бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий
Сфера сервиса Переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство
Профессиональная подготовка организуется на базе школ, центров дополнительного образования, колледжей, вузов по двум разным моделям. Первая модель предполагает освоение той или иной профессии, сдачу квалификационного экзамена, по результатам которого школьники получают свидетельство о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации. Свидетельство выдается вместе с аттестатом об общем образовании. Вторая модель предполагает освоение той или иной профессиональной компетенции или модуля профессиональной подготовки, по освоению которого обучающийся сдает квалификационный экзамен и получает соответствующий сертификат. Имея набор сертификатов по профессиональным компетенциям, каждый обучающийся может сдать квалификационный экзамен на профессию (а в принципе может и не сдавать, ограничившись сертификацией по той или иной профессиональной компетенции).
технологическая, агротехнологическая и сервис-технологическая, которые на уровне общего среднего образования могут быть реализованы и по программам профессионального обучения. Модели реализации профессиональной подготовки школьников должны учитывать часы и уровень технологической подготовки школьников, которые они получили на уровне основного общего образования за счет уроков технологии, внеурочной деятельности и программ дополнительного образования технико-технологической направленности.
При этом выделяются три траектории профессиональной подготовки школьников.
• Профессиональное обучение на базе колледжей (вузов) (около 700 часов с учетом школьной технологической подготовки), когда обучающиеся старших классов два раза в неделю осваивают профессию на базе учебно-производственных мастерских колледжа, проходят производственную практику и сдают квалификационный экзамен.
• Профессиональная подготовка на базе школы основана на идее углубленной технологической подготовки школьников (с 7-8 класса), создания как варианта специализированного технологического класса, освоении разных модулей технологической и профессиональной подготовки с акцентом на ту или иную сферу производства и (или) блок профессиональных компетенций. Участие в соревнованиях WS, ^ и сертификация отдельных профессиональных компетенций в формате демонстрационного экзамена позволяют выпускнику, помимо документов о профессиональной подготовке, получить еще и определенный опыт практической деятельности. Та-
кая подготовка должна проводиться на основе сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и независимыми центрами сертификации.
• Освоение профессиональных компетенций. Независимо от профиля обучения и класса школьники имеют возможность осваивать профессиональные компетенции по своему выбору (начиная с 7-го класса) по программам элективных курсов, внеурочной деятельности, дополнительного образования. Примерная трудоемкость освоения компетенции 100-120 часов, включая время самостоятельной подготовки, индивидуальную проектную работу, участие в соревнованиях и олимпиадах. Таким образом за время обучения в школе каждый школьник имеет возможность освоить не менее трех профессиональных компетенций
1. Кальней В. А., Махотин Д. А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4. С. 65-68.
2. Кальней В. А., Шишов С. Е., Махотин Д. А. Реализация региональных моделей технологи -ческого образования в Московской области // Академический вестник Академии социального управления. 2018. № 1
. С. 37-53.
3. Письмо Минобразования России от 3 июня 1999 г. № 892/11-12 «Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по технологии и особенностях профессиональной подготовки обучающихся».
4. Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Утв. Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г.
5. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Утв. Постановлением Верховного Совета СССР
и получить соответствующие сертификаты и (или) профессию.
Перспективы развития профессиональной (технологической) подготовки школьников напрямую связаны с освоением современных и перспективных технологий, профессиональных компетенций, востребованных в условиях развития цифровой экономики и производства, в том числе с учетом региональных потребностей и рынков.
Структурные изменения на рынке труда, постоянная смена технологий в производственных и социальных процессах, необходимость освоения в течение жизни как минимум 10-12 профессиональных компетенций расставляет другие приоритеты в общем образовании и приводит к необходимости ранней профессионализации школьников и получения ими опыта реальной трудовой деятельности.
от 12 апреля 1984 г. № 13-XI.
6. Приказ Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089. « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
7. Перечень профессий рабочих и должностей служащих для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений// Письмо Минобразования России от 21 мая 2001 г. № 511/13-13 «О перечне профессий для общеобразовательных учреждений».
8. Профессиональная подготовка обучающихся старших классов // Письмо Миноб-рнауки России от 21 июня 2006 г. №2 03-1508 «О Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений».
10. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1999.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Предварительный просмотр
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
Наша школа осуществляет предпрофильную подготовку в 8 — 9 классах. Организация предпрофильной подготовки в школе осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами федерального, окружного, городского и школьного уровней и включает в себя систему курсов по выбору, а также проведение профориентационной и информационной работы.
Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки
Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.
Этапы предпрофильной подготовки:
Задачи пропедевтического этапа:
Задачи основного этапа:
Содержание основного этапа:
Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психологов; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов; экскурсии; кружки.
В 2019-2020 учебном году обучающиеся 9-х классов посещали курсы по выбору. Группы были сформированы на основе письменных заявлений обучающихся. Каждый ученик должен был посетить в течение учебного года 6 курсов. Курсы проводились во второй половине дня по отдельному расписанию.
Темы элективных курсов, предложенных обучающимся для выбора:
Как видно, предлагаемые курсы носили вариативный характер, их количество являлось избыточным, т.е. у обучающихся была возможность реального выбора в зависимости от тех целей, которые они ставили перед собой.
Задачи заключительного этапа:
Содержание заключительного этапа:
Формы и методы работы:
С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации элективных курсов, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся, создания познавательной атмосферы для дальнейшего профессионального самоопределения, учебного взаимодействия учителя и обучающегося в течение учебного года проводилось анкетирование учителей, ведущих курсы. Данные проведенной диагностики помогли подтвердить в целом правильность выбранных перспективных направлений для организационно-содержательных преобразований в предпрофильной подготовке: направленность и содержание курсов по выбору, состав педагогов, модель, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей.
Результаты анкетирования педагогов показали, что учителя используют различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации обучающихся, разнообразные формы проведения занятий курсов по выбору:
Практика работы показала, что сложность в организации работы обучающихся на занятиях курсов связана с разным уровнем подготовки обучающихся, поэтому при планировании работы на текущий учебный год были учтены пожелания и предложения по организации курсов, высказанные учителями, ведущими курсы не первый год:
В рамках предпрофильной подготовки осуществляется постоянное психологическое сопровождение обучающихся 8 — 9 классов с целью формирования способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. В этом направлении проводятся следующие мероприятия:
1) анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса обучающихся с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей;
2) психологическая диагностика, целью которой было:
3) индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;
Чрезвычайно актуально, чтобы обучающиеся старших классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, системе профтехобразования округа. С этой целью школа работает в тесном контакте с Центром занятости населения, организует экскурсии на предприятия города, встречи с представителями учебных заведений города.
Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводила следующие мероприятия:
Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки обучающиеся получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.
Анализ опроса родителей обучающихся 8 — 9 классов показал, что 90 % родителей хотят обучать своих детей в школе, реализующей индивидуализацию обучения, благодаря которой более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, а также расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Поэтому традиционная непрофильная школа, согласно проведенным опросам и анкетированию, устраивает в настоящий момент не более 10 % родителей обучающихся школы.
Различные федеральные нормативные правовые документы, регламентирующие государственную политику в сфере общего образования, главной его задачей определяют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Среди мер, обеспечивающих государственные гарантии качественного образования, выделяется отработка системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса. На протяжении нескольких лет в школе и в городе отрабатывались различные модели профильного обучения (однопрофильные и многопрофильные классы, группы сетевого взаимодействия).
В 2019-2020 учебном году в школе сформированы один 11-й класс– 19 обучающихся и один 10 класс общей численностью – 26 обучающихся. По результатам анализа образовательных запросов обучающихся и анализа возможностей для их удовлетворения был сделан выбор организационной модели обучения старшеклассников – модели общеобразовательного класса.
При организации учебного процесса на старшей ступени обучения сочетается традиционная классно-урочная система (для реализации обязательного базисного компонента учебного плана и совпавших выборов предметов федерального компонента) и предметно-групповая форма обучения (для индивидуальных выборов предметов федерального и регионального компонентов, а также элективных учебных предметов).
На основе индивидуальных образовательных запросов обучающихся 10 — 11 классов и их родителей был составлен учебный план, включающий базовый компонент, элективные учебные предметы по выбору обучающихся.
По своему назначению они поделены на три типа.
1) Обеспечивают более высокий уровень изучения базовых учебных предметов, помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ;
2) обеспечивают повышенный уровень изучения одного из профильных предметов;
3) способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем, приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Темы элективных курсов:
Для отслеживания результатов обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей работы проводится анкетирование обучающихся, родителей, педагогов, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система о обучения.
Методические разработки, презентации и конспекты
Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ
Материал представляет собой обобщение опыта работы по предпрофильной подготовкеобучающихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10-11 классов.
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Организация индивидуальной образовательной траектории учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении через элективные курсы.
Доклад на РМО учителей математики из опыта работы по преподаванию элективных курсов, способствующиз развитию учащихся.
Профильное обучение в школе
Данная работа является обобщением опыта работы в системе профильного обучения в старшей школе. Автор работал по этой методике в течении 5 лет, что позволило накопить и обобщить собранный материал.
Анализ организации предпрофильной подготовки и профильного обучения
Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной дея.